Комплексная модель физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
методическая разработка (старшая группа)

Черкасова Елена Владимировна

КОМПЛЕКСНАЯ  МОДЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnaya_model_fizkulturno.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНАЯ  МОДЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

Создание условий для двигательной активности

Система двигательной активности, система сохранности психоэмоциональной сферы

Система закаливания

Организация рационального питания

Диагностика физического развития и состояния здоровья, физической подготовленности и психоэмоционального состояния

- гибкий режим

- создание условий

(спортинвентарь, оборудование зала, спортивных уголков в группах)

- индивидуальный режим пробуждения после дневного сна

-методическая помощь воспитателям и инструктору по физической культуре

- утренняя гимнастика

- прием детей на улице в теплое время года

- физкультурные занятия

- двигательная активность на прогулке

- физкультурные занятия на улице

- подвижные игры

- физкультминутки на занятиях

- гимнастика после дневного сна

-физкультурные развлечения

- День Здоровья,

 - каникулы

- спортивные праздники

- игры, хороводы, игровые упражнения

- облегченная форма одежды

- ходьба босиком  до и после сна

- полоскание рта

- прогулки на свежем воздухе

- одежда, соответствующая температуре воздуха

- проветривание

- игры с водой

- хождение босиком по  «дорожке здоровья»

- утренний прием на свежем воздухе (в теплое время года)

- утренняя гимнастика на свежем воздухе

-витаминизация третьего блюда.

- питьевой режим

- введение овощей и фруктов в рацион питания

-строгое выполнение натуральных норм питания.

- гигиена приёма пищи.

-индивидуальный подход к детям во время приёма пищи.

-правильный подбор и  расстановка мебели.

- диагностика уровня физического развития

- диагностика физической подготовленности

- диагностика развития ребенка

- обследование психоэмоционального состояния детей

 

 

Физкультурно-оздоровительной работы и формирования основ здорового образа жизни.

Мероприятия

Возрастные группы

Периодичность

Ответственный

Обследование

1. Диагностика и мониторинг состояния здоровья детей

Все

2 раза в год (сентябрь, май)

Инструктор по физической культуре, ст. медсестра, воспитатели групп

Обеспечение здорового ритма жизни

1. Щадящий режим (адаптационный период)

Все

Сентябрь, октябрь

Воспитатели

2. Гибкий режим

Все

В течение года

Воспитатели

3. Организация микроклимата и стиля жизни группы

Все

В течение года

Воспитатели

4. Рациональное питание

Все

В течение года

Старшая медсестра

5. Занятия по ОБЖ

(согласно возраста)

все

В течение года

по плану

Воспитатели

Двигательная деятельность

1. Утренняя гимнастика

Все

Ежедневно

Воспитатели групп

2. Физкультурные занятия:

в зале

на воздухе

Все

 

2 раза в неделю спортивный зал,  

1 раз на воздухе.

Инструктор по физической культуре

Воспитатели

3. Физкультурные минутки

Все

Ежедневно

Воспитатели

4. Самостоятельная двигательная деятельность детей

Все

Ежедневно

Инструктор по физической культуре

Воспитатели

5. Подвижные и динамические игры

Все

Ежедневно

Воспитатели

6. Подвижные   спортивные игры на прогулке

Все  

Раз в неделю

Воспитатели

7. Минутки здоровья

Все

Ежедневно, в течение дня

Воспитатели

9. Гимнастика после сна

Все

Ежедневно

 Воспитатели

Лечебно-профилактические мероприятия

1. Витаминотерапия

Все

Осенне-зимний

период

Медсестра, воспитатели.

2. Профилактика гриппа и ОРВИ

Все

В неблагоприятные периоды:     весной и осенью; инфекция

Медсестра, воспитатели.

3.  Кварцевание

Все

В течение года

Медсестра

4. Занятия с часто болеющими детьми

По назначению

 В течение года

Инструктор по физической культуре

Нетрадиционные методы оздоровления

1. Музыкотерапия

Все

На занятиях    физкультурных, в группе перед сном  

Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре,   воспитатели

2. Фитонцидотерапия

Все

В неблагоприятные периоды эпидемии, инфекционные заболевания

Медсестра  

воспитатели

Закаливание

1. Контрастные воздушные ванны

Все

После дневного сна, на физкультурных занятиях

Инструктор по физической культуре, воспитатели

2. Босохождение

Все

После дневного сна, в летний период

Инструктор по физической культуре,

воспитатели

3. Облегченная одежда детей

Все

В течение дня

Воспитатели,  помощники воспитателя

Свето-воздушные ванны

1. Проветривание помещений

Все

В течение дня

Воспитатели,

помощники воспитателя

2. Прогулки на свежем воздухе

Все

Ежедневно

Воспитатели

3. Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

Все

Ежедневно

Воспитатели

4. Обеспечение светового режима

Все

Ежедневно

Воспитатели

                                                                                 Активный отдых

1. Физкультурные досуги

Все

1 раз в месяц

Инструктор по физической культуре, воспитатели

2. Физкультурные праздники

Все

2 раза в год (январь, июнь)

Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели

3. День здоровья

Все

1 раз в квартал

Инструктор по физической культуре, воспитатели

4. Каникулы

Все

Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели

Двигательный режим ДОУ

Формы работы

1 младшая группа

2 младшая группа

Средняя группа

1

Подвижные игры во время утреннего приема детей

Ежедневно

3-5 мин.

Ежедневно

3-5 мин.

Ежедневно

5-7 мин.

2

Утренняя гимнастика

Ежедневно

4-5 мин.

Ежедневно

4-5 мин.

Ежедневно

5-7 мин.

3

Физкультминутки

Ежедневно во время занятий

4

Музыкальные занятия

2 раза в неделю

8 - 10 мин.

10-15 мин

15-20 мин.

5

Физкультурные занятия (2 в зале, 1 на воздухе)

3 раза в неделю

8-10 мин.

3 раза в неделю

10-15 мин

3 раза в неделю

15-20 мин.

6

Подвижные игры:

-сюжетные

-бессюжетные  

-игры-забавы

- аттракционы

Ежедневно не менее двух игр по 5-7 мин.

Ежедневно не менее двух игр по 5-7 мин.

Ежедневно

не менее двух игр по 7-8 мин.

7

Игровые упражнения:

-ловкие прыгуны

- подлезание,

- пролезание,

- перелезание

Ежедневно по подгруппам

 4-6 мин.

Ежедневно по подгруппам

 4-6 мин.

Ежедневно по подгруппам

6-8 мин.

8

Оздоровительные мероприятия:

- гимнастика пробуждения

 - корригирующая гимнастика

Ежедневно

5 мин.

Ежедневно

5 мин.

Ежедневно

6 мин.

9

Физические упражнения и игровые задания: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 3-5 мин.

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 3-5 мин.

Ежедневно,

сочетая упражнения по выбору 6-8 мин.

10

Психогимнастика

2 раза в нед. 3-5 мин.

2 раза в неделю 3-5 мин.

2 раза в неделю 6-8 мин.

11

Физкультурный досуг

1 раз в  месяц по 8-10  мин.

1 раз в  месяц по 10-15 мин.

1 раз в месяц по 15-20 мин.

12

Спортивный праздник

2 раза в год по10- 15  мин.

2 раза в год по15 – 20 мин.

2 раза в год по 20-25 мин.

13

День здоровья

1 раз в квартал

14

Индивидуальная работа  по физ. воспитанию

Ежедневно

1-2 мин.

3-5 мин.

5-8 мин.

15

Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня

Ежедневно

Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей

Проводятся под руководством воспитателя

Взаимодействие педагогов, администрации, медицинского персонала, родителей по оздоровлению детей

Компонент деятельности

Педагоги

Медицинская сестра

Администрация

Родители

Оздоровительное направление

Адаптация

Оказывают эмоциональную поддержку ребенку. Способствуют постепенному привыканию к ДОУ. Узнают как можно больше об особенностях воспитания в семье

Предварительно узнаёт как можно больше об особенностях физического здоровья ребенка. Оказывает консультативную помощь педагогам по состоянию здоровья ребенка, родителям — по адаптации к условиям ДОУ

Координирует работу медицинской, педагогической и психологической служб ДОУ с целью обеспечения щадящей адаптации

Эмоционально поддерживают ребенка. Оказывают педагогам помощь в  адаптации малыша в детском саду. Максимально подробно и точно отвечают на все вопросы педагогов о ребенке. Продумывают, какие любимые вещи, игрушки, книги возьмет с собой малыш

Осуществляют медико-психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в ДОУ

  Компонент деятельности

Педагоги

Медицинская сестра

Администрация

Родители

Летняя оздоровительная кампания

Обеспечивают максимальное пребывание детей на свежем воздухе. Организуют активный отдых на прогулке,  экскурсии на природу

Консультирует педагогов и родителей по обеспечению безопасности детей в летний период (солнечный удар, укусы насекомых, отравления грибами и ягодами и т.д.). Оказывает первую помощь. Следит за витаминизацией блюд

Материально обеспечивает летную оздоровительную кампанию

Соблюдают требования, предъявляемые детским садом:

— к одежде;

— головным уборам; — питанию. Организуют активный отдых ребенка в выходные дни

Профилактика нарушений зрения, осанки и плоскостопия

Включают в комплекс гимнастики после пробуждения (или перед дневным сном) упражнения на расслабление глаз. Чередуют занятия, дающие интенсивную нагрузку на зрение, с двигательной активностью. Снабжают родителей комплексами упражнений для их ребенка. Следят за обувью и позой детей за столом

Проводят диагностику   состояния стопы и осанки у детей

Контролирует освещенность в групповых помещениях. Следит за состоянием мебели для детей

Выполняют упражнения по рекомендациям врача, правильно подбирают обувь для ребенка. Контролируют позу ребенка в домашних условиях. Ограничивают время просмотра телевизионных передач

Виды, задачи и необходимые условия для двигательной деятельности ребёнка

п/п

Виды двигательной активности

Физиологическая и воспитательная задачи

Необходимые условия

Ответственный

1.

Движение во время бодрствования

- Удовлетворение органической потребности в движении.

- Воспитание свободы движений, ловкости, смелости,  гибкости.

- Наличие в групповых помещениях, на участках детского сада места для движения.

- Одежда, не стесняющая движения.

- Игрушки и пособия, побуждающие ребёнка к движениям.

- Старший воспитатель, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию.

2.

Подвижные игры

- Воспитание умения двигаться в соответствии с заданными условиями.

- Воспитание волевого(произвольного) внимания через овладение умением выполнять правила игры.

- Знание правил игры.

- Воспитатели.

3.

Движения под музыку

- Воспитание чувства ритма, умения выполнять движения под музыку

- Музыкальное сопровождение

- Музыкальный руководитель

4.

Утренняя гимнастика или гимнастика после сна

- Сделать более физиологичным и психологически комфортным переход от сна к бодрствованию.

- Воспитывать потребность перехода от сна к бодрствованию через движения

- Знание воспитателем комплексов гимнастики после сна, наличие места для проведения гимнастики

- Воспитатели, инструктор по физическому воспитанию.

Физическое развитие детей

Цель физического развития: формирование основ здорового образа жизни, его направленность на укрепление здоровья, физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие каждого ребёнка.

Задачи физического развития

Оздоровительные:

- охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма;

- всестороннее физическое совершенствование функций организма;

- повышение работоспособности и закаливание

Образовательные:

- формирование двигательных умений и навыков;

- развитие физических качеств;

- овладение ребёнком элементарными знаниями о своём организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья

Воспитательные:

- формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;

- разностороннее гармоничное развитие ребёнка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое)

Средства физического развития

Физические упражнения

Эколого-природные факторы

Психогигиенические факторы

Методы физического развития

Наглядные:

-наглядно-зрительные приёмы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры);

- наглядно-слуховые приёмы (музыка, песни);

- тактильно-мышечные приёмы (непосредственная помощь воспитателя)

Словесные:

- объяснения, пояснения, указания;

- подача команд, распоряжений, сигналов;

- вопросы к детям;

- образный сюжетный рассказ, беседа;

- словесная инструкция

Практические:

-повторение упражнений без изменения и с изменениями;

- проведение упражнений в игровой форме;

- проведение упражнений в соревновательной форме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

   Хорошее здоровье — один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое м...

Модель физкультурно-оздоровительной работы в детском саду

Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в режиме детского сада...

Модель физкультурно - оздоровительной работы с детьми подготовительной группы

Модель содержит основные  компоненты физкультурно - оздоровительной работы с детьми  дошкольного возраста...

Модель физкультурно-оздоровительной работы

Модель физкультурно-оздоровительной работы...

Системная модель физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. "Маршруты здоровья"

Данный материал поможет педагогам ДОУ в решении проблем здорового образа жизни.Основными задачами данной темы является создание здоровьесберегающей среды, оптимизации двигательной активности дошкольни...

Модель ежедневной физкультурно-оздоровительной системы работы , реализуемая во второй младшей группе

В данной презентации отражена реализация модели ежедневной физкультурной-оздоровительной системы. Именно с младшадшего дошкольного возраста необходимо обеспечить формирование устойчивого интереса к за...