Публичная лекция: «Организация дошкольного образования детей с ОВЗ: проблемы и решения»
презентация
Организация дошкольного образования детей с ОВЗ: проблемы и решения
Целевая аудитория: педагогические работники города Рубцовска.
Предварительная работа: работа с литературой, поиск Internet-ресурсов, подготовка конспекта лекции, презентации в Power Point
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, конспект лекции
Цель: развитие профессиональных и общих компетенций педагогических работников ДОУ по данной проблеме.
Задачи:
- актуализировать опорные знания и жизненный опыт;
- расширять кругозор по изучаемой теме;
- вызвать желание к размышлению и анализу полученной информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_vasilkovskoy.pptx | 932.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети , состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это Дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Дети с ограниченными возможностями здоровья-ЭТО
Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года; Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 03.05.2012 №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»; Приказ Минобрнауки от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Приказ Минобрнауки от 11.05.2016 №536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность »; Письмо Минобразования России от 27.03.2000 №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме ( ПМПк ) образовательного учреждения»; «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях» (Постановление от 15 мая 2013 г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»; Нормативно-правовое обеспечение воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками с ОВЗ
Согласно пункту 1.6. ФГОС дошкольного образования каждый ребенок «в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в т.ч. ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ)» имеет право на обеспечение равных возможностей для полноценного развития . Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Принципы дошкольного образования при работе с детьми с ОВЗ Принцип индивидуального подхода Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников Принцип междисциплинарного подхода Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания Принцип партнерского взаимодействия с семьей Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Категории детей с ОВЗ: Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), не могут использовать зрение для познания и ориентирования; Дети с нарушениями слуха (глухие, плохослышащие ), имеют двустороннее нарушение слуха, при котором общение с другими людьми при помощи речи существенно затруднено или невозможно. Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата(НОДА), не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения .
Категории детей с ОВЗ: 5.Дети с задержкой психического развития (ЗПР). В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы. 6.Дети с нарушением интеллекта (У/О) . Ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, эпилепсия, болезнь Дарвина, олигофрения, шизофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания. 7.Дети с расстройствами аутистического спектра (РА).
Дети с ОВЗ нуждаются: в специальной адаптированной образовательной программе, логопедической и дефектологической помощи, в социальной защите, - психологической помощи
Создание условий для детей с ОВЗ : организационное обеспечение, материально-техническое обеспечение, организационно-педагогические условия, программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса, психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ОО, кадровое обеспечение.
Организационное обеспечение для детей с ОВЗ : нормативно-правовая база, разработка соответствующих локальных актов, система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров (соц. защита, ПМПК, различные культурные организации), организация питания и медицинского сопровождения, финансово-экономические условия, информационное обеспечение.
Материально-техническое обеспечение для детей с ОВЗ : соблюдение: санитарно-гигиенических норм, возможность для беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры учреждения, санитарно-бытовых условий, социально-бытовых условий, пожарной и электробезопасности .
Организационно-педагогические условия для детей с ОВЗ : атмосфера эмоционального комфорта, -формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, -формирование у детей позитивной мотивации , -применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов и приемов, адаптация содержания учебного материала, - создание условий для адаптации детей с ОВЗ в группе сверстников, мероприятиях, проводимых в ДОУ.
Програмно - методическое обеспечение для детей с ОВЗ : Доступ к любой информации, связанной с реализацией АООП , приобретение соответствующей учебно-методической литературы и материалов по всем разделам в соответствии с образовательной программой, доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам, научно-методической литературой по специальной психологии и коррекционной педагогике, по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ.
Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ : ПМПк, организовать процесс сопровождения детей на ПМПк, привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса.
Кадровое обеспечение детей с ОВЗ : укомплектованность компетентными педагогическими и руководящими работниками, при необходимости -наличие тьютора , соответствующий уровень квалификации педагогов в области образования детей с ОВЗ, непрерывность профессионального развития педагогов в сфере коррекционной педагогике , специальной психологии и детской психологии,
Проблемы внедрения инклюзивного образования: Детские сады и педагоги не готовы к изменениям в традиционных формах, принципах и методах обучения Консервативность общества Материальные трудности Незнание федеральных законов, правовых и экономических норм
Решение проблем Профессиональная и психологическая готовность педагогов. Систематическая работа с родителями и их детьми по воспитанию толерантного отношения к детям с ОВЗ. Разработка и использование мероприятий по воспитанию толерантности среди педагогов. Правильное финансирование и расчет средств на уровне ДОУ Изучение федеральных законов, правовых и экономических норм.
Образовательные условия в ДОУ для детей с ОВЗ: Разработка адаптированных специальных программ дошкольного образования, методов, приемов и форм педагогической работы , Создание и использование целевых дидактических материалов, учебных пособий. Применение специальных средств обучения и воспитания, соответствующих физиологическим возможностям ребенка с ОВЗ.
Образовательные условия в ДОУ для детей с ОВЗ: - Привлечение к оказанию помощи нуждающемуся дошкольнику ассистента для оказания технических услуг. Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий под руководством профессиональной команды педагогов. Проектирование и создание безопасной и доступной среды, в границах которой все воспитанники имеют равный доступ к территориальным объектам, помещениям, учебным пособиям, игрушкам. Сокращение количества дошкольников в группах с целью равномерного распределения педагогической нагрузки и максимальной индивидуализации воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы дошкольного образования детей. Применение технологии-ТРИЗ в дошкольном образовании.
Применение технологии ТРИЗ в обучении дошкольников составлению загадок, с помощью морфотаблиц. Разработка новой игры...
Научно-практическая конференция «Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с проблемами интеллектуального развития»
Доклад «Организация предметно – развивающей среды в коррекционной группе в соответствии с требованиями ФГТ»...
Сценарий конференции для родителей и педагогов Воспитание самостоятельности у детей в семье. Проблемы. Поиски. Решения.
Сценарий конференции для педагогов и родителей "Воспитание самостоятельности детей в семье. Проблемы. Поиски. Решения."...
ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ»
Количество детей с тем или иным видом инвалидности продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование &nd...
Публичная лекция: «Организация дошкольного образования детей с ОВЗ: проблемы и решения»
Организация дошкольного образования детей с ОВЗ: проблемы и решенияЦелевая аудитория: педагогические работники города Рубцовска. Предварительная работа: работа с литературой, поиск Int...
Выступление на конференции для педагогических работников «Проблемы преемственности дошкольного образования и начальной школы. Пути их решения»
Выступление на конференции для педагогических работников«Проблемы преемственности дошкольного образования и начальной школы. Пути их решения»...