Консультация для родителей " Навыки самообслуживания"
консультация (младшая группа)

Консультация для родителей " Навыки самообслуживания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnost.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.


Задача взрослых – развивать эту активность, направлять её в нужное русло, а не глушить назойливой опекой.

Кому из вас не знакомо стремление ребёнка к самостоятельности. "Я сам", - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготы, кормить его.

Взрослые торопятся прийти на помощь ребёнку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребёнок не может выполнить это самостоятельно: порвёт, упадёт, уколется, а взрослый сделает это быстрее и лучше.

Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли им пользу? Разумеется, такие действия взрослых членов семьи причиняют большой вред. Ребёнка лишают возможности действовать самостоятельно, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.

Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом и лицо.

Постепенное усложнение требований, перевод ребёнка на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки.

В труде по самообслуживанию ребёнка важно учить доводить начатое дело до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду в определённой последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её.

В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки) можно понаблюдать за тем, как ребёнок ест, умывается, одевается.

Воспитывая самостоятельность, больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребёнок переживает менее остро, чем чувство гордости. Положительная оценка укрепляет у детей интерес, стремление улучшить свой результат, даёт им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё нужно научиться.

В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Всё виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, родители  должны быть примером для подражания. 

Значение самообслуживания в воспитании детей

  • Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно приобретая умения и навыки, Проявляет заботу о своих близких.
  • Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.
  • Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовольствие.

Дети младшего возраста должны уметь:

  • Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.
  • Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать надевать, складывать, вешать, вывёртывать на лицевую сторону, пуговицы застёгивать, расстёгивать.
  • Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
  • Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
  • Пить из чашки, есть, хорошо пережёвывая пищу с закрытым ртом.
  • Правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу четвёртого года жизни, салфеткой.
  • Убирать после игры наместо игрушки, книжки.

Художественные произведения для детей, которые используются для воспитания у них самостоятельности в самообслуживании.

Л. Воронкова «Маша растеряша»

 В. Осеева «Лекарство» стихи

К. Чуковский «Мойдодыр»

А. Барто «Девочка чумазая»

З. Александрова «Что взяла, клади на место», «Топотушки»

И. Муравейка «Я сама»

Песенки, потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла, темноту привела».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей «Навыки самообслуживания у детей младшего возраста»

Цель данного анкетирования: выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста....

Статья для родителей :"Навыки самообслуживания у детей 3-4 лет"

Статья для родителей :"Навыки самообслуживания у детей 3-4 лет"...

Консультация для родителей «Навыки самообслуживания – что должен уметь ребенок?»

Ранний детский возраст, по признанию специалистов всего мира – это важный период в жизни человека. Стремление ребенка к активным самостоятельным действиям на первых порах носит «вещный&raq...

Консультация для родителей "Обучение самообслуживанию и формирование трудовых навыков у детей с ОИН"

В консультации изложено, как поэтапно обучать  детей с ОИН самообслуживанию и формировать у них трудовые навыки....

Консультация для родителей «Навыки самообслуживания»

Самообслуживание играет важную роль в развитии ребенка, потому что способствует его движению к самостоятельности и независимости. Формирование навыков самообслуживания у детей необходимо в первую очер...

Консультация для родителей "Навыки самообслуживания"

Самообслуживание играет важную роль в развитии ребенка, потому что способствует его движению к самостоятельности и независимости. Формирование навыков самообслуживания у детей необходимо в первую очер...