Двигательная активность детей дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)

Акишева Екатерина Вячеславовна

Наше кредо заменить понятие занятие на игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvigatelnaya_aktivnost_detey_rannego_vozrasta.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

У детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям. Каждое новое движение для ребенка загадка, которую он непременно хочет разгадать, то есть проделать. Исследовательский рефлекс в области движений проявляется у маленьких детей с особой силой.

Задача всех педагогов в детском саду – поддерживать и закреплять этот естественный интерес к движениям, организовывать жизнь малышей так, чтобы они имели возможность двигаться по потребности, чтобы упражнения в движениях способствовали не только их физическому, но и умственному, нравственному, эстетическому, эмоциональному развитию.

Физкультурно-оздоровительная работа планируется в соответствии с уровнем развития двигательных умений и навыков данной возрастной группы.

Наше кредо – как можно чаще заменять слово «занятие» на «игру». А игру в движении сочетать с познавательным интересом малышей.

Педагоги, работающие с детьми должны быть знающими, творческими, эмоциональными людьми, ведь эмоции побуждают ребятишек к движениям.

Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших ребят в детстве. Тем легче им будет приспособиться к новым социальным условиям.

Главное – вырастить и воспитать здорового, умного, веселого ребенка.


                                                Двигаясь, ребенок познает окружающий

                                                       мир, учиться любить его и целенаправленно

                             действовать в нем. Движения – первые истоки

                                                 смелости, выносливости, решительности ребенка.

В. Шишкина

Только что родившийся человек обладает обширным «ассортиментом» движений, доставшихся ему по наследству от далеких предков. Правда, это скорее зачатки двигательных актов. Все, чему мы обучаем ребенка, формируется на базе заложенного природой. «Невостребованные» способности не развиваются. Если природные задатки новорожденного к чрезвычайно разнообразным, но хаотичным движениям не упорядочить, т он вырастит неуклюжим, слабо координированным человеком.

Движение – главное условие нормального роста и развития организма. Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью. Полное удовлетворение потребности в движении особенно важно в раннем дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым.

Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами.

Движение – это эффективное лечебное средство.

По мнению психологов, маленький ребенок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук. Перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг. Тем интенсивнее интеллектуальное становление. Сила, ловкость, быстрота, скоординированность – показатели правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движений более всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей младшего возраста. Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания. Еще в давние времена «урок здоровья» стоял на первом месте, ведь движение и ребенок – понятия неразрывные.

Движение и игра для малышей не только жизненная необходимость – это сама жизнь. И самой правильной формой воспитания детей является игра. В своей работе мы используем игровую форму проведения занятий. Досугов, гимнастику пробуждения и т.д.


          У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять.

                                 Надо не только дать ему время поиграть, но пропитать этой     игрой всю его жизнь.

А. Макаренко

Играть с ребенком надо с первой минуты появления его в детском саду и до того торжественного момента, когда ДОУ выпускает своего питомца в школьную жизнь. Игра… Более эффективного метода в педагогике пока не придумано, особенно это касается самых маленьких.

Замечено, что если ребенок много двигается. Он быстрее и легче привыкает к новой обстановке. Малыши охотнее идут в группу, мгновенно перестают плакать, если воспитатель умеет переключить их внимание на активную двигательную деятельность, да еще и с интересной игрушкой. Игрушек такого рода в группе и в физкультурном зале должно быть достаточно. Приносим в группу новые игрушки – учим детей разнообразным движениям с ними.

Кроме того, можно придумать множество движений и в играх с образными игрушками. Например, усадив на стульчик кукол, дети показывают им, дети показывают им, как правильно подлезать под скамейку, и вот обычное движение превращается в забавную игру. А главное в этом – то, что ребята многократно самостоятельно повторяют движения, внося в них что-то новое.

Стараемся значительно разнообразить и в играх с использованием физкультурных пособий. Наиболее доступные для маленьких детей мяч, обруч, скакалка. Сначала действия с ними предельно просты и не носят специфического характера – дети обыгрывают их. Затем в детские игры входят более сложные физкультурные пособия: скамейки, лестницы, кубы, ящики и другие.

Движения являются одним из средств общения маленьких детей. Сначала воспитатель в группе и инструктор по физическому воспитанию учат каждого ребенка выполнять движения самостоятельно, действовать рядом с другими, не мешая ни кому. Одновременно ищем возможности объединение в совместной деятельности сначала двоих, а затем и нескольких детей. В играх с движениями сделать это значительно проще, чем в любой другой деятельности. Совместные движения приносят детям много радости. Общение в процессе выполнения различных движений складывается значительно быстрее, бывает более продолжительным, приобщает малыша к коллективу, к деятельности вместе.

Программа в детском саду предусматривает два основных вида двигательной деятельности: организованную и самостоятельную. Так вот, наибольшее время в режиме дня малышей составляет самостоятельная деятельность. Она является наименее утомляемой из всех форм двигательной активности. В самостоятельной деятельности большое место занимают различные игры. В них наиболее полно реализуется свойственная детям высокая потребность в движении. Учитывая, что самостоятельная деятельность меньше всего находится под руководством взрослых, педагогу необходимо держать в поле зрения всех детей. Малоподвижным детям показать интересную игру, помочь в развитии двигательных умений и навыков. А других, с большой подвижностью, учить действовать целенаправленно, осознанно управлять своими движениями, заниматься более спокойными играми.

Иногда полезно объединить в играх активных и малоподвижных детей. Одни видят удачные действия других, стараются подражать, берут пример со сверстников. Происходит и общение, и взаимное обучение.

Детям раннего возраста вполне доступны сюжеты, соответствующие темам музыкальных и физкультурных занятий, утренней гимнастики, прогулки. Действия в этих играх элементарны и непродолжительны: трое-четверо ребятишек старательно маршируют, а один подает команды, Иногда они берутся за руки и пытаются организовать хоровод и даже подвижную игру. В таких играх дети особенно радуются общению, возможности действовать самостоятельно.

 


Выдающиеся педагоги всегда считали движение важнейшим условием средством всестороннего развития. Еще Ж.-Ж. Руссо писал о движении как средстве познания окружающего мира. Он указывал, что без движения немыслимо усвоение таких понятий, как пространство, время, форма.

По мнению Е.А. Аркина, интеллект, чувства, эмоции возбуждаются к жизни движениями. Он рекомендовал предоставлять возможность детям двигаться как в повседневной жизни, так и на занятиях.

Физиологи, занимаясь изучением развития мозга и его функций, объективно доказали, что при любом двигательном тренинге упражняется мозг. Ученые советуют педагогам использовать движения как важнейшее средство умственного развития детей.

Большой опыт педагогов дошкольных учреждений, знание программных требований и методических приемов позволяют каждый режимный момент и занятия направить на повышение двигательной активности детей.

Вот утром мамы привели своих малышей в детский сад. Ребятишки еще малоподвижны, предпочитают играть в одиночку или рядом с воспитателем. Как их расшевелить? А пусть те, кто пришел раньше других, построят из кирпичиков дорожку. Стоят малыши самостоятельно, но можно подсказать им, что лучше и интереснее возить строительный материал на машинках, а не носить на руках.

Следующий режимный момент – утренняя гимнастика. На нее отводится 5-6 минут. Дети ходят в колонне по одному по ограниченной площади. Потом ползают на четвереньках. Строевое упражнение – построение в круг. За этим следуют обще развивающие упражнения и прыжки (в игре). Часть времени посвящается обучению ориентации в пространстве. За такой короткий промежуток времени решаются сразу столько двигательных задач.

Во время умывания воспитатель напоминает, что утренней расой умываются все листочки и цветы, овощи на грядках. И ребятам надо хорошо помыть лицо и руки.

Во время одевания на прогулку воспитатель, пользуясь игровыми приемами, побуждает детей к самообслуживанию. Очень часто взрослые сознательно ограничивают подвижность ребенка. Руки взрослого торопятся выполнить то, что малыш намеревался сделать сам: одевают его, застегивают пуговицы, достают с полки игрушку, а то еще играют вместо него, отведя ребенку роль пассивного наблюдателя.

В течение дня дети гуляют дважды: утром и вечером. Прогулка – благоприятное время для поведения индивидуальной работы с ними и организации самостоятельной двигательной активности. Разнообразить игры, закреплять и совершенствовать знакомые движения помогают специальное оборудование и вынесенный на улицу материал. Нужно лишь подсказать сюжет игры, и ребята тут же начинают активно действовать.

На прогулке особенно уместны подвижные игры разного характера. Нужно стремиться к тому, чтобы все дети принимали в них участие.

Основная педагогическая задача второй половины дня – вызвать у малышей желание завтра снова прийти в детский сад. Но чтобы так было, необходимо в группе создать положительный эмоциональный настрой. Освободив площадь побольше, воспитатель вносит мячи, обручи, скакалки. И предоставляет детям свободу действовать: пусть играют с этими предметами, как хотят. При этом надо кого-то похвалить. Кому-то помочь, объединить для игры двух-трех ребятишек. Практика показывает, что если такие ситуации создаются регулярно, если в них нет заорганизованности, дети с удовольствием двигаются. Они сами без всякого обучения, постепенно овладевают даже теми движениями, которые считаются для них сложными.                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр с учетом двигательной активности детей дошкольного возраста

Картотека для детей среднего и старшего дошкольного возраста....

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ: ДОУ И СЕМЬИ

Не будет преувеличением сказать, что семья и детский сад – это те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не ...

Тренажеры, как средство увеличения двигательной активности детей дошкольного возраста, а также детей с ОВЗ в условиях детского сада

Опыт работы по использованию детских спортивных тренажеров в совместной образовательной деятельности по физическому развитию формированию физических качеств детей дошкольного возраста. Презентационный...

Презентация. Создание двигательно-игровой среды и соблюдение режимов двигательной активности детей дошкольного возраста.

Создание двигательно-игровойсреды и соблюдение режимовдвигательной активностидетей дошкольного возраста....

Создание оптимальных условий как реализации двигательной активности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования

На здоровье ребёнка дошкольного возраста влияет множество факторов, один из них - это уровень двигательной активности. В современном мире у детей дошкольного возраста преобладает низкий уровень органи...