Методическая разработка по экологии (2младшая)
методическая разработка (младшая группа)

Эльвира Николаевна Абалымова

методическая разработка - занятие по экологии во 2 младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл med.razrabotka_po_ekologi_2_ml.docx67.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Хормалинский детский сад «Весна»

Методические разработки

 занятий по экологии во второй младшей группе

                                                                   Абалымова Эльвира Николаевна

                                  Хормалы 2014                        

                                                

                                   Пояснительная записка

«Любовь к природе – это эстетическое чувство,

 формирующее взгляды, вкусы,

 утрата этих вкусов равносильна утрате счастья

 и может вредно отразится

на умственных способностях,

а еще вероятнее на нравственных качествах»

- писал Ч. Дарвин

Воспитание и обучение детей является одной из многочисленных проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом мы замечаем, на сколько черствеют наши сердца по отношению к природе ,которая нас окружает.  К сожалению, происходящие в стране катаклизмы ослабили воспитательную функцию большинства семей. Все усилия семьи направлены на выживание, на поиски заработка.  Порой эти усилия губительны для природы.   Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше … Дальше эта дорога обрывается пропастью. Без целенаправленного педагогического воздействия результат стихийного формирования личности непредсказуем.

  Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.     Недостаточная разработанность этой проблемы указывает на необходимость специального изучения и поиска наиболее эффективных путей экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста. В работе рассматриваются пути обучения и коррекции поведения детей в природе.

Анализ проведенных результатов показал, что

недостаточность экологического воспитания подрастающего поколения может пагубно отразится на развитии всего общества.  Исходя из этого, можно сказать, что пути коррекции поведения детей в природе нужно осуществлять в ходе педагогического процесса в рамках воспитательно-образовательных  планов дошкольного учреждения.

 цель экологического образования дошкольников: организация непрерывного процесса развития личности, направленного на формирование системы научных знаний и умений, способствующих миропониманию, а также ценностной ориентации нравственно - этических норм, способствующих обеспечению ответственного отношения к окружающей человека среде и его здоровью.

. Для реализации единой модели непрерывного экологического образования необходимо решать комплекс задач, которые, включают следующее:

  • формирование у дошкольников первоначальной системы ценностных ориентаций в восприятии себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценности и многообразия природы, значимости общения с ней;
  •  воспитание у ребенка потребности здорового образа жизни, позитивного отношения к природе и самому себе, как ее части; стремления быть в гармонии с собственной природой и той, которая его окружает;
  • усвоение детьми основ экологических знаний на базе элементарных, естественно - научных представлений;
  • формирование первоначальных умений и навыков грамотного и безопасного поведения ребенка в природе;
  • развитие умения и желания детей наблюдать за природными объектами и явлениями, предвидеть последствия действий человека в окружающей среде.

В результате выполнения поставленных задач у ребенка формируется миропонимание, он учится правильному

отношению к природе, к себе и к другим людям.

Содержательность, последовательность, компактность и краткость изложения помогут воспитателям дошкольных учреждений, эффективно подготовится к проведению занятий по экологии во второй младшей группе. Являясь при этом для них опорным, вспомогательным материалом. Правильно и последовательно построить занятия.

Данная работа может быть полезна воспитателям, методистам дошкольных учреждений при проведении занятий по экологии во второй младшей группе детского сада. Вместе с тем работа может быть полезна широкому кругу людей, не являющимися специалистами в области экологии, но интересующихся проблемами экологии.  

Содержание

  1. Календарно - тематическое планирование    

 по экологии во второй младшей группе.      5

  1. Тема 1.  «Экскурсия в школьный огород».    8

 «Собираем урожай».

  1. Тема  2. «Письмо ласточки».                          10
  2. Тема  3. «Мой верный друг»                          12
  3. Тема 4. «Зимушка - зима;                                15
  4. Тема 5.  «Столовая для птиц»                        17
  5. Тема 6.  «Мой дом в селе»                              20
  6. Тема 7. «Весёлая капель».

«Набухают почки»                                           22

  1. Тема 8. «Гнёздышко»                                     24
  2. Тема 9. «Засучили рукава»                            27                          
  3. Список рекомендуемой литературы           30

Календарно - тематическое планирование по экологии во второй младшей группе.

дата

Название темы

Цели  занятия

1

Сентябрь

«Экскурсия в школьный огород». «Собираем урожай».

 Закрепить знания об отдельных огородных культурах (капуста, морковь, картошка, огурец, помидор). Показать натуральные овощи. Ввести в  активный словарь понятие «овощи». Сформировать представление об овощах как предметах труда на огороде, как результатах труда человека. Ввести в активный словарь слово «урожай». Расширять знания детей о пользе овощей (для чего нужны овощи). Познакомить с орудиями труда на огороде (лопата, лейка, грабли, ведро), которые нужны людям, чтобы вырастить хороший урожай.   Воспитывать интерес растениям и живой природе.

2

Октябрь

«Письмо ласточки».

 Дать понятие об отлете птиц осенью. Учить замечать исчезновение птиц в осенний период. Отметить исчезновение комаров, мошек и бабочек.  Развивать наблюдательность у детей.

3

Ноябрь

«Мой верный друг».

Закрепить знания детей  о кошке, как она выглядят, что ест. Развивать умение выделять основные признаки животного. Уточнить понятие о том, что человек заботится о кошке. Научить наблюдать за поведением кошки. Воспитывать гуманное отношение к животным.

4

Декабрь

«Зимушка – зима».  

познакомить детей с причинами изменения условий жизни природы (образование снежного

покрова, замерзание рек, мороз, солнце светит, но не греет). Воспитывать любознательность и бережное отношение к природе. Формировать представление о природных явлениях, их взаимосвязи.

5

Январь

«Столовая для птиц».

дать представление о жизни зимующих птиц в суровое время года (как спасаются от ветра, голода, холода, на примере синиц, снегирей, воробьев). Воспитывать наблюдательность, гуманное отношение к птицам родного края. Учить детей доброте. Приучать их заботится о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.

6

Февраль

«Мой дом в селе».

закрепить представление детей о том, что их дом находится в селе, что в селе много домов, что в каждом доме живет семья. Познакомить с главными символами (гимн, флаг, герб).Расширять представления детей о государственной символике российского государства. Обобщить знания детей о Государственном флаге. Познакомить со значением цветов, изображённых на флаге. Вызвать у детей чувство гордости, восхищения красотой Государственного флага. Вызвать желание самим изготовить маленькие флажки с государственной символикой. Воспитывать у детей уважение к могуществу Российской державы, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.

7

Март

«Весёлая капель». «Набухают почки».

дать представление об изменениях   в природе весной (солнце светит ярче, греет сильнее; тает снег, лед; воздух становится теплее). Отмечать изменения в одежде людей весной (сапоги, куртки, легкие шапочки). Воспитывать наблюдательность. дать понятие о пробуждении растений весной. Учить отвечать на проблемные вопросы, развивать логическое мышление, уметь объяснять, сравнивать, находить сходство и отличие между двумя объектами, активизировать словарь.

8

Апрель

«Гнёздышко».

уточнить представление об изменениях в жизни птиц весной (прилет птиц из теплых мест, гнездование). Развивать наблюдательность и доброжелательность по отношению к птицам. Познакомить детей с птицами нашего края (скворец, воробей, синица).

9

май

«Засучили рукава».

уточнить преставления о деятельности взрослых и детей в саду и огороде весной (перекопка земли, посадка рассады). Воспитывать желание трудится, выращивать растения своими руками.

СЕНТЯБРЬ

     Тема 1.  «Экскурсия в школьный огород». «Собираем урожай».

      Цель: Закрепить знания об отдельных огородных культурах (капуста, морковь, картошка, огурец, помидор). Показать натуральные овощи. Ввести в  активный словарь понятие «овощи». Сформировать представление об овощах как предметах труда на огороде, как результатах труда человека. Ввести в активный словарь слово «урожай». Расширять знания детей о пользе овощей (для чего нужны овощи). Познакомить с орудиями труда на огороде (лопата, лейка, грабли, ведро), которые нужны людям, чтобы вырастить хороший урожай.   Воспитывать интерес растениям и живой природе.

        Экологические связи: тепло, свет, вода - рост растений, солнце - свет, тепло, семена, овощи.          

        Словарь: урожай, свекла, огурец, капуста, лук.

        Материал:  семена огурцов,  лук,  морковь, капуста.

        Методические приемы: беседа, рассматривание и распознавание овощей.

Ход занятия:

 Ребята отгадайте, пожалуйста, загадку:

Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.
И козла туда, друзья, нам никак пускать нельзя.

(Ответы детей)- Правильно, это огород. У кого, ребята, есть огород? Что выращивает ваша семья на огородах? А как вы думаете, когда люди стали разрабатывать огороды? (Выслушать ответы детей) «Чтобы овощи выросли, люди трудятся на огороде: лопатой вскапывают землю, граблями ее рыхлят, затем в землю сажают семена, а потом приносят в ведре воду, из лейки поливают огород. Если ухаживать за овощами, можно получить хороший урожай: овощей будет много, они будут крупные, вкусные, полезные и красивые. Что же необходимо людям для того, чтобы был хороший урожай овощей? Что нужно на огороде для работы?» - лопата, грабли, мотыга, лейка.

Рассматривание орудий труда.

Прогулка по территории огорода. Прогулку необходимо сопровождать показом и рассматриванием овощей.

«Вот морковка: оранжевый носик - зеленый хвостик!

А вот и репка: желта, да крепка!

Ну, а это помидор: словно красный светофор!

Ешь зеленый огурец: малый - смелый, удалец!

И малиновая свекла: так толста, как тетка Фекла!

Вот и сочная капуста: зайке было б здесь не пусто!

Ну, а это что? Картошка. Где моя большая ложка?»

«Все эти предметы, что вы видите на огороде, можно назвать одним словом – «овощи». Они выросли на грядках, на огороде.

Загадки.

Длинная, красная, сладкая, растет в земле, а косичка наверху.                                                              (Морковь).

-Сто одежек и все без застежек.

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

-Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст?

Как же быть без хруста если я … (капуста)

-Красная девица сидит в темнице, а коса – на улице. (Морковь)

Зеленый, длинный, хрустящий, с хвостиком, на грядке растет, в салат просится. (Огурец)

-А какую потешку вы знаете про этот овощ? (Показать огурец).

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

С детьми подойти к грядке огурцов и выбрать переспевший. Для того чтобы вырастить овощи нужны семена они обычно прячутся в середине овоща (у огурца, помидорки, дыни, тыквы) давайте посмотрим где же семена огурца.

Рассматривание семян огурца.

Дидактическая игра: «Угадай на вкус, какой овощ?». Воспитатель ставит перед детьми угощение (заранее очищенные, помытые и нарезанные овощи). На блюде: морковь, репа, капуста, огурец, помидор.

Ребенок на вкус узнает, каким овощем его угостили, воспитатель подчеркивает: овощи нужны для еды, их варят, из них готовят салаты.

Закрепление материала. Ребята, что мы сегодня видели на огороде? Правильно овощи.  Давайте назовем их: Капуста, морковка, репка, огурцы, помидоры, лук, картошка. А что еще мы видели на огороде? Орудия труда: лопата, лейка, мотыга. Еще мы с вами рассматривали семена огурца. Зачем нужны семена? Правильно, чтобы весной посадить их в землю для будущего урожая.

ОКТЯБРЬ

         Тема  2. «Письмо ласточки». 

      Цель: дать понятие об отлете птиц осенью. Учить замечать исчезновение птиц в осенний период. Отметить исчезновение комаров, мошек и бабочек.  Развивать наблюдательность у детей.

     Экологические связи: холодная погода - насекомые

спрятались - птицы улетают.

      Словарь:  стая, отлет, насекомые  (комар, бабочка). Перелетные птицы.

      Методические приемы: наблюдения, беседа, игровая  ситуация.

Ход занятия

Разминка «Птички»

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь.

Надо птичкам отдохнуть.

(дети садятся в глубокий присест и сидят несколько секунд).

Беседа об отлете птиц.

Беседа об отлете птиц целесообразно начать с постановки вопроса-проблемы: куда делись насекомые, бабочки? Подвести детей к выводу, что все жуки, насекомые и бабочки попрятались в трещины стволов деревьев, в щели домов и заснули, так как им стало холодно.

Исследовательская деятельность.

Со старшей подгруппой детей (более младшие воспитанники в

этот момент являются наблюдателями) поискать места где спрятались насекомые, чтобы не погибнуть в течение долгой холодной зимы (под корой деревьев, в опавших листьях, в хвое). Летом птицы в основном питались насекомыми, корма стало меньше и птиц тоже становится меньше. Птицы улетают туда, где корма больше, где тепло. Птицы, которые улетают в теплые края, называются перелетными. У нас живут перелетные птицы: грачи, скворцы, ласточки, утки. Эти птицы не способны делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.

На участке детского сада обратить внимание детей на летящую стаю птиц. Задать детьми вопрос: “Куда летят птицы?”. (Самостоятельные высказывания детей). В конце обсуждения обобщить результаты высказываний, выясняем, что это перелетные птицы и летят они в тёплые края, на юг.

Пальчиковая игра.  «Птички»

Летели две птички, руки вытянуты в стороны, кисти машут как крылья

Одна на север, Смотрим на левую руку

Другая – на юг. Смотрим на правую руку

Ой, забыли поздороваться! Руки слетаются к центру и встречаются

Здравствуй, перышко! (4 раза) Указательные пальцы и мизинцы гладят друг друга

Здравствуй, крылышко! (4 раза) Ладони поочереди гладят друг друга

А тут пришла зима

С большой метлой Изображаем метлу, которая метет туда-сюда

И говорит птичкам:

« А ну-ка кыш!» Зима стукает кулаком по столу

И полетели две птички… Можно начать сначала.

Наблюдение за отлетом птиц.

Собираясь в большие стаи, они, то стремительно носятся в воздухе, то садятся на провода и щебечут как бы разговаривая друг с другом о дальней дороге. Маленькие птицы летят

обычно ночью. Так им не страшно, дорогу они найдут и в темноте, но птички все преодолеют, и весной, когда растает снег, обязательно вернутся к нам обратно.

Чтение стихотворения В. Жуковского «Птичка».

Птичка летает,

Птичка играет,

Птичка поет;

Птичка летала,

Птичка играла,

Птички уж нет!

Где же ты, птичка?

Где ты, певичка?

В дальнем краю…

Подвижная игра «Птички»

Дети – «птички» встают в круги, за начертанной линией на асфальте. На слова воспитателя: «Ай, птички полетели!»

птички летают по всей площадке, кто куда хочет. На слова воспитателя: «Птички в гнезда полетели» дети спешат и садятся на свои места. Воспитатель называет самую ловкую и быструю птичку, которая первая прилетела в свое гнездо. Игра повторяется.

Закрепление материала: Ребята давайте вспомним как называются птицы которые улетают в теплые края? Правильно перелетные птицы. А кто знает, почему они улетают? Ответы детей.

НОЯБРЬ

     Тема  3. «Мой верный друг»

        Цель: Закрепить знания детей  о кошке, как она выглядят, что ест. Развивать умение выделять основные признаки животного. Уточнить понятие о том, что человек заботится о кошке. Научить наблюдать за поведением кошки. Воспитывать гуманное отношение к животным.

        Связи: дом - кошка.

        Словарь: кот, кошка, домашние животные.

        Материал: животное кошка и игрушечный котенок.                                                         Методические приемы: наблюдение, игра «Ходит Васька

кот»

Ход занятия.

Загадка: 1. «У кого усатая, морда полосатая?

                   Спинка словно мостик, за мосточком- хвостик?»  /Котенок/

Рассматривание игрушки – котенка.

Рассмотреть игрушку – котенка, обратить внимание на то, что у котенка круглая голова, небольшие треугольные ушки, круглые глаза, торчащие уши, хвост и четыре лапы. Подчеркнуть, что это красивый игрушечный котенок. С ним можно играть.

 Вместе с детьми покатать котенка на машине.

 Мы с котенком поиграли а теперь пусть посидит с нами а мы понаблюдаем за живой кошкой.

Наблюдение за живой кошкой.

Воспитатель приносит кошку и сообщает ее кличку. Целесообразно некоторое время кошку подержать  в руках, чтобы животное привыкло к обстановке. Затем, отпустив кошку, попросить детей описать действия кошки. Что она делает? Куда пошла? Куда прыгнула? Что обнюхивает? На что смотрит? Затем отметить, что Мурка у нас в гостях. Это место для нее новое, незнакомое, поэтому она едет себя неуверенно, осторожно, мы не должны ей мешать. Пусть познакомится со всеми, успокоится. Ну что, интересно на живую кошечку посмотреть?

Воспитатель берет кошку на руки и говорит: «У кошечки на лапках есть подушечки (показывает детям), чтобы она могла незаметно подкрадываться, и острые загнутые коготки, чтобы было быстро залезть на дерево, крепко держать добычу и защищаться. Кошка прячет коготки, чтобы они не стучали. Если вы закроете глаза, а я отпущу кошку на пол, то вы не услышите, как она будет ступать по полу». Затем обратиться к игрушечному котенку: «Покажи свои лапы! Смотрите, ребята, у него их нет. Это игрушечный котенок, у него просто мягкие лапки».  Как играть с игрушечным котенком вы знаете, а с настоящей кошкой так играть нельзя. С ней нужно обращаться

осторожно. Давайте посмотрим. Захочет ли она с вами играть

(дети наблюдают за действиями кошки). Теперь вы можете поиграть с игрушечным котенком и понаблюдать за живой кошкой.

 Подвижная игра: «Ходит Васька кот»

Содержание игры. Дети-мышки сидят на стульчиках или на ковре. Один ребенок изображает кота Ваську. Он прогуливается перед детьми-мышками, подражая коту (идет на носочках, оглядывается вправо, влево, мяукает).

Воспитатель и дети поют или говорят:

«Ходит Васька беленький,

Хвост у Васьки серенький,

А бежит стрелой,

А бежит стрелой».

Кот бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится на него, засыпает. Взрослый и дети поют:

«Глазки закрываются,

Спит иль притворяется?

Зубы у кота — Острая игла».

Взрослый идет посмотреть, спит ли котик, и приглашает детей-мышек погулять. Мышки подбегают к стулу и скребут по нему.

Взрослый говорит:

«Только мышки заскребут,

Серый Васька тут как тут.

Всех поймает он!»

Кот догоняет мышек, а они убегают от него.

Заучивание стихотворения: Б.В.Заходер «Плачет Киска в коридоре.»

Плачет Киска в коридоре.

У неё

Большое горе:

Злые люди

Бедной Киске

Не дают

Украсть

Сосиски!

Закрепление материала. О ком мы сегодня говорили? Как нужно обращаться с кошкой?  Назовите основные черты строения кошки.

ДЕКАБРЬ

     Тема 4. «Зимушка - зима;   

        Цель: познакомить детей с причинами изменения условий жизни природы (образование снежного покрова, замерзание рек, мороз, солнце светит, но не греет). Воспитывать любознательность и бережное отношение к природе. Формировать представление о природных явлениях, их взаимосвязи.

        Связи:  солнце  мало греет – мороз,  мороз-вода

превращается в снег, лед.

        Словарь: мороз, ветер, вьюга, метель, снег, снежинка, снегопад.

         Методические приемы: наблюдение, беседа, составление рисунков на снегу. Игра “Мы шагаем по сугробам”

Ход занятия.

Беседа о зиме

  Занятие проводится зимой на природе. Воспитатель предлагает детям полюбоваться снежным покровом, укутавшим землю, понаблюдать за снежинками, рассмотреть их. На что они похожи? (На звездочки, цветы и т. д.) Откуда появляется снег? (Из тучи на небе.) А как он там оказался? Почему вдруг решил упасть на землю? (последние два вопроса, как правило, вызывают затруднения в поиске ответов.) Я расскажу вам сказку о маленькой капельке.

Жила-была капелька. Там, где она родилась, было тепло, но капелька не любила солнышко и пряталась от него в тени. А однажды она так устала, что не заметила, как заснула, А когда проснулась, оказалось, что солнышко уже переместилось на небе и вовсю пригревало травинку, на которой она притаилась. Жаркие солнечные лучи согрели капельку, и превратилась она в пар. Стала легкой, как воздух, и невидимой, как он, и вместе с ветром умчалась в небо. Туда же попали и другие капельки, не успевшие спрятаться от солнца. Собрались они вместе, и получилось облако. Ветер, который ни секунды не сидит без дела, погнал облако по небу и гнал его до тех пор, пока оно не слилось с другими облаками. Так появилась туча. Стала она такой тяжелой, что не выдержала и рассыпалась на миллионы мелких капелек. Понеслись они вниз, но на дороге замерзли и превратились в снежинки. Так капелька снова вернулась на землю, но уже в виде снежинки, потому что ветер пригнал тучу в ту страну, где уже наступила зима.

Полюбуйтесь на снежинки. Они переливаются всеми цветами радуги и блестят на солнце, как алмазы. Почему? Снежинки состоят из мельчайших ледяных кристалликов. А теперь снимите варежку и поймайте снежинку. Где же она? (Растаяла. ) Во что превратилась? (В капельку.) А почему на варежке не таяла? (Варежка - холодная, а ладонь - теплая.)

Физкультминутка  “Снежинки”          

(раскрепощение, эмоциональная разрядка).

Ой, летят-летят снежинки,                     Дети бегут врассыпную

Белоснежные пушинки,

Это зимушка-зима рукавами повела.     Плавные движения рук               вправо-влево

Все снежинки закружила                               Кружатся на месте

И на землю опустила.                                   Приседают и кладут

Загадки.

На деревья, на кусты

С неба падают цветы.

Белые, пушистые,

Только не душистые.

(Снег)

Они летят быстрее ветра,

И я лечу с них на три метра.

Вот мой полет закончен, хлоп!

Посадка мягкая в сугроб!

(Санки)

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век?

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла?

(Снеговик)

Дети рисуют палочками на снегу. Подбрасывают снег и наблюдают за тем, как он падает.                                                                                                                    Игра “Мы шагаем по сугробам”

Мы шагаем по сугробам,       Дети идут, высоко поднимая ноги

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,                Садятся  поглаживают ноги

Наши ноженьки устали.                           ладонями снизу вверх.

Сейчас сядем, отдохнем,

И опять гулять пойдем.

Закрепление материала. Сегодня дети мы с вами посмотрели на снежинки. Ребята а кто мне скажет почему снежинки не тают? Ответы детей. Правильно солнце светит но не греет, поэтому на улице холодно и снежинки не тают.

ЯНВАРЬ

Тема 5.  «Столовая для птиц»

    Цель: дать представление о жизни зимующих птиц в суровое время года (как спасаются от ветра, голода, холода, на примере синиц, снегирей, воробьев). Воспитывать наблюдательность, гуманное отношение к птицам родного края. Учить детей доброте. Приучать их заботится о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.  

    Экологические связи: синица, воробьи – семечки, сало;  снегири- плоды рябины, семена сирени, полынь.

    Словарь: синица, снегирь, голубь, воробей, сорока, зимующие птицы, кормушка.

        Методические приемы: наблюдения, беседа, игра «Воробушки – попрыгунчики»

Ход занятия.

Беседа о зимующих птицах.

Есть птицы которые круглый год живут у нас и называются они зимующими птицами.(Воробьи, голуби, галки, сороки, дятлы, вороны.) Эти птицы не боятся морозов и ухитряются

добывать еду даже в самые холодные зимы. Они оттискивают насекомых. Которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена растений, семена шишек. И все-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.

Загадка

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он  в мороз

Птиц зерном и хлебом.

                                                                            (Кормушка)

Предложить детям разложить корм для птиц в кормушки приготовленные детьми старших групп. Детям дать пояснение, что птиц можно кормить семенами различных растений, пшеном, овсом, крошками пшеничного хлеба, кусочками не соленого сала, семечками.

Чтение стихотворений.

     А. Прокофьев «Снегири»

Выбегай поскорей посмотреть на снегирей!

Прилетели! Прилетели!

Стайку встретили метели

А мороз Красный нос им рябинки принес

Хорошо угостил, хорошо подсластил

Зимним вечером поздним

Ярко- алые грозди.

       А Барто «Синицы»

Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится,

Прыг- скок, прыг- скок, завертелась как волчок.

Вот присела на минутку, почесала клювом грудку,

И с дорожки-  на плетень, тири- тири- тень- тень- тень.

Загадки

Умный мальчишка

В сером армячишке

Прыгает, шныряет,

Крошки собирает.

(Воробей)

В красной шапке расшитой,

В черненьком кафтане

Знаменит в семье лесной

Песенкой смешной

Что за песня- красота?

Тук-тук-тук, да тра-та-та!

(Дятел)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это - … (Снегири)

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Кто это?

(Ворона)

Подвижная игра

Воробушки – попрыгунчики

Часть детей (5 – 6) – «воробушки – попрыгунчики» стоят в гнездышке (в нарисованном кругу с диаметром 2м). Остальные дети сидят вокруг площадки. Воспитатель говорит:

Почему серенькие воробушки,

Очень сильно загрустили?

Воробушки дыб, дыб, дыб

Серенькие прыг, прыг, прыг

Дети – воробушки под последние слова начинают прыгать на двух ногах в середине круга.

На слова воспитателя:

Не грустите воробушки,

Потанцуйте, поскачите

Воробушки дыб, дыб, дыб

Серенькие прыг, прыг, прыг

Дети – воробушки под последние слова начинают прыгать на

двух ногах в середине круга.

С окончанием второго куплета дети – «воробушки» переступают грань своего круга и идут по направлению к детям. Перед каким ребенком они остановятся, тот и идет в круг. Дети, которые были воробушками, садятся на их места. Затем игра повторяется. Воспитатель отмечает тех детей, которые тихо прыгали.

Закрепление материала. Ребята, давайте вспомним, зачем нужно кормить птиц зимой? Чтобы пережить зиму. Каких птиц вы знаете? Воробей, синица, дятел, ворона. Как называются эти птицы? Перелетные. Ребята, дома попросите пап и мам, чтобы они вам сделали кормушки и подкармливайте птиц.  

 

ФЕВРАЛЬ

      Тема 6.  «Мой дом в селе»

            Цель: закрепить представление детей о том, что их дом находится в селе, что в селе много домов, что в каждом доме живет семья. Познакомить с главными символами (гимн, флаг, герб).Расширять представления детей о государственной символике российского государства. Обобщить знания детей о Государственном флаге. Познакомить со значением цветов, изображённых на флаге. Вызвать у детей чувство гордости, восхищения красотой Государственного флага. Вызвать желание самим изготовить маленькие флажки с государственной символикой. Воспитывать у детей уважение к могуществу Российской державы, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.

          Связи: село - дома, дом- жилье человека.

          Словарь: село, дом, улица. Государственный гимн, флаг, символы, государство, могущество, геральдический щит, двуглавый орёл, скипетр, держава

          Материал: кубики, игрушки, альбомные листы и карандаши, фотографии родного села, репродукции герба, флага; фото президента России; аудио запись  гимна России;

фотографии,

Методические приемы: беседа, рисование. экскурсия в уголок символики,  рассматривание экспонатов, беседа с детьми, обмен впечатлениями.

Ход занятия.

Спросить детей: Кто знает, где вы живете? Правильно, это село Хормалы,Ибресинского района,Чувашской Республики.

Рассматривание фотографий с изображением улиц села, местных достопримечательностей. При просмотре фотографий вовлечь детей в рассказ о селе. Вызвать эмоциональный отклик при виде на фотографиях знакомых мест: детский сад, клуб, школа, магазины.

Ребята давайте послушаем наш Гимн. Прослушивание гимна (аудио запись).

После прослушивания гимна рассказ воспитателя.

Гимн – это не просто музыка  это символ нашего государства. Государственный гимн исполняют и слушают стоя, мужчины снимают головные уборы. Слушают гимн молча или подпевают. Звучит он в праздники, на особо торжественных мероприятиях. Он показывает величие, честь, силу, могущество нашей державы.Во время исполнения гимна (продолжает рассказ воспитатель), все поворачивают голову в сторону Государственного флага. Показать детям флаг РФ.

Рассказ о Государственном флаге, его цветах. Каждый цвет имеет своё значение. Белый цвет – цвет чистоты намерений, миролюбия и мудрости. Синий – цвет неба, воды, моря – символ свободы. Красный – цвет мужества, силы, могущества и жизни.

Проходите за рабочие места. Мы с вами сделаем флаг своими руками. В своей работе мы будем использовать заготовки (основу из плотного ватмана и полоски цветной бумаги синего, белого и красного цвета).

Рассказ сопровождается показом материалов.

Выполнение работы.

Молодцы ребята, какие красивые флажки у вас получились.

Ещё один Символ России – это герб.  Государственный герб

России – это четырёхугольный геральдический щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена. На гербе

Российского государства изображен золотой двуглавый орёл. Крылья орла подняты вверх и расправлены. Головы увенчаны коронами. В центре над ними  – большая корона. Короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр (или жезл, похож на посох пастуха), а в левой – держава («яблоко» – это шар, увенчанный крестом, символом христианского владычества над миром). На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня – опрокинутый на спину чёрный дракон. В руке всадника – серебряное копьё, которым он поражает дракона.

Герб, флаг, гимн – символика нашей Родины России. Президентом нашей страны является В.В.Путин. Показ фото с изображением президента. Ребята вы живете в России. Наша столица (главный город) – Москва.

Закрепление материала: при закреплении материала особое внимание уделить малой Родине ребят – село Хормалы,Ибресинского района,Чувашской Республики. Наш президент В.В.Путин. Страна, в которой мы живем – Россия.

МАРТ

Тема 7. «Весёлая капель». «Набухают почки»

        Цель: дать представление об изменениях   в природе весной (солнце светит ярче, греет сильнее; тает снег, лед; воздух становится теплее). Отмечать изменения в одежде людей весной (сапоги, куртки, легкие шапочки). Воспитывать наблюдательность. дать понятие о пробуждении растений весной. Учить отвечать на проблемные вопросы, развивать логическое мышление, уметь объяснять, сравнивать, находить сходство и отличие между двумя объектами, активизировать словарь.  Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.

       Связи:  солнце светит ярче,  греет  сильнее - тает снег, проталины, капель с крыш. солнце светит и греет - проталины- зеленая травка, теплый воздух – набухшие  почки деревьев.

       Словарь: сосулька, капель, подснежник, почка, ветки, ручеек, лужа.  

Методические приемы: наблюдения, рассматривание почек на ветках, рисование, художественное слово:

Ход занятия.

Чтение  стихотворения.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Значит, очень теплые

Ноги у весны.

                        (Е.Александрова)                   

- Ребята давайте вместе с вами поищем  ручейки и лужи. Как вы думаете, почему на земле лужи и ручейки? Какое сейчас время года? Как светит солнышко? Что стало со снегом? Это солнышко постаралось, растопило снег, вода побежала ручейком, образовались лужи. Чем лужа отличается от ручейка? Постойте рядом с лужей, посмотрите на воду. Вода спокойная и никуда не бежит. Понаблюдаем за ручейком, вода бежит, торопится. Прислушайтесь, вода журчит.

 Поиграем в игру «Лужа и ручеек». 

Когда я скажу «ручеек», вы бегаете по площадке, а когда я скажу "лужа", вы должны остановиться. Кто у нас внимательный. Давайте проверим.

-А как можно поиграть с ручейками? Покажем руками, как кораблик плывет в ручейке.

 Пальчиковая игра «Лодочка». 

Воспитатель читает слова игры, дети помогают:

Две ладошки я прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Дети соединяют две ладошки и выполняют ими волнообразные движения.

Загадка:

«Растет вниз головой, не летом растет, а зимой

Чуть солнце ее припечет, заплачет она и умрет»

 (Сосулька)

Рассматривание сосульки. Посмотрите дети это сосулька. Она прозрачная холодная в руках «плачет» тает.

Какие еще признаки весны вы нашли?

На деревьях набухли почки. Ребята давайте посмотрим. Скоро из этих почек распустятся зеленые листочки. А слышите, как весело чирикает воробей? Это он весне радуется.

Давайте поиграем в игру «Воробей».

Выбирается  «воробей», который садится на корточки. Дети встают в круг и поют:

Воробей, воробей,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Дети бегут в центр, приподнимают «воробья», хлопают в ладоши, «воробей» пляшет.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

           «Воробей» выбирает кого-нибудь и меняется с ним местами.

Закрепление материала: ребята вам нравится весна? Чем она вам понравилась? Становится тепло, солнце светит ярче, птички поют, ручейки текут.

     АПРЕЛЬ

    Тема 8. «Гнёздышко»

    Цель:  уточнить представление об изменениях в жизни птиц весной (прилет птиц из теплых мест, гнездование). Развивать наблюдательность и доброжелательность по отношению к

птицам. Познакомить детей с птицами нашего края (скворец, воробей, синица).

    Экологические связи: весеннее тепло- пробуждение насекомых- прилет скворцов,  ласточек.

    Словарь: скворец, скворечник, гнездо.

    Материал: гнездышко птицы, скворечник.

     Методические приемы: наблюдения, подвижная игра: "Птички":

Ход занятия.

Беседа о прилете птиц.

В начале беседы стоит отметить, что корм для птиц, насыпанный в кормушки, все чаще остается нетронутым. Воробьи стали звонче чирикать, затевать между собой драки. Забавно видеть детям, как воробьи купаются в весенних лужах. Вспомнить с детьми слова детской песенки:

Воробей с березы

На дорогу – прыг!

Больше нет мороза, чик – чирик!

Вот звучит  в канавке быстрый ручеёк,

И не зябнут лапки – скок, скок, скок!

Высохнут овражки – прыг-прыг-прыг!

Вылезут букашки – чик-чирик!

Вылезают букашки, становится достаточно корма для птиц, из теплых стран прилетают птицы. Вспомним, что птицы которые прилетают из теплых стран называются перелетными. (Ласточки, грачи, скворцы, утки, стрижи.)

Загадка

Между веток новый дом,

Нету двери  в доме том,

Только круглое окошко,

Не пролезет даже кошка.

                         (Скворечник)

На участке детского сада рассмотреть скворечники повешенные детьми старших групп (совместная работа детей с воспитателями детского сада). Когда дети увидят, сколько раз в день птицы вылетают из гнезда за насекомыми, напомнить, что птицы уничтожают мух, комаров, гусениц. Тогда дети наглядно убедятся  в огромной полезности птиц.

Физкультминутка   Птички в гнездышке сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

(Дети «разлетаются», машут руками, как крыльями.)

Загадка             Всех прилетных птиц черней

Враг личинок, друг полей,

Взад, вперед по пашням вскачь,

А зовется птица…

(Грач)

С детьми подойти к грачовникам – так называются места, где на высоких деревьях, тополях, всегда вьют свои гнезда. Гнезда из прутиков хорошо видны. Обратить внимание детей, как возвратившиеся хозяева шумно приводят их в порядок. Как переваливаясь, разгуливают по проталинам – местам, где уже растаял снег. Рассмотреть этих больших птиц с блестяшим черным оперением. Что это они делают, как будто кланяются? Присмотревшись можно увидеть, что грачи не просто гуляют, а выбирают из земли вредных червей, слизней и др.

  Подвижная игра: "Птички":

Воспитатель делит детей на 2—4 группы по 3—4 человека. Каждая группа имеет свое гнездышко (скамейка, большой обруч, нарисованный на земле круг). Дети изображают птичек, сидящих в гнездах. По слову воспитателя "полетели" птички вылетают из гнезда за кормом (машут руками, наклоняются, собирают корм). По указанию воспитателя "домой" птички возвращаются в свои гнезда.

Воспитатель произносит слова:

Вот летели птички, птички невелички.

Все летали, все летали - крыльями махали.

На дорожку сели, зёрнышек поели.

Клю-клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю.

Перышки почистим, чтобы были чише.

Вот так, вот так, чтобы были чище!

Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.

Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.

"Летите домой в гнёздышки!"

Закрепление материала: ребята давайте с вами вспомним как

называются птицы которые прилетают из теплых стран – перелетные. А каких перелетных птиц вы знаете? Грачи, скворцы, ласточки, утки.  Домики птиц называются: грачовники, скворечники, гнезда.

МАЙ

     Тема 9. «Засучили рукава» 

         Цель: уточнить преставления о деятельности взрослых и детей в саду и огороде весной (перекопка земли, посадка рассады). Воспитывать желание трудится, выращивать растения своими руками.

     Экологические связи: снег растаял - теплая земля – посевы.

     Словарь: росток, растение, лист, корень, почва, полив, огород, клумба.

     Материал: рассада цветов, лейка с водой, картина «астры».

     Методические приемы:  практическая деятельность, опытническая работа. Игра «Бабочка»

Рассматривание картин с изображением цветов.

Посмотрите ребята вам нравится, такие цветы мы можем вырастить вместе с вами. Давайте вместе с вами выберем место где будем сажать цветы.

Расскажите ему, что нужно для того, чтобы растениям было хорошо и удобно объясните, что растения, как и люди, нуждаются в пище и воде, солнечном свете и воздухе. Дети

давайте посмотрим рассаду цветов астры. У них есть стебли, листочки и корни. Объяснение нужно сопровождать показом частей цветка.

Физкультминутка

1  Наши руки как цветочки,                  
2  Пальчики как лепесточки.
3  Солнце просыпается —
4  Цветочки раскрываются.
5  В темноте они опять
6  Будут очень крепко спать.

1-4 строки — раскрываем ладони обеих рук и шевелим поочередно каждым пальцем-"лепестком".

-6 строки — крепко сжимаем обе руки в кулаки

Посадка рассады

Во вскопанную приготовленную землю дети высаживают рассаду астры. У детей должны быть свои, соответствующие их размерам, инструменты – лопаты, грабли, перчатки, шланги и лейки. Они должны быть такие же, как у взрослых: ведь игрушечные пластмассовые инструменты быстро ломаются и к тому же лишают ребенка ощущения значимости его работы. Дайте ребенку в руки инструменты, которыми ему удобно будет копать землю. Небольшими лопаточками по линиям, намеченным воспитателем, на ровном расстоянии выкапывают небольшие лунки, в них помещают ком земли с цветочной рассадой, плотно двумя руками обминают почву вокруг растения и уже затем поливают из лейки.

Художественное слово:А.Усачев «Лейка»

Если лейка воду льет, дождик маленький идет ...

-    Ловко нас полили, радуются лилии.

Лейка! Просит лютик, мой полейте кустик,

Ландыш просит: Лейка! И меня полей-ка.

 Когда любуются готовой клумбой, воспитатель не забывает похвалить их, сказать, что работали дружно, как настоящие цветоводы: аккуратно, старательно, ловко.

Игра «Бабочка»    Спал цветок

(исходное положение: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками)

И вдруг проснулся.

(поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела)

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся.

Взвился вверх и полетел.

(выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья»)

Солнце утром лишь проснется -

Бабочка кружит и вьется.

(«летать», имитируя движения бабочки)

Закрепление материала: Дети что мы с вами сегодня делали? Чем пользовались? Назовите основные части растений. Ответы детей.

Список рекомендуемой литературы

  1. Журнал Ребенок в детском саду №5, 2009г.    
  2. Лучич М.В. Прогулки с  детьми в природу. Изд. «Просвещение» М., 1998г.
  3. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Изд. «Асар» Минск, 1996г.
  4. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Изд. «Новая школа» М., 1995г.
  5. Николаева С.Н., Комарова И.А, Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. ООО «Изд. Гном и Д»., 2003г.
  6. Прохорова Л.Н. и др. Экологическое воспитание дошкольников. Изд. «Аркти» М., 2003г.
  7. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Изд. «Мозаика-Синтез» М., 2005г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разработки по экологии для начинающих воспитателей детского сада

для экологии можно найти столько материалла, что порой теряешься, все ли ты провела,ничего не упустила? поэтому я решила разработать себе план, в который постаралась ввести все, что можно провести с д...

Методическая разработка по экологии (экспериментирование)

В работе представлены занятия с детьми дошкольного возраста по экологии (экспериментирование)...

Методическая разработка по экологии для детей средней группы «Кому нужна вода?»

Программные задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого. 2. Развивать любознательность, мышление и речь детей. Ввести в активн...

Методическая разработка по экологии : Перспективное планирование работы по теме: Ознакомление дошкольников с миром неживой природы и космосом"

Мир неживой природы и космос - достаточно интересная тема для дошкольников. С объектами неживой природы дети сталкиваются каждый день: воздух, вода, почва, космические объекты. Но они не всегда уделяю...

Методическая разработка по экологии.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ  ПО ЭКОЛОГИИ.для дошкольников  средней группы .В средней группе воспитатель организует и проводит дидактические игры, как на занятиях, так и вне их, упражнения детей в узн...

методическая разработка по экологии.

Экологическое образование дошкольников это – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмо...

Методическая разработка по экологии "Свойства воды" для детей старшего дошкольного возраста.

Материал по изучению свойств воды и значению воды для всего живого....