Система закаливающих мероприятий.
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Система закаливающих мероприятий
в старшей группе "Гномики"
План закаливающих мероприятий старшая группа.
1. Физкультурные занятия в зале + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
2. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин.
3. Чесночные «киндеры»
4. Аромотерапия (лук, чеснок)
5. Прогулки: утренняя; дневная; вечерняя
6. Оптимальный двигательный режим
7. Гимнастика после сна
8. Закаливание: рижский метод, ходьба босиком по дорожкам здоровья (на профилактику) плоскостопия
9. Обширное умывание.
Обширное умывание
Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.
Проводится после сна.
Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.
«Умывайка»
«Раз» обмоем кисть руки, — обмывает правой рукой левую кисть.
«Два» с другою повтори. — обмывает левой рукой правую кисть.
«Три» до локтя намочили, — мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.
«Четыре» — с другою повторили — мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.
«Пять» по шее провели, — мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.
«Шесть» смелее по груди. » — мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.
«Семь» лицо свое обмоем, — мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.
«Восемь» с рук усталость смоем — ополаскивает руки.
«Девять» воду отжимай — отжимает их, слегка стряхивая.
«Десять» сухо вытирай— вытирает руки насухо.
ИГРОВОЙ МАССАЖ
Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки
Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—3 раза в день.
«Поиграем с носиком»
1. Организационный момент
а) «Найди и покажи носик»
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
2. Основная часть
Игровые упражнения с носиком.
б) «Помоги носику собраться на прогулку»
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
в) «Носик гуляет»
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
г) «Носик балуется»
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
д) «Носик нюхает приятный запах»
Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
ж) «Погреем носик»
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.
3. Заключительный этап
з) «Носик возвращается домой»
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
— Подходи ко мне дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тете ___ покажи.
— Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
— Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
— Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
— Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
— Хорошо гулять в саду
И поет нос: «Ба-бо-бу».
— Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
— Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной ус-тойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»
1. Подготовительный этап
Дети растирают ладони до приятного тепла.
2. Основная часть
а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем —
растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца
другой руки.
б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.
в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их
друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к
груди. Пауза.
д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
3. Заключительный этап
Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают. Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:
Эй, ребята, все ко мне. Кто стоит там в стороне? А ну быстрей лови кураж И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми, Никого не обойду.
С ноготками поиграю, Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю», Плечи мягко разомну. Затем руки я помою, Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики, Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра, Отдыхает детвора.
Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных реф-лекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2—3 раза в день.
«Поиграем с ушками» 1. Организационный момент
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.
2. Основная часть
Упражнения с ушками.
а) «Найдем и покажем ушки»
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху) .
б) «Похлопаем ушками»
Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
в) «Потянем ушки»
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
г) «Погреем ушки»
Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.
3. Заключительный момент
Дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7—8 раз, для малышей достаточно 5—6 раз. Действия можно сопровождать стихами:
— Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
— Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
— Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
— А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
— А потом, а потом
Покрутили козелком.
— Ушко, кажется, замерзло,
Отогреть его так можно.
— Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
— А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на.
Система закаливающих мероприятий
Система закаливающих мероприятий осуществляемая в детском саду
Содержание | Возрастные группы | |||
| Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
1.1. Воздушно- температурный режим: | от +20 до + 22°С | от +20 до + 22°С | от +18 до + 20°С | от +18 до + 20°С |
| Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей | |||
Одностороннее проветривание | В холодное время проводится кратковременно (5-10 мин). Допускается снижение температуры на 1-2°С | |||
Сквозное проветривание (в отсутствии детей): | В холодное время проводится кратковременно (5-10 мин). Критерием прекращения проветривания является температура воздуха, сниженная до 16 °С. Проводится до возвращения детей за 20-30 мин. | |||
Утром перед приходом детей | К моменту прихода детей температура воздуха восстанавливается до нормальной. | |||
Перед возвращением детей с дневной прогулки | + 20°С | + 20°С | + 18°С | + 18°С |
Во время дневного сна, вечерней прогулки | В теплое время года проводится в течение всего периода отсутствия детей в помещении | |||
Прием детей на воздухе | ||||
Утренняя гимнастика | В летний период на улице. В холодное время года проводится ежедневно в зале, одежда облегченная | |||
НОД по физическому развитию | 2 раза в неделю в физкультурное занятие в зале при + 19 °С. Форма спортивная. Одно занятие круглогодично на воздухе до - 10°С | |||
Прогулка | Одежда и обувь соответствуют метеорологическим условиям. В холодное время года: | |||
| до - 15°С | до - 18°С | до - 20°С, при скорости ветра не более 15 м\с | |
Закаливание в процессе прогулки | Закаливание солнцем в весенне-летний период начинается с 5-6 мин. до 10 мин одномоментно (40 -50 мин. суммарно), остальное время прогулка в тени деревьев. | |||
| при неблагоприятных погодных условиях время сокращается на 30-40 мин. | |||
Дневной сон | Обеспечивается состояние теплового комфорта соответствием одежды, температуры | |||
| + 19°С | +19°С | + 19°С | + 19°С |
После дневного сна | В помещении температура на 1-2 градуса ниже нормы | |||
1.2. Водные процедуры: Гигиенические процедуры | Умывание, мытье рук до локтя водой комнатной температуры. Ополаскивание ног после летней прогулки. Игры с водой. |
Воспитатель: Чаквина Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система закаливающих мероприятий в ДОУ
Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению ил...
Система закаливающих мероприятий в детском саду
План закаливающих мероприятий для старшей группы ....
Система закаливающих мероприятий в ДОУ.
Консуоьиация для педагогов на тему " Система закаливающих мероприятий в ДОУ"...
Система закаливающих мероприятий в течение дня в доу
Система закаливающих мероприятий в доу в течение дня...
Система закаливающих мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ
Закаливающие мероприятия, как важная составляющая часть физической культуры, содействуют созданию привычек здорового образа жизни!...
Система закаливающих мероприятий
система...
система закаливающих мероприятий
Система закаливающих мероприятий...