Система закаливающих мероприятий.
методическая разработка (старшая группа)

Чаквина Любовь Викторовна

Укрепление здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakalivayushchie_meropriyatiya.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Система закаливающих мероприятий

в старшей группе "Гномики"

План закаливающих мероприятий старшая группа.

1. Физкультурные занятия в зале + динамический час на прогулке 1 раз в неделю

2. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин.

3. Чесночные «киндеры»

4. Аромотерапия (лук, чеснок)

5. Прогулки: утренняя; дневная; вечерняя

6. Оптимальный двигательный режим

7. Гимнастика после сна

8. Закаливание: рижский метод, ходьба босиком по дорожкам здоровья (на профилактику) плоскостопия

9. Обширное умывание.

Обширное умывание

Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.

Проводится после сна.

Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

«Умывайка»

«Раз» обмоем кисть руки, — обмывает правой рукой левую кисть.

«Два» с другою повтори. — обмывает левой рукой правую кисть.

«Три» до локтя намочили, — мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.

«Четыре» — с другою повторили — мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.

«Пять» по шее провели, — мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.

«Шесть» смелее по груди. » — мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.

«Семь» лицо свое обмоем, — мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.

«Восемь» с рук усталость смоем — ополаскивает руки.

«Девять» воду отжимай — отжимает их, слегка стряхивая.

«Десять» сухо вытирай— вытирает руки насухо.

ИГРОВОЙ МАССАЖ

Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки

Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—3 раза в день.

«Поиграем с носиком»

1. Организационный момент

а) «Найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

2. Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

б) «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

в) «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

г) «Носик балуется»

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

д) «Носик нюхает приятный запах»

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

ж) «Погреем носик»

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.

3. Заключительный этап

з) «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

— Подходи ко мне дружок,

И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди,

Тете ___ покажи.

— Надо носик очищать,

На прогулку собирать.

— Ротик ты свой закрывай,

Только с носиком гуляй.

— Вот так носик-баловник!

Он шалить у нас привык.

— Тише, тише, не спеши,

Ароматом подыши.

— Хорошо гулять в саду

И поет нос: «Ба-бо-бу».

— Надо носик нам погреть,

Его немного потереть.

— Нагулялся носик мой,

Возвращается домой.

Массаж рук

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной ус-тойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

1. Подготовительный этап

Дети растирают ладони до приятного тепла.

2. Основная часть

а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем —

растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца

другой руки.

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их

друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к

груди. Пауза.

д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

3. Заключительный этап

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают. Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:

Эй, ребята, все ко мне. Кто стоит там в стороне? А ну быстрей лови кураж И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми, Никого не обойду.

С ноготками поиграю, Друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю», Плечи мягко разомну. Затем руки я помою, Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики, Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра, Отдыхает детвора.

Массаж волшебных точек ушек

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных реф-лекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2—3 раза в день.

«Поиграем с ушками» 1. Организационный момент

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

2. Основная часть

Упражнения с ушками.

а) «Найдем и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху) .

б) «Похлопаем ушками»

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в) «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

г) «Погреем ушки»

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

3. Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7—8 раз, для малышей достаточно 5—6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

— Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

— Ушки ты свои найди

И скорей их покажи.

— Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

— А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не отвались!

— А потом, а потом

Покрутили козелком.

— Ушко, кажется, замерзло,

Отогреть его так можно.

— Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра.

— А раз кончилась игра,

Наступила ти-ши-на.

Система закаливающих мероприятий

 Система  закаливающих  мероприятий осуществляемая в детском саду

Содержание

Возрастные группы

 

Младшая  группа

Средняя  группа

Старшая  группа

Подготовительная  к школе  группа

1.1. Воздушно-

температурный  режим:

от +20 до + 22°С

от +20 до + 22°С

от +18 до + 20°С

от +18 до + 20°С

 

Обеспечивается    рациональное  сочетание  температуры  воздуха  и  одежды  детей

Одностороннее  проветривание

В   холодное  время  проводится  кратковременно (5-10 мин).

Допускается  снижение  температуры  на  1-2°С

Сквозное  проветривание   (в отсутствии  детей):

В   холодное  время  проводится  кратковременно (5-10 мин).

Критерием  прекращения проветривания является температура воздуха, сниженная  до 16 °С. Проводится до возвращения детей за 20-30 мин.

Утром  перед  приходом  детей

К  моменту  прихода  детей  температура  воздуха  восстанавливается  до  нормальной.

Перед  возвращением детей с дневной прогулки

+ 20°С

+ 20°С

+ 18°С

+ 18°С

Во время дневного сна,  вечерней  прогулки

В  теплое  время  года  проводится  в течение  всего  периода отсутствия  детей  в помещении

Прием  детей  на  воздухе

Утренняя  гимнастика

В  летний  период  на  улице.

В  холодное  время  года  проводится  ежедневно  в  зале,  одежда  облегченная

НОД по физическому развитию

2 раза в неделю  в   физкультурное  занятие  в  зале  при  + 19 °С. Форма спортивная.

Одно  занятие  круглогодично  на  воздухе  до  - 10°С

Прогулка

Одежда  и обувь  соответствуют  метеорологическим  условиям.  В  холодное  время  года:

 

до  - 15°С

до  - 18°С

до  - 20°С, при скорости  ветра не более 15 м\с

Закаливание в процессе прогулки

 Закаливание солнцем в весенне-летний период  начинается с 5-6 мин. до 10 мин одномоментно (40 -50 мин. суммарно), остальное время прогулка в тени деревьев.

 

при  неблагоприятных  погодных  условиях  время  сокращается  на 30-40 мин.

Дневной  сон

Обеспечивается  состояние  теплового  комфорта  соответствием  одежды,  температуры

 

+ 19°С

+19°С

+ 19°С

+ 19°С

После дневного  сна

В  помещении  температура  на 1-2 градуса  ниже  нормы

1.2. Водные  процедуры:

Гигиенические  процедуры

Умывание, 

мытье рук до локтя водой комнатной  температуры. Ополаскивание ног после летней прогулки. Игры с водой.

Воспитатель: Чаквина Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система закаливающих мероприятий в ДОУ

Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению ил...

Система закаливающих мероприятий в детском саду

План закаливающих мероприятий для старшей группы ....

Система закаливающих мероприятий в ДОУ.

Консуоьиация для педагогов на тему " Система закаливающих мероприятий в ДОУ"...

Система закаливающих мероприятий в течение дня в доу

Система закаливающих мероприятий в доу  в течение дня...

Система закаливающих мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ

Закаливающие мероприятия, как важная составляющая часть физической культуры, содействуют созданию привычек здорового образа жизни!...

система закаливающих мероприятий

Система закаливающих мероприятий...