Доклад на тему: « Музыка и экология »
статья (подготовительная группа)
Как связать эти два широких понятия, ведь экология это наука, а музыка это один из видов искусств? Чтобы ответить на этот вопрос нужно дать определение, что такое экология, и что такое искусство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современные музыкальные технологии | 23.91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: « Музыка и экология »
Подготовила для педагогического совета Шеленговская Э.А.- музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №1»
Дата проведения: 08.11.2019г.
Слайд 1 «Музыка и экология»
Тема нашего педсовета - «Музыка и экология», тезис этот звучит достаточно широко, и мне бы хотелось, точнее определить круг вопросов, которые мы сегодня рассмотрим.
Слайд 2 « Первый вопрос. Что такое экология и искусство? »
Первый вопрос: как связать эти два широких понятия, ведь экология это наука, а музыка это один из видов искусств? Чтобы ответить на этот вопрос нужно дать определение, что такое экология, и что такое искусство.
Экология (от οικος — дом, хозяйство, обиталище и λόγος — учение) наука, изучающая взаимоотношение человека с окружающей его природной средой, включая экономическое использование природных ресурсов, их охрану и восстановление. (Наука это достаточно молода, и ее название появилось в 1866 г.)
Искусство - это художественная модель мира, созданная человеком путем творчества.
Отличие искусства от науки заключается в том, что наука говорит языком отвлеченных понятий, а искусство же говорит языком образов, которые наглядно показывают и выявляют существенный характер тех или иных явлений многогранного и многокрасочного мира. Но и наука, и искусство разными средствами ведут к познанию и отражению окружающего мира. Но только Искусство – это чувственное познание мира, а наука – эмпирическое ( т. е. познание по средствам опыта, наблюдения, научного обобщения) познание.
Слайд 3 « Вывод»
Таким образом Искусство воссоздает художественную, чувственную модель мира, а наука экология изучает взаимоотношение человека с окружающей его природной средой.
Слайд 4 « Второй вопрос. Вывод. »
Второй вопрос – каковы проблемы экологии, и как может музыка помочь решать эти проблемы?
Прежде всего, надо сказать, что наука экология достаточно молода. И возникла она в период, когда человеческая цивилизация подошла к черте самоуничтожения, и осознала что мир, в котором живет человек, не так уж велик и бесконечен, что земля наш общий дом, отсюда и греческий корень в названии – экос – дом.
Но чем же музыка может помочь решить проблемы экологии, ведь музыка – это один из самых загадочных и абстрактных видов искусств?
Ответ сразу же напрашивается – мы будем с помощью музыки воспитывать в детях эстетическое чувство прекрасного, любовь к природе, доброту. И для этого будем использовать лучшие образцы музыкального творчества русских и зарубежных композиторов, а так же фольклор.
Слайд 5 « Роль музыки в экологическом воспитании»
Роль музыки в экологическом воспитании дошкольников
Слайд 6 « Цитата С. Новиковой. Фото ее книг по экологии»
Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Суть этого направления заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к заявлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни» (С. Николаева).
Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует ряд дополнительных программ. Эколого-эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место. Эстетическое отношение к природе не ограничено какой-либо одной сферой действительности – оно касается всего, что освоил человек.
Слайд 7 « Музыка - одно из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира»
Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка.
История учит нас тому, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участия искусства. Оно помогает формированию его чувств в духе гуманизма и человеческого содружества, развивает его творческие способности. Стремясь к воспитанию современного человека, необходимо позаботится о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством. Поэтому эстетическое воспитание является неотъемлемой составной частью системы воспитания подрастающего поколения.
Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всесторонне развитие ребёнка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его. Особенность музыки, её эмоциональная сила заключается в способности показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей жизни.
Слайд 8 « Экологическое воспитание дошкольников будет успешным, если: »
Экологическое воспитание дошкольников будет успешным, если:
1. Вводить музыкальные произведения на занятиях по экологическому воспитанию;
2. Использовать на занятиях по экологическому воспитанию разные виды музыкальной деятельности
3. Через праздники и развлечения, через фольклорную деятельность осуществлять развитие экологического воспитания дошкольников
Для осуществления поставленных задач мною была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме, разработаны методы и приёмы использования разных видов музыкальной деятельности в организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников.
Слайд 9 «В процессе систематической работы дети приобретают следующие навыки и умения: »
В процессе систематической работы дети приобретают следующие навыки и умения:
- Умение слушать музыку, запоминать и узнавать её, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов.
- У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней.
- Через музыкальные образы ребёнок познаёт прекрасное в окружающей действительности, в природе.
- Красота художественной формы, понятная ребенку содержанием музыкального произведения вызывают определённые отношения к художественному образу и через него к жизни.
Природа музыкальна. Достаточно послушать пение, журчание воды, шум леса. Поэтому так легко дошкольники воспринимают музыкальные произведения на экологическую тему.
Слайд 10 « Музыкальные образы в природе »
У младших дошкольников это песни, потешки про птиц, животных, насекомых и неживую природу – солнце, ветер.
У старших дошкольников: живая и неживая природа приобретает все большие человеческие эмоции: солнышко смеётся, животные умеют грустить, радоваться.
В связи с таким разнообразием образов в природе и способностью музыки вызывать огромное количество различных эмоций, получается – синтез музыки и природы, эмоции и различных природных явлений в экологической среде очень желателен. Насколько ярче воспринимается и насколько эмоциональнее после таких занятий дошкольники относятся к животным, растениям, окружающему миру.
Слайд 11 «Музыкальный репертуар на экологическую тему по видам музыкальной деятельности »
Очень много произведений музыкального искусства дают музыкальные руководители детям в организованной образовательной деятельности. Эти произведения могут быть использованы в любой другой деятельности, как совместной с детьми, так и в самостоятельной деятельности детей. Это:
музыкально-дидактические игры: «Солнышко и тучка». «Отгадай животных», «Птица и птенчики», «Времена года», «Три поросенка»;
Слайд 12 «Примеры»
упражнения: «Лошадка – прямой галоп», «Большие и маленькие лужи», «Птичьи крылья», «Самолеты и птицы»;
танцы : «Снежинки», «Метелица», «Зайчики», «Петушки», «Бабочки», «Мишки»;
игры: «Скворцы и скворечники», «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и Бобик»;
Слайд 13 « Примеры»
пальчиковые игры: «Свиристели», «Ежик», «Улитка», «Гриб-грибочек», «Ручеек»;
песни: «Весна-красна», «Осень-милая подружка», «Солнечные зайчики», «Ой, бежит ручьем вода», «На горе-то калина», « Во –поле березка стояла»;
Все произведения театрально обыгрываются. Если задействовать атрибуты и костюмы происходит перевоплощение танцев, песен, дидактических, музыкальных игр в театральное действо, которое применимо в любой обучающей ситуации, на прогулке и в группе, даже при умывании, закаливании и перед дневным сном, в любой совместной и самостоятельной деятельности.
Например, на экскурсии постараться обратить внимание детей на красоту и величие леса, рассказать о пользе растений, спеть с детьми песню, поводить хоровод, чтобы дети получили максимально положительных эмоций. Наша задача формировать у детей бережное отношение к природе, вслушиваясь в музыку.
Слайд 14 « Роль праздников и развлечений»
Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. На чувства детей в комплексе оказывают влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей и т.д.
Слайд 15, 16, 17 « Примеры»
Экологические праздники и развлечения несут в себе определенную нагрузку в соответствии с особым содержанием. Важным в таких праздниках является не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр и загадок о природе, сколько включенность детей в пережевание событий,осознании экологиеских проблем, доступных пониманию детей.
Как уже было сказано ранее, наша работа заключается в формировании экологического сознания, через восприятие дошкольниками музыки, музыкальных образов.
Слайд 18 « Человек – часть природы»
Общение с музыкой приводит детей к более эмоциональному и бережному восприятию природы и окружающего мира. У детей формируется экологически осознанный подход к живой и неживой природе. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек - часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки - это более успешное и продуктивное воспитание.
Слайд 19 « Спасибо за внимание! »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему «Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированных занятий образовательной области «Музыка»
В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие музыкально-творческих способностей реализуется интеграцией образовательных областей....
Доклад по теме "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию якутского края"
приобщить детей дошкольного возраста к совокупности культурных ценностей, общечеловеческой культуры, нравственным традициям своего народа, определяющим историческое единство человека и природы, накопл...
Доклад на тему: Музыка в жизни малыша"
Музыка-искусство, обладающее силой эмоционального воздействия на человека и именно поэтому он может играть огромную роль в воспитании духовного мира детей....
Доклад на тему: "Экология в музыке с самых ранних лет".
Доклад на тему: "Экология в музыке с самых ранних лет"....
Доклад на тему: " Развитие познавательного интереса у детей в процессе ознакомления с экологией".
Современные преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, открытость общества, его быстрая информация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Ос...
Доклад на тему: « Музыка и всестороннее развитие дошкольника"
Данный материал может быть полезен воспитателям, музыкальным руководителям и родителям....
Доклад на тему: «Музыка как средство патриотического воспитания дошкольников».
Доклад на педсовет в ДОУ...