Системная модель физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. "Маршруты здоровья"
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Данный материал поможет педагогам ДОУ в решении проблем здорового образа жизни.Основными задачами данной темы является создание здоровьесберегающей среды, оптимизации двигательной активности дошкольников, обеспечение высокого уровня физической подготовленности дошкольников, воспитание культуры здоровья через создание системы взаимодействия с семьёй и социальными партнёрами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkulturno-ozdorovit.rabota_2017-18.docx | 593.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема « Системная модель физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Маршруты здоровья »
Бисертский городской округ
МКДОУ №3 «Рябинка»
Горбушина Ольга Геннадьевна
воспитатель 1кв.категории
Пояснительная записка
Состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребёнка, успешность его социализации, формирование его полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития.
В настоящее время политика государства направлена на повышение уровня здоровья нации: формирования осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Привлечение внимания людей и молодёжи к спорту. Так, 27 сентября FIFA и «Оргкомитет « Россия 2018» провели в Екатеринбурге визит по подготовке региона к Чемпионату мира по футболу. Цель чемпионата – формирование задела на будущее, развитие спорта для детей и юношества. Исходя из принципа «здоровый ребёнок – успешный ребёнок», педагогический коллектив разработал комплексную систему физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Системная модель состоит из 5-ти блоков: целевой , организационный, содержательный, инновационный, рефлексивно-результативный.
Приоритетная цель физкультурно-оздоровительной работы – обеспечение сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование ценностного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
- создание здоровьесберегающей среды в ДОУ
-оптимизация двигательной активности дошкольников
-формирование эмоционального благополучия детей
-обеспечение высокого уровня физической подготовленности дошкольников
-воспитание культуры здоровья через создание системы взаимодействия с семьёй и социальными партнёрами.
В основе модели лежат следующие принципы:
- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей
- последовательности здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих действий при взаимодействии с детьми и семьями воспитанников
- дифференциации и интеграции подходов в формировании культуры здоровья воспитанников
-активности
-открытости физкультурно-спортивной среды
-комплексности и вариативности воспитательно-образовательного процесса
-конструктивности взаимодействия его субъектов, взаимосвязи с семьёй.
Методологические подходы:
-валеологический
-системный
-деятельностный
-личностно-ориентированный
- гендерный
Они реализуются в ходе следующих технологий и программ:
- образовательные (М.А.Руновой, Л.И.Пензулаевой, «Здоровье» В.Г.Алямовской)
-здоровьесберегающие (В.Г.Алямовской, Г.С.Яковлевой,Л.В.Кочетковой)
-воспитательные («Уроки Мойдодыра» Г.Зайцева, «Уроки этикета С.А.Насонкиной, «Оздоровление с природой через движения» М.А.Руновой)
-диагностические (мониторинг состояния здоровья, динамики улучшения психо- физического здоровья, диагностика физической активности и физических качеств, личностных качеств).
В качестве условий реализации модели выступают:
-внешние: спортивная площадка на улице, малые спортивные формы на площадках групп, площадка для прыжков в длину с разбега, зелёный массив, ДЮСШ
-внутренние: спортивный зал, музыкальный зал, медицинский кабинет, спортивно-оздоровительные центры в группах, физкультурное и спортивное оборудование, гимнастический комплект;
- кадровые : инструктор по физической культуре, фельдшер, медицинская сестра, логопед, воспитатель, педагог - психолог, музыкальный руководитель.
- организация системы рационального питания
- создание комфортной пространственной среды
Результативность реализации модели:
- ребёнок активен, владеет навыками здорового образа жизни
- у дошкольников сформированы основные движения, личностные и физические качества, накапливается резерв здоровья;
- у детей появляется возможность значимого, активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса, социализация происходит успешно,
- родители активно участвуют в совместной деятельности оздоровительной направленности.
Направления и формы работы с детьми
Общеразвивающие мероприятия | Оздоровительные мероприятия | Профилактические мероприятия | Воспитательные мероприятия | Диагностические мероприятия |
-Утренняя гимнастика -занятия по физ. культуре в зале и на свежем воздухе -самост.двигательная активность -мини-походы -подвижные игры -спортивные эстафеты - основные движения -общеразв.упражнения -оздоровительный бег -закаливание(воздушн. ванны, ходьба босиком облегченная одежда, утрен.гимнастика на воздухе) -физкультурные минутки -динамические паузы -гимнастика пробуждения -ритмическая гимнастика -индив.работа с детьми | -Физкультурные досуги -физкультурные праздники -дни здоровья -свободная деятельность в каникулы -индивидуальная коррекция (логопункт) -утренние фильтры -организация вторых завтраков -замена продуктов для детей-аллергиков -питьевой режим | -витаминизация -фитонцидотерапия -солнечные ванны -дыхательная гимнастика -зрительная гимнастика -пальчиковая гимнастика -ортопедическая гимнастика ( нарушение осанки, сколиоза, плоскостопия) -полоскание горла водой комнатной температуры -сон с доступом свежего воздуха в любую погоду -массаж рук и стоп -обширное умывание -сухой бассейн -хождение по массажным дорожкам | -музыкотерапия -игровые ситуации -игротерапия -сказкотерапия -психогимнастика -тематические досуги -народные игры | -диспансеризация -диагностика физ.подготовлен-ности (М.А.Руновой) -диагностика состояния заболеваемости -сформирован-ти личностных качеств -сформирован-ти психофизических качеств -обследования логопедом |
Система физкультурно-оздоровительной работы
№ | мероприятия | группы | периодичность | ответственный | |
Обследование | |||||
1 | Обследование уровня физического развития и подготовленности детей( диагностика) | Все (9 групп) | 2 раза в год | Инструктор по Физо, воспитатели, фельдшер, педагог-психолог | |
2 | Диспансеризация | Все(9 групп) | 1 раз в год | Специалисты детской поликлиники | |
3 | Обследование логопедом | Старшая, подготовительная | 2 раза в год | Логопед | |
Общеразвивающие мероприятия | |||||
1 | Утренняя гимнастика | Все(9 групп) | Ежедневно | Инструктор по Физо, воспитатели групп | |
2 | Занятия по физ. культуре в зале и на свежем воздухе | Все(9 групп) | 3 раза в неделю | Инструктор по Физо | |
3 | Самостоятельная двигательная активность | Все(9 групп) | Ежедневно | Воспитатели групп | |
4 | Мини-походы | Средняя, старшая, подготовительная | 1 раз в квартал | Инструктор по Физо, воспитатели групп | |
5 | Подвижные игры | Все(9 групп) | Ежедневно | Воспитатели групп | |
6 | Спортивные эстафеты | Старшая, подготовительная | 1 раз в месяц | Инструктор по Физо | |
7 | Основные движения | Все(9 групп) | Ежедневно | Инструктор по Физо, воспитатели групп | |
8 | Общеразвивающие упражнения | Все(9 групп) | 2 раза в неделю | Инструктор по Физо, воспитатели групп | |
9 | Оздоровительный бег | Средняя, старшая, подготовительная | 1 раз в неделю | Инструктор по Физо | |
10 | Закаливание (воздушн. ванны, ходьба босиком облегченная одежда) | Все(9 групп) | Ежедневно | Инструктор по Физо, мед.сестра | |
11 | Физкультурные минутки | Все(9 групп) | Ежедневно | Воспитатели групп | |
12 | Динамические паузы | Все(9 групп) | Ежедневно | Воспитатели групп | |
13 | Гимнастика пробуждения | Все(9 групп) | Ежедневно | Воспитатели групп, муз.руководитель | |
14 | Ритмическая гимнастика | Средняя, старшая, подготовительная | 2 раза в неделю | Инструктор по Физо, муз.руководитель | |
15 | Индивидуальная работа с детьми | Все(9 групп) | Ежедневно | Инструктор по Физо, воспитатели групп | |
Оздоровительные мероприятия | |||||
1 | Физкультурные досуги | Все(9 групп) | 1 раз в месяц | Инструктор по Физо, воспитатели групп, муз.руководитель, медсестра | |
2 | Физкультурные праздники | Все(9 групп) | 2 раза в год | Инструктор по Физо, воспитатели групп, муз.руководитель, медсестра | |
3 | Дни здоровья | Все(9 групп) | 1 раз в квартал | Инструктор по Физо, воспитатели групп, муз.руководитель, медсестра | |
4 | Свободная деятельность в каникулы
| Все(9 групп) | Ежедневно | Родители | |
5 | Индивидуальная коррекция (логопункт) | Старшая, подготовительная | 1 раз в неделю | Логопед | |
6 | Утренние фильтры | Все(9 групп) | Ежедневно | Воспитатели групп, медсестра | |
7 | Организация вторых завтраков | Все(9 групп) | Ежедневно | Медсестра, младшие воспитатели | |
8 | Замена продуктов для детей-аллергиков | Все(9 групп) | Ежедневно | Медсестра | |
9 | Питьевой режим | Все(9 групп) | Ежедневно | Воспитатели групп, младшие воспитатели | |
Профилактические мероприятия | |||||
1 | Витаминизация | Все(9 групп) | 2 раза в год | Фельдшер, медсестра | |
2 | Фитонцидотерапия | Все(9 групп) | В неблагоприятные периоды | Медсестра, младшие воспитатели | |
3 | Солнечные ванны | Все(9 групп) | В летний период | Воспитатели групп | |
4 | Дыхательная гимнастика | Все(9 групп) | Ежедневно | Инструктор по Физо, воспитатели групп | |
5 | Зрительная гимнастика | Все(9 групп) | Ежедневно | Воспитатели групп | |
6 | Пальчиковая гимнастика | Все(9 групп) | Ежедневно | Воспитатели групп | |
7 | Ортопедическая гимнастика (профилактика нарушения осанки, сколиоза, плоскостопия) | Средняя, старшая, подготовительная | 1 раз в 2недели | Инструктор по Физо | |
8 | Полоскание горла водой комнатной температуры | Средняя, старшая, подготовительная | Ежедневно | Воспитатели групп, младшие воспитатели | |
9 | Сон с доступом свежего воздуха в любую погоду | Все(9 групп) | Ежедневно | Воспитатели групп, младшие воспитатели | |
10 | Обширное умывание | Все(9 групп) | Ежедневно | Воспитатели групп, младшие воспитатели | |
11 | Сухой бассейн | Все(9 групп) | 1 раз в 2недели | Инструктор по Физо, воспитатели групп | |
12 | Хождение по массажным дорожкам | Все(9 групп) | Ежедневно | Инструктор по Физо, воспитатели групп | |
13 | Массаж рук и стоп | Все(9 групп) | Ежедневно | Воспитатели групп, младшие воспитатели | |
Воспитательные мероприятия | |||||
1 | Музыкотерапия | Все(9 групп) | 1 раз в месяц | муз.руководитель, воспитатели групп медсестра | |
2 | Игровые ситуации | Все(9 групп) | Ежедневно | Воспитатели групп, младшие воспитатели | |
3 | Игротерапия | Все(9 групп) | Ежедневно | Воспитатели групп, младшие воспитатели | |
4 | Сказкотерапия | Все(9 групп) | 1 раз в месяц | Воспитатели групп, младшие воспитатели | |
5 | Психогимнастика | Средняя, старшая, подготовительная | 1 раз в месяц | Педагог-психолог,воспитатели групп, младшие воспитатели | |
6 | Тематические досуги | Средняя, старшая, подготовительная | 1 раз в квартал | Инструктор по Физо, воспитатели групп | |
7 | Народные игры | Средняя, старшая, подготовительная | 1 раз в неделю | Инструктор по Физо, воспитатели групп, младшие воспитатели |
Модель опирается на индивидуальный подход к проектированию и реализации индивидуального образовательного маршрута детей в системе трёх координат здоровьесберегающего пространства ДОУ:
1.Медико-оздоровительная направленность
2.Психолого-педагогическая направленность приобретается в процессе поступления запросов - заявок родителей на психолого-педагогическое обследование детей, заключения договора с родителями, выработки рекомендаций, связанных с обеспечением психологического благополучия и успешности, физической комфортности ребёнка в ДОУ. Исходя и з этого, формируются основные аспекты взаимодействия сотрудников ДОУ в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута каждого воспитанника.
3. Организационно-управленческая направленность достигается за счёт комплексного сопровождения командой специалистов педагогического, медицинского, психологического профилей реализации индивидуального образовательного маршрута ребёнка в условиях здоровьесберегающей среды детского сада.
Формы работы с педагогами
Педагогические советы работа с ТСО Установочные конференции трансляция опыта в другие ДОУ, интернет сайты Консультации походы выходного дня Семинары туристические слёты Деловые игры обогащение библиотеки и видеотеки Самообразование гимнастики для сотрудников ДОУ Дни здоровья Мастер-классы Совместные круглые столы |
Формы работы с родителями
Опосредованные | Непосредственные | Вовлечение в образовательный процесс |
-информационные стенды - памятки -выставки -анкетирование -тестирование -средства Мультимедиа - сайт «Почтовый ящик» | -семинары -собрания -круглые столы -тренинги -практикумы - беседы о здоровьях -консультации -открытые занятия -дни открытых дверей | -личный пример родителей -совместные занятия с детьми -семейные досуги, совместные соревнования - мастер-классы -семинары-практикумы -самообразование -проектная деятельность -дни здоровья -совместная творческая деятельность -походы и прогулки выходного дня |
Обеспечение реализации модели через внешние связи учреждения
Инновационный блок заключается в создании долгосрочного проекта «Хочу быть здоровым», в рамках модели физкультурно-оздоровительной работы ДОУ. Цель проекта – развитие опорно-двигательного аппарата, профилактика сколиоза и плоскостопия у дошкольников. Фундаментом является совместная детско-родительская физкультурно-оздоровительная деятельность, организованная на базе ДОУ, при которой взрослые личным примером подкрепляют осознанное желание детей быть здоровыми. Занятия проводятся1 раз в 2 недели инструктором по Физо в игровой форме. Дети и родители учатся выполнять упражнения на формирование правильной осанки, контролировать её. Выполнять упражнения на постановку стопы при ходьбе, управлять своим двигательным аппаратом, выполнять упражнения на развитие движений всех частей тела.
Об эффективности реализации физкультурно-оздоровительной модели свидетельствует рефлексивно - результативный блок .
Состояние здоровья детей по группам здоровья
за период с 2015 по 2017 гг
Таблица 1
Группа здоровья | Количество детей | |||
2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | ||
Всего: 182 | Всего: 190 | Всего: 186 | ||
I | 40 | 370 | 56 | |
II | 136 | 146 | 122 | |
III | 5 | 7 | 8 | |
IV | 1 | 0 | 0 | |
Таблица патологической поражённости | ||||
2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | ||
Всего случаев: | 464 | 492 | 575 | |
Средне списочный: | 184 | 184 | 182 | |
Болезни нервной системы | 17 | 16 | 15 | |
Болезни глаз и его придатков | 14 | 6 | 8 | |
Болезни уха | 3 | 10 | 7 | |
Психические расстройства | 0 | 0 | 0 | |
Болезни органов дыхания | 497 | 385 | 522 | |
Болезни кожи и подкожной клетчатки | 0 | 0 | 0 | |
Болезни костно-мышечной системы | 12 | 0 | 0 | |
- нарушение осанки -сколиоз -плоскостопие | 1 0 11 | 0 0 0 | 0 0 0 | |
Болезни крови и кроветворных органов (анемия) | 0 | 0 | 0 | |
Болезни эндокринной системы | 0 | 0 | 0 | |
Болезни органов пищеварения | 8 | 18 | 11 | |
Новообразования | 0 | 0 | 0 | |
Болезни мочеполовой системы | 1 | 6 | 0 | |
Врожденные аномалии развития | 0 | 0 | 0 |
Статистика случаев заболевания за период с 2015 по 2017 гг
Таблица 2
Вид заболевания | Количество случаев заболевания | ||
2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | |
Всего: | Всего: | Всего: | |
Инфекционные | 5 | 30 | 11 |
Органов дыхания | 497 | 385 | 522 |
Органов пищеварения | 8 | 18 | 11 |
Болезни глаз | 14 | 6 | 8 |
Болезни уха | 3 | 10 | 7 |
Болезни почек | 1 | 6 | 0 |
Бытовые травмы | 7 | 9 | 3 |
Прочие | 29 | 28 | 14 |
Сравнительный анализ заболеваемости детей за 2015 по 2017 гг
Таблица 3
Возрастные группы | Пропуск дней одним ребенком за год по болезни | ||
2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | |
Ранний возраст | 31 | 32 | 27 |
Дошкольный возраст | 17 | 18 | 11 |
Средний показатель | 24 | 25 | 19 |
Анализ сформированности психофизических качеств в %
Показатели | 2015г. | 2016г. | 2017г. |
Быстрота движений | 47 | 52 | 78 |
сила | 36 | 49 | 53,3 |
выносливость | 27,5 | 31 | 48 |
гибкость | 18 | 25 | 34 |
ловкость | 37 | 44 | 49 |
равновесие | 54 | 59 | 62 |
глазомер | 32 | 38 | 43 |
Анализ сформированности личностных качеств в %
Показатели | 2015г. | 2016г. | 2017г. |
Уверенность в себе | 32 | 40 | 62 |
Уважение к другим дружелюбие | 48 | 56 | 65 |
Альтруистичность | 34 | 38 | 43 |
Оптимистичность | 54 | 62 | 72 |
Любознательность | 67 | 73 | 84 |
Терпение | 48 | 52 | 60 |
Сообразительность | 63 | 71 | 75 |
Любовь к прекрасному | 23 | 42 | 47 |
Целеустремленность | 38 | 40 | 48 |
Анализ детско-родительской физкультурно-оздоровительной деятельности «Хочу быть здоровым» в %
Показатели | 2015г. | 2016г. | 2017г. |
Самообразование родителей | 27 | 32 | 41 |
Совместная деятельность | 34 | 48 | 65 |
Анализ мониторинга показывает положительную динамику, результаты стабильны (эффективность работы сохраняется при изменении условий протекания педагогического процесса и на протяжении достаточно длительного времени), увеличился ценностный ориентир здорового образа жизни у воспитанников ДОУ. Это означает, что у детей формируются ценности здорового образа жизни и, как результат, происходит воспитание целеустремленной личности, компетентности в области здоровьесбережения.
Радует и тот факт, что 40% воспитанников МКДОУ №3 «Рябинка» посещают кружки и секции физкультурно-оздоровительной направленности.
В 2017 году, группой сотрудников МКДОУ, была разработана и утверждена программа «Маршруты здоровья» по оздоровлению и формированию здорового образа жизни воспитанников МКДОУ №3 д/с «Рябинка» , сроки её реализации 2017-2022 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Хорошее здоровье — один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое м...
Модель физкультурно-оздоровительной работы в детском саду
Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в режиме детского сада...
Модель физкультурно - оздоровительной работы с детьми подготовительной группы
Модель содержит основные компоненты физкультурно - оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста...
Модель физкультурно – оздоровительной работы в режиме дня в условиях МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №54 г. Кировска»
Представлена Модель физкультурно - оздоровительной работы в режиме дня...
Модель физкультурно-оздоровительной работы
Модель физкультурно-оздоровительной работы...
Комплексная модель физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ....
Модель ежедневной физкультурно-оздоровительной системы работы , реализуемая во второй младшей группе
В данной презентации отражена реализация модели ежедневной физкультурной-оздоровительной системы. Именно с младшадшего дошкольного возраста необходимо обеспечить формирование устойчивого интереса к за...