НОД по ЗОЖ "В стране Болючке"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

liliya Viktorovna

НОД по ознакомлениюд  детей старшего дошкольного возраста с правилами ЗОЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zozh_v_strane_bolyuchke.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                            НОД: « В СТРАНЕ БОЛЮЧКЕ»

         Очень серьёзная сказка-беседа для старших дошкольников.

 ЦЕЛЬ. Научить ребёнка заботиться о своём здоровье. 

Как начинаются сказки? В некотором царстве: За тридевять земель: Живало - бывало :
Начнём и мы по-простому. Жили - были два братца. Один в школе учился, во втором классе, а другой ещё маленький - Петька да Антошка. Жили не тужили, да однажды Петька из школы пришёл, а братца Антошки дома нет. Искал его, искал не нашёл. Посмотрел на свою собачку Пыжика, а та вдруг заговорила голосом человечьим: Антошку утащила колдунья Ангина. Он напился холодного молока, да ещё на сквозняке постоял, и она тут как тут - схватит его за горло, не даёт ему дышать, глотать, хочет его погубить. А сама она такая красная, злая. Я на неё залаял, - только хуже сделал, - схватила колдунья Антошку и вылетела с ним в окно. Надо нам с тобой их догонять, пока следы свежие. Я вот чемоданчик нашёл, это доктор Айболит оставил мне на всякий случай. Из него само выскакивает то, что надо.

Недолго Петька собирался в путь дорожку - побежали с Пыжиком спасать Антошку: Бегут и по дороге встретили студента Фурацилина: "Куда бежим? - спрашивает он? - Антошку от Ангины спасать. - О! Так я вам помогу!!!"
На берегу он объясняет, что при ангине надо язык высовывать изо рта очень быстро и так часто делать - помогает. А ещё надо полоскать горло фурацилином. Тут Фурацилин достал ведёрко с водой, прыгнул с него, а потом выскочил и вот раствор готов. Тут собачка нашла Ангину - в кустах у дороги прячется. Фурацилин к ней подскочил, в ведёрко её опустил и как давай полоскать. Полоскал, - полоскал, и сделалась она из красной - розовая, а потом исчезла. Все радостно запрыгали ,но рано! Оглянулись - Антошки нет! Глядят, а его несёт какая - то высокая особа. Фурацилин говорит: "Это тётка Высокая Температура, а её дожидается дядька Озноб. Тётка эта вообще - то не плохая, но её схватила злющая королева страны Болючки. Простуда из нормальной превратила в высокую. Я с ней не могу бороться. Бегите сами, спасайте Антошку!"

Петька и Пыжик догнали Высокую температуру в лесу на полянке. Она устала и отдыхала, спала, стоя у дерева. Антошка рядом лежит - красный. Из чемоданчика выскочили цветки липы. Сделали из них настой липовый, напоили братца, он начал бледнеть, а тётка стояла, стояла, да вдруг и упала. Превратилась в нормальную температуру.

Пыжик начал учить Петьку, что при высокой температуре надо много пить липовый настой и чего-нибудь кислого, и она быстро превратится в нормальную. Петька взял на руки Антошку и принёс его домой, но из-за кустов выбежали два бородатых старика. Один из них постоянно чихал, а другой кашлял. Они подбежали к Петьке, схватили у него Антошку и моментально скрылись. Что же делать? Может поплакать? Вряд ли поможет. Пошли снова на поиски брата.

А на встречу им девочка и мальчик, они представились ГВОЗДИЧКА и ЛИМОНЧИК. Лимончик подал Петьке кусок лимонной корочки, а Гвоздичка - гвоздику (пряность) и посоветовали: "Прежде чем бежать по следам этих стариков - пожуйте корочку и гвоздику и тогда для вас эти дедули не страшны. - А кто они? - это любимчики королевы Простуды - Насморк Апчхи и Кашель Кхей-Кхей. Они боятся меня и моей подружки. А теперь идите по этой кривой дорожке к городу Хлюпонос, в котором живут Апчхей и Кхей-Кхей.

Наконец, они подошли к стенам какого - то города. Постучали в ворота, а они такие мягкие, потрогали стену, а она как подушка. Тут к ним прилетела ворона и прокаркала, что они находятся у СТРАНЫ ВАТНЫХ ОДЕЯЛ. Жители страны, объяснила Ворона, хорошие ребята, но очень любят кутаться, т. к. панически боятся королеву Простуду. У них стены сделаны из подушек, улицы, города закрыты коврами, над городом крыша из стекла. А сами всегда одеты так:/ А. Барто "Сто одёжек"/

Лиф на байке, три фуфайки, на подкладке платьице,
Шарф на шее, шаль большая, что за шарик катиться?
Сто одёжек, сто застёжек, слова вымолвить не может
Так меня закутали, что, не знаю, тут ли я?
Жителей этой страны называют
куталки.
Наконец, ворота этой страны открыл мальчик в тулупе, валенках и шапке. "Заходите скорее, а то сквозняк" - и он захлопнул за ними ворота из матрасов. На них набросились куталки, и моментально одели их в шубы, валенки, ушанки, ещё и в одеяла завернули, чтобы отогреть. Они чувствовали, что задыхаются от жары. Ворона яростно сорвала с себя меховой нахвостник и прокричала: " Если человек не любит свежий воздух, кутается, боится холодной воды, не закалён, Простуда всё - равно прорвётся сквозь подушки, вместе со своей компанией - кашлем, насморком и высокой температурой, схватит человека и начнет его мучать. - А что же нам делать? - испугались куталки".
Ворона прочла им учёную лекцию: " Чтобы не бояться простуды, надо одеваться по погоде, второе - делать зарядку, третье - обтираться холодной водой или принимать такой же душ! Вот три золотых правила! Запомните, их куталки. Куталки решили стать закаляками, стали раздеваться, разбирать пуховые заборы, снимать стеклянную крышу: а что было дальше мы не узнаем, т. к. Петька с Пыжиком опять в пути.


Пока они идут для вас - викторина. "Куталки в литературе" - кто они?
I. Это кто накрыт в кровати одеялами на вате?
Кто лежит на трёх подушках перед столиком с едой?
И одевшись еле - еле, не убрав своей постели
Осторожно моет щёки кипячёною водой? /Михалков, "Про мимозу"/

  1. Мороз, надевают ребята коньки,

Прохожие подняли воротники,
"Ему" говорят: "Наступила зима -
В трусах на прогулку выходит / Фома /.
А вот и городишко Хлюпонос, в котором живут Кашли и Насморки, а главные у них Апчхей и Кхей-Кхей - известные нам старики. Петька и Пыжик не боялись стариков, т. к. они уже пожевали лимонную корочку и гвоздику и отправились прямо к дому, где они живут. А те сидят у окна: Апчхей чихает и говорит: "Счастливого пути", а Кхей-Кхей кашляет и говорит: "Желаю удачи".
"Что это с ними?" - удивился Петька, а учёная ворона на всё имеет ответ: "Когда кашель говорит: Кхе-кхе, он выпускает на волю множество кашлюшек, а Насморк при чихании желает счастья своим капельным насморчишкам, которые разлетаются во все стороны. А эти кашлюшки и насморчишки попадают в нос и рот здоровым людям, и те тоже начинают чихать и кашлять. Вот поэтому весь народ заражён этими воздушно - капельными кашлюшками и насморчишками.
- А - а - а / догадался Петька - вот почему говорят про инфекции, что они передаются воздушно - капельным способом. А как же лимон и гвоздика борются с этой инфекцией?
- В них живут маленькие фитонцидики, которые отгоняют и губят насморчишки и кашлюшки.
А где ещё живут фитоцидики? / В чесноке, луке, лавандовом масле /. Тут из чемоданчика выскочил дядька Горчичник и бросился на кашля, и Тётенька Капля В Нос - на Насморк. Злобные Апчхей и Кхей-Кхей убежали очень далеко, но имейте в виду, что совсем они не исчезают и иногда снова появляются среди людей.
Петька и Пыжик обыскали весь дом, но не нашли Антошку. Один из жителей г. Хлюпоноса сообщил им, что Антошку у злыдней забрала сама королева Простуда и унесла в свой сырой замок. Поэтому им предстоит далёкий путь к Простуде, через всё королевство. Не откладывая дела в долгий ящик пошли дальше, а пока в пути для вас
задание: Чем лечат в книжках сказочных героев? - викторина.

  1. Чем лечился Карлсон? \конфетами, вареньем, печеньем \
  2. От чего лечил доктор Пилюлькин Незнайку? \занозы вытаскивал \.
  3. Когда заболел Буратино к нему вызвали трёх докторов. Кого? \Жабу, Сову, Богомола\. Чем они предложили лечить больного? \касторкой \.
  4. Чем лечил больных бегемотиков Айболит? \шоколадом \. А тигрят, верблюжат? \гоголем-моголем \.
  5. Санитаркам не везёт, есть и марля, есть и йод,

 Не хватает пустяков, нет ни ран, ни синяков.
Наконец, ушибся кто - то, санитары! На места!
Почему у Тани вдруг на лице такой испуг?
Почему у Тани вдруг вата валится из рук?
\ имя второй санитарки? \ Тамара, А. Барто "Мы с Тамарой"\

  1. В сказке К. Чуковского "Телефон" цапли звонят:

 Мы лягушками нынче объелись и у нас животы разболелись.
Что они просили прислать? \капли \.

  1. Что прописал доктор Медуница Незнайке, обнаружив на его спине синяк?

 \медовый пластырь \.
И вот перед ними неизвестный городок. Путникам показалось странным, что половина населения города была забинтована: у кого руки, у кого ноги, головы.
А вот два здоровых мальчика, а это были Разиня и Недотёпа, как они спрыгнули. Зонтики вырвало из рук, они упали на землю и заревели. Недотёпа поранил руку, а у Разини быстро начала пухнуть нога. У Пыжика из чемоданчика выскочили пузырьки с перекисью водорода и йодом, бинты и две дощечки.
А что с ним делать?
- У Недотёпы ранки смазать перекисью - она останавливает кровь, а йодом - вокруг ранки и забинтовать. Разине - дощечки прибинтовать с двух сторон к ноге, вдруг она сломана, чтобы не сдвинулись кости и срочно в больницу.
Мудрая Ворона ответила на немой вопрос Петьки: Это страна Растяпия, а живут в ней те, кто забывает об осторожности. Петька задумался, а потом написал объявление: "ОТКРЫВАЕТСЯ МУЗЕЙ РАСТЯП". Просим принести в него все предметы из-за которых вы страдаете".
Вопрос детям: Что принесли в музей жители Растяпии? /ножницы, вилки, иголки, зонтик, осколки стекла, гвозди и др./
В музее Петька повесил плакаты: Сначала думай, а потом делай!!!
На другом нарисовал скелет человека, на третьем - органы человека. Когда человек знает строение своего тела, он к нему будет относиться бережно, с осторожностью - сначала подумает, а потом сделает, а не наоборот.
Путешественники двинулись дальше, рассчитывая на то, что растяповцы сами будут учиться осторожности. А пока они идут - вам вопрос:
- Как нельзя читать, чтобы не испортить зрение? /не наклоняться близко к книге, не читать лёжа, при плохом освещении/
А тем временем Петька с Пыжиком и учёной Вороной увидели при дороге ларёчик и вспомнили, что давно не ели. На витринах красовались конфеты, жвачки, чупа-чупсы, зефир, вафли, пряники, мороженое, пирожное и много других сладостей. Продавец Тянучка, выглянув в окошечко, радостно их приветствовал.
Заходите, будьте как дома, ешьте, чего захотите, всё бесплатно. Петька обрадовано засовывал в рот всё, что под руку попадалось, а Ворона и Пыжик скромно его ждали. Они отказались т угощения. Вдруг услышали вскрик, заглянули в ларёк. А там никого нет. А где же Петька?! К ним приблизилась тонкая, изящная, блестящая дама "Ужасина Тихоновна" - представилась она. Я работаю Бормашиной, лечу зубы, а вашего друга утащил Тянучка. Он прилепил вашего друга к своей сладкой липкой спине, и теперь они во дворце зубной боли.
Пыжик и Ворона недоуменно глядели на бормашину: А что же делать? "Ужастина Тихоновна" - продолжала: Петька очень много съел сладостей, а если их есть, из зубов исчезает фосфор и кальций. Зубы начинают портиться, ломаться, болеть. Вот Петьку и захватила в плен ведьма Зубная боль.
Вопрос детям: А как же вернуть в зубы фосфор и кальций? -
Надо есть рыбу, - вот и фосфор, а творог и кальций вернётся.
А сейчас будем спасать Петьку.
Они приблизились к дворцу этой синей ведьмы. А вот и она сама на пороге. Ужасина Тихоновна схватила Зубную боль своей тонкой ручкой и давай её трясти и сверлить, а ведьма корчилась, кричала, визжала, кусалась. А потом вдруг исчезла. Из её дворца, похожего на выдернутый зуб, перевёрнутый вверх корнем, выбежал живой и невредимый Петька. Он пожаловался, что ведьма его дергала за зубы и они у него страшно болели. А Ужасина Тихоновна проворчала: Тебя предупреждал врач, что нельзя есть много сладкого. Хорошо, что всё обошлось.

БОЛЬНЫЕ В ЛИТЕРАТУРЕ - викторина
У меня печальный вид - голова моя болит.
Я чихаю, я охрип, Что такое - это? /грипп/
Не румяный гриб в лесу,
А поганый грипп в /носу/
Автор стихотворения "Грипп" - /Михалков/


Я опять лежу в постели - не велели мне вставать,
А у меня на самом деле - какая температура? /36,50 Михалков/
- На прививку! Первый класс! Вы слыхали? Это нас
Почему я встал у стенки? /У меня дрожат коленки/
/Михалков "На прививку"/


Медведь: Дятел, дятел, старый друг! Ты спустись на старый сук!
Дятел: ба, Топтыгину привет! Ты здоров ли?
Медведь: Видно нет!
Нездоровиться мне что-то, лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего-то я не ем - аппетит пропал совсем!
Начал раньше спать ложиться, да не сплю - никак не спится!
Страшный кашель по утрам, дурнота по вечерам,
Сердце колет, в лапах дрожь:
Дятел: Только дымом ты воняешь! Ну-ка, сядь под этот сук,
Дай-ка спину: тук-тук-тук! Не дышать и не сопеть, ты больной, хоть и медведь
Ну-с: мне как будто ясно
Медведь: не смертельно? Не опасно?
Дятел: Накопилась в лёгких копоть, отчего же вся беда?
Ты Топтыгин хочешь топать?
/Брось куренье навсегда!!!/
/С.Михалков, "Как медведь трубку нашёл"/


- Робин-Бобин Барабек, скушал сорок человек,
И корову, и быка, и кривого мясника,
И телегу, и дугу, и метлу, и кочергу,
А потом и говорит : что? /У меня живот болит/
- Бедному Карандашу совсем стало плохо. Маленький волшебник заболел. У него была высокая температура, но ему казалось, что в доме холодно. Он дрожал и стучал зубами от холода. - противный Карандаш - отчаянно ругался Самоделкин. - Ты заморозился! Ты объелся :
Чем?
/мороженым, он его нарисовал - Дружков "Приключение Карандаша и       Самоделкина"
наши герои уставшие, запылённые шагают по дороге, а впереди них идёт веселая дама, сразу видно, что это Фея в лиловом платье с корзиночкой в руке.


Она шла и пела: В душе я добра, хороша, справедлива:
Не так чтобы очень, но всё же красива.
И в каждом я только хорошее вижу,
Я даже козявку в душе не обижу.
Но если внутри я добра и прекрасна,
То сверху, снаружи, хитра и опасна.
Я в жизни любого из вас одолею,
А то и убью, но в душе пожалею.
Она оглянулась и, увидев путников, с улыбкой подала им в корзиночку, а в ней лежали яблочки наливные, прямо с дерева, огурчики, редисочки, морковка - свежие, прямо с грядки, даже с землёй, помидорчики и много чего другого. Петька схватил в одну руку яблоко, в другую : не успел взять ничего, как перед ним буквально вырос высокий молодой человек. Увидев его, Фея попятилась. Петька, заикаясь спросил: Кто вы? - Я - Уксус, а это Фея Эллочка-Шигелочка - Инфекция.
Она специально подсунула тебе немытые фрукты и овощи, а на них Гадость Всякая живёт. Что за гадость? Гадость - это бактерии, вирусы - лучшие друзья Эллочки. А они ещё живут в немытых руках, на грязной посуде, в продуктах, которые оставлены на столе, а не в холодильнике, на мухах, которые любят ползать по нашей пище.
- Почему тебя Эллочка-Шигелочка испугалась?
- Потому что я кислый. Вот суну палец в воду, она тоже будет кисленькой и этой водой хорошо мыть фрукты и овощи. Гадость всякая сразу убежит. Посмотрите, как Эллочка-Шигелочка удирает, только пятки сверкают, а за ней и Гадость Всякая.
Вопрос детям: А теперь скажите, кто борется против Гадости Всякой на ваших руках? /мыло и вода/
Я вот помыл Эллочкины подарки, подкрепитесь и в путь к королеве Простуде.
Да торопитесь. Злая Простуда украла витамины А, В, С, и если она оставит их на солнышке, они погибнут, а людям без них плохо. Будут болеть. Пришлось спешно идти к Простуде, дорога не близкая.

Викторина "Грязнули в литературе"
- И они побежали лесочком , поскакали по пням и по кочкам,
А бедная баба одна и плачет, и плачет она.
Села бы баба за стол, да стол за ворота ушёл,
Сварила бы баба щи, да кастрюлю иди поищи!
Вопрос: где же посуда? Мебель? Почему убежала? Как имя бабы? /Федора/
- Что такое? Что случилось? Отчего же всё кругом
завертелось, закружилось и помчалось колесом?
Утюги за сапогами, сапоги за пирогами, всё вертится и кружится и несётся кувырком. ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?
/Вещи сбежали от грязнули. Чуковский "Мойдодыр"/
ЗАГАДКИ:
Зверь живёт у нас в квартире, с рёвом по полу ползёт,
Всё, что на пол уронили, обязательно слизнёт /пылесос/
- Как зовётся кустик? Он выгоняет мусор вон! /веник/
- Вроде ёжика на вид, но не просит пищи,
по одёжке пробежит, станет она чище /щётка/
Гладко, душисто, моет чисто,
Нужно, чтоб у каждого было, что, ребята? /мыло/
- Волосистою головкой в рот она влезает ловко
и считает зубы нам по утрам /Зубная щётка/
Лёг в карман и караулю рёву, плаксу и грязнулю,
Им утру потоки слёз, не забуду и про нос /носовой платок/
- Если в кухне тараканы маршируют по столу,
И устраивают мыши по полу учебный бой,
Значит вам пора на время прекратить борьбу за мир,
И все силы ваши бросить на борьбу за чистоту. Автор? /Г.Остер/
Показался дворец королевы Простуды. Как он выглядел? Неприглядное зрелище высокие серые башни, в комнатах, залах, на полу большие, холодные лужи, там везде дуют сквозняки - её помощники, на стенах мокрые пятна, холодно, туда не заглядывает Солнечный луч, т.к. окон в этом мрачном здании нет!
А вот и злая королева на пороге своего замка: Что вам пришельцы, надо?
- Отдавай нам Антошку и витамины А, В, С - Никогда не отдам!
Немного растерялись наши герои, но тут ворона взяла дело в свои крылья! Вспомните правила борьбы с простудой? - ЗАРЯДКА! Итак: все встали, глубоко вздохнули и - раз! Разведите руки в стороны. Если простуда стоит рядом ловко даёте ей по шее. Она сразу отлетит. Опустили руки, Простуда может притаиться сзади или спереди. Тогда такое упражнение: раз! - левую руку вперёд правую - назад, два - поменялись руками - правую вперёд, левую назад. Сделали так несколько раз. Если простуда впереди или сзади - вы попадёте ей прямо в нос. Простуда от этих ударов закачалась и завизжала.
- Берите свои витамины А, В, С, а меня оставьте в покое.
Нет! - у тебя ещё наш Антошечка
- Забирайте и его, он уже всё равно здоров. Вы же победили всех моих подданных!
Вопрос детям: А кого победили? "Ангину, Высокую температуру, Инфекцию Эллочку - Шигелочку, Зубную боль, кашель и насморк".
-    Уходите от меня подальше, да не попадайтесь мне, заберу вас в свой замок, - и она скрылась за мокрой дверью, а из замка выскочил здоровый Антошка, а за ним три маленьких толстячка. Все радостно стали обниматься. А Петька спросил у толстячков: Кто вы такие и где живёте? Толстячок в оранжевом костюмчике ответил: Я витамин А, живу в сливочном масле и в морковке. Как, в двух местах? Да, морковка у меня как дача. Без меня вы будете плохо видеть и медленно расти.
Второй толстячок в желтом костюме шаркнул ножкой: - Витамин С. Я живу в черной смородине, квашеной капусте, яблоках. Без меня у вас выпадут зубы, станете слабыми и тогда вас все победят и простуда тоже.
Третий толстячок отвернулся и надулся. - А ты почему молчишь? Ученая Ворона каркнула: Он на тебя сердит зато, что ты чёрный хлеб не ешь, а витамин В как раз в чёрном хлебе и живёт. Ну извини, буду есть, а что будет без тебя?
- Будете плохо спать, у вас будет плохое настроение, начнёте хныкать, плакать.
Оказывается плохо жить без витаминов.
Как-то вдруг все оказались в другой стране, веселой, радостной, с играми, песнями, плясками.
Что это за страна?                               /Неболейка/
После здоровья для человека самое важное - это время. Нельзя терять его. А для этого надо соблюдать что? /режим дня, расписание/
- Кто живет в холодном молок, квасе, в ледяной луже, в мокрых сапогах, в сквозняке? /королева Простуда/
- Без какого витамина все начнут плакать? /В/
- Чьи друзья: конфеты, пряники, щербет, зефир /Ведьмы Зубная боль/
- Где живут фитоцидики? /лук, чеснок, лимон, гвоздика, лавандовое масло/
- Кто борется с ангиной? /Фурацилин/
- А с высокой температурой? /Липовый настой, марсы/
Вот и закончилась наша сказка.
А СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК!!!
Доброго всем здоровья!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Семинар практикум для родителей "Песочная страна - страна чудес"

Показать значимость взаимодействия ДОУ и семьи....

«Песочная страна — страна чудес»

Конспект занятия в средней группе«Песочная страна — страна чудес»Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка....

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности с использование ИКТ «Россия – огромная страна». Презентация "Россия - огромная страна". Старшая группа

Цель:Совершенствовать знания детей о России.Задачи:Формировать представления детей о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов.Позн...

«Путешествие в страну Говорунов» подготовительная к школе логопедическая группа (Этап реализации проекта « Страна Говорунов») Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье»,

   Цель: Развитие речевой активности детей через игровую деятельность.     Задачи:  Активизировать и обогащать лексическую сторону речи дошкольников.Развивать...

"В стране потерянных страничек"

Открытое занятие по ФЭМП...

Сценарий физкультурного досуга для детей средней группы с использованием нетрадиционного оборудования "Как дети Злючку Болючку прогнали"

Инструктор - Здравствуйте,ребята!Вы,наверное,удивились,что я сейчас с вами поздоровалась.Ведь мы уже виделись и здоровались сегодня.Но мне так приятно говорить вам это волшебное слово "здравствуйте"!...