Пароект ДЫШИМ ПРАВИЛЬНО
проект (подготовительная группа)
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №73 «Искорка» г. Минеральные Воды
Утверждаю:
Заведующая МКДОУ д/с № 73 «Искорка»
________________ Н.П.Мелькова
Проект
работы с детьми подготовительной логопедической группы с
диагнозом ФФНР по теме:
«Дышим правильно –говорим правильно»
Исполнитель: учитель –логопед МКДОУ д/с №73
Шипилова Любовь Михайловна.
Тип проекта:
- практико-ориентированный, долгосрочный, игровой, групповой.
Возрастная группа: подготовительная логопедическая группа.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Сроки проекта: с 01.09 2018 г. по 30.05 2019 г.
Вид проекта: групповой
Место проведения: МКДОУ д/с № 73 «Искорка » г. Минеральные Воды
Участники проекта:
воспитатели, воспитанники логопедической группы 6-7 лет, родители, учитель –логопед.
Актуальность: дети подготовительной логопедической группы с серьезными нарушениями речи очень часто имеют сопутствующие расстройства, в том числе нарушения восприятия, внимания, памяти.
Кроме того. ФФНР сопровождается слабостью нервной системы, а это, как правило, влечет за собой частые простудные заболевания. Ребенок с ФФНР не посещая детский сад по болезни, дает существенный «откат» в коррекционной работе, что затрудняет решение проблемы.
Дефекты их речи носят разнообразный характер, может быть нарушено произношение всех групп звуков. Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условие для поддержки громкости голоса, четкого соблюдения пауз ,сохранения плавности речи и интонационной выразительности . Цель дыхательных упражнений увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, соответствующих движениях языка, губ, мягкого неба. Речевой выдох-необходимое условие для произношения звуков. В зависимости оттого, куда направлена воздушная струя - в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь» , «н-нь»-при прохождении воздуха через носовую полость; «б-бь» , «д-дь»-при выдохе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с , ш , ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот воздушная струя . Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи, следует, прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то его речь невнятна по этой
причине. И прежде, чем начать постановку, например - свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.
Цель проекта: Ознакомление и обучение детей дыхательным упражнениям и играм, направленным на постановку правильного диафрагменного дыхания и выработку умения управлять органами дыхания.
Задачи:
-формировать у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании.
-Обучать детей технике диафрагмально - релакционного дыхания.
-Закрепить у детей навык дифференциации носового и ротового дыхания, эффективно использовать речевое дыхание.
-Формировать силу, направленность выдыхаемой воздушной струи.
-Повысить компетентность воспитателей в данной области.
-Привлечь внимание родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
- Снизить уровень заболеваемости респираторными инфекциями среди детей группы.
Ожидаемый результат: дети научатся правильному дыханию «животиком»,
глубокому вдоху и удлиненному выдоху.
Будет разработан план, собрана картотека игр и
упражнений по формированию речевого дыхания, оборудован «уголок
дыхания» в логопедической зоне предметно - развивающей
пространственной среды группы, систематизированы комплексы
дыхательной гимнастики утром, после дневного сна и во время
непосредственно – образовательных и коррекционно- развивающих
мероприятий с детьми, изготовлена раздаточная продукция в виде буклетов
для родителей, оборудованы папки с консультациями для родителей,
изготовлены специальные пособия для проведения дыхательной гимнастики
с детьми с помощью детско-родительского творчества.
Конечным продуктом проекта будет являться:
- Сформированная устойчивая мотивация детей к речевому развитию.
- Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения
детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в
коррекционном процессе.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе
оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.
Практический результат проекта:
- Оформление выставки «Дышим правильно –говорим правильно».
- Практическое применение пособий в течение учебного года в утренней
коррекционной гимнастике, на коррекционных занятиях и непосредственной
образовательной деятельности в группе.
Этапы реализации проекта
1 этап - Организационный. Сентябрь
Сентябрь:
1. Анкетирование родителей «Речевое развитие ребенка». (Приложение 1)
2. Разработать памятки для родителей «Игровые дыхательные упражнения» (Приложение 2)
2 этап Практический. Октябрь- апрель
Октябрь:
1.Родительское собрание: Тема: «Дыхательная гимнастика для развития речи». Приложение №3
2. Беседа с педагогами по теме: «Внедрение в образовательный процесс парадоксальной дыхательной гимнастике А.Н. Стрельниковой». (подборка упражнений). (Приложение №4).
3.Консультация для педагогов: «Физиологическое и фонационное дыхание». (Приложение 5)
4. Разработать методические рекомендации педагогам по использованию дыхательной гимнастики с детьми в течении дня.
5. Работа с детьми: Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой
происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха и выдоха. ( упражнения 1)
Ноябрь:
1.Круглый стол с педагогами по теме: «О речевом дыхании детей с дизартрией» (Приложение №7)
2. Работа с детьми: Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала. (Упражнения № 2)
Декабрь:
1.Семинар –практикум: «Игровая артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста». (Приложение №7)
Январь:
- Разработать картотеку дыхательной гимнастики в помощь воспитателю. (Приложение №8)
2. Работа с детьми: Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе
произнесения звуков. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному,
плавному, удлиненному выдоху. (Упражнения № 3)
Февраль:
1. Методические рекомендации для воспитателей по выполнению речевого дыхания ( Приложение №9)
2. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми по
изготовлению оборудования для игр на дыхание.
3. Работа с детьми: Игры с водой. (Упражнения № 4)
Март
- Прослеживание педагогического процесса в рамках режима дня группы с включением игр, упражнений по методике Стрельниковой
- Работа с детьми: Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов) «Произнеси чистоговорки» (Упражнения № 5)
3 этап Итоговый Апрель- май:
- День открытых дверей – «Гимнастика между делом», для сотрудников и родителей с включением игр и упражнений по Стрельниковой.
- Презентация игр и пособий по развитию дыхания у детей.
- Выставка для родителей с демонстрацией изготовленного оборудования
Тематический план реализации проекта:
Период. Октябрь .
Тема. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой
целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой
происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха и выдоха.
УПРАЖНЕНИЯ № 1.
В положении лежа на спине левую руку положить на грудь правую на живот
(в области пупка), расслабиться. Сделать произвольный выдох, правая рука и
живот при этом опускаются вниз, грудная клетка и левая рука остаются без
движения. Затем пауза и непроизвольный вдох через нос (живот поднимается
вместе с правой рукой), опять непроизвольный выдох животом и т.д.
Упражнение повторяют 15-20 раз и отдыхают 2-3 мин.
«Подуем на листочки»
Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование
углубленного выдоха.
Оборудование: Пособие-тренажер «Деревце с листочками».
Мы листочки, мы листочки,
Мы веселые листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Логопед показывает правильное выполнение упражнения: носом
вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок.
Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.
Повторить 4-5 раз.
«Надуем пузырь»
Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование ритмичного
выдоха и его углубление.
Дети приседают.
Надувайся, пузырь,
Расти большой,
Да не лопайся!
Дети встают, разводят руки в стороны, делают вдох, показывая как растет
пузырь, затем глубокий выдох.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения.
Повторить 4-5 раз.
«Вот какие мы большие!»
Цели: тренировка правильного носового дыхания, формирование
углубленного вдоха.
С каждым новым днем –
Мы растем, мы растем.
Выше, выше тянемся!
Подрастем, подрастем,
Малышами не останемся!
Логопед показывает правильное выполнение упражнения: поднять руки
вверх, потянуться. Повторить 3-4 раза.
Игра на задувание на дыхательном тренажере «Осенние листочки».
НОЯБРЬ.
Тема: «Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала».
Упражнения № 2
«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный
выдох через рот.
«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и
подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота»
«Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения
вибрации.
«Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать
его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.
«Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка. Сильно подуть,
стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков. Задувать на
кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасаться
только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.
Игровое задание «Мячик – ямочка». Сделай глубокий вдох. Твой животик
стал похож на мячик. Выдохни воздух – образовалась ямочка.
Статистическое упражнение на развитие ротового выдоха.
«Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки. Обучение
правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2),
продолжительный выдох ртом.
«Ныряльщики»
Цель: выработка дифференцированного дыхания.
Краткое описание: Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом.
Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох
носом. Каждый ребенок повторяет упражнение не более 2-3 раз.
Развитие силы выдоха: дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей.
Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука «ф»
(длительный выдох), произнесение звука «т» (короткий выдох).
Игра «Капелька» - активизировать целенаправленный ротовой выдох.
Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребёнку подуть на неё
через соломинку, капелька «бежит» и оставляет след на бумаге
Январь:
Тема: «Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе
произнесения звуков. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху»
Упражнения № 3
«Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном
выдохе.
«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на
одном выдохе.
«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой
выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя.
Повторить 3-4 раза.
«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи. Произнесение
гласных звуков А-И, А-У, З-Ы-О на одном выдохе с утрированной
артикуляцией.
Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).
«Самолет гудит». Произнесение звука «У» со сменой высоты и силы голоса.
«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять
широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится
шум.
«Звуки вокруг нас»
Цель: развивать правильное речевое дыхание пропеванием на одном выдохе
гласных звуков [а], [о], [у], [ы].
Взрослый. В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Малыш плачет:
«А-а-а!» Медвежонок вздыхает, когда у него зуб болит: «О-о-о!» Самолет в
небе гудит: «У-у-у!» А пароход на реке гудит: «Ы-ы-ы!» Произнесите за
мной эти звуки, причем каждый звук долго, на одном выдохе.
. Учим детей выдувать мыльные пузыри и надувать воздушные
шары.
Гимнастика оздоровления.
Задувание на «султанчики», в «пузырьки», в дудочки.
«Осторожные птицы» Цель. Закрепление представлений по теме «Птицы».
Оборудование: Дудочки.
Описание игры. Педагог рассказывает детям о том, что дикие гуси очень
осторожны. У них есть вожак. Если стая во время перелета опускается на
какой-нибудь лужок поесть или отдохнуть, вожак все время настороже. Он
следит, не грозит ли птицам опасность. В случае опасности вожак
пронзительно кричит и вся стая стремительно поднимается в воздух.
«Давайте и мы поиграем в таких осторожных птиц»,— предлагает детям
педагог. Дети выбирают вожака. Остальным детям раздают музыкальные
игрушки и разрешают негромко в них подуть. Так, негромко наигрывая на
своих дудочках, дети изображают гусей, которые спокойно щиплют траву.
Вожак не щиплет траву: он внимательно следит, нет ли опасности. Вдруг
вожак подает тревожный сигнал (сильно дует в дудочку). Все дети бегут к
своим местам (стульчикам).
При повторении игры вожака меняют. Необходимо напомнить, что все дети
должны дуть в свои дудочки спокойно, не напрягаясь, ровно, не заглушая
друг друга. Только вожаку разрешается подуть 2-3 раза в свою дудочку очень
сильно.
Февраль.
Тема: «Игры с водой».
Упражнения № 4
«Капитаны». Цель. Чередование длительного плавного и сильного выдоха.
Активизация мышц губ.
Оборудование. Таз с водой и бумажные кораблики.
Описание игры. Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком
столе стоит таз с водой. Педагог предлагает детям покататься на кораблике
из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы
кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для
звука ф. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый
ветер. «П-п-п...» — губы складываются, как для звука п. Или дуть, вытягивая
губы трубочкой, но не надувая щек.
Вызванный ребенок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике. При
повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту (городу).
соревнование: чей кораблик дальше уплыл, для этих целей используем
пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил,
выдаваемых автоматами.
Буль-бульки. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один
налито много воды, почти до краев, а в другой чуть-чуть. Предлагаем
ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для
этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в
стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в
"Буль-бульки", чтобы не пролить воду.
Март.
Тема: «Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи
(произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов)». «Произнеси чистоговорки»
Упражнения № 5
Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На
пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на
выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка ». Памятки и буклеты для родителей.
Выставка игр и пособий по развитию дыхания у детей. «Послушный ветер –
ветерок». Проигрывание динамических физкультурных минуток,
анимационных песенок, конкурсы для детей.
Вывод:
Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых
условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи
необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного
звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и
артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для
нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на
развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект.
При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет
быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха,
удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее
поставить необходимые звуки.
Литература:
1. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии:
«Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.
2.Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание.
М.,Знание 1987.
3.Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.,
2010
5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
6. И. М. Бушнева, И. М. Якунина, Е.А. Мартынова и др. Педагогические советы, Волгоград 2003г
-
Рецензия
на методическую разработку проекта
«Дышим правильно – говорим правильно
с детьми ФФНР подготовительной логопедической группы»
Учителя логопеда Шипиловой Любови Михайловны
В последнее время растет число детей с многочисленными нарушениями здоровья, в том числе с нарушением речи. На современном этапе концепция интегрированного и инклюзивного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных учреждениях является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране, и представляет собой реализацию прав на образование в соответствии с «Законом об образовании Российской Федерации».
Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.
Важнейшая задача дошкольного образования на современном этапе связана с разработкой особого научно –практического направления в работе, которое можно назвать коррекционной педагогикой оздоровления.
Оздоровительная и коррекционная работа с ребенком –дошкольником не должна сводится к сухим и четким манипуляциям по графику .Она должна быть игровой, что вполне естественно в дошкольном детстве, непринужденной, что во многом зависит от личностных и профессиональных качеств педагога, и комфортной, что само по себе и подразумевает термин «здоровье».
А активное вовлечение семьи в проект поможет не только закрепить достигнутые ребенком в детском саду результаты, но сделать сам процесс оздоровления каждого ребенка непрерывным, целенаправленным и увлекательным совместным путешествием в страну «Здоровья»
Актуальность проекта заключается в том, что образование таких детей предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития социальную адаптацию. Дети логопедической группы наряду с серьезными нарушениями речи очень часто имеют сопутствующие расстройства, в том числе нарушения восприятия, внимания, памяти. Наличие детей, страдающих речевой патологией, с одной стороны, и детей с заболеваниями верхних дыхательных путей, с другой, заставляет искать новые формы взаимодействия всех участников педагогического процесса: специалистов, воспитателей, родителей.
Проект разработан для детей 6-7 лет логопедической группы учителем логопедом МКДОУ д/с № 73 «Искорка» Шипиловой Любовью Михайловной.
Проект носит целостный характер, выделены структурные части, согласованы цель, задачи и способы их достижения.
Цель проекта: Обучить детей доступным средствам через игру, игровые упражнения, для правильного речевого дыхания.
Проект составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлен на реализацию логопедической помощи, и определении наиболее эффективных приемов логопедического воздействия на разных этапах коррекционно-педагогического процесса.
Проект долгосрочный, разработан сроком на один год.
Будут созданы условия для регулярных занятий дыхательной гимнастикой с детьми группы, вовлечены родители, сотрудники ДОУ в непосредственное участие в проекте. Тем самым, работа в рамках проекта будет способствовать формированию, поддержанию семейных традиций, создаст предпосылки к сотрудничеству детей, родителей и педагогов.
Данный проект заслуживает внимания, имеет практическую значимость и может быть использован специалистами дошкольных учреждений.
Рецензент_____________________________ / /
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dyshim_pravilno.docx | 40.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №73 «Искорка» г. Минеральные Воды
Утверждаю:
Заведующая МКДОУ д/с № 73 «Искорка»
________________ Н.П.Мелькова
Проект
работы с детьми подготовительной логопедической группы с
диагнозом ФФНР по теме:
«Дышим правильно –говорим правильно»
Исполнитель: учитель –логопед МКДОУ д/с №73
Шипилова Любовь Михайловна.
Тип проекта:
- практико-ориентированный, долгосрочный, игровой, групповой.
Возрастная группа: подготовительная логопедическая группа.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Сроки проекта: с 01.09 2018 г. по 30.05 2019 г.
Вид проекта: групповой
Место проведения: МКДОУ д/с № 73 «Искорка » г. Минеральные Воды
Участники проекта:
воспитатели, воспитанники логопедической группы 6-7 лет, родители, учитель –логопед.
Актуальность: дети подготовительной логопедической группы с серьезными нарушениями речи очень часто имеют сопутствующие расстройства, в том числе нарушения восприятия, внимания, памяти.
Кроме того. ФФНР сопровождается слабостью нервной системы, а это, как правило, влечет за собой частые простудные заболевания. Ребенок с ФФНР не посещая детский сад по болезни, дает существенный «откат» в коррекционной работе, что затрудняет решение проблемы.
Дефекты их речи носят разнообразный характер, может быть нарушено произношение всех групп звуков. Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условие для поддержки громкости голоса, четкого соблюдения пауз ,сохранения плавности речи и интонационной выразительности . Цель дыхательных упражнений увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, соответствующих движениях языка, губ, мягкого неба. Речевой выдох-необходимое условие для произношения звуков. В зависимости оттого, куда направлена воздушная струя - в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь» , «н-нь»-при прохождении воздуха через носовую полость; «б-бь» , «д-дь»-при выдохе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с , ш , ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот воздушная струя . Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи, следует, прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то его речь невнятна по этой
причине. И прежде, чем начать постановку, например - свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.
Цель проекта: Ознакомление и обучение детей дыхательным упражнениям и играм, направленным на постановку правильного диафрагменного дыхания и выработку умения управлять органами дыхания.
Задачи:
-формировать у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании.
-Обучать детей технике диафрагмально - релакционного дыхания.
-Закрепить у детей навык дифференциации носового и ротового дыхания, эффективно использовать речевое дыхание.
-Формировать силу, направленность выдыхаемой воздушной струи.
-Повысить компетентность воспитателей в данной области.
-Привлечь внимание родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
- Снизить уровень заболеваемости респираторными инфекциями среди детей группы.
Ожидаемый результат: дети научатся правильному дыханию «животиком»,
глубокому вдоху и удлиненному выдоху.
Будет разработан план, собрана картотека игр и
упражнений по формированию речевого дыхания, оборудован «уголок
дыхания» в логопедической зоне предметно - развивающей
пространственной среды группы, систематизированы комплексы
дыхательной гимнастики утром, после дневного сна и во время
непосредственно – образовательных и коррекционно- развивающих
мероприятий с детьми, изготовлена раздаточная продукция в виде буклетов
для родителей, оборудованы папки с консультациями для родителей,
изготовлены специальные пособия для проведения дыхательной гимнастики
с детьми с помощью детско-родительского творчества.
Конечным продуктом проекта будет являться:
- Сформированная устойчивая мотивация детей к речевому развитию.
- Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения
детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в
коррекционном процессе.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе
оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.
Практический результат проекта:
- Оформление выставки «Дышим правильно –говорим правильно».
- Практическое применение пособий в течение учебного года в утренней
коррекционной гимнастике, на коррекционных занятиях и непосредственной
образовательной деятельности в группе.
Этапы реализации проекта
1 этап - Организационный. Сентябрь
Сентябрь:
1. Анкетирование родителей «Речевое развитие ребенка». (Приложение 1)
2. Разработать памятки для родителей «Игровые дыхательные упражнения» (Приложение 2)
2 этап Практический. Октябрь- апрель
Октябрь:
1.Родительское собрание: Тема: «Дыхательная гимнастика для развития речи». Приложение №3
2. Беседа с педагогами по теме: «Внедрение в образовательный процесс парадоксальной дыхательной гимнастике А.Н. Стрельниковой». (подборка упражнений). (Приложение №4).
3.Консультация для педагогов: «Физиологическое и фонационное дыхание». (Приложение 5)
4. Разработать методические рекомендации педагогам по использованию дыхательной гимнастики с детьми в течении дня.
5. Работа с детьми: Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой
происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха и выдоха. ( упражнения 1)
Ноябрь:
1.Круглый стол с педагогами по теме: «О речевом дыхании детей с дизартрией» (Приложение №7)
2. Работа с детьми: Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала. (Упражнения № 2)
Декабрь:
1.Семинар –практикум: «Игровая артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста». (Приложение №7)
Январь:
- Разработать картотеку дыхательной гимнастики в помощь воспитателю. (Приложение №8)
2. Работа с детьми: Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе
произнесения звуков. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному,
плавному, удлиненному выдоху. (Упражнения № 3)
Февраль:
1. Методические рекомендации для воспитателей по выполнению речевого дыхания ( Приложение №9)
2. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми по
изготовлению оборудования для игр на дыхание.
3. Работа с детьми: Игры с водой. (Упражнения № 4)
Март
- Прослеживание педагогического процесса в рамках режима дня группы с включением игр, упражнений по методике Стрельниковой
- Работа с детьми: Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов) «Произнеси чистоговорки» (Упражнения № 5)
3 этап Итоговый Апрель- май:
- День открытых дверей – «Гимнастика между делом», для сотрудников и родителей с включением игр и упражнений по Стрельниковой.
- Презентация игр и пособий по развитию дыхания у детей.
- Выставка для родителей с демонстрацией изготовленного оборудования
Тематический план реализации проекта:
Период. Октябрь .
Тема. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой
целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой
происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха и выдоха.
УПРАЖНЕНИЯ № 1.
В положении лежа на спине левую руку положить на грудь правую на живот
(в области пупка), расслабиться. Сделать произвольный выдох, правая рука и
живот при этом опускаются вниз, грудная клетка и левая рука остаются без
движения. Затем пауза и непроизвольный вдох через нос (живот поднимается
вместе с правой рукой), опять непроизвольный выдох животом и т.д.
Упражнение повторяют 15-20 раз и отдыхают 2-3 мин.
«Подуем на листочки»
Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование
углубленного выдоха.
Оборудование: Пособие-тренажер «Деревце с листочками».
Мы листочки, мы листочки,
Мы веселые листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Логопед показывает правильное выполнение упражнения: носом
вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок.
Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.
Повторить 4-5 раз.
«Надуем пузырь»
Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование ритмичного
выдоха и его углубление.
Дети приседают.
Надувайся, пузырь,
Расти большой,
Да не лопайся!
Дети встают, разводят руки в стороны, делают вдох, показывая как растет
пузырь, затем глубокий выдох.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения.
Повторить 4-5 раз.
«Вот какие мы большие!»
Цели: тренировка правильного носового дыхания, формирование
углубленного вдоха.
С каждым новым днем –
Мы растем, мы растем.
Выше, выше тянемся!
Подрастем, подрастем,
Малышами не останемся!
Логопед показывает правильное выполнение упражнения: поднять руки
вверх, потянуться. Повторить 3-4 раза.
Игра на задувание на дыхательном тренажере «Осенние листочки».
НОЯБРЬ.
Тема: «Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала».
Упражнения № 2
«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный
выдох через рот.
«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и
подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота»
«Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения
вибрации.
«Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать
его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.
«Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка. Сильно подуть,
стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков. Задувать на
кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасаться
только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.
Игровое задание «Мячик – ямочка». Сделай глубокий вдох. Твой животик
стал похож на мячик. Выдохни воздух – образовалась ямочка.
Статистическое упражнение на развитие ротового выдоха.
«Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки. Обучение
правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2),
продолжительный выдох ртом.
«Ныряльщики»
Цель: выработка дифференцированного дыхания.
Краткое описание: Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом.
Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох
носом. Каждый ребенок повторяет упражнение не более 2-3 раз.
Развитие силы выдоха: дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей.
Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука «ф»
(длительный выдох), произнесение звука «т» (короткий выдох).
Игра «Капелька» - активизировать целенаправленный ротовой выдох.
Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребёнку подуть на неё
через соломинку, капелька «бежит» и оставляет след на бумаге
Январь:
Тема: «Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе
произнесения звуков. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху»
Упражнения № 3
«Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном
выдохе.
«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на
одном выдохе.
«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой
выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя.
Повторить 3-4 раза.
«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи. Произнесение
гласных звуков А-И, А-У, З-Ы-О на одном выдохе с утрированной
артикуляцией.
Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).
«Самолет гудит». Произнесение звука «У» со сменой высоты и силы голоса.
«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять
широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится
шум.
«Звуки вокруг нас»
Цель: развивать правильное речевое дыхание пропеванием на одном выдохе
гласных звуков [а], [о], [у], [ы].
Взрослый. В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Малыш плачет:
«А-а-а!» Медвежонок вздыхает, когда у него зуб болит: «О-о-о!» Самолет в
небе гудит: «У-у-у!» А пароход на реке гудит: «Ы-ы-ы!» Произнесите за
мной эти звуки, причем каждый звук долго, на одном выдохе.
. Учим детей выдувать мыльные пузыри и надувать воздушные
шары.
Гимнастика оздоровления.
Задувание на «султанчики», в «пузырьки», в дудочки.
«Осторожные птицы» Цель. Закрепление представлений по теме «Птицы».
Оборудование: Дудочки.
Описание игры. Педагог рассказывает детям о том, что дикие гуси очень
осторожны. У них есть вожак. Если стая во время перелета опускается на
какой-нибудь лужок поесть или отдохнуть, вожак все время настороже. Он
следит, не грозит ли птицам опасность. В случае опасности вожак
пронзительно кричит и вся стая стремительно поднимается в воздух.
«Давайте и мы поиграем в таких осторожных птиц»,— предлагает детям
педагог. Дети выбирают вожака. Остальным детям раздают музыкальные
игрушки и разрешают негромко в них подуть. Так, негромко наигрывая на
своих дудочках, дети изображают гусей, которые спокойно щиплют траву.
Вожак не щиплет траву: он внимательно следит, нет ли опасности. Вдруг
вожак подает тревожный сигнал (сильно дует в дудочку). Все дети бегут к
своим местам (стульчикам).
При повторении игры вожака меняют. Необходимо напомнить, что все дети
должны дуть в свои дудочки спокойно, не напрягаясь, ровно, не заглушая
друг друга. Только вожаку разрешается подуть 2-3 раза в свою дудочку очень
сильно.
Февраль.
Тема: «Игры с водой».
Упражнения № 4
«Капитаны». Цель. Чередование длительного плавного и сильного выдоха.
Активизация мышц губ.
Оборудование. Таз с водой и бумажные кораблики.
Описание игры. Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком
столе стоит таз с водой. Педагог предлагает детям покататься на кораблике
из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы
кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для
звука ф. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый
ветер. «П-п-п...» — губы складываются, как для звука п. Или дуть, вытягивая
губы трубочкой, но не надувая щек.
Вызванный ребенок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике. При
повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту (городу).
соревнование: чей кораблик дальше уплыл, для этих целей используем
пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил,
выдаваемых автоматами.
Буль-бульки. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один
налито много воды, почти до краев, а в другой чуть-чуть. Предлагаем
ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для
этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в
стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в
"Буль-бульки", чтобы не пролить воду.
Март.
Тема: «Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи
(произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов)». «Произнеси чистоговорки»
Упражнения № 5
Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На
пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на
выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка ». Памятки и буклеты для родителей.
Выставка игр и пособий по развитию дыхания у детей. «Послушный ветер –
ветерок». Проигрывание динамических физкультурных минуток,
анимационных песенок, конкурсы для детей.
Вывод:
Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых
условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи
необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного
звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и
артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для
нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на
развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект.
При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет
быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха,
удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее
поставить необходимые звуки.
Литература:
1. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии:
«Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.
2.Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание.
М.,Знание 1987.
3.Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.,
2010
5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
6. И. М. Бушнева, И. М. Якунина, Е.А. Мартынова и др. Педагогические советы, Волгоград 2003г
-
Рецензия
на методическую разработку проекта
«Дышим правильно – говорим правильно
с детьми ФФНР подготовительной логопедической группы»
Учителя логопеда Шипиловой Любови Михайловны
В последнее время растет число детей с многочисленными нарушениями здоровья, в том числе с нарушением речи. На современном этапе концепция интегрированного и инклюзивного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных учреждениях является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране, и представляет собой реализацию прав на образование в соответствии с «Законом об образовании Российской Федерации».
Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.
Важнейшая задача дошкольного образования на современном этапе связана с разработкой особого научно –практического направления в работе, которое можно назвать коррекционной педагогикой оздоровления.
Оздоровительная и коррекционная работа с ребенком –дошкольником не должна сводится к сухим и четким манипуляциям по графику .Она должна быть игровой, что вполне естественно в дошкольном детстве, непринужденной, что во многом зависит от личностных и профессиональных качеств педагога, и комфортной, что само по себе и подразумевает термин «здоровье».
А активное вовлечение семьи в проект поможет не только закрепить достигнутые ребенком в детском саду результаты, но сделать сам процесс оздоровления каждого ребенка непрерывным, целенаправленным и увлекательным совместным путешествием в страну «Здоровья»
Актуальность проекта заключается в том, что образование таких детей предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития социальную адаптацию. Дети логопедической группы наряду с серьезными нарушениями речи очень часто имеют сопутствующие расстройства, в том числе нарушения восприятия, внимания, памяти. Наличие детей, страдающих речевой патологией, с одной стороны, и детей с заболеваниями верхних дыхательных путей, с другой, заставляет искать новые формы взаимодействия всех участников педагогического процесса: специалистов, воспитателей, родителей.
Проект разработан для детей 6-7 лет логопедической группы учителем логопедом МКДОУ д/с № 73 «Искорка» Шипиловой Любовью Михайловной.
Проект носит целостный характер, выделены структурные части, согласованы цель, задачи и способы их достижения.
Цель проекта: Обучить детей доступным средствам через игру, игровые упражнения, для правильного речевого дыхания.
Проект составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлен на реализацию логопедической помощи, и определении наиболее эффективных приемов логопедического воздействия на разных этапах коррекционно-педагогического процесса.
Проект долгосрочный, разработан сроком на один год.
Будут созданы условия для регулярных занятий дыхательной гимнастикой с детьми группы, вовлечены родители, сотрудники ДОУ в непосредственное участие в проекте. Тем самым, работа в рамках проекта будет способствовать формированию, поддержанию семейных традиций, создаст предпосылки к сотрудничеству детей, родителей и педагогов.
Данный проект заслуживает внимания, имеет практическую значимость и может быть использован специалистами дошкольных учреждений.
Рецензент_____________________________ / /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учись, малыш, дышать правильно!
В материале представлены комплексы дыхательной гимнастики по всем возрастным группам....
Консультация для родителей "ДЫШИ ПРАВИЛЬНО"
Говоря о роли движения, следует затронуть вопрос дыхания детей. Дело в том, что не только малыши, но и многие дети дошкольного возраста не умеют правильно дышать. У таких детей узкие плечи, впалая гру...
"Учись, малыш, дышать правильно!"
Роль правильного носового дыхания и дыхательной гимнастики в жизни человека огромна. Дыхательная гимнастика успешно применяется как действительный способ лечения заболеваний верхних дыхательных путей ...
Презентация к логопедическому проекту "Правильно дышим - правильно говорим"
Многие дети 4-7 плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение звуков те...
Логопедический проект "Правильно дышим - правильно говорим"
Многие дети 4-7 плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение звуков тесно св...
Конкурс "Дышим правильно - говорим правильно"
Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только нарушения речи, внимания, памяти, моторики, пов...
Буклет для педагогов "Дышим правильно—дышим для здоровья"
Александра Николаевна Стрельникова – оперная певица, театральный педагог. Совместно со своей матерью она разработала принципы дыхательной гимнастики для расширения диапазона голоса, улучшения те...