Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях
учебно-методический материал

Сообщение для воспитателей и педагогов ДОУ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №60 «Теремок»

Сообщение для воспитателей на тему:

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

 НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»

Подготовила:

музыкальный руководитель

Гайдук М.В.

г. Мытищи, 2016 г.

Слайд 1.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

 НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

Слайд 2.

Цель внедрения здоровьесберегающих технологий: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.

Слайд 3.

На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка.

В своей работе с детьми я использую следующие виды оздоровления:

Слайд 4.

  • Логоритмические упражнения;
  • Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики);
  • Психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной). К психогимнастике можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапию;  
  • Дыхательная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Ритмопластика.

Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальном занятии:

Слайд 5.

Логоритмические упражнения и игры:

Логоритмические игры и упражнения способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых.

Регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Во время малоподвижных видов музыкальной деятельности – (пение, слушание музыки),- мы используем пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику, которые помогают сделать разминку перед пением. Артикуляционная и дыхательная гимнастика, пальчиковые и жестовые игры интересны, занимательны, не требуют много времени (1,5-2 мин.), легко запоминаются, выполняются по показу взрослого. Они позволяют отдохнуть детям в течение  малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки, и в то же время не дают детям отвлечь свое внимание от слушания, разучивания.

Слайд 6.

Пальчиковая гимнастика:

Кончики пальцев - есть второй головной мозг. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Особое место занимают «пальчиковые сказки»- знакомую дошкольникам - «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и др. адаптируются для возможности их показа движениями рук и чаще всего имеют стихотворную форму.

(Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и чёткими.)

Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр и сказок:

  • стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;
  • совершенствует внимание и память;
  • формирует ассоциативно-образное мышление;
  • облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

Слайд 7.

Психогимнастика

В своей работе я использую психогимнастические упражнения на расслабление, снятие эмоционального напряжения, создание игровой ситуации. В начало и конец музыкального занятия я внедряю элементы психогимнастики, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить).

Слайд 8.

В начале занятия мы с детьми исполняем валеологическую песню-массаж или коммуникативное приветствие - «Здравствуй, дружок!» С.Коротаевой (на слайде: «Доброе утро!» О.Арсеневской). Её цель: активизировать защитные свойства организма и устойчивость к заболеваниям.

Задачи психогимнастики:

  • Упражнять детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения.
  • Коррекция настроения и отдельных черт характера.
  • Обучение ауторелаксации.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Слайд 9.

Дыхательная гимнастика:

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

  • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  • способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
  • улучшает дренажную функцию бронхов;
  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Выполнение дыхательной  гимнастики помогает сохранить,
укрепить здоровье детей.

Слайд 10.

Артикуляционная гимнастика:

Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять развитие артикуляционной моторики:

  • обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому;
  • выработку контроля за положением рта.

Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды) в хорошо проветренном помещении.

Слайд 11.

Ритмопластика:

Упражнения на ритмопластику я провожу в основном во время танцев и драматизаций. В дальнейшем я их использую на праздниках и развлечениях для того, чтобы все дети были задействованы. (На слайде: «Весёлые путешественники» музыка М.Старокадомского.) Задачи: развивать координацию движения рук и ног в процессе ходьбы, быстроту реакции, умение сочетать движения с музыкой и словом.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.

На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка. Правильно подобранная музыка – успех урока. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.

Слайд 12.

Обстановка и гигиенические условия в музыкальном зале.

Слайд 13.

Организация работы музыкального руководителя по здоровьесбережению проводится по трем направлениям:

  • Групповая и индивидуальная работа с детьми.
  • Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
  • Совместная работа педагогов ДОУ.

Слайд 14.

Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий. (Виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей).

1.Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад.

2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения.

3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка - пальчиковая или жестовая игра- 1 упр.

4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра-1 упр.

5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.

6. Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.

7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.

8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."

Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...

Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Музыкально-оздоровительная работа в ДОО - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Новизна данного направления состоит в том, что на музыкальных зан...

проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"

Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ «Музыкально - оздоровительная работа с детьми в ДОУ - применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях».

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.Здоровье – это базовая ценность и не...

Презентация «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в рамках ФГОС ДО посредством игры на детском музыкальном инструменте свирель »

Материал может быть полезен музыкальным руководителям . родителям  . педагогам для расширения кругозора и знакомсва с этой темой....