Консультация "Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников, педагогов и родителей"
консультация

Ирина Викторовна Захаренко

Отношение ребёнка к своему здоровью является фундаментом, на котором может быть выстроено знание потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ). Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребёнком себя как человека и личность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_formirovanie_motivatsii_k_zozh.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ         ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №25 «НЕЗАБУДКА»

140250, Московская область, Воскресенский район, п.г.т. Белоозёрский,

улица Молодёжная, дом 37. Телефон  8-496-44-5-12-83

ИНН/КПП 5005031040/500501001 ОКПО 53116961 ОГРН 1025000926763

E-mail: NEZABUDKAMDOU25@yandex.ru  сайт: https://vos-ds25-nezabudka.edumsko.ru/

Консультация для воспитателей:

Формирование мотивации  к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, педагогов и родителей

Подготовил:

Инструктор по физической культуре

Захаренко И.В.

2019-2020 учебный год

Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребёнок ещё так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять своё здоровье.

Отношение ребёнка к своему здоровью является фундаментом, на котором может быть выстроено знание потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ). Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребёнком себя как человека и личность.

Отношение ребёнка к своему здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Поскольку это понятие достаточно сложно, то в младшем дошкольном возрасте дети не в состоянии овладеть им, даже на уровне общего представления. Дети в этом возрасте понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью ещё пока не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему  у маленького ребёнка практически не складывается.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, и у большинства отчётливо проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. В их понимании быть здоровым – значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, подавляющее большинство детей (78%) отвечают: нужно не простужаться, не есть мороженого, не мочить ноги и т.п. Из этих ответов следует, что дети в этом возрасте начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холод, дождь, сквозняк), а так же и от своих собственных действий (есть очень холодное мороженое, мочить ноги и т.д.).

В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта отношение к здоровью существенно меняется. Дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчётливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действий (нельзя есть грязные фрукты, нельзя брать еду грязными руками), так и от внешней среды. При определённой воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены и  занятиями физической культурой. В этом возрасте дети начинают выделять и психические и социальные компоненты здоровья. Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остаётся достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нём, а также не осознании опасностей нездорового поведения человека для сохранения здоровья.

Формированию умения с ранних лет заботится о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких, мотивации к физическому совершенству, саморазвитию, адаптации к меняющимся социальным условиям способствует внедрение в практику дошкольного образования модели по воспитанию основ здорового образа жизни.

Следует заметить: формы поведения, которым подражает ребёнок, определяются влиянием взрослых. Поэтому роль ДОУ, педагогов и родителей, обеспечивающих целенаправленное формирование культуры сохранения и ответственности за собственное здоровье и здоровье близких, является определяющей.

Существует три уровня решения задач целенаправленного приобщения детей к ценностям здорового образа жизни.

Первый уровень – ИНФОРМАЦИОННЫЙ, определяющий сформированностью знаний в области культуры здоровья, которая проявляется в соответствующих высказываниях и суждениях.

Второй уровень – ЛИЧНОСТНЫЙ, свидетельствующий о сформированности эмоционально положительного отношения ребёнка к содержанию занятий. Его показатели – интерес, положительные эмоции при выполнении заданий.

Третий уровень – ДЕЯТЕЛЬНЫЙ, характеризующий активную включенность ребёнка в деятельность по организации ЗОЖ.

Структурно процесс формирования ценного отношения к здоровью и потребности в здоровом образе жизни  можно представить следующим образом:

  1. Создание гигиенически организованной социальной среды обитания ребенка в ДОУ.
  2. Формирование знаний о ценности здоровья и способов его укрепления.
  3. Овладение системой понятий о своем организме и здоровом образе жизни.

Таким образом, педагогам ДОУ необходимо составить перечень привычек ЗОЖ, которые они гарантированно сумеют воспитать у детей за время их пребывания в детском саду. При этом необходимо провести анализ имеющихся привычек, как полезных, так и вредных. И в первую очередь избавлять детей от вредных. Система мер, которая на это будет избрана, должна согласовываться с родителями каждой возрастной группы.

Создавая гигиеническую среду обитания в детском саду, педагоги так же должны учитывать эффект задержанной обратной связи. Его суть заключается в том, что занятия физкультурой, оздоровительные мероприятия приносят ощутимый эффект не сразу

Основа предлагаемой технологии – занятия в форме путешествий, требующих знаний, умений и навыков, а также двигательных способностей.

Сюжетные занятия дают возможность использования упражнений различной направленности, позволяющих разносторонне воздействовать на организм и одновременно решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи(развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия; формировать навыки ЗОЖ).

В процессе формирования ценностного отношения детей к здоровью и ЗОЖ рекомендуется использовать как традиционных, так и специфических средств физической культуры. К традиционным относятся упражнения, составляющие базовое содержание программы по физкультуре. Традиционные средства физической культуры совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровью и ЗОЖ. Поэтому с учётом анатомно-физиологических и психологических особенностей детей на занятиях рекомендуется использовать специальные игры и игровые упражнения. К их числу можно отнести игры, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности – эстафеты и специальные игровые задания, такие, к примеру, как «Собери человека». Детям раздают силуэты человечков и силуэты частей скелета (грудная клетка, черепная коробка, позвоночный столб, кости таза). Их нужно правильно расположить. После этого педагог рассказывает детям, для чего нужны грудная клетка (если бы её не было, при падении на пол человек мог бы травмировать сердце или лёгкие, что потребовало бы долгого лечения), черепная коробка (нужна, чтобы беречь и защищать мозг), кости таза (защищают органы, которые расположены в животе). Если мышцы спины слабые, позвоночник начинает искривляться, не выдерживает больших нагрузок. Поэтому, чтобы вырасти здоровым, красивым и сильным, необходимо каждый день заниматься физкультурой.

Игры-путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Например, при изучении темы «Осенние радости» дети отправляются в путешествие по осеннему лесу. «Светит солнце (обычная ходьба с закрытыми зонтами), начался дождь (бег с открытыми зонтами), перепрыгиваем лужи (прыжки с открытыми зонтами), ветер дует в лицо (ходьба спиной вперёд, наклоны в сторону на каждый шаг)».

Игровой самомассаж – основа закаливания и оздоровления. Выполняя его, дети приходят обычно в хорошее настроение. Такие упражнения способствуют также формированию у них сознательного стремления быть здоровым.

Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и пластики, включающей элементы йоги и упражнения на растягивание.

Пальчиковая гимнастика, служащая для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию.

Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.

 В отличии от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые на предлагаемых занятиях, подчинены определённому сюжету. Например, на занятии «Лечим дыхательную систему» (дети спешат на помощь русалке), используются упражнения дыхательной гимнастики («Парус», «Волны шипят»), ОРУ («Рыбка», «Русалочка», «Медуза»), подвижные игры («Цунами», «Невод», «Водяной») и т.д. Использование имитации и подражания, образных сравнений, соответствуют психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию психических процессов, творчества, познавательной активности.

 Итак, основой методики проведения занятий по формированию ценностного отношения к здоровью является игровая деятельность. Все упражнения, объединённые одним игровым сюжетом, быстро сменяют друг друга. Ребёнок быстро подражает действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни.

На сюжетных занятиях рекомендуется использовать стихи, загадки, песни, соответствующие сюжету. Например, перед путешествием к Морскому царю загадать загадку: «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала».

 Знания о здоровом образе жизни  следует давать в стихотворной, лёгкой для запоминания форме. При проведении занятий необходимо использовать положительную оценку, похвалу, поощрение. Педагог должен постоянно следить за тем, чтобы все дети были вовлечены в работу, не уставали и не отвлекались. Поэтому, каждое занятие должно включать процедуры, способствующие саморегуляции: упражнения на мышечную релаксацию, дыхательную и мимическую гимнастику (играет большую роль в формировании выразительной речи), попеременное или одновременное выполнение движений ногами и руками под любую текстовку. В каждом занятии помимо новой информации используется материал на закрепление уже изученного. Дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки по многу раз, поэтому занятия с повторением знакомых сюжетов детям нравятся, а знания лучше запоминаются.

При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направленных на овладение навыком произвольного расслабления, и некоторых этюдов психогимнастики рекомендуется  специальная музыка, тематически связанная с сюжетом. Музыкальные композиции, включающие естественные звуки природы (крики чаек, голоса дельфинов, «пение» китов и д.р.) создают ощущение гармонии с окружающем миром, помогают расслабиться, снять стресс, почувствовать единство человека и природы.

Важнейшую роль в решении задач данной технологии играет семья, которая совместно с ДОУ  обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их  к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна, даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полноценного результата, если её задачи не решаются совместно с семьёй.

Библиография:

  1. «Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ» В.Г. Алямовская Москва 2005г.
  2. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» Н.С. Галицина Москва 2008г.
  3. «Мой огранизм» С.А. Козлова Москва 2001г.
  4. «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» Н.И. Крылова

Волгоград 2009г.

  1. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников» А.В. Дронь Санкт-Петербург 2011г.
  2. «Физкультурно-оздоровительная работа        детского сада в контексте новых федеральных требований» Москва 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в жизни дошкольников и их родителей

Игра- основная деятельность любого ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок полностью открыт для общения, поэтому родителям необходимо освоить такое нелегкое дело, как совместная игра со своим реб...

Статья: "ПРИРОДА - В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА"- библиотека для родителей

У каждого времени года есть свое неповторимое очарование. Конечно, жаль, что так быстро промчалось веселое лето. Но не стоит грустить об ушедшем лете ни вам, ни малышу. Ведь впереди нас ждет замечател...

Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя через семейный праздник (из опыта работы).

Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну от захватчиков, вместе восстанавливали разрушенное хозяйство.И в нашем небольшом городе, и у нас в детском сад...

Статья «Здоровый образ жизни дошкольника»-консультация для родителей.

Сегодня под здоровым образом жизни можно понимать -активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Большое значение при этом уделяется формированию физической культуры ли...

Содержание работы педагога-психолога по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников, педагогов и родителей старших и подготовительных групп

Описание работы педагога-психолога по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников, педагогов и родителей старших и подготовительных групп...

МУЗЫКОТЕРАПИЯ в жизни дошкольника. Консультация для родителей и педагогов.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ в жизни дошкольника.Консультация для родителей и педагогов...