Доклад по теме "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию якутского края"
материал (средняя группа) по теме

приобщить детей дошкольного возраста к совокупности культурных ценностей, общечеловеческой культуры, нравственным традициям своего народа, определяющим историческое единство человека и природы, накопленных в экологических знаниях народа, передаваемых из поколения в поколение через знакомство с экологией якутского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_konkurs.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА  РАБОТЫ

НА  ТЕМУ:          «НАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ЭКОЛОГИЕЙ ЯКУТСКОГО КРАЯ»

                                           

 ДОУ № 29 «ЛАСТОЧКА»

                                                     Воспитатель: Жарникова Л.А.

2013 год

ВВЕДЕНИЕ

Национально-патриотическое воспитание - это процесс формирования национального самосознания. Национальное самосознание - это понимание своего места и своей значимости, прежде всего наше уважительное отношение к самим себе, наше понимание того, откуда мы, какие мы, почему мы именно такие и в чем наше предназначение. Каждый человек - часть того народа, той нации, к которому он относится. Человек должен знать историю, культуру, традиции своего народа, гордиться своим народом и уважать другие народы.

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать национальное самосознание.

Одна из ключевых идей любой традиционной культуры - это идея изначальной сопричастности, в ряде случаев - человека к природе, от которой он себя не отделяет и в которой находит силы не только для физического поддержания жизни, но и духовного, личностного роста. Интернациональные заповеди «Человек - дитя природы», «Природа - дом человека» издревле известны якутам. Сознанию человека традиционной культуры была чужда альтернатива: «Природа - храм или мастерская?». Родовым понятием по отношению к понятиям «храм» и «мастерская» является понятие «дом» Как известно, термины «экология», «экологический» происходят от греческого слова oikos, что означает дом, родина. Поэтому обращение к этнокультурным традициям при построении содержания и форм национально-патриотического воспитания дошкольников через знакомство с экологией якутского края современных детей будет обеспечивать реализацию национально-регионального компонента государственных стандартов образования как это в целом предусмотрено Законом РФ «Об образовании».

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что еще выдающиеся античные мыслители (Демокрит, Платон, Аристотель), затем классики мировой и отечественной педагогики (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г Песталоцци, А. Дистервег, Ф. Фребель, Л. Н.Толстой, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский) и др считали совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, а в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и развития личности. Идея необходимости организованного приобщения детей к миру природы, которая получила свое наиболее полное оформление именно в дошкольной педагогике (М. Монтессори, А.С. Симанович, Е.Н. Водовозова, Е.А. Флерина, А.П. Усова и др.) и разностороннюю реализацию в практике дошкольного образования.

Актуальность темы определена тем, что на протяжении последних десятилетий необходимость национально-патриотического воспитания и образования подрастающих поколений становится все более острой. Сегодня эта необходимость не нуждается в специальном обосновании, приоритетное значение приобретает вопрос о разработке новых подходов к его построению. Указанная область, являясь сравнительно молодым направлением в педагогической теории и образовательной практике, уже испытывает очевидную инерцию традиционных представлений, имеет целый ряд исследований, посвященных национально-патриотическому воспитанию дошкольников через экологию, но они затрагивают лишь отдельные аспекты, мало учитывают современные реалии и до настоящего времени недостаточно изучены инновационные направления национального самосознания и патриотического воспитания.

В соответствии с этим, целью моей работы явилась разработка инновационных направлений национально-патриотического воспитания дошкольников через знакомство с экологией якутского края.

Задачи:

1)        создать условия для формирования национального самосознания у детей дошкольного возраста через знакомство с экологией якутского края;

2)        привить любовь к природе, развить экологические знания, умения;

3)        разработать и апробировать основные направления, сочетая инновационные формы психолого-педагогической работы в организации национально-патриотического воспитания дошкольников через знакомство с экологией якутского края.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 48 источников.

1. Психолого-педагогический аспект национально-патриотического воспитания дошкольников через знакомство с экологией якутского края

        

  1. Особенности организации процесса национально-патриотического воспитания дошкольников в этнопедогике

Особенности организации процесса национально-патриотического воспитания дошкольников в этнопедагогике заключается в раскрытии методологического контекста и в современном подходе к разработке проблематики экологического воспитания дошкольников, уточняется содержание понятия «национально-патриотическое сознание», анализируется система воспитания коренных народов Якутии.

В рамках содержания образования, как и в рамках предмета самого экологического знания, экологическая проблематика оказалась сведенной к природно-экологической. Во-вторых, утвердилась «парадигма ЗУН» в форме преобладающей установки на «ознакомление с природой» и вооружение детей умениями и навыками взаимодействия с конкретными природными объектами (при установлении ближайших связей между ними на основе полученных знаний). В-третьих, сами эти знания, умения и навыки носили преимущественно специализированный, утилитарно-эмпирический характер (по В.В.Давыдову). В-четвертых, формируемые у детей представления о природных фактах и явлениях выступали как конгломерат «упрощенных» до уровня детского восприятия разрозненных сведений из области естественнонаучных дисциплин.

С другой стороны, это соответствовало узкому и в то же время доминирующему пониманию принципа природосообразности воспитания. Традиционно он отождествлялся и поныне отождествляется с требованиями:

а) учитывать в педагогическом процессе наличные психофизиологические особенности (возрастные возможности) отдельного ребенка;

б) поддерживать систематический контакт ребенка с ближайшей - близкой и доступной ему природной средой, в которой он чувствует себя и развивается наиболее естественно.

С подобными требованиями действительно едва ли целесообразно спорить. Но тогда возникает вопрос, аналогичный тому, который в 1974 г В.В. Давыдов сформулировал по отношению к принципам традиционной дидактики - доступности, сознательности и пр.: а велика ли «мудрость» этих принципов, если они декларируют столь тривиальные вещи?

В педагогике Нового времени принцип природосообразности формулировался как оппозиционный и вместе с тем как дополняющий по отношению к принципу культуросообразности. В русле этой традиции, впитавшей дух европейского рационалистической философии, например, немецкого спирутализма - у Ф. Фребеля, принцип природосообразности требовал не только и не столько ориентации на «естественные» темпы психофизического роста ребенка и наличные условия его природного окружения, сколько - на универсальные метафизические законы и принципы существования Мироздания в целом и Мира живой природы в частности. Поэтому проблема «природосообразного-культуросообразного» не может интерпретироваться в современных терминах «биологического» и «социального», «наследственности» и «среды» и т п.

В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков и Л.В. Школяр отмечают особую значимость этого момента, т.к. «Природа (понимаемая философски, а не с точки зрения специальных естественнонаучных представлений о разного рода физических, химических, биологических и пр. данностях) и Культура образуют ветви единой всеобщей формы, в которой совершается процесс миростановления».

Национально-патриотическое сознание является не специализированной функцией, а всеобщим выражением «человеческого в человеке», основы которого закладываются именно в детстве. Его предпосылки возникают в раннем онтогенезе. Прежде всего, это самобытная детская - образно-смысловая картина мира как проблемного целого. Такая картина мира традиционно считалась стихийно складывающимся образованием. Еще в 1920-х гг. Ж. Пиаже писал о своеобразной «детской концепции мира», которая возникает спонтанно и радикально отличается от «взрослой». Однако, как показывают исследования научного коллектива В.Т. Кудрявцева в данном вопросе развивающего линию Л.С. Выготского – Д.Б. Эльконина, сколь бы спонтанными и необычными ни были представления ребенка о действительности, они всегда отражают специфический способ его интеграции в человеческую культуру. Этим определена возможность и необходимость культивирования детской картины мира внутри образовательного процесса, ее преимуществ, сильных сторон.

С моей точки зрения, ее «сильные» стороны совпадают с основными характеристиками экологического сознания как достаточно универсального смыслового, у ребенка - преимущественно чувственно-эмоционального обобщения своих взаимоотношений с природной и социальной действительностью, с самим собой, а также мировоззренческих позиций и установок других людей, обусловливающих эти взаимоотношения.

Образ смыслового целого возникает в сознании ребенка раньше детализированного образа частей этого целого, в то время как способность «видеть целое раньше частей» принадлежит к составляющим продуктивного воображения. Это придает сознательному образу творческий характер смысловое отношение к действительности ярко проявляется в феноменах детского анимизма – наделения неживых вещей свойствами живого, артифициализма - стремления рассматривать окружающий мир как продукт чьих-то творческих усилий, одушевления неодушевленного, эмоционального сопереживания предметам и др.

Все это привносит в отношение ребенка к миру необходимый элемент осмысленности, задает специфическую позицию деятеля, в которой ребенок становится субъектом - «соавтором» единого процесса многообразных изменений действительности, чувствует себя совладельцем универсального магического жезла, по мановению которого происходят эти изменения, сами по себе таинственные и необъяснимые. Наконец, это подпитывает присущее детству чувство «базисного доверия к миру» раз действительность кем-то сотворена, значит, этот «некто» «совершенный субъект», по Б.Д. Эльконину) несет ответственность за свое творение, которое не может таить для ребенка опасности и угрозы.

В итоге смысл начинает превалировать над утилитарной целесообразностью, что и является одной из специфических черт национально-патриотического сознания.

Детская картина мира, подчас объединяя и инвертируя в себе необходимое и случайное, общее и частное, идеальное и реальное, существующее и вымышленное, возможное и невозможное, призвана не столько упорядочивать действительность, сколько глобализировать локальные проблемы и «культурные темы». Именно с такой глобализации начинается экологическое сознание.

«Глобализм» детского мировидения является не только следствием его психологической «незрелости». По справедливому мнению В.Т. Кудрявцева, поныне не изжит педагогический предрассудок, заставляющий видеть в дошкольнике, затем и в младшем школьнике, что показал В.В. Давыдов существо, которое живет лишь в плену своего индивидуального повседневного опыта, а все новое, необычное, неизведанное пытается преломить сквозь его узкую призму. Возвыситься над горизонтом этого опыта ему якобы не по силам. Отсюда и призывы знакомить детей только с «доступным», традиционных дошкольных программ, перенасыщенных «взрослыми» обыденными, житейскими знаниями, которые ребенок может почерпнуть и обычно черпает вне стен дошкольного учреждения.

Дошкольникам, например, свойственны «наивные» вопросы и размышления относительно природы таких универсальных явлений, как Жизнь, Космос, Истина, Добро, Дула, Мысль и т. д. Эти вопросы и размышление, хотя и носят косвенный характер, они формулируются не на понятийном научно-философском языке, а на языке образов, эмоциональной интуиции, «неясных знаний», по терминологии Н.Н. Поддьякова, все же затрагивают вечные темы, которые столетиями занимают коллективный разум человечества: «Какая часть меня - действительно я?», «Может ли корабль, в котором заменены все его части, считаться тем же кораблем?», « Животных есть стыдно? Почему люди едят животных? Я не буду больше есть мясо» Эти предкатегориальные способы постижения действительности направлены на проблематизацию ее повседневно складывающегося образа, включая сюда тот, который в педагогической форме задают ребенку взрослые. Рассматривая обыденные факты с точки зрения таких «предкатегорий», ребенок не столько обобщает эти факты в формальном плане, сколько дает им метафорическое, иносказательное толкование. Такая метафоризация позволяет выявить ребенку общий смысл тех многообразных явлений, с которыми он сталкивается повседневно. Она придает содержательную форму категориям обыденного детского опыта. Но при этом ребенок не просто преодолевает границы индивидуального наличного и социального опыта. Он реализует свое спонтанное стремление поддерживать изначальное чувство внутреннего родства с миром как целым, включая его «человеческое измерение», принимая на себя универсальные, глобальные, «вечные» проблемы этого мира и пытаясь их по-своему осмысливать. Это и побуждает ребенка к творческой интерпретации окружающей действительности (природной и социокультурной) и своего места в ней. Именно инстанция сознания «Я - в мире» концентрированно выражает для него смысловое и целостное восприятие мира, становится своеобразной моделью действительности. Самопознание начинает выполнять функцию средства познания окружающего.

Исходя из этого, можно сформулировать цель национально-патриотического воспитания - развитие творческих способностей, обеспечивающих построение смысловой картины мира как целого, полноправным представителем которого выступает действующий, познающий и переживающий человек, и тем самым - формирование основ этико-экологического сознания. Достижение этой цели, составляет, в частности, важнейшую предпосылку для последующего освоения детьми того образа действительности, который задан через содержание дошкольного образования.

1.2. Экологическая культура народов Якутии как средство национально-патриотического воспитания дошкольников

Республика Саха (Якутии) - это территория проживания народов саха, эвенов, эвенков, юкагиров, долган и чукчей и др. В суровых климатических условиях проживания каждый народ создал свой неповторимый уклад жизни, язык, самобытную культуру и пронес их через века. Этот уникальный коллективный опыт на протяжении многих веков был накоплен и сформирован в естественной природной среде обитания народов и передавался из поколения в поколение.

Общеизвестно, что на протяжении советского и постсоветского периода истории России традиционные уклады жизни народов Севера и Сибири, в том числе - якутов подверглись разрушению: утраты культуры, языка, традиций и т.д. Конечно, сопутствующая этому социально-экономическая и культурная модернизация имела и свои позитивные следствия, т.е. развитие производства и его инфраструктуры, повышение образовательного уровня населения, расширение возможностей для освоения достижений индустриальной цивилизации и т.д.

Однако при этом были деформированы исконные, несущие конструкции этнокультурной системы, включая архетипы этнического сознания. Например, интенсивная эксплуатация природных недр (добыча нефти, газа), особенно, если она принимает форму хищнического истребления, вела не просто к обострению экологической ситуации, не говоря уже о том, что северные регионы уже по естественным причинам представляют зону «экстремальной экологии». Скважины и трубы в северных недрах, нефтяные озера в тундре (нефть, потерянная при форсированном и неэффективном способе добычи) и т.д. для представителя традиционной культуры - охотника, рыбака, оленевода - является посягательством на его собственную священную плоть, которая согласно мифологическому миропониманию, является продолжением телесного и духовного мира человека. Поэтому природно-экологический кризис северных территорий с неизбежностью оборачивается культурно-антропологическим кризисом северных народов.

Проблема сохранения северных культур давно вышла за рамки риторических утверждений. Для их представителей обращение к своим историческим традициям становится гарантом выживания в современном мире, что предполагает определение своего места в нем самосознания своей природы как источника не только физических, но и духовных сил, личностного роста способствует нахождению ими своего исторически неповторимого вектора в общем, процессе преемственно-поступательного развития культур в начале третьего тысячелетия.

Идеалом существования северного человека традиционно считалась жизнь в согласии с природой и обществом. Состояние хрупкости природы всегда воспринималось и осознавалось народами Севера как предмет особой заботы. Они стремились сохранить этот баланс устойчивости самоограничением в охоте, рыбалке, во всех видах их присваивающей экономики. Считалось недопустимым ранить землю. Человек имел право пользоваться ее дарами, но не больше, чем ему нужно для сохранения жизни. Главный принцип: «не навреди природе и пусть после тебя все останется, как было, ничего в ней не меняй и не перестраивай»,- оставался экологическим императивом циркумполярной цивилизации.

Человек чувствовал себя органичной частью природы, и в то же время природа воспринималась как живое существо, подобное ему. Вследствие этого установились отношения партнерства, уважения, соблюдение принципа разумной достаточности во всем. Обо всем этом свидетельствуют, сохранившиеся по сей день многие охотничьи законы и обычаи. Они регулировали не только взаимоотношения людей с природой, но и распространялись на их социальную жизнь. Единство «экологического» и «этического» было всегда присуще культуре северных народов, всячески акцентирующей «кровную родственность» человека и природы. Примечательно, что это характеризует и те северные (сибирские) народы, которые проживают за пределами Якутии. Так, в традиционной этике хантов были заложены своеобразные «природоохранные функции». Например, одним социальных группам запрещалось убивать гагару, лебедя, а другим - употреблять в пищу щуку, что стихийно оберегало от исчезновения разные виды животных. Священные места у северных народов напоминали современные заказники. Для таких мест провозглашалась «неприкосновенность» земли, воды, рыбы и т.д. Даже дрова для разведения священного костра приносились с собой.

Человек с детства понимал, что любой ущерб природе с его стороны немедленно вызовет ответную реакцию, чреватую негативными последствиями для него и его близких. Находящаяся в хрупком равновесии природа Севера действительно чутко реагирует на любые попытки подорвать его. Аналогичным образом и северная цивилизация развивалась благодаря ее устойчивости к природным факторам.

Эти установки были восприняты и народной педагогикой. В ее основе - идея «образования ума и сердца», что особенно ярко проявлялось у народов, живущих в экстремальных климатических условиях. Суровые природные условия выработали у народов отличительные черты национального характера, среди которых на первом месте стоит взаимопомощь, крайне необходимая всякому, живущему в условиях тайги, тундры, где расстояния между селениями подчас измеряются сотнями километров. Становление личности ребенка осуществляется на основе исторически сложившихся принципов самовоспитания в соответствии с естественными условиями Якутии.

Народная педагогика - своего рода общественное самосознание народа, рефлексия этнокультуры Она возникла и развивалась на основе размышления, осмысления и обобщения поступков отдельных людей, осведомленности об эффектах реализации тех или иных моделей социальной деятельности и социального поведения в целом и, главное, - способов введения растущего человека в человеческую общность. При этом взрослые люди входят в контакт с детьми чаще всего не потому, что всегда непременно исполняют роль старших и сознательно преследуют педагогическую цель, а выражают тем самым свое бескорыстное отношение к миру детства, свое стремление к общению с ним и приобщению к нему.

Традиционная педагогика якутов имеет специфические инварианты - условия, содержание, формы и методы воспитания. Они получают обоснование в таких приоритетных идеях воспитания, как идеи игры, труда, общения, сочетания слова и дела, взаимосвязи физического и духовного роста, примера-идеала, «воспитания всем миром». Помимо традиционного искусства и быта, народное воспитание якутов черпает свой материал из эпоса олонхо, опыта школы «Кут-сюр», учения «Айыы» и др

Якутская народная традиция воспитания передает нормы, составляющие ценностную основу жизни людей в их отношениях друг к другу и к родной природе, которая рассматривается человеком как особая персонификация себе подобного. Это обнаруживается в стремлении прививать молодежи такие нравственные качества, как чувство глубокого уважения к людям, особенно к родителям и старшим, бескорыстное гостеприимство, проявлении взрослыми безграничной любви и уважения к личности ребенка и, как правило, отсутствии жесткости в методах, широком использовании возможностей трудового воспитания как способа передачи детям не только производственных навыков родителей, но и развития в них общечеловеческих деловых, интеллектуальных и нравственно-эмоциональных качеств, привитие с младенчества любви, привязанности к родным местам и на этой основе - бережного, мудрого отношение к животному и растительному миру, людям.

Воспитательные цели достигались не только в играх и упражнениях, где дети воспроизводили действия охотников, рыболовов, что было необходимо для выживания в природно-климатических условиях Севера и, в целом, характерно для традиционных культур. Сказания, предания, загадки также были неотъемлемой частью воспитательного процесса. Так, загадки выступали не только в качестве одного из видов развлечения или даже передачи народной мудрости, но и имели сакральное значение и магический смысл. Сравнивая загадки народов Севера о природе, можно найти много общего. В древности у многих из этих народов загадка являлась составной частью трудного задания в целях испытания героя Народам Севера вообще была свойственна вера в «магию слова» Например, долганы во время охоты на диких оленей отгоняли от себя мысль, что они будут убивать оленей, так как по их представлениям, мысль могла выйти из головы и предупредить об опасности. Поэтому, сакрализируя слово, в частности - смысл загадок, некоторые народы придерживались обычая во время сборов на охоту коллективно загадывать и отгадывать загадки, что, по их мнению, положительно влияло на результаты промысла. Это же относится и к народным приметам, которые к тому же иногда сбываются, например, вспомним «что в народе, то и в погоде», что усиливает веру в них.

Особо следует отметить почитание родных мест, привязанность к родным просторам у народов Севера. Они прививали детям любовь к родному краю, учили, что нельзя ломать деревья, кричать в тундре, пугать птиц и животных. В каждом предмете и объекте своего окружения они видели живую душу. Поэтому многие традиции связаны с обращением к духам природы Севера и имеют глубокий философско-педагогический смысл и по сей день, сохраняют свое значение в плане приобщения детей к традиционному мировоззрению этноса.

В июле якуты празднуют свой большой национальный праздник Ысыах. Для праздника выбирают просторную поляну, чтобы смогла вместить широкий круг танцующих, причем все одеты в национальные костюмы. Завершается праздник общим пиром: традиционные национальные блюда запивают традиционным кумысом. Чаша с кумысом со временем превратилась на якутском празднике в ритуальный символ, знаменующий приход лета. Неповторим по своему звучанию хомус – национальный инструмент.

Говоря о культуре, нельзя не сказать о художественном наследии народов Саха. Это изделия из мамонтовой кости, бересты и оленьего меха.

Обычаи якутов ведут свое начало с древних времен. В фольклоре Саха отразились культовые мифы, героические сказания, волшебные сказки, древние заклинания шаманов. "Нюргун Боотур Стремительный" - крупнейший памятник героического эпоса якутского народа, свидетельство его огромной духовной культуры. В олонхо описывается изначальная жизнь человека с первого появления его на земле.

Сегодня  наша республика является суверенной, имеет свои государственные символы.

Эмблемой государственного герба является древний всадник со знаменем. Это изображение восходит от предков Саха – скотоводов. Декоративное оформление с текстом и орнаментом обогащает смысловое содержание герба.

Голубой цвет на гербе, в соответствии с международной символикой, означает честь, верность, надежность и искренность. Белый и серебристый – любимые цвета Саха также соответствуют общепринятым представлениям о чистоте чувств и помыслов людей. А темно-красный цвет, заимствованный с наскальной живописи, уж сам по себе привлекателен для глаз.

Цвета флага соответствуют общепринятым в международной практике символическим значением цветов. А подсказаны они географическими и климатическими особенностями и историко-культурными традициями края.

По мифологии Саха считают себя «детьми белого солнца». На флаге сразу обращает внимание белое солнце в зените на фоне огромного голубого неба. Под ним узкие полосы белого, красного и зеленого. Белоснежная полоска в сочетании с солнцем на фоне голубого неба раскрывает суровую красоту Севера, экстремальные условия жизнедеятельности людей, чистоту нравов и помыслов народов, породненных с Севером. Зеленый цвет – символ плодородия, возрождения, дружбы и богатства. Это короткое яркое лето, цвет таежных просторов. Красный цвет – не только символ жизненных сил, но  и символ красоты и верности родной земле. Включение красного цвета в сочетании с белым и зеленым является характерным и для народного прикладного искусства  Якутии.

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) большое внимание уделяется возрождению традиций в рамках природоохранной деятельности и экологическою образования населения. Были созданы 2 заповедника - это «Усть-Ленский» на севере и «Олекминский» на юге Якутии. Совершенствуется природоохранное законодательство, разработана Концепция всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания, разработан «Закон о ООПТ (особо охраняемых природных территориях)», в котором были утверждены несколько иные формы хозяйствования, чем в России. Создан фонд поколений (резервные территории), так называемая система «Ытык Кэрэ Сирдэр», - за основу которой были приняты интересы коренных народностей, проживающих в данной местности и использующих землю, как традиционный источник существования. Были учтены их народные верования, обычаи, традиции. Возросла и активность населения создаются детские природные парки, летние экологические лагеря. Основу в них составляет детское самоуправление, что, конечно же, положительно влияет на формирование экологического сознания, воспитание детей в духе любви ко всему живому.

Таким образом, экологическая культура народов Якутии, зафиксированная в мифологии, народном искусстве, промыслах и педагогике в своих этноспецифических формах воспроизводит общечеловеческую аксиологию отношений в системе «природа - общество». Именно близость этих форм к природе позволяет приблизить детей к постижению гармонии природного целого.

2. ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ЭКОЛОГИЕЙ ЯКУТСКОГО КРАЯ

2.1. МЕТОДЫ И ФОРМЫ НАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ЭКОЛОГИЕЙ ЯКУТСКОГО КРАЯ

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей. Появились программы: «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», в которых темы национально-патриотического воспитания занимают центральное место. Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны. Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, является народная традиция. Традиция выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями. В настоящее время она несет те же воспитательные и образовательные функции, что и многие годы тому назад; она развивается вместе с обществом и отмирает, если теряет свою социально-значимую основу.

Социальное развитие ребенка определяет, сможет ли человек полноценно жить – развиваться и творить в обществе или его личностные качества, его возможности останутся невостребованными тем же обществом. Общеизвестно, что в раннем детстве закладываются все основные качества будущего человека. Формируется первая модель мира – система представлений об окружающей действительности, о самом себе, своих отношениях с окружающими. Научить ребенка жить в социуме – основная задача педагога – дошкольника. Гражданская позиция дошкольников начинает формироваться как в детском саду, так и в семье. Ученые доказывают, что предпосылки будущих нравственных представлений складываются у ребенка в возрасте 3-5 лет. В этот период малыши особенно доверчивы ко всему, что происходит вокруг них. Они незаметно для себя и родителей могут сделать неожиданные выводы о том, как взрослые относятся к другой стране, нации или событию.

Содержание национально-патриотического воспитания усваивается дошкольниками в их различной деятельности.

Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности дошкольников: работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у дошкольников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, воспитатель в ходе беседы с помощью фактов, суждений вызывает эмоциональные реакции детей, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность дошкольников. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы воспитатель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности дошкольников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

Средством психологической подготовки дошкольников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета. Например, в подготовительной группе они проходят в форме заседания КОАПП (детской радиопередачи «Комитет охраны авторских прав природы и т.д.).

Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.

Стремясь вызвать у дошкольников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, воспитатель использует пример и поощрение. Наказание рассматривается как крайняя, исключительная мера воздействия на детей.

Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности дошкольников и с учетом природных условий, то воспитатель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились нравственные ценности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать геральдика и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.

Важно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

1) в родном краю могут жить люди разных национальностей;

2) здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;

3) каждый человек, любящий Родину, должен проявить уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путём простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город или поселок является частью страны, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории нашей страны - рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.

Следующим важным этапом работы по данной проблеме являются мероприятия, направленные на приобщение детей к культуре своего народа и развитие национального самосознания.

2.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ЭКОЛОГИЕЙ ЯКУТСКОГО КРАЯ.

Национально-патриотическое воспитание дошкольников - одно из направлений деятельности педагога. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому моей задачей, как педагога является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Национально патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

В период с 2009 по 2013 г.г. целью национально-патриотического воспитания дошкольников через знакомство с экологией якутского края, мною было разработано тематическое планирование по основным направлениям в таблице 1.

Таблица 1

Содержание календарно-тематического плана включало в себя традиционные и инновационные формы психолого-педагогической работы в таблице 2.

Таблица 2

Важным этапом работы по данной проблеме являются мероприятия, основанные на различных видах деятельности, направленные на приобщение детей к культуре своего народа и развитие национального самосознания.

  1. В групповой комнате совместно с родителями и детьми создали уголок: «Узнавай, люби свой край».

Цель: расширение и углубление знаний о своей республике - родном крае.

  1. Проводились выставки, целью которых было знакомить дошкольников с декоративно-прикладным искусством народов Якутии, изделиями из драгоценных камней и металлов, природного материала:
  1. «Дружба с природой»;
  2. Путешествие по Якутии».
  1. Интегрированные занятие, где главной задачей являлось взаимодействие человека с природой. Занятия проводились в форме прогулок, экскурсий, экспериментов, практических заданий, заочных путешествий. На занятиях использовала разнообразные методы, приемы и средства обучения.

Занятия не должны быть скучными, наукообразными. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Занятия можно проводить с привлечением сказочных персонажей.

Например, занятие: «в гостях у бабушки Варварушки». Умелая подача произведений детской литературы, разработка экологического содержания для традиционных игр, экскурсии, составлении сказок, рассказов, наблюдения в природе, и в жилых уголках, зимних садах, –  все эти формы позволяют познакомить детей со многими экологическими закономерностями. Очень важно использовать рационально земельные участки. Здесь можно создать «Экологическую тропу», клумбу с растениями – часами, растениями – барометрами.

Для занятий использую наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал. Нельзя собирать коллекции бабочек, жуков, так как это противоречит принципам экологического воспитания.

Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, палкой, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе.

Исходя из этого, провела занятие по теме: «Экологическая тревога».

Цель: формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорители природы, а как о части природы, зависящей от неё. Необходимо искоренять потребительское отношение к природе.

Чтобы повысить эффективность национально-патриотического воспитания дошкольников через экологию якутского края использую различные виды деятельности:

  1. различные уроки доброты, уроки мышления, обсуждение и проигрывание ситуаций;
  2. трудовой десант;
  3. коллекционирование;
  4. экологические праздники;
  5. экологические игры:
  1. дидактические;
  2. имитационные;
  3. игры – моделирование экосистем;
  4. игра - викторина «экологическое ассорти».

Цель: формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живёшь.

  1. игра - путешествие: «Сохраним удивительный мир», в которой дети выступали в роли путешественников, геологов, врачей. Совместно с детьми и родителями провела беседу о значении и разнообразии растительного мира, поведения на природе, о полезных ископаемых.
  1. экологическая сказка «Колобок» на новый лад».

Цель: развитие воображения, творчества, артистизма, креативности, мышления, находчивости, умения озвучить неодушевлённые предметы.

В работе с детьми использую различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержат полезный и богатый познавательный материал, учат детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру.

Художественная литература о животных и растениях якутского края расширяет круг представлений о природе, создаёт основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Книги о природе для детей разнообразны по жанрам. В них в простой и доступной форме рассказывается о жизни животных и растений, о различных явлениях природы. Особое место в работе с детьми занимают сказки, раскрывающие окружающий мир, дающие первоначальные представления и понятия о природе. Познакомила детей с якутскими легендами о полезных ископаемых, о «Белом озере».

элементы экологических знаний дети могут получать и на занятиях по математике, и на занятиях по музыке, по развитию речи, трудовому обучению, изобразительному искусству.

В старшей группе изготовила карту, на которую нанесла реки, озера, окружавшие крупные населенные пункты республики Якутии. Также использовала технические средства (видеокассеты) для ознакомления детей о том как добывают полезные ископаемые, о лекарственных растениях Южной Якутии, проведения национального праздника «Ысыах».

Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю, развития речи, имеет ежедневное общение с природой. Одним из аспектов такой работы является ознакомление детей с природой на участке и за его пределами.

С самого начала учебного года ведём постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно осматривали растения на участке: вот появились первые жёлтые листья, деревья и кустарники стали ещё наряднее. Мы обращали внимание на форму и окраску листьев, учили по этим признакам определять, с какого дерева они упали. Предлагали побегать по опавшим листьям, послушать, как они шелестят и шуршат под ногами. Дети повторяли за мной новые слова и старались их запомнить: шелестят, шуршат, наблюдали за птицами. Словарь детей пополнялся, они запоминали названия растений и птиц. Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные дидактические игры, а также заполнение «Календаря природы».

Одновременно проводила работу с родителями:

  1. физкультурный досуг «По тропинке в лес пойдем».

Цель: ведение здорового образа жизни, способствовать сплочению родителей и детей, освоение ближайшего окружения;

  1. организовывала консультации;
  2. проводился опросник для родителей: «Экологическое воспитание детей»;
  3. познавательно-развлекательная игра для родителей «Счастливый случай».

Цель: расширение и систематизация элементарных географических, естественнонаучных и экологических представлений.

  1. семинар - практикум «Берегите природу».

Цель: развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Таким образом, формируя гуманное отношение к природе, я исхожу из следующего: главное, чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.

Исходя из этого, считаю, что приобщение детей дошкольного возраста к совокупности культурных ценностей, общечеловеческой культуры, нравственным традициям своего народа, через знакомство с экологией якутского края - является значительным потенциалом с точки зрения возможностей развития эксцентрического экологического сознания детей и благотворно влияет на развитие экологических знаний и умений, формирует ценностные установки, особой этики взаимоотношений с окружающей средой и другими людьми.

заключение

Национально-патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с экологией якутского края необходимо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, т.к. в основе  отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

Моя задача, как воспитателя – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.

Формируя гуманное отношение к природе, я исхожу из следующего: главное, чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.

Формируя у детей гуманное отношение к природе, необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, которые помогают ребёнку войти « в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявлять заботу о тех, кто в этом нуждается, защищать тех, кого обижают, помогать попавшим в беду (разумеется, речь идёт о животных, растениях). Кроме того, умение сопереживать и сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны её покровительствовать, беречь и заботиться о ней. Ребята должны уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и, по мере своих сил и возможностей, уметь противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется при формировании у детей национального сознания ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты.

ЛИТЕРАТУРА

1.         Лебедева Н.Н. Экологическое образование дошкольников посредством этнокультуры // Сб. научных трудов аспирантов и соискателей «Актуальные проблемы обучения и воспитания в общеобразовательной школе» - МИОСО РАО, 2001 – С. 30- 38

2.         Лебедева Н.Н. Инновационные подходы к наследию А.В. Запорожца в области дошкольного образования//Народное образование Якутии Якутск 2001,№3 –С.58-60

3.         Лебедева Н.Н. Здесь учат слушать голос тундры //Дошкольное образование № 16 (64), 2001 - С 22-23

4.         Лебедева Н.Н. Психологические особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста средствами этнопедагогики // Сб. материалов научно-практической конференции молодых ученых «Проблемы и приоритеты современного образования» - М ИОСО РАО, 2002 - С 46 - 48 с

5.         Лебедева Н.Н. «Северное сияние» Региональная экологическая программа для дошкольников - М , 2002 - 30 с

6.         Лебедева Н.Н., Полярина А.Г. «Северное сияние» Приложения к региональной экологической программе образования и воспитания дошкольников Арктики - М 2002 -35с, авт. 20 с

7.        Лебедева Н.Н. К вопросу о понятии - «экологическое сознание» // Аспирантские чтения педагогов - Якутск, 2002 - С 91-93

8.        Лебедева Н.Н. Современные подходы к экологическому образованию в дошкольном учреждении // Проблемы формирования ключевых компетентностей в дошкольном возрасте. Сб. науч. – практ. конф. - Якутск, 2002 - С 38-40

9.        Лебедева Н.Н. Заглянем в прошлое планеты //Дошкольное образование, № 20 (92), 2002 -С 21-22

10.        Клепинина З. А. Природоведение.. - М.: Просвещение, 1987.

11.         Лебедева Н.Н. Взаимосвязь этнопедагогики народов Севера и новых технологий в экологическом воспитании дошкольников // Современное образование актуальные проблемы – М. МГПУ, 2002 - С 45-48

12.         Лебедева Н.Н. Народные игры якутов, как средство воспитания дошкольников // Современное образование актуальные проблемы - М МГПУ, 2002 - С 97-98

13.         Лебедева Н.Н. Этнопедагогический подход в экологическом воспитании дошкольников // Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки Мат международной научной конф - Элиста АЛЛ « Джангар», 2003 - С 352-357

14.         Лебедева Н.Н. Этнопедагогика северных народов как средство экологического воспитания старших дошкольников // Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки – М.: Гос. НИИ семьи и воспитания РАО, 2003 - Ч II - С 136-139

15.         Лебедева Н.Н. Физическое воспитание дошкольников в арктическом регионе // Образование Духовность Спорт и здоровый образ жизни в системе социума XXI века материалы научно-практической конференции Якутск Якутский филиал издательства СО РАН, 2003 -С 167-170

16.         Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. - М., 1980. С. 19.

17.         Зыков И. В. Календарь природы. - Кемеровское книжное издательство, 1963.

18.        Измайлов И. В., Михлин В. Е., Шубкина Л. С. Биологические экскурсии. - М.: Просвещение, 1983.

19.         Каленникова Т. Г. Природа и ты: вопросы и задания по экологии. - Минск: Народная асвета, 1989.

20.         Клепинина З. А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение. Учебник для 2 и 3 классов. - М.: Просвещение, 1987.

21.         Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1990.

22.         Лось В. А. Человек и природа. - М.: Политиздат, 1978.

23. Мамедов Н. М. Проблемы экологии. - М.: Знание, 1989.

24.         Маркович Д. Ж. Социальная экология. - М.: Просвещение, 1991.

25.         Олдан П. Г. Колокол тревоги. - М.: Политиздат, 1990.

26.         Пакулова В. М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 1990.

27.         Папорков М. А. Школьные походы в природу. - М.: Просвещение, 1986.

28.         Семейное воспитание. Краткий словарь./Под ред. Гребенникова И. В., Ковинько Я. В. - М., 1990.

29.        Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянская школа, 1972.

30.         Экологическое образование школьников./Под ред. Зверева И. Д., Суравегиной И. Т. - М.: Педагогика, 1983.

31.        Эко-отклик./Под ред. Егорова Л. В. - М.: Молодая гвардия, 1990.

32.        Абдуллаев З. Экологическое отношение и экологическое сознание.//Философские науки. -1991, N2, С. 186-190.

33.        Бараушев А. В. Эколого-педагогический кооператив "Юный натуралист".//Начальная школа. -1989, N6, С. 73-79.

34.        Берунка Е. В последнее время в Алтайском крае с поразительной регулярностью рождаются дети: желтые, голубые, фиолетовые, а теперь еще и лысые.//Семья. -1992,7-13 сентября, С. 18.

35.        Боровская Л. А. Экологическая направленность натуралистической экскурсии в условиях города.//Начальная школа. - 1991, N8, С. 46-48.

36.        Букин А. П. Какими вы станете? //Народное образование. - 1989, N11, С. 122-133.

37.        Губарь Е. Е. Птицы - наши друзья. Утренник.//Начальная школа. -1984, N4, С. 69-70.

38.        Деревянко В. А., Савельева С. С., Бабанский И. Т. Уроки экологического творчества.//Начальная школа. -1989, N12, С. 40-44.

39.        Дерим-Оглу Е. Н., Томилина Н. Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес.//Начальная школа. -1990, N5, С. 28-34.

40.        Ердаков Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников.//Начальная школа. -1992, N11-12, С. 19-22.

41        Жестова Н. С. Проведение экскурсии в лес.//Начальная школа. -1991, N7, С. 30-34.

42.        Жестова Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся.//Начальная школа. -1989, N10-11, С. 78-81.

43.        Залыгин С. Экология и культура.//Новый мир. -1992, N9, С. 3.

44.        Керев И. Д. Охрана природы и экологическое воспитание.//Воспитание школьников. -1985, N6, С. 30-35.

45.        Кириллова З. А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы.//Начальная школа. - 1989, N5, С. 25-27.

46.        Ларнкросс Франсес. По зеленому счету.//Новое время. - 1992, N1, С. 38.

47.        Лебедев П. А. Думы павлышского педагога.//Начальная школа. -1988, N9, С. 71-74.

48.        Логовеева Г. П. Экологическое воспитание первоклассников на уроках сельскохозяйственного труда.//Начальная школа. -1990, N9, С. 45-50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края"

В настоящее время нравственное воспитатние является серьезной и актуальной проблемой....

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края»

Тема:«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края»...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края.

В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является серьёзной и актуальной проблемой.Воспитание патриота - сложный прцесс. Он начинается с дошкольного возраста. И кто, если не мы, воспита...

Консультация для воспитателей "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края"

Нравственно -патриотические чувства закладываются в процессе жизни.Наша задача-вырастить здоровых и высоконравственных детей....