Консультация для родителей «Навыки самообслуживания – что должен уметь ребенок?»
консультация (младшая группа)
Ранний детский возраст, по признанию специалистов всего мира – это важный период в жизни человека. Стремление ребенка к активным самостоятельным действиям на первых порах носит «вещный» характер, поскольку ему пока понятны и вполне доступны такие предметы ближайшего окружения, как посуда, мебель, игрушки. К тому же они имеют притягательную силу, находясь постоянно в руках взрослого человека.
Надевая обувь, действуя ложкой, малыш занимается полезным для себя делом. И занимательно, и полезно. Предметы одежды и обуви привлекают внимание ребёнка: здесь и шнурки, и крючки, и пуговицы, и молнии. Ребёнок увлечён, стремится самостоятельно овладеть действиями с этими предметами. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки самообслуживания у детей раннего возраста развиваются при участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом. Главное – не подавлять его инициативу, поддерживать стойкий интерес к делу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_navyki_samoobsluzhivaniya.docx | 80.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников №10 "Родничок",
Консультация для родителей
«Навыки самообслуживания – что должен уметь ребенок?»
Воспитатели: Петрова Алена Андреевна
Вахитова Екатерина Владимировна
Озерск 2019
«Навыки самообслуживания – что должен уметь ребенок?»
Ранний детский возраст, по признанию специалистов всего мира – это важный период в жизни человека. Стремление ребенка к активным самостоятельным действиям на первых порах носит «вещный» характер, поскольку ему пока понятны и вполне доступны такие предметы ближайшего окружения, как посуда, мебель, игрушки. К тому же они имеют притягательную силу, находясь постоянно в руках взрослого человека.
Надевая обувь, действуя ложкой, малыш занимается полезным для себя делом. И занимательно, и полезно. Предметы одежды и обуви привлекают внимание ребёнка: здесь и шнурки, и крючки, и пуговицы, и молнии. Ребёнок увлечён, стремится самостоятельно овладеть действиями с этими предметами. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки самообслуживания у детей раннего возраста развиваются при участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом. Главное – не подавлять его инициативу, поддерживать стойкий интерес к делу.
Показатели нормы овладения культурно-гигиеническими навыками:
1 год – 1 год 3 месяца
• Уверенно держит в руках чашку, пьет из неё (немного).
• Держит ложку в кулачке, опускает в густую пищу, набирает немного, доносит до рта, ест (взрослый при этом докармливает другой ложкой).
• "Вытирает" руки, лицо после умывания.
• Подаёт маме одежду во время одевания.
• Начинает проситься на горшок.
1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев
• Держит в кулачке ложку, придерживая её четырьмя пальцами, может есть ложкой полужидкую и жидкую пишу.
• Берет со стола чашку, пьет из неё, почти не проливая, и ставит на стол.
• Замечает и просит снять загрязнившийся нагрудник или переодеть мокрые штанишки.
• Сообщает о физиологических потребностях.
• Долго и тщательно моет руки.
• Спокойно относится к умыванию.
• На игрушках отражает усвоенные бытовые навыки.
1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев
• Самостоятельно ест ложкой любую пищу.
• Имеет навыки поведения за столом: берет хлеб, пользуется салфеткой, старается есть аккуратно.
• Проявляет интерес к своей одежде, радуется новым нарядам.
• Самостоятельно снимает (стягивает) и надевает шапку, носки и обувь.
• Обращает внимание на грязное лицо, руки.
• Контролирует физиологические потребности (заранее сообщает взрослому характерным словом).
• Проявляет желание многое делать самостоятельно.
• Знает место хранения одежды, игрушек, книг и других вещей. Вместе со взрослым может частично убирать игрушки на место.
1 год 9 мес. - 2 года
• Проявляет самостоятельность во многих бытовых ситуациях.
• Знает, что перед едой надо мыть руки и моет их, вытирает полотенцем с помощью взрослого.
• Ест аккуратно, не обливаясь. Пользуется салфеткой.
• Для приема пищи садится за стол.
• Самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, юбку, шорты, обувь (с небольшой помощью взрослого). Частично раздевается.
• При напоминании пользуется носовым платком.
• Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек.
• Вместе с взрослым может убрать игрушки.
• Контролирует физиологические потребности.
• Радуется новой одежде, любит наряжаться и «быть красивым».
На втором году жизни малыши, благодаря своему желанию быть похожими на взрослых и делать всё самостоятельно, готовы к овладению навыками самообслуживания.
Но до этого момента важно создать у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию и приему пищи.
В ходе формирования соответствующих навыков развивается координация руки и глаза, совершенствуются действия с предметами (пользование ложкой, расческой, носовым платком и др.), развивается умение оценивать пространственное расположение предметов. Но необходимо помнить, что закладка и совершенствование гигиенических навыков и навыков самообслуживания у ребенка может произойти только в результате совместной деятельности с взрослым.
Советы по развитию у детей гигиенических навыков и навыков самообслуживания
• Воспитывайте у ребенка любовь к порядку. Вместе с малышом убирайте игрушки на место, развешивайте одежду, расставляйте в коридоре обувь, убирайтесь в квартире.
• Поощряйте малыша к аккуратности и опрятности. Приучайте его носить только чистую одежду (если она мокрая, запачкана, предложите её сменить), помогайте пользоваться носовым платком, учите беречь вещи.
• Воспитывайте желание следить за своим внешним видом. Повесьте одно из зеркал так, чтобы ребенок мог видеть в нем своё отражение. Если внешний вид крохи неудовлетворителен, подведите его к зеркалу, чтобы он сам увидел, что нужно исправить (умыться, причесаться, застегнуть пуговки, заправить кофточку).
• Для проведения гигиенических процедур нужно создать определенные условия: повесить крючок для полотенца так, чтобы ребенок мог до него дотянуться и подставить к раковине скамеечку, чтобы ребенку было удобно доставать до крана.
• Прививайте ребенку навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, пользоваться салфеткой, тихо разговаривать в общественных местах, благодарить за оказанную помощь.
• Будьте систематичны и последовательны, создавайте ежедневно повторяющиеся ритуалы приема пищи, отхода ко сну, собирания на прогулку и т.д. Соблюдение таких ритуалов настраивает ребёнка на определенные действия.
• Взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями.
• Подсказывайте, поощряйте и помогайте ребенку в случае необходимости.
• Ближе к полутора годам необходимо начинать приучить ребенка проситься на горшок и пользоваться им. Делать это надо спокойно и дружелюбно.
• Высаживайте ребенка на горшок несколько раз в день: перед сном и после него, перед прогулкой и после нее, после еды. Будьте внимательны, некоторые дети, перед тем как пописать, кряхтят, сопят, дотрагиваются до половых органов и т.п., это должно послужить для вас сигналом, что малышу нужно предложить сесть на горшок.
• Старайтесь сделать процесс привития культурно-гигиенических навыков интересным. Если ребенок напрочь отказывается одеваться, садиться на горшок или умываться, не идите напролом, попробуйте применять маленькие хитрости (например, не чистим зубки – а красим их белой краской).
• Не упустите этот «подражательный» период - предоставляйте ребенку самостоятельность в том, что он может сделать сам. Пусть малыш лучше плохо и очень медленно, но сам вымоет руки или будет медленно надевать варежки. Безусловно, вы все это проделываете гораздо быстрее и качественнее, но наберитесь терпения и не отбивайте у крохи желание к самостоятельным действиям
(Показатели развития ребенка второго года жизни составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Навыки самообслуживания"
Консультация для родителей " Навыки самообслуживания"...
Консультация для родителей на тему: "Что должен уметь ребёнок перед детским садом".
Консультация для родителей на тему: "Что должен уметь ребёнок перед детским садом"....
консультация для родителей подготовительной группы « Что должен уметь первоклассник»
консультация для родителей подготовительной группы...
Консультация для родителей «Навыки самообслуживания»
Самообслуживание играет важную роль в развитии ребенка, потому что способствует его движению к самостоятельности и независимости. Формирование навыков самообслуживания у детей необходимо в первую очер...
Консультации для родителей по теме: "Что должен уметь ребенок 2-3 лет"
Консультация для родителей по теме: "Что должен уметь ребенок 2-3 лет"...
Консультация для родителей на тему «Что должен уметь и знать ребенок к трем годам».
Сразу поясним: все описанные ниже навыки малыш приобретет только в том случае, если папа и мама приложили достаточные усилия для занятий с ним. Другими словами ребенок в три года никак не сможет ездит...
Консультация для родителей "Навыки самообслуживания"
Самообслуживание играет важную роль в развитии ребенка, потому что способствует его движению к самостоятельности и независимости. Формирование навыков самообслуживания у детей необходимо в первую очер...