ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМАГОТЕРАПИИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РОДИТЕЛЯМИ ДОО ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ
статья
Семья – первый социальный институт, который дает ребенку чувство психологической защищенности, поддержку, безусловной любви. В этом и заключается незаменимое значение семьи для ребенка. Семья - это начальная ступень эмоциональных отношений. Любой ребенок ждет от самых близких безвозмездной любви, чтобы эта любовь была не зависима от его успехов, внешности и поведения, а просто за то, что он есть.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Корнева Юлия Юрьевна
Педагог-психолог
Белгородская область, г. Губкин
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №39 «Золотая рыбка»
Попова Алла Ивановна
Заведующий
Белгородская область, г. Губкин
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №39 «Золотая рыбка»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИММАГОТЕРАПИИ
ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РОДИТЕЛЯМИ ДОО
ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ
Ключевые слова: имаготерапия, драмтерапия, куклотерапия, социализация, адаптация
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Семья – первый социальный институт, который дает ребенку чувство психологической защищенности, поддержку, безусловной любви. В этом и заключается незаменимое значение семьи для ребенка. Семья - это начальная ступень эмоциональных отношений. Любой ребенок ждет от самых близких безвозмездной любви, чтобы эта любовь была не зависима от его успехов, внешности и поведения, а просто за то, что он есть.
Помимо этого члены семьи являются для ребенка источником благоприятного эмоционального настроя и психологического здоровья. Невольно родители становятся примером во всем, не зависимо от того хотят они этого или нет. Ребенок находит эталон в своей семье и что бы этот пример способствовал становлению нравственно здорового человека нужно подходить к этому совместно: детский сад, семья, социум.
С недавнего времени начали развиваться и внедряться новые виды взаимодействия семьи и детского сада.
Организуя совместную работу между детским садом основной упор делается на открытость детского сада для семьи и диагностика общих и индивидуальных проблем в процессе воспитания ребенка. Развивающая среда, которая может обеспечить единые требования и дома и в детском саду.
Основная цель детского сада – организовать профессиональную помощь родителям в воспитании детей, однако эта помощь не может заменить домашнее воспитание, а только лишь дополнит его. Основную роль среди форм общения «ребенок - родители — педагоги» играет организация взаимодействия в познавательной форме. Эти взаимодействия направлены на то, чтобы повышать психолого-педагогическую культуру родителей, и следовательно корректировать методы родителей в воспитании детей в кругу семьи. Помимо этого, взаимодействия в такой форме дают возможность познакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рекомендациями к воспитанию на данный промежуток времени, рациональными методами и приемами направленными на успешное формирование и развитие их практических умений. При таком взаимодействии родителям выпадает возможность посмотреть на своего ребенка в обстановке которая радикально отличается от домашней.
Одной из форм содействия с родителями и коррекция отношений ребёнка с окружающему его миру является имаготерапия.
Использование имаготерапии во время проведения совместных тренингов «ребенок — родитель - педагог» является одной из эффективнейших методик по коррекции поведенческих особенностей ребенка и позволяет посмотреть родителям на восприятие мира ребенком.
Цель проведения таких мероприятий предполагающих совместное участие в заранее подготовленной педагогом-психологом театрализованной деятельности можно назвать избавление от недопониманий между несколькими поколениями одной семьи, помогая, при этом, успешности социализации и адаптации ребёнка в окружающем мире. Но все таки в первую очередь имаготерапия преследует цель развития и обогащения эмоциональной сферы ребенка.
Совместная коррекционно – развивающая работа предпологающая использование имаготерапии осуществляется поэтапно в течение учебного года. Разработано содержание, а также формы и методы организации работы с детьми с учётом общеобразовательных и коррекционных задач обучения и воспитания дошкольников.
На подготовительном этапе педагогом-психологом было проведено исследование индивидуальных особенностей и качеств личности каждого ребёнка, эмоционально-волевой сферы с использованием различных психологических методик, например проективные методики «Два домика», «Кактус», «Я в детском саду» и др. По итогам мониторинга, при выявлении проблем какого-либо рода составили план решения социально – психологических проблем, имеющихся у детей. После этого организовано родительское собрание, на котором педагог-психолог ознакомила родителей (законных представителей) с возможностями имаготерапии и предложила стать участниками таких театрализованных тренингов.
Следующем этапом является проведение специальной работы по основным направлениям коррекционно – развивающих воздействий, выделенных на основе изучения специальной литературы, опираясь на психологические особенности возраста воспитанников.
Имаготерапия служит средством по укреплению и обогащению эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей, воспитывает навыки адекватного отношения при возникновении неблагоприятных ситуаций; способствует собранности опыта в определенный момент, и, кроме того, побуждает определенные творческие интересы, открывающие новые интересы в жизни.
Возможно использовать различные организационные формы проведения имаготерапии. Однако, для коррекционно – развивающих воздействий и просвещения родителей наиболее удобно использовать индивидуальную форму. Индивидуальная форма проведения сеансов имаготерапии проходит в тесном составе «ребенок — родитель — педагог» и предполагает пересказ какого либо литературного произведения, предложенного педагогом-психологом, и постепенно в рамках фиксированного времени, пересказ переходит в разыгрывание диалога между родителем и ребенком. Подбор произведения для пересказа по содержанию должен отражать ту проблему, которая проследуется в каком-то конкретном случае. Помимо этого, включается в действие импровизационный диалог по ситуации которая была предложена.
Чаще всего используются следующие виды имаготерапии:
Образно-ролевая драмтерапия, которая применяется для формирования поведения малыша в процессе сюжета, который уже срежиссирован. Ребенок и родитель адаптируют свои эмоции под действия, которые описаны в сценарии, принимают предложенную игру. И, во время следующей встречи или оказавшись в подобной ситуации, ребенок не растеряется, а будет знать, как поступить.
Психодрама, дает свободу ребенку исполнить не готовую заранее роль, а импровизировать под руководством родителя. Цель педагога-психолога — дать раскрыться семье, лишь немного направляя дуэт к результату.
Куклотерапия, является идентификацией с образом любимого персонажа. Заранее зная, как поступит герой, «кукловоды» переключаются с эмоций на чувство ответственности за свои действия.
Не менее действенными являются и групповая форма, которая проводится, чаще всего, в рамках заседаний клуба для родителей и представляет собой драматизацию народной либо авторской сказки, в процессе которой родители совместно с детьми реализуют образ персонажа «готового помочь» скорректировать поведенческие особенности. В такой ситуации используются постановки специально составленных рассказов.
В работах психологов (Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова и др.) можно ознакомиться с данными о том, как разные виды сказок можно использовать в процессе специальной психолого – педагогической работы, подробно освещены приёмы создания сказок, повышающих успешность обучения, снимающих неадекватные эмоциональные проявления, корректирующих трудности поведения и способствующих преодолению острых стрессовых ситуаций. Сказка помогает в форме театрализации и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, даёт возможность «примерить» на себя и пережить другую судьбу, чувства, радости и горести.
Специальные занятия и задания разрабатываются педагогом-психологом совместно с воспитателем и проводятся с подгруппами детей.
На данном этапе осуществляется привлечение родителей к совместной с детьми театрализованной деятельности.
Применение театральных техник в процессе воспитания и обучения помогает родителям лучше понять ребёнка, расширяет представления о его возможностях, победах и поражениях, раскрывает его внутренний мир, улучшает качество процесса социализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева [и др]. – М.: Академия, 2001. - 138 с.
2. Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2006. - 287 с.
3. Медведева, И.Я, Улыбка судьбы: Роли и характеры / И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова. – М.: ЛИНКА – Пресс, 2002. - 312 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по коррекции эмоционального состояния детей дошкольного возраста
Презентация опыта работы по организации работы психолога по коррекции эмоционального состояния детей дошкольного возраста...
«Изотерапия как способ коррекции негативных эмоциональных состояний детей с овз»
Часто для детей с ОВЗ изотерапия становится единственным способом выразить себя и собственные проблемы. Она их эмоционально разгружает, позволяет им освободиться от отрицательных эмоций и агрессии....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Пескотерапия как метод коррекции эмоционального состояния детей"
Назначение:Программа предназначена для работы с учащимися 1-4-ых классов образовательного учреждения. Группа формируется на основе добровольного согласия участников, каждая группа состоит из...
Консультация для родителей "Изотерапия как способ коррекции негативных эмоциональных состояний детей с ОВЗ" 2020 г.
В узком смысле слова изотерапия - это направление арттерапии, использующее методы изобразительного искусства для нормализации психического состояния детей и взрослых....
"Коррекция эмоционального состояния и поведения детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью арт-терапии"
Ссылка на статью : https://disk.yandex.ru/i/KWXP_wGrJkP5nA...
«Арт-терапевтические подходы для коррекции эмоционального состояния детей на дистанционном обучении»
Презентация на РМО педагогов-психологов...
Коррекция эмоциональных состояний у детей с ОВЗ с помощью арт-терапии
Цель арт-терапии - лечение, коррекция искусством, изучение и овладение методиками для снятия внутреннего напряжения, агрессии, тревожност, стрессов и восстановления жизненного ресурса....