Система закаливающих мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Горбунова Анастасия Владимировна

Закаливающие мероприятия, как важная составляющая часть физической культуры, содействуют созданию привычек здорового образа жизни!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

       Система закаливающих мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ 

Горбунова А.В., воспитатель МБДОУ «ЦРР детский сад «Сказка», г.Абакан, Респ.Хакасия.

          «Береги здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения. Создание здорового образа жизни для детей в детском саду – первооснова его полноценного развития и воспитания. Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким  и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

            Закаливающие мероприятия, как важная составляющая часть физической культуры, содействуют созданию привычек здорового образа жизни. Мы разработали систему закаливания, предусматривающую разнообразные формы и методы, а также изменения в связи со временем года, возрастом и индивидуальными особенностями здоровья детей. Это обеспечивает постепенное увеличение мер воздействия. При закаливании руководствуемся определенными принципами, к числу которых относятся: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка.

            Система закаливания основана на воздействии на организм ребенка природных факторов: воздуха, воды, солнечных лучей и рефлекторные способности организма. Опыт работы по оздоровлению  детей показал, что наиболее эффективными являются следующие методы закаливания.

          «Рижский»  метод закаливания. Название метода пришло из Прибалтики, где было замечено, что дети бегающие босиком по прохладной воде и песку, практически не болеют простудными заболеваниями. Метод давно и широко применяется в дошкольных учреждениях, имеет несколько вариантов.

           В нашей группе для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна (мешковина, дерюга) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной температуры. Другая – в чистой воде такой же температуры. Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: «соленая» дорожка,  дорожка, смоченная обычной водой, и сухая. Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение можно повторить 2-3 раза и совместить его с хождением по ребристой доске или по «дорожке  здоровья». «Дорожка здоровья»  представляет собой полоску из  легкостирающейся  ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетеные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать коврик для ванной типа «травка». Подобные дорожки используются для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов,  находящихся на стопе ребенка. Именно поэтому на уличной спортивной площадке  нашего дошкольного учреждения была оборудована «Тропа здоровья», которая представляет собой строение из деревянных ячеек, в каждой ячейке  различный  природный материал ( камни, пеньки, пробки, коврик «травка» и пр.)  используется «Тропа здоровья» в теплое время года.  Согласно расписания, все группы детей ходят по ней.

             Обширное умывание.  Обтирание производится смоченной в воде рукавичкой, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать. После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легкими массирующими движениями, а  массаж всегда делают от периферии к центру, в следующей последовательности: на счет «1» растираем грудь круговыми движениями по часовой стрелке; на счет «2» - кисти рук обтираем до плеча снизу вверх; на счет «3» - растираем ноги в направлении от стопы до колена; на счет «4» - одновременно обеими руками обтираем шею в направлении от затылка к подбородку; на счет «5» - обтираем лицо и уши. По окончанию влажного обтирания тело ребенка растирается сухим полотенцем до легкого покраснения. В начале обучения данной закаливающей процедуре детям помогают взрослые (воспитатель, помощник воспитателя).  Далее все эти этапы дети выполняют самостоятельно.

            Хождение босиком. Технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком при температуре пола не ниже +18 градусов. Вначале это осуществляется в носках в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста.

           Контрастные воздушные ванны в сочетании с «рижским» методом. Процедура проходит после дневного сна: начинается в 15.00, длится 12-13 минут и имеет характер перебежек из «холодной» комнаты в «теплую» с обязательным музыкальным сопровождением. Данная методика заключается в следующих процедурах. Во время сна детей в спальном помещении открываются окна, и температура воздуха доводится до +13-14 градусов. После пробуждения дети выполняют физические упражнения. Затем следует перебежка в групповую комнату, где температура  воздуха достигает +21-24 градуса. Деятельность детей в «теплой» комнате заключается в следующем:

  • ходьба по коврику, смоченному в солевом растворе;
  • ходьба по дорожке, смоченной в чистой воде;
  • ходьба по сухой дорожке;
  • ходьба по «дорожке здоровья».

       Темп прохождения по дорожкам обычный, а с течением времени темп можно наращивать. Затем дети перемещаются в «холодную» комнату, где  под руководством воспитателя выполняют физические упражнения, танцевальные элементы, играют  подвижные игры. В теплом помещении следует придерживаться умеренного темпа в выполнении упражнений, чтобы предупредить перегревание детей. Количество перемещений из одной комнаты в другую должно быть не менее 6 раз пребыванием в каждой по 1-1,5 минуты. Вся процедура заканчивается перебежкой из «теплой» комнаты в «холодную», где под руководством воспитателя проводятся дыхательные упражнения. Детям, переболевшим ОРЗ, закаливание проводят в течение одной недели в половинном объеме указанного времени. Солевой коврик этим  детям временно противопоказан на одну неделю. При сочетании воздушного контрастного закаливания с «рижским» методом и «дорожкой здоровья» помимо эффекта закаливания осуществляется массаж и контрастное солевое закаливание стоп, профилактика плоскостопия и нарушения осанки. В целом, данная методика входит в неспецифическую профилактику респираторных заболеваний и направлена на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

        Полоскание полости рта. Проводится кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи. Является превосходным средством, предупреждающим заболевания зубов и слизистых полости рта. Детей с 4-5 лет и старше можно приучать к полосканию горла. Ежедневное полоскание горла утром после сна и вечером перед сном чистой кипяченой водой комнатной температуры  является весьма эффективным средством предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов. На каждое полоскание используют примерно ½ стакана воды, причем «бульканье» воды в горле должно продолжаться как можно дольше, для чего перед тем/ как взять в рот воду, делают глубокий вдох и, запрокинув голову, чтобы сода стекла в область глотки, производят очень медленный и продолжительный выдох через рот. Для контроля удобнее тянуть голосом «а-а-а-а».

          Особое внимание в системе физического воспитания следует уделять проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Подобные мероприятия содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и здоровьем детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система закаливающих мероприятий в ДОУ

Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению ил...

" Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей дошкольного возраста "

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обес...

Система закаливающих мероприятий в детском саду

План закаливающих мероприятий для старшей группы ....

«Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ»

Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,...

Система закаливающих мероприятий в ДОУ.

Консуоьиация для педагогов на тему " Система закаливающих мероприятий в ДОУ"...

Консультация для воспитателей: «Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ»

Консультация для воспитателей «Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ»...

Система закаливающих мероприятий для детей среднего возраста (4-5лет)

Известно, что здоровье человека определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, пси...