Статья. Развитие речевой активности детей.
статья (младшая группа)
Статья. Развитие речевой активности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechevoy_aktivnosti_detey_mladshego.docx | 15.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речевой активности детей младшего
дошкольного возраста».
3-4 год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, активным развитием речи.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе.
Работа по развитию речи детей находится в тесной связи с обогащением представлений об окружающем. Чем шире круг знаний ребёнка об окружающих предметах и явлениях, тем богаче его речь. Расширение словаря происходит на фоне непосредственных действий с предметами. В этом возрасте обогащается словарь названиями растений, предметов питания, одежды, мебели, животных, игрушек.
Расширяя словарь, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Чтобы ребёнок мог выразить свою мысль в связной форме, его надо научить наблюдать, выделять главное, понимать связь и причинно-следственные отношения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых, которые будут подводить ребёнка к высказыванию «Как ты думаешь?», «Зачем?», «Почему?»…
Развивая связную речь, следует учить детей:
1. Понимать разнообразные вопросы и отвечать на них;
2. Задавать вопросы;
3. Активно включаться в разговор;
4. Объяснять содержание картинок, ситуации;
5.Рассказывать о предметах, игрушках, событиях. Узнавание действий на картине – важный элемент развития фразовой речи.
Ребёнок этого возраста уже может составить рассказ по памяти о том, что он видел. Значит, в повседневном общении нужно побуждать его к воспоминаниям и рассказам о каких-то интересных событиях.
Для ребёнка 3-4 лет речь является средством общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Поэтому следует поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, откликаться на вопросы и предложения взрослого, высказываться, выражать свои желания, чувства, мысли. Поощряйте интересы ребёнка к делам сверстников, желание общаться с ними. В этом возрасте происходит становление нравственных качеств, поэтому учите ребёнка понимать эмоциональное состояние и настроение других: друзей, родственников, сказочных героев. После просмотра мультфильма или чтения книги обязательно обсудите содержание: кто поступил хорошо, кто – плохо, почему так нельзя делать. Упражняйте ребёнка в ситуациях, в которых нужно пожалеть, утешить, помочь (например, кукла заболела, зайка грустный…).
Грамматический строй речи заключается в:
1. Развитии умения согласовывать слова в предложении;
2. Употреблении ласкательно-уменьшительных слов;
3. Употреблении прилагательных, глаголов.
Предлагаемые задания:
1.«Один – много»: матрёшка-матрёшки, машина-машины.
2.«Назови детёныша»: кошка-котёнок, утка-утёнок, медведь-медвежонок, собака-щенок…
3.«Добавь слово»: дом – домик, стол-…(столик), ложка-…(ложечка), стул-…(стульчик).
Звуковая культура речи.
· Развивать речевой аппарат (подвижность языка, губ при помощи простых упражнений, например: «Язычок спрятался, показался», «Язычок красит стены в своём домике», «Язычок выглядывает, нет ли дождика»;
· Поощрять звукоподражание, звуковое сопровождение игровых действий в играх: «Лошадка», «Паровоз», «Как гудит машина?», «Как рычит медведь?»…
· Упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков (не допускать сюсюканье). Можно повторять с детьми чистоговорки, например: «Баю, баю, баю – куколку качаю», «Люли, люли, люли – куколки уснули», «Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка».
· Развивать фонематический слух (в играх «Угадай, что звучит?», «Кто тебя позвал?»).
· Развивать речевое дыхание: исполнение длинных песенок (предлагать длительно (2-3 сек) на одном дыхании произносить звук на выдохе: «а-а-а-а», «у-у-у»…).
· Развивать речь и мелкую моторику в пальчиковых играх. Секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развития речи состоит в том, что при выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.
И помните, что дети во всём подражают взрослым. Очень хорошо, когда ребёнок слышит правильную речь, произведения художественной литературы, устное народное творчество.
Выполнила: Набиева Д. К.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Формирование речевой активности детей через понимание пословиц и поговорок».
Этапы усвоения пословиц и поговорокСвязь сказки с пословицейИгры для лучшего запоминания пословиц и поговорок...
Статья "Активизация речевой активности детей через лингвистические игры"
В статье описано теоретическое обоснование игрового метода речевой активизации детей старшего дошкольного возраста и приведены примеры лингвистических игр из опыта работы....
Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". Уровень ДОУ 2019 г.
15 октября 2019 года в нашем детском саду прошёл семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". Воспитатель, Андреенк...
Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития" Уровень ДОУ. 2019 г.
В нашем детском саду прошёл семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". На семинаре педагогами ДОУ были представлены эфф...
Статья "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"
Как посредством театральной деятельности совершенствовать все стороны речи, помочь в общении и дальнейшем развитии культуры дошкольника....
СТАТЬЯ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РУССКУЮ НАРОДНУЮ ИГРУ»
Использование народных игр в работе с детьми позволяет воспитателю донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народн...
Статья «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста
В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) ивоспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как ониразговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют рече...