Консультация «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОО»
консультация
Консультация с практически показом для педагогов ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k-ya_lutseva_dlya_pedsoveta.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области»
Консультация с практически показом для педагогов
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОО»
Подготовила:
Учитель-логопед
Луцева О.Н.
Шебекино 2019
В группе с ТНР обычно обучаются дети, имеющие комплексные проблемы. Речевые нарушения необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими сторонами психического развития, так как речевое недоразвитие сказывается на формировании сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.
Для детей с ОНР характерна недостаточная устойчивость внимания. Речевое отставание отрицательно сказывается на развитии памяти, особенно вербальной. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (анализа, синтеза, сравнения), дети отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления. Также им присуще и некоторое отставание в двигательной сфере. Наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики. Это проявляется, прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук.
При работе с детьми ОНР необходимо использование здоровьесберегающие технологий даже в большей степени, нежели с детьми массовых групп детского сада.
- Каждое занятие с детьми в группе компенсирующей направленности начинается с правильной посадки. В течение занятия учитель-логопед несколько раз напоминает им как нужно правильно сидеть:
Ноги на полу стоят,
Руки на столе лежат
Спинки ровные, прямые
Все мы – стройные такие.
- Развитие эмоциональной сферы:
Улыбнулись – огорчились,
Разозлились – удивились.
Снова улыбнулись,
К солнцу потянулись
Затем идут разнообразные продолжения:
По пять яблок мы срывает
И при этом их считаем
(Работа рук в согласовании с речью + согласование числительных с существительными. Яблоки можно заменить на вишни, движения рук станут тоньше).
При работе над эмоциями хорошо подходят эмоциональные этюды как в театральных студиях.
«Веселый котенок» - Мяу-мяу-мяу
«Грустный теленок» - Му
«Удивленный козленок» - Ме-ме-ме! И таких этюдов можно придумать множество. Работают мимические мышцы, ребенок играет роль.
- Развитие речевого дыхания:
Весело ручей журчит: с-с-с
Пароход вдали гудит: у-у-у
Шел по лесу толстый мишка
На него упала шишка: ы-ы-ы (Дети путают звуки [Ы] [Э])
Дятел песню простучал: д-д-д
Мишенька веселый стал: э-э-э.
Таких рифмовок в арсенале учителя-логопеда много, практические на все гласные и согласные звуки. Детям они очень нравятся, им интересней взять сюжетную строку, нежели просто сказать «Постучим, как молоточки и т.д.»
Речевое дыхание напрямую связано с обычным дыханием. Хороший выдох позволяет ребенку быстрее произнести проблемные для него звуки и развить силу голоса, что помогает стать выносливей при выполнении физических нагрузок.
- Развивать мелкую моторику помогают специальные упражнения:
- «Вымоем руки»
- «Уточка» (держать при счете до 5)
Раз-2-3-4-5
Уточка идет гулять
- «Цапля»
Цапля ноши поднимает,
За лягушками ныряет.
- «Колечки»
Выйдем на крылечко
И найдем колечки.
- «Коготки у киски»
Есть у киски – лапки
И коготки-царапки.
- «Дождик»
Дождик капает с утра
Вдруг полил как из ведра.
- «Солнце»
Солнце вышло из-за тучки
Держим ровно каждый лучик.
Когда дети овладевают отдельными упражнениями, необходимо переходить к комплексным. Для этого учителем-логопедом придуманы рифмовки.
- Зайка весело гулял
И под сильный дождь попал
Но не вымок зайка наш
Он нашел в лесу шалаш
- Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» для дошкольников с ОНР очень трудное. Поэтому необходимо подключать слова, например:
Котик хочет… играть
Котик хочет гулять
Котик хочет пить
Котик хочет дружить
На другую руку:
Собачка хочет… играть
Собачка хочет гулять
Собачка хочет пить
Собачка хочет дружить.
Конечно, мелкую моторику развивают не только упражнения, но и продуктивные виды деятельности: лепка, рисование.
- Артикуляционная гимнастика.
На каждом занятии с учителем-логопедом дети выполняют упражнения на развитие артикуляции. Вначале с зеркалами. Затем, изучив и прочувствовав свой рот, можно выполнять упражнения и без зеркала. Необходимо использовать эти упражнения и в общеразвивающих группах для профилактики искаженного звукопроизношения.
В речевой аппарат человека входят губы и язык. Начнем с губ. У многих детей малоподвижные губы.
- «Забор – Трубочка» на счет 1-2
- «Воздушные поцелуйчики»
Очень маму я люблю
Поцелуйчик подарю (папу, бабушку и т.д.)
Подвижные губы помогают четко произносить шипящие звуки [Ч], [Ш], [Щ], [Ж].
Чтобы разработать язык можно подобрать интересные упражнения:
- Покусывание нижней губы
- Покусывание верхней губы
- «Обезьянка»
- «Бульдожик»
- «Веселый ежик»
Обезьянка и бульдожик
Побежал веселый ежик
- Киска молоко лакает
Никого не угощает
- «Лошадка» и пр.
- Развитие пантомимики.
Здесь можно применять любые действия
В землю семена сажаем,
А теперь их поливаем.
Берем грабли, загребаем,
Урожая ожидаем.
Передвижения животных:
Крадется волчонок,
Топает слоненок,
Переваливается медвежонок,
Скачет зайчонок.
- Логоритмические упражнения:
- Утром мы во двор идем
Листья сыплются дождем
И летят, летят, летят
Может спать они хотят?
- Обувь носят наши ножки
Это - туфли и сапожки.
У маленькой Алинки
Красные ботинки,
А у Петрова Вовки
Новые кроссовки.
Обувь надо чистить, мыть,
Аккуратно всем носить.
Такие упражнения способствуют развитию общей моторики, координации жжений, жизненного ритма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем требуе...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда
В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда, также становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих тех...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Консультация-тренинг «Ум на кончиках пальцев».
«Ум ребенка — на кончиках пальцев» Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке...
Материалы из опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»
Материалы из опыта работы:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»...
Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"
Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"...
Консультация на методическое объединение "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда, с детьми, с тяжёлыми нарушениями речи (дизартрия)"
Консультация на методическое объединение "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда, с детьми, с тяжёлыми нарушениями речи (дизартрия)"...