Картотека "Самомассаж для дошкольников"
картотека

Янтурина Рина Фаритовна

Картотека самомассажа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_samomassazha.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

                            Массаж рук «Гусь»

 

Слова

Действие

Где ладошка? Тут?

Тут!

Показать правую ладошку.

На ладошке пруд?

Пруд!

Круговые движения левым указательным пальцем по ладони.

Палец большой – гусь молодой.

Указательный – поймал,

Средний – гуся ощипал,

Безымянный – суп варил,

А мизинец – печь топил.

Поочерёдно массировать круговыми движениями каждый палец.

Полетел гусь в рот.

А оттуда в живот!

Вот!

Махи кистями рук.

Двумя ладонями погладить живот.

   

                  Массаж лица «Летели утки»

 

Слова

Действие

Летели утки

Над лесной опушкой.

Лёгкими движениями провести пальцами по лбу 6 раз

Задели ели

Самую макушку.

Так же легко провести 6 раз по щекам

И долго елка

Ветками качала.

Указательными пальцами массировать крылья носа

А не начать ли нам массаж сначала?

Повторить

  

                             Массаж тела «Жарче»

 

Слова

Действие

Жарче, дырчатая тучка

Поливай водичкой ручки.

Растереть ладошки.

Плечики и локоточки,

Пальчики и ноготочки,

мой затылочек, височки,

Подбородочек и щёчки.

Постукивать пальцами по плечам, локтям, кистям, затылку, вискам, подбородку и щекам.

Трём мочалкою коленки,

Щёточкою хорошенько,

Пяточки, ступни и пальчики.

Моем девочек и мальчиков!

Растираем ладонями колени, ступни и  пальцы ног.

Массаж ушей

 

Слова

Действие

На дальней границе

И в холод и в зной,

В зелёной фуражке

Стоит часовой.

Легко загнуть руками уши вперёд

На дальней границе

И ночью и днём,

Он зорко, он зорко,

Следит за врагом.

Потянуть легко руками мочки ушей вверх, вниз.

И если лазутчик

Захочет пройти,

Его остановит

Солдат на пути.

Указательным и большим пальцем массировать слуховые отвороты.

Расслабляющий массаж

(для снятия физического и эмоционального напряжения)

  1. И.П. – стоя. Лёгкие поглаживания ото лба к вискам и вокруг глаз до переносицы. (5-20 раз)

 

2. И.П. – тоже. Лёгкие поглаживания от переносицы к ушам (как при умывании) 5-20 раз.

 

3. И.П. – тоже. Погладить руки, плечи в направлении к туловищу (5-20 раз)

 

4. И.П. – тоже. Поглаживаем живот круговыми движениями по часовой стрелке

     ( 5-20 раз)

  

Массаж ног

 

Слова

Действие

Божьей коровки папа идёт.

Сидя, гладить ноги с верху до низу

Следом за папой мама идёт.

Разминать их.

За мамой следом детишки идут.

Похлопать их ладошками

Следом за ними малышки бредут.

«Шагать» пальчиками

Красные юбочки носят они,

Поколачиваем кулачками

Юбочки с чёрными точечками.

Постукиваем пальчиками

На солнышко они похожи,

Встречают дружно новый день.

Поднять руки вверх, скрестить, раздвинуть пальцы.

А если будет жарко им,

То прячутся все вместе в тень.

Погладить ноги ладонями, спрятать руки.

                     Массаж лица «Мельник»

 

Слова

Действие

Белый, белый мельник

Сел на облака.

Провести пальцами по лбу от середины к вискам.

Из мешка посыпалась

Белая мука.

Легко постучать пальцами по щекам.

Радуются дети,

Лепят колобки.

Косточками больших пальцев растереть крылья носа.

Заплясали сани,

Лыжи и коньки.

Раздвинув указательный и средний палец, массировать точки за и перед ушами.

 

 

Массаж пальцев «Подарок маме»

 

Слова

Действия

Маме подарок я сделать решила,

Короб с катушками тихо открыла.

Тереть ладонь о ладонь.

Нитки и пяльцы достала я с полки,

Вдела зелёную нитку в иголку.

Растирать пальцы как бы одевая кольцо.

Вот получился красивый цветок.

Я закрепляю последний стежок.

Потереть ладони.

В комнату мама войдет – удивится:

Дочка, какая же ты мастерица.

Встряхнуть пальцы.

  

                 Массаж тела «Пироги»

 

Слова

Действие

За стеклянными дверями

Стоит мишка с пирогами.

Хлопки по левой руке от кисти к плечу.

Хлопки по правой руке так же.

Здравствуй мишенька – дружок.

Сколько стоит пирожок?

Хлопки по груди.

Хлопки по бокам.

Пирожок – то стоит три,

А лепить их будешь ты!

Хлопки по ногам сверху вниз.

Напекли мы пирогов

К празднику и стол готов!

Поглаживание в той же последовательности.

Массаж биологически активных зон «Борода»

 

Слова

Действие

Да-да-да, да-да-да

Есть у деда борода.

Потереть ладони друг о друга.

Де-де-де, де-де-де

Есть сединки в бороде.

Провести руками от затылка до ямки.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду

Расчеши-ка бороду.

Большими пальцами провести по шее от подбородка.

Да-да-да, да-да-да

Надоела борода.

Сжав кулачки, косточками указательных пальцев растереть крылья носа.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду

Сбреем деду бороду.

Положить три пальца на лоб и погладить.

Ды-ды-ды, ды-ды-ды

Нету больше бороды.

Указательный и средний палец положить перед и за ухом и растереть.

                            Массаж рук «Плотник»

 

Слова

Действия

Мастер в руки взял фуганок

Остро наточил рубанок.

Поглаживание рук от плеча к кисти.

Доски гладко остругал,

Взял сверло, шурупы взял.

Разминать поочерёдно руки пальцами.

Доски ловко просверлил,

Их шурупами свинтил.

Круговые движения пальцами от плеча к кисти.

Поработал долотом,

Сколотил всё молотком.

Постукивание по рукам от плеча к кисти.

Получилась рама,

Загляденье прямо!

Быстро перебирая пальцами, пройтись от плеча до локтя.

Прекрасный тот работник

Зовётся просто плотник.

Погладить обе руки.

                     Массаж «Ладошки»

Слова

Действия

Вот у нас игра какая:

Хлоп ладошка, хлоп другая.

Хлопки в ладоши

Правой, правою ладошкой

Мы пошлёпаем немножко.

Шлепки по левой руке от плеча к кисти.

А теперь ладошкой левой ты хлопки погромче делай!

Тоже по правой.

А потом, потом, потом,

Даже щёки мы побьём.

Хлопки по щекам.

Вверх ладошки – хлоп, хлоп.

По коленкам шлёп, шлёп.

Хлопки над головой.

По коленям.

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлёпай.

По плечам,

По бокам.

Можешь хлопнуть за спиной,

Хлопаем перед собой.

По спине,

По груди.

Справа – можем, слева – можем!

И крест – накрест руки сложим.

Поколачивание ладонями по груди слева, справа.

И погладим мы себя,

Вот какая красота.

Поглаживание по рукам, груди, бокам и ногам.

 

             Самомассаж «Лисонька»


Утром лисонька проснулась.

Вправо, влево потянулась.

В кулачок все пальцы сжала,

Ручки-лапки растирала.

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

А потом ладошкой

По ручкам, и по ножкам,

Пошлепала, пошлепала,

И бока немножко.

Ай-да лисонька-лиса!

До чего ж ты хороша

            Игра с массажным мячиком «Ручки»


Эта ручка правая!

Эта ручка левая!

Я на мячик нажимаю,

Я зарядку делаю.

Будет сильной правая!

Будет сильной левая!

Будут ручки у меня ловкие, умелые

 


    Игра с массажным мячиком «По столу»


По столу круги катаю,

Мяч из рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу.

Влево-вправо - как хочу!

  Самомассаж кистей рук с помощью пружинок 

(Положить пружинку на левую руку и катать между ладонями, проговаривая стихи)         
Раз, два, три, четыре, пять!       
С пружинкой будем мы играть
(
надеть пружинку на большой палец  левой руки  и
выполнять движения в соответствии с текстом
)
Пальчик мы найдем большой -вот красивый он какой!
Сверху – вниз, наверх опять, пружинку будем мы катать
Нашли мы указательный, он очень привлекательный. 
Сверху – вниз, наверх опять, пружинку будем мы катать!
Где ты средний наш дружок? Выходи-ка на урок,
Сверху – вниз, наверх опять пружинку будем мы катать!
Колечки  любит безымянный-будешь ты сейчас румяный!
Сверху – вниз, наверх опять пружинку будем мы катать!
Наш мизинчик – молодец -хоть и мал, да - удалец.
Сверху – вниз, наверх опять, пружинку будем мы катать!
 (
аналогично на второй руке)
Мы пружиночку снимаем- свои пальчики считаем.
1, 2, 3, 4, 5!  Мы закончили. Ура!

Самомассаж кистей рук с помощью массажного шарика Су-джок (автор стихов Пуату В.А.) 
Дети с воспитателем находятся  на «палубе» корабля. 
«Ежи  морские».
Ежик, ежик, где живешь?            - (прокатываем по левой руке)
Может, с нами поплывешь?        - (прокатываем по правой руке)
Мы с тобой подружимся,      - (между ладоней по кругу, левая рука  вверху)
В танце мы закружимся.     - (между ладоней по кругу, правая рука  вверху)
Еж молчит, грустит, похоже,       - (катаем между ладоней вертикально)
Потерялся, может быть?             
Мы тебе, дружок, поможем,        - (катаем между ладоней горизонтально)
В море можем отпустить!           
Если ты пообещаешь,        - (катаем между ладоней по кругу, вертикально)
Что снова с нами поиграешь!     - (положить шарики на пол
).
 

                                    Массаж ушей

Ши- ши- ши – что-то шепчут камыши.

Ладонями накрыть уши, пальцами захватить затылок и легко постучать по нему.


Шах- шах- шах- это утка в камышах.

Провести пальцами по краям ушных раковин от верха до мочек.


Шей- шей- шей- выходи из камышей.

Потерев, зажать край ушной раковины между большим и указательным пальцами.


Шах- шах- шах-нет уж утки в камышах.

Потянуть ушные раковины верх, в сторону, вниз.


Ши- ши- ши- что же шепчут камыши.

Погладить уши ладонями.

Картотека игрового      самомассажа


Игровой самомассаж – это  уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста  может составлять 3–5 минут. Каждое движение выполняется в среднем 3-5 раз.

Оздоровительный массаж

( Движения по тексту )

Чтобы не зевать от скуки,

Встали и потёрли руки.

А потом ладошкой в лоб –
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

                              Щёки заскучали тоже?

                              Мы и их похлопать можем!

                              Ну-ка, дружно, не зевать!

                              1, 2, 3, 4, 5!

 А теперь уже, гляди,

Добрались и до груди!

Постучим по ней на славу:

Сверху, снизу, слева, справа!

                          Постучим и тут и там,

                          И немного по бокам.

                          Не скучать и не лениться!

                          Перешли на поясницу.

Чуть нагнулись, ровно дышим.

Потянулись – выше, выше!

                               Массаж стоп

Застучали в мастерской молоточки снова, починить мы башмачки каждому готовы.

И.П.- сидя на стуле, одну ногу положить на другую. Выполнять потирание стопы ладонями..

Тук- тук- тук, тук- тук- тук- всюду слышен перестук.

Разминание пальцев стопы

Нам в работе нет тоски: наши молоточки забивают в каблучки тонкие гвоздочки.

Энергично провести всеми пальцами руки по стопе, как бы царапая, в направлении от пальцев к пятке.

Сил, сапожник, не жалей. Доставай колодки, и посадим мы на клей новые подмётки.

Поглаживание стопы.

Массаж лица

 

Слова

Действия

Тёплый ветер гладит лица,

Лес шумит густой листвой.

Провести пальцами от бровей до подбородка и обратно 4 раза.

Дуб нам хочет поклониться,

Клён кивает головой.

От точки между бровями большим пальцем массировать лоб до основания волос и обратно 4 раза

А кудрявая берёзка

Провожает всех ребят.

Массаж висковых впадин указательными пальцами круговыми движениями.

До свиданья лес зелёный,

Мы уходим в детский сад.

Поглаживание лица

Массаж стоп

 

Дети садится на пол, кладут ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делают «щёточку».

-Костяшками пальцев энергично проводят по стопе.

-Ладонью энергично трут ступню.

-Двумя руками разминают пальцы.

-Пальцами разминают пятку.

-Ладонью поглаживают ступню.


Повторяют всё с другой ногой.

 

                      Массаж ног «Наседка»

Наседка нередко ругала цыплят:

(поглаживание подъема ног)

“Кончайте клеваться, кому говорят!

(пощипывание щиколоток)

Кто много клюется, тот мало клюет,

(похлопывание пальцами по ноге от щиколотки вверх)

Кто мало клюет, тот плохо растет,

(поколачивание кулачками по ноге снизу вверх)

Кто мало растет, тот болен и худ,

(поглаживание ноги ладонями)

Кто худ и бессилен, того заклюют!»

(круговые поглаживания коленок)

Массаж биологически активных зон «Чистюля»

Носик, носик!

Где ты, носик?

(провести кулачками по крыльям носа 4 раза)

Лобик, лобик!

Где ты, лобик?

(всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам 4 раза)

Щечка, щечка!

Где ты, щечка?

(пальцами погладить щеки сверху вниз 4 раза)

Будет чистенькая дочка,

(погладить ладонями шею сзади сверху вниз, не трогая позвоночник)

Будет чистенький сынок

(растереть ладонями уши)

И котенок-малышок

(потереть ладони друг о друга).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...