Комплексная модель физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
методическая разработка (старшая группа)
КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnaya_model_fizkulturno.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
Создание условий для двигательной активности | Система двигательной активности, система сохранности психоэмоциональной сферы | Система закаливания | Организация рационального питания | Диагностика физического развития и состояния здоровья, физической подготовленности и психоэмоционального состояния |
- гибкий режим - создание условий (спортинвентарь, оборудование зала, спортивных уголков в группах) - индивидуальный режим пробуждения после дневного сна -методическая помощь воспитателям и инструктору по физической культуре | - утренняя гимнастика - прием детей на улице в теплое время года - физкультурные занятия - двигательная активность на прогулке - физкультурные занятия на улице - подвижные игры - физкультминутки на занятиях - гимнастика после дневного сна -физкультурные развлечения - День Здоровья, - каникулы - спортивные праздники - игры, хороводы, игровые упражнения - облегченная форма одежды - ходьба босиком до и после сна | - полоскание рта - прогулки на свежем воздухе - одежда, соответствующая температуре воздуха - проветривание - игры с водой - хождение босиком по «дорожке здоровья» - утренний прием на свежем воздухе (в теплое время года) - утренняя гимнастика на свежем воздухе -витаминизация третьего блюда. | - питьевой режим - введение овощей и фруктов в рацион питания -строгое выполнение натуральных норм питания. - гигиена приёма пищи. -индивидуальный подход к детям во время приёма пищи. -правильный подбор и расстановка мебели. | - диагностика уровня физического развития - диагностика физической подготовленности - диагностика развития ребенка - обследование психоэмоционального состояния детей
|
Физкультурно-оздоровительной работы и формирования основ здорового образа жизни.
Мероприятия | Возрастные группы | Периодичность | Ответственный |
Обследование | |||
1. Диагностика и мониторинг состояния здоровья детей | Все | 2 раза в год (сентябрь, май) | Инструктор по физической культуре, ст. медсестра, воспитатели групп |
Обеспечение здорового ритма жизни | |||
1. Щадящий режим (адаптационный период) | Все | Сентябрь, октябрь | Воспитатели |
2. Гибкий режим | Все | В течение года | Воспитатели |
3. Организация микроклимата и стиля жизни группы | Все | В течение года | Воспитатели |
4. Рациональное питание | Все | В течение года | Старшая медсестра |
5. Занятия по ОБЖ (согласно возраста) | все | В течение года по плану | Воспитатели |
Двигательная деятельность | |||
1. Утренняя гимнастика | Все | Ежедневно | Воспитатели групп |
2. Физкультурные занятия: в зале на воздухе | Все
| 2 раза в неделю спортивный зал, 1 раз на воздухе. | Инструктор по физической культуре Воспитатели |
3. Физкультурные минутки | Все | Ежедневно | Воспитатели |
4. Самостоятельная двигательная деятельность детей | Все | Ежедневно | Инструктор по физической культуре Воспитатели |
5. Подвижные и динамические игры | Все | Ежедневно | Воспитатели |
6. Подвижные спортивные игры на прогулке | Все | Раз в неделю | Воспитатели |
7. Минутки здоровья | Все | Ежедневно, в течение дня | Воспитатели |
9. Гимнастика после сна | Все | Ежедневно | Воспитатели |
Лечебно-профилактические мероприятия | |||
1. Витаминотерапия | Все | Осенне-зимний период | Медсестра, воспитатели. |
2. Профилактика гриппа и ОРВИ | Все | В неблагоприятные периоды: весной и осенью; инфекция | Медсестра, воспитатели. |
3. Кварцевание | Все | В течение года | Медсестра |
4. Занятия с часто болеющими детьми | По назначению | В течение года | Инструктор по физической культуре |
Нетрадиционные методы оздоровления | |||
1. Музыкотерапия | Все | На занятиях физкультурных, в группе перед сном | Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели |
2. Фитонцидотерапия | Все | В неблагоприятные периоды эпидемии, инфекционные заболевания | Медсестра воспитатели |
Закаливание | |||
1. Контрастные воздушные ванны | Все | После дневного сна, на физкультурных занятиях | Инструктор по физической культуре, воспитатели |
2. Босохождение | Все | После дневного сна, в летний период | Инструктор по физической культуре, воспитатели |
3. Облегченная одежда детей | Все | В течение дня | Воспитатели, помощники воспитателя |
Свето-воздушные ванны | |||
1. Проветривание помещений | Все | В течение дня | Воспитатели, помощники воспитателя |
2. Прогулки на свежем воздухе | Все | Ежедневно | Воспитатели |
3. Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха | Все | Ежедневно | Воспитатели |
4. Обеспечение светового режима | Все | Ежедневно | Воспитатели |
Активный отдых | |||
1. Физкультурные досуги | Все | 1 раз в месяц | Инструктор по физической культуре, воспитатели |
2. Физкультурные праздники | Все | 2 раза в год (январь, июнь) | Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели |
3. День здоровья | Все | 1 раз в квартал | Инструктор по физической культуре, воспитатели |
4. Каникулы | Все | Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели |
Двигательный режим ДОУ
№ | Формы работы | 1 младшая группа | 2 младшая группа | Средняя группа | |
1 | Подвижные игры во время утреннего приема детей | Ежедневно 3-5 мин. | Ежедневно 3-5 мин. | Ежедневно 5-7 мин. | |
2 | Утренняя гимнастика | Ежедневно 4-5 мин. | Ежедневно 4-5 мин. | Ежедневно 5-7 мин. | |
3 | Физкультминутки | Ежедневно во время занятий | |||
4 | Музыкальные занятия 2 раза в неделю | 8 - 10 мин. | 10-15 мин | 15-20 мин. | |
5 | Физкультурные занятия (2 в зале, 1 на воздухе) | 3 раза в неделю 8-10 мин. | 3 раза в неделю 10-15 мин | 3 раза в неделю 15-20 мин. | |
6 | Подвижные игры: -сюжетные -бессюжетные -игры-забавы - аттракционы | Ежедневно не менее двух игр по 5-7 мин. | Ежедневно не менее двух игр по 5-7 мин. | Ежедневно не менее двух игр по 7-8 мин. | |
7 | Игровые упражнения: -ловкие прыгуны - подлезание, - пролезание, - перелезание | Ежедневно по подгруппам 4-6 мин. | Ежедневно по подгруппам 4-6 мин. | Ежедневно по подгруппам 6-8 мин. | |
8 | Оздоровительные мероприятия: - гимнастика пробуждения - корригирующая гимнастика | Ежедневно 5 мин. | Ежедневно 5 мин. | Ежедневно 6 мин. | |
9 | Физические упражнения и игровые задания: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика | Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 3-5 мин. | Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 3-5 мин. | Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 6-8 мин. | |
10 | Психогимнастика | 2 раза в нед. 3-5 мин. | 2 раза в неделю 3-5 мин. | 2 раза в неделю 6-8 мин. | |
11 | Физкультурный досуг | 1 раз в месяц по 8-10 мин. | 1 раз в месяц по 10-15 мин. | 1 раз в месяц по 15-20 мин. | |
12 | Спортивный праздник | 2 раза в год по10- 15 мин. | 2 раза в год по15 – 20 мин. | 2 раза в год по 20-25 мин. | |
13 | День здоровья | 1 раз в квартал | |||
14 | Индивидуальная работа по физ. воспитанию | Ежедневно | |||
1-2 мин. | 3-5 мин. | 5-8 мин. | |||
15 | Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня | Ежедневно | |||
Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей Проводятся под руководством воспитателя | |||||
Взаимодействие педагогов, администрации, медицинского персонала, родителей по оздоровлению детей
Компонент деятельности | Педагоги | Медицинская сестра | Администрация | Родители |
Оздоровительное направление | ||||
Адаптация | Оказывают эмоциональную поддержку ребенку. Способствуют постепенному привыканию к ДОУ. Узнают как можно больше об особенностях воспитания в семье | Предварительно узнаёт как можно больше об особенностях физического здоровья ребенка. Оказывает консультативную помощь педагогам по состоянию здоровья ребенка, родителям — по адаптации к условиям ДОУ | Координирует работу медицинской, педагогической и психологической служб ДОУ с целью обеспечения щадящей адаптации | Эмоционально поддерживают ребенка. Оказывают педагогам помощь в адаптации малыша в детском саду. Максимально подробно и точно отвечают на все вопросы педагогов о ребенке. Продумывают, какие любимые вещи, игрушки, книги возьмет с собой малыш |
Осуществляют медико-психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в ДОУ | ||||
Компонент деятельности | Педагоги | Медицинская сестра | Администрация | Родители |
Летняя оздоровительная кампания | Обеспечивают максимальное пребывание детей на свежем воздухе. Организуют активный отдых на прогулке, экскурсии на природу | Консультирует педагогов и родителей по обеспечению безопасности детей в летний период (солнечный удар, укусы насекомых, отравления грибами и ягодами и т.д.). Оказывает первую помощь. Следит за витаминизацией блюд | Материально обеспечивает летную оздоровительную кампанию | Соблюдают требования, предъявляемые детским садом: — к одежде; — головным уборам; — питанию. Организуют активный отдых ребенка в выходные дни |
Профилактика нарушений зрения, осанки и плоскостопия | Включают в комплекс гимнастики после пробуждения (или перед дневным сном) упражнения на расслабление глаз. Чередуют занятия, дающие интенсивную нагрузку на зрение, с двигательной активностью. Снабжают родителей комплексами упражнений для их ребенка. Следят за обувью и позой детей за столом | Проводят диагностику состояния стопы и осанки у детей | Контролирует освещенность в групповых помещениях. Следит за состоянием мебели для детей | Выполняют упражнения по рекомендациям врача, правильно подбирают обувь для ребенка. Контролируют позу ребенка в домашних условиях. Ограничивают время просмотра телевизионных передач |
Виды, задачи и необходимые условия для двигательной деятельности ребёнка
№ п/п | Виды двигательной активности | Физиологическая и воспитательная задачи | Необходимые условия | Ответственный |
1. | Движение во время бодрствования | - Удовлетворение органической потребности в движении. - Воспитание свободы движений, ловкости, смелости, гибкости. | - Наличие в групповых помещениях, на участках детского сада места для движения. - Одежда, не стесняющая движения. - Игрушки и пособия, побуждающие ребёнка к движениям. | - Старший воспитатель, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию. |
2. | Подвижные игры | - Воспитание умения двигаться в соответствии с заданными условиями. - Воспитание волевого(произвольного) внимания через овладение умением выполнять правила игры. | - Знание правил игры. | - Воспитатели. |
3. | Движения под музыку | - Воспитание чувства ритма, умения выполнять движения под музыку | - Музыкальное сопровождение | - Музыкальный руководитель |
4. | Утренняя гимнастика или гимнастика после сна | - Сделать более физиологичным и психологически комфортным переход от сна к бодрствованию. - Воспитывать потребность перехода от сна к бодрствованию через движения | - Знание воспитателем комплексов гимнастики после сна, наличие места для проведения гимнастики | - Воспитатели, инструктор по физическому воспитанию. |
Физическое развитие детей
Цель физического развития: формирование основ здорового образа жизни, его направленность на укрепление здоровья, физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
Задачи физического развития | ||
Оздоровительные: - охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма; - всестороннее физическое совершенствование функций организма; - повышение работоспособности и закаливание | Образовательные: - формирование двигательных умений и навыков; - развитие физических качеств; - овладение ребёнком элементарными знаниями о своём организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья | Воспитательные: - формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями; - разностороннее гармоничное развитие ребёнка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое) |
Средства физического развития | ||
Физические упражнения | Эколого-природные факторы | Психогигиенические факторы |
Методы физического развития | ||
Наглядные: -наглядно-зрительные приёмы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры); - наглядно-слуховые приёмы (музыка, песни); - тактильно-мышечные приёмы (непосредственная помощь воспитателя) | Словесные: - объяснения, пояснения, указания; - подача команд, распоряжений, сигналов; - вопросы к детям; - образный сюжетный рассказ, беседа; - словесная инструкция | Практические: -повторение упражнений без изменения и с изменениями; - проведение упражнений в игровой форме; - проведение упражнений в соревновательной форме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Хорошее здоровье — один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое м...
Модель физкультурно-оздоровительной работы в детском саду
Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в режиме детского сада...
Модель физкультурно - оздоровительной работы с детьми подготовительной группы
Модель содержит основные компоненты физкультурно - оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста...
Модель физкультурно – оздоровительной работы в режиме дня в условиях МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №54 г. Кировска»
Представлена Модель физкультурно - оздоровительной работы в режиме дня...
Модель физкультурно-оздоровительной работы
Модель физкультурно-оздоровительной работы...
Системная модель физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. "Маршруты здоровья"
Данный материал поможет педагогам ДОУ в решении проблем здорового образа жизни.Основными задачами данной темы является создание здоровьесберегающей среды, оптимизации двигательной активности дошкольни...
Модель ежедневной физкультурно-оздоровительной системы работы , реализуемая во второй младшей группе
В данной презентации отражена реализация модели ежедневной физкультурной-оздоровительной системы. Именно с младшадшего дошкольного возраста необходимо обеспечить формирование устойчивого интереса к за...