Программа по основам безопасности жизнедеятельности "Азбука безопасности"
рабочая программа (старшая группа)
Формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_osnovy_bezopasnosti.docx | 84.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Муравленко
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СНЕЖИНКА»
(МБДОУ «ДС «Снежинка»)
1. Содержание
№ | Наименование | Страницы |
1 | Содержание | 2 |
2 | Паспорт программы | 3 |
3 | Пояснительная записка | 5 |
3.1 | Цели и задачи программы | 6 |
3.2 | Планируемые результаты | 7 |
3.3 | Объем образовательной нагрузки | 10 |
4 | Содержание программы "Азбука безопапсности" | 11 |
5 | Организационно педагогические условия | 20 |
5.1 | Учебный план | 20 |
5.2 | Расписание занятий | 20 |
5.3 | Программно-методическое обеспечение | 21 |
5.4 | Материально-техническое обеспечение | 22 |
6 | Педагогическая диагностика | 23 |
7 | Список литературы | 27 |
2.Паспорт программы
Наименование программы | Программа ДОУ для проведения занятийпо основам безопасности жизнедеятельности "Азбука безопасности" |
Основания для разработки программы |
|
Заказчики программы | МБДОУ «ДС «Снежинка», родители (законные представители) |
Создатель программы | Воспитатель Сафина Э.Р. |
Цель программы | формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру . |
Задачи программы |
|
3.Пояснительная записка
В настоящее время наличие потенциальных источников возникновения различных опасных ситуаций, связанных с социально-экономическим развитием деятельности человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др.), антропогенные изменения в природе, являющиеся причиной возникновения глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др.) и, как следствие, ухудшение состояния здоровья детей вызывают необходимость овладения и усвоения ребенком достаточно сложных для его возраста знаний, общего понимания целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
С целью формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, разработана программа «Азбука безопасности». Создание программы также вызвано потребностью методического обеспечения курса социализации в системе дошкольного образования и необходимостью решения проблем воспитания детей новыми средствами, а также повышения качества и значимости дополнительного образования.
Особенностью программы является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Здоровье», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие», что прослеживается в содержании занятий ДОУ и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа разработана на основе образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «ДС «Снежинка», утверждена приказом заведующего от 29.08.2014 №104, программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б., включающим разделы авторов: «Ребенок и другие люди» «Ребенок на улице»; «Ребенок дома»; «Здоровье ребенка»; «Ребенок и природа»; «Эмоциональное благополучие ребенка».
Срок реализации программы - 2 года и предполагает проведение цикла занятий с детьми 5-7 лет в рамках дополнительной образовательной услуги «Азбука безопасности»».
3.1 Цели и задачи
Цель программы: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру.
Задачи:
- Формировать представления и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания.
- Формировать целостную картину мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы.
- Формировать первичные представления о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений с взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания.
- Формировать первичные ценностные представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.
- Развивать у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек - часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды.
- Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания.
- Выработать у дошкольников нормы поведения, уверенность в себе.
Особенностью программы является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Здоровье», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие», что прослеживается в содержании занятий ДОУ и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
3.2 Планируемые результаты
В результате освоения программы воспитанники будут иметь представления:
- о несовпадении приятной внешности и добрых намерений человека;
- об опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьми;
- о нормах поведения при общении с другими дети, в том числе подростками;
- о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;
- о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;
- о правилах безопасного поведения на улице;
-о местах на улице, где позволительно играть;
- о правилах обращения с предметами, несущими в себе опасность;
- о ценности здоровой пищи;
- о роли лекарств и витаминов;
- о пользе овощей и фруктов;
- о значении крови для живых существ;
- о способах решения конфликтов и ссор между детьми;
- о допущении здоровой дозы страха в реально опасных ситуациях.
-о необходимости следить за своей внешностью.
знать:
- домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;
- телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части;
-правила пользования телефоном;
- правила поведения в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого;
- строение человеческого тела и его внутреннее строение;
- правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;
- дорожные знаки для водителей и пешеходов;
- разные виды транспорта;
- разные способы проявления заботы о здоровье окружающих.
-какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.
-какие опасности встречаются в природе.
уметь:
-применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
-планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;
-различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);
-ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;
-устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе;
-бережно относиться к своему здоровью.
Определяя основное содержание и направление развития детей, программа оставляет за педагогами право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. При этом основным ориентиром должен стать жизненный опыт детей, особенности их поведения, предпочтения. Материал на эти темы дается детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных связей.
3.3 Объем образовательной нагрузки
Сроки реализации – 2 года.
Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с возрастными возможностями детей.
Программа рассчитана на два занятия в неделю, продолжительностью:
1 занятие -25 минут (для детей 6го года жизни)
1 занятие – 30 минут (для детей 7го года жизни)
В занятиях участвует подгруппа детей до 12 человек
Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.
4. Содержание программы
сентябрь
Тема | Формы работы с детьми | |
1.Педагогическая диагностика | 1-2 неделя | |
2. «Наша улица» | Беседы о правилах перехода улицы, рассматривание картин с изображением улиц города, практическое упражнение на магнитной доске «Наша улица», с/р игра «Больница», изготовление макета улицы Дружбы народов. | |
3.Как появились правила дорожного движения | Беседы с детьми об истории правил дорожного движения, объяснить, почему необходимо их выполнять. | |
4.В гостях у бабушки Загадушки | Отгадывание загадок по ПДД, ребусов, решение задач, головоломок. | |
Работа с родителями | Выступление на родительском собрании. Информация на стенде, в папках передвижках. | |
октябрь | ||
1. «Когда мы пассажиры» | Макет, иллюстрации, светофор, модели автомобилей | |
2. «Мы-пешеходы» | Чтение детям худ. литературы, рассматривание иллюстраций с дорожными ситуациями, изучение проблем , выводы. | |
3. Конкурс чтецов | Заучивание стихов, частушек по ПДД | |
4-5.Дорожные знаки | Занятия по развитию речи: составление рассказа о дорожных ситуациях, беседа о дорожных знаках: «Скользкая дорога», «Опасная дорога», «Въезд запрещен»; наблюдение за транспортом; решение кроссворда «Азбука дороги»; подвижные игры; подготовка к спектаклю «Происшествие в лесу» (для показа малышам) | |
6. Экскурсия в городок безопасности | Сюжетно-ролевые, дидактические , настольно-печатные игры, катание на педальном транспорте с соблюдение правил дорожного движения. | |
7-8. «Дорожная мастерская» | Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, для игр с ролеыми полями (машинки, знаки, дома, ) | |
Работа с родителями | Информация на стенде, в папках передвижках, консультация « Если ребенок в автомобиле» |
Ноябрь
1.Огонь – друг, огонь - враг! | Беседа о пользе и опасности огня с использованием наглядного материала. Разбор конкретных ситуации. Загадывание загадок (электрические приборы, спички и лр.) |
2. Осторожно, огонь! | Творческое задание: «Дорисуй ситуацию», обсуждение, по какой причине, по их мнению, произошел пожар. |
3. Электроприборы дома | Загадывание загадок об опасных предметах быта. Д/и. «Раз, два, три, что может быть опасно - найди» «Так и не так» |
4.Правила пожарной безопасности | Игровая ситуация: алгоритм поведения при пожаре. Опытническая деятельность: горящая бумага. |
5.Укротители огня | Беседа о профессии пожарных. |
6.Есле дома начался пожар | Моделирование ситуации: тушение возгорания Творческое задание: «Нарисуй, какой пожар тушит пожарный» |
7. Это должен знать каждый (нужные телефоны). | Ознакомление с номером телефона «01», по которому надо звонить в случае пожара. Игра «Пожарные на учении». |
8. «Мастерим сами» | Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, для игр с ролевыми полями |
Работа с родителями | Консультация « Родители-пример для ребенка на дороге» |
Декабрь
1.Как я устроен?» | Беседа с рассматриванием плаката «Что внутри меня?». Д/и «О какой части тела говорю?» Решение головоломки: что общего в людях. |
2-3. Что такое кровь? Зачем она нам нужна?» | Беседа о кровеносной системе человека и значении крови с рассматриванием плаката «Кровообращение». «Из чего состоит кровь?», «Что происходит с кровью, когда мы поранились?» (практическая деятельность с выкладыванием разноцветных фишек). |
4. «Почему заболели ребята?» | Беседа на материале жизненного опыта детей, обмен опытом: рассказать друг другу, что они знают о болезнях. Беседа о профессии врача, беседа на материале сказки К. Чуковского «Айболит». Творческое задание: поиск опасных ситуаций для здоровья (использовать картинки). |
5. «Витамины в жизни человека» | Беседа на основе жизненного опыта детей о полезных и вредных продуктах. Разучивание стихотворения: Л. Зильберга «Никогда не унываю, И улыбка на лице, Потому что принимаю Витамины А, В, С». Д.и. «Дары природы» «Узнай и назови» |
6 «Если хочешь быть здоров» | Чтение отрывков из художественной литературы: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», К. Чуковский «Мойдодыр», С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала». Заучивание поговорки: «От простой воды и мыла у микробов тают силы». Подвижная игра «Два мороза». Развивающая игра «Сравни картинки». |
7-8.»Книжка-малышка» | Создание книжки- малышки из рисунков детей с использованием аппликаций, коллажа. |
Работа с родителями | Выставка рисунков детей « Будь здоров!»; |
Январь
1-2.«Личная гигиена» | Обсуждение ситуаций на примере иллюстраций ОБЖ. Беседа на материале произведения А. Барто «Девочка чумазая» Загадка о зеркале. Беседа о его назначении. Игра «Зеркальце, скажи!» Игра «Узнай по описанию» (узнавание друзей по описанию внешности) Игра – драматизация по сказке К. Чуковского «Мойдодыр» |
3-4«Здоровая пища» | Создание проблемной ситуации: «Глазами ребенка» Беседа на примере жизненного опыта детей. Творческое задание: «Вырежи продукты питания» Ситуационно – имитационное моделирование: «Разнообразное меню», обсуждение. Загадывание загадок о полезных продуктах Чтение: «Ю. Тувим «Овощи». Игра: «Овощи – фрукты» Настольный театр: «Накроем на стол» |
5-6.«Забота о здоровье окружающих» | Беседа «Какие болезни вы знаете? Причины болезней». Рассказ педагога о том, как возникают хронические болезни. Беседа «Как помочь больному?» (инвалиду, пожилому человеку)..Моделирование ситуации: «Поможем заболевшей кукле» |
7-8. Мастерская Самоделкина | Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, для игр с ролевыми полями, дидактические игры |
Работа с родителями | Выпуск газеты для родителей «Безопасность» |
Февраль
1-2. «Внешность человека может быть обманчива» | Беседа на материале жизненного опыта детей (дядя с бородой, хорошо одетые, симпатичные молодые люди). Беседа на материале сказок («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - мачеха с отравленным яблоком; «Золушка»; Чудище в «Аленьком цветочке»). Проигрывание и обсуждение ситуаций (взрослый уговаривает ребенка пойти с ним, обещает конфетку, игрушку, сообщая, что действует по просьбе родителей; открывает дверцу машины и предлагает покататься). |
3-4.Ситуация насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого | Рассматривание и обсуждение возможных ситуаций насильственного поведения незнакомого взрослого, который на улице хватает ребенка за руку и куда – то тащит; заталкивает в машину и хочет увезти. Просматривание отрывка из мультфильма «Ну, погоди» (волк посадил зайца в мешок и хотел его унести). Беседа на материале просмотренного мультфильма, материале сказок «Гуси – лебеди», «Петушок – золотой гребешок» |
5-6.Ребенок и его старшие приятели» | Беседа на материале иллюстраций журналов «Безопасность». Работа с рабочей тетрадью: «Соедини: опасная ситуация – следствие» Обсуждение: почему это произошло. Придумывание рассказов со счастливым случаем. Игра «Можно-нельзя». |
7-8.« Встреча с незнакомцем» | Моделирование ситуации: «Один дома» Д. и «Найди опасность», «Знакомый свой, чужой».Выполнение цикла заданий на тему «Раскрась спрятанную фигуру»Беседа на материале иллюстраций (в данном случае милиционер оказался не настоящим - это переодетый бандит, а у переодетого почтальона в сумке – пистолет). Тренинг: «Один дома» |
Работа с родителями | Консультация: «Прививаем детям навыки безопасного поведения !» |
Март
1.Правила оказания первой помощи | Создание проблемной ситуации: «Бабушке (маме и.т.д. плохо) Анализ заданной ситуации. Тренинг: «Вызываем скорую помощь» Ситуационно – имитационное моделирование: «О |
2. Конфликты между детьми | «Что такое конфликт?» (примеры из жизненного опыта). Беседа о способах решения конфликтных ситуаций. Не силовые способы выхода из конфликтных ситуаций, разработка стратегии. Приемы профилактики конфликтов и ссор. Мимические упражнения. Моделирование ситуации: «Я тоже хочу такую же игрушку» |
3. «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице» | Беседа на основе жизненного опыта детей. Ситуации, подобранные из литературных сюжетов. Разыгрывание тематических сценок. Тренинг: «К кому следует обратиться за помощью?». «Назови свой адрес и номер телефона». |
4. Игры во дворе | Беседа: «Мои любимые игры». Обсуждение возможных опасных ситуаций. «Как их избежать?». Игра «Можно - нельзя» Тренинг: «Игры во дворе» |
5. Опасные предметы. | Загадывание загадок об опасных предметах быта. Д.и. «Раз, два, три, что может быть опасно - найди» « Так и не так» Обсуждение ситуаций на материале жизненного опыта детей. Игра с использованием мяча: «Закончи фразу» |
6. Балкон, открытое окно и др. бытовые опасности ( пожароопасные предметы, лекарства, алкоголь и др.) | Отгадывание загадок о предметах, требующих осторожного обращения. Игра «Закончи правильно фразу». Обсуждение ситуаций из личного опыта детей. Рассматривание иллюстраций альбома, их обсуждение. Выведение правил обращения с источниками опасности в доме. |
7-8.Викторина «Что, где, когда» | |
Работа с родителями | Акция «Родитель! Сохрани мне жизнь!» |
Апрель
1-2.Контакты с животными» | Беседа на материале жизненного опыта детей. Анализ заданных ситуаций. Сочинение историй по каждому проанализированному сюжету. .Моделирование ситуации с неправильным поведением ребенка с животным и его последствием. Творческая работа: « Раскрась животных», «Найди неправильное поведение и его последствия» |
3-4.Съедобные ягоды и ядовитые растения» | Рассматривание плакатов: «Съедобные ягоды», «Ядовитые растения» Игра: «Найди ответ на картинке» Беседа на материале личного опыта детей. Работа с рабочей тетрадью: раскрашивание по образцу. Игра: «Съедобные – несъедобные ягоды» Настольная игра: «Сбор грибов и ягод» |
5-6.Съедобные и несъедобные грибы» | Рассматривание плаката: «Съедобные и несъедобные грибы». Художественное творчество: раскрашивание грибов, ориентируясь на образец. Загадки: «Вы – мне, я – вам» Дидактическая игра: «Сварим суп из грибов» (моделирование) Сказка: «Война грибов» Правила грибников. |
7-8.Будь природе другом | Экспериментирование: «Зачем нужен воздух» Моделирование «веселой» и «грустной» полянки» Работа с рабочей тетрадью: «Разбор конкретных ситуаций» Чтение А. Барто «Весенняя прогулка» Творческое задание: «Восстановим ситуацию» Изготовление макета лесной полянки. |
Работа с родителями | Совместная выставка рисунков детей и родителей «Правила поведения в лесу»; |
Май
1.«Режим дня» | Решение проблемных ситуаций. Сочинение историй с описанием личных прогулок. Моделирование режима дня с помощью картинок, часов, магнитных фигурок детей и.т.д. Дидактическая игра: «Правильный – не правильный режим». Сочинение детей: «Как лучше построить режим» |
2.Просмотр мультфильмов по ПДД, ПБ | Обсуждение после просмотра, рисование понравившихся героев фильма. |
3.Игры в Городке безопасности (на участке д/сада) | Сюжетно-ролевые игры, настольные игры, подвижные игры, катание на велосипедах, самокатах, игры с малышами |
4-5. Беседа-диалог | Беседы с детьми с использованием: настольно-печатных иго, карт – схем, макетов транспортных средств. |
Педагогическая диагностика | 1-2 недели |
Работа с родителями | Памятка будущему пешеходу - первокласснику Участие совместно с детьми в мероприятии. Рекомендации по проведению летнего отдыха детей. |
5. Организационно-педагогические условия
5.1 Учебный план
Ребёнок и другие люди | 12 |
Ребенок и природа | 12 |
Ребенок дома | 12 |
Здоровье ребенка | 10 |
Пожарная безопасность | 10 |
Ребенок на улице | 8 |
Педагогическое обследование (сентябрь, май) | 8 |
Итого: | 72 |
5.2 Расписание занятий
Дни недели | Сафина Э.Р. |
Вторник | 16.00-16.20 |
Четверг | 16.00-16.20 |
5.3. Программно - методическое обеспечение
Наименование услуги | Наименование программы | Программа, на основе которой разработана, утверждена и рекомендована |
«Азбука безопасности» | Программа ДОУ по формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни «Азбука безопасности» | Услуга предоставляется по программе «Азбука безопасности».Программа разработана на основе программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б. |
5.4 Материально-техническое обеспечение
Организация работы кружка осуществляется в специальном кабинете
Кабинет оснащен современным оборудованием (антибликовая доска, проектор, компьютер, магнитофон).
Также используются:
- различные пособия, демонстрационный материал (плакаты, дорожные знаки, модели разных видов транспорта, детские коляски, куклы, атрибуты для игр по правилам уличного движения, макеты перекрестка, домов и улиц);
- настольно-печатные игры по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, воспитанию ЗОЖ по ПБ («Осторожно, огонь!», «Незнайка на улице», «Дорожные знаки», «Зеленый светофор»);
- дидактические игры по всем разделам познавательного направления, демонстрационный, методический материал (альбомы на разные темы, иллюстрации, наборы игрушек, серии картинок или открыток, разнообразные коллекции, макеты и др.), подборки книг, познавательных детских энциклопедий, видеофильмов, слайдов;
- стационарное место для продуктивной деятельности дошкольника – детский стол и стул;
- правильное освещение;
- магнитофон;
- компьютер;
- Антибликовая доска.
6. Педагогическая диагностика
результатов освоения программыДОУ «Азбука безопасности»
Карта педагогического обследования детей 5- 7лет
Группа ___________________ Дата обследования _______________ Воспитатели: ___________________________
№ | Ф.И. ребенка | Ребёнок и другие люди | Ребенок и природа | Ребенок дома | Здоровье ребенка | Пожарная безопасность | Ребенок на улице | Общий балл | Уровень |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 | |||||||||
16 | |||||||||
17 | |||||||||
18 | |||||||||
19 | |||||||||
20 | |||||||||
21 | |||||||||
22 | |||||||||
23 | |||||||||
24 | |||||||||
Итого: |
Всего обследовано:_____
Критерии:
3 балла – ребенок справился с заданием самостоятельно, правильно ответил на вопросы;
2 балла – ребенок справился с заданием с помощью взрослого;
1 балл - ребенок не справился с заданием.
Результаты:
высокий уровень – 3 балла
средний уровень – 2 балла
низкий уровень -- 1 балл
Критерии оценки усвоения результатов освоения программы ДОУ «Азбука безопасности»
Критерии | Инструментарий | Методика проведения |
-Знает и называет причины возникновения пожара (4-5). -Владеет знаниями о профессии пожарного. -Знает и называет первичные средства тушения пожара (вода, песок). | Плакаты, сюжетные картинки на данную тему. Иллюстрации с изображением пожарного. Предметные картинки | Рассматривание и обсуждение картинок «Будь осторожен», «Правила безопасного поведения при пожаре» Вопросы: Кто изображен на картинке? Кто такие пожарные? Во что одеты пожарные? Проблемная ситуация: «Помоги мишке потушить пожар» |
-Знает правила дорожного движения (устройство проезжей части, «зебра» и дорожные знаки для пешеходов и родителей, правила езды на велосипеде, правила поведения в транспорте); -Выполняет требования сигналов светофора (красный, желтый, зеленый). -Знает о работе ГИБДД; -Знает виды транспорта и их назначение; -Знает как вести себя, если потерялся на улице. | Дорожная карта, модель машины и светофора, фигурки людей, дидактическая игра; атрибуты к игре, модель улицы с перекрестком; картинки с видами транспорта. | -Моделирование различных ситуаций на дорожной карте. Воспитатель просит ребенка помочь герою перейти дорогу. Где можно переходить дорогу пешеходам? Почему? На какой сигнал светофора? А здесь светофора нет, как же перейти дорогу? К кому надо обратиться, если ты потерялся на улице? Назови свой адрес. - Дидактическая игра «Азбука безопасности». - Подвижная игра «Светофор» - Подвижная игра «Автомобили» |
Знает и называет предметы, требующие осторожного обращения (режущие, колющие предметы, горячая еда ит.д). Объясняет и знает, почему нельзя самостоятельно пользоваться электроприборами | Предметные картинки с изображением опасных предметов (нож, ножницы, чайник, иголка и т.д) Демонстрационный и раздаточный материал | Игра «Найди опасные предметы» Дидактическая игра: «Я не растяпа», «Ай обжегся» авт. И. Соковня |
-Знает правила общения с незнакомыми людьми, с подростками; -Знает, как себя вести, если «чужой» приходит в дом | Сюжетные картинки из серии: «Я учусь охранять свою жизнь и здоровье» | Вопросы: Если ты дома один, а в дверь звонят, ты откроешь дверь? Если тебя позвал незнакомый человек прокатиться на машине, ты поедешь с ним? Что ты ответишь, если тебя хотят втянуть в опасную ситуацию?(разжечь костер, забраться на чердак, «поэкспериментировать» с лекарствами и т.д.) |
-Адекватно оценивает культурно- гигиенические навыки сверстников и свои. -Знает правила личной гигиены. -Знает о значении заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, и о взаимосвязи благополучия организма и питания. | Кукла, предметы личной гигиены. Сюжетные картинки. Кукла Айболит. | Игровая ситуация «Научим девочку чумазую следить за своим телом» Вопросы: Назови предметы, которые тебе понадобятся для умывания? Как часто нужно мыться? Как часто нужно чистить зубы? Т.д. Вопросы: Кого мы называем здоровым? У нас есть в группе такие дети? А ты заботишься о своем здоровье? Д/и «Что полезно, а что вредно» |
-Знает первичные представления об основных источниках опасности в природе (незнакомые животные, растения, гроза, мороз, водоемы) -Знает некоторые правила безопасного для себя и для природы поведения (не подходить без взрослого к животному, не трогать его руками, не ходить по клумбам, газонам, не рвать цветы, листья, не ломать ветки деревьев, не распугивать птиц, не засорять водоемы и почву, не бросать мусор, заливать место костра водой перед уходом, закрывать кран с водой после использования, выключать свет, если уходишь из помещения .) | Демонстрационный и раздаточный материал; карандаши, листы бумаги. | Дидактическая игра «Можно-нельзя»; Обсуждение по наглядным пособиям: почему одна поляна «грустная», а вторая «веселая»? Работа с плакатом «Правила безопасности» «Съедобное – несъедобное». Игровое упражнение «Знакомство» Беседа на темы: «Кто такие друзья?». «Мой лучший друг» Чтение Н.Калинина «О хороших товарищах» |
7.Список литературы.
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность». – С.П., 2002.
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность». Рабочая тетрадь – 1, 2, 3, 4. – С.П. 2002 – 2003.
- Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.,2000.
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы». – М.,2011.
- Горбунова Н.А. «ОБЖ». – В., 2002.
- Интернет – ресурсы.
- Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников». – М.,2009.
- Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика для детей 3 – 7 лет». – М.,2009.
- Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора». М.,2009.
10.Усачев А.А., Березин А.И. «Школа безопасности». – М., 1999.
11. Шарова О.Г. Основы пожаро безопасного поведения. – СПб.,1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБЖ (ОСНОВА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ) «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ»
ЗАНЯТИЕ ПО ОСНОВЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ( для детей 6 - 7 лет, подготовительная к школе группа) С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России, а вместе с этим увеличиваетс...
Консультация для родителей Основы Безопасности Жизнедеятельности."Безопасность в доме"
Что должен знать каждый ребенок об опасностях....
Программа по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Островок безопасности»
Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безо...
Программа по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста "Азбука Безопасности"
Цель программы: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру....
Выступление для педагогов по ПДД: "Реализация программы по основам безопасности детей дошкольного возраста."
Выступление для педагогов по ПДД: "Реализация программы по основам безопасности детей дошкольного возраста."...
Презентация:Реализация программы по основам безопасности детей дошкольного возраста.
Презентация:Реализация программы по основам безопасности детей дошкольного возраста....
"Как ребятам не попасть злому волку прямо в пасть" Познавательно - игровая программа по основам безопасности жизнедеятельности для старших дошкольников.
Цель: в игровой форме научить ребят основам безопасности:Как себя вести, если ты один дома;Что нужно знать о пожароопасных предметах;Куда обращаться за помощью, если вдруг случилась беда.Звучит весела...