Программа "Здоровый ребенок"
рабочая программа

Гаморкина Диана Викторовна

Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всем персоналом детского сада. Опыт показывает, что только совместная работа педагогов и медицинских работников по оздоровлению детей может дать необходимый эффект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorovyy_rebenok.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Здоровый ребенок»

Актуальность:

Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всем персоналом детского сада. Опыт показывает, что только совместная работа педагогов и медицинских работников по оздоровлению детей может дать необходимый эффект.

Музыка - это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей - в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

В настоящее время система дошкольного образования переходит к деятельности по новым государственным образовательным стандартам, в которых важное место занимает проблема охраны и укрепления здоровья детей.

Цель: Оптимизация системы музыкально-оздоровительной работы ДОУ посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» (музыка).

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Система музыкально-оздоровительной работы представляет собой объединение традиционных музыкальных занятия с оздоровительными мероприятиями. В рамках системы музыкально-оздоровительной работы разработаны формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий.

Новизна: На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.

Доступность: Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Результативность:

- Организация оздоровительной работы с детьми и родителями, направленной на формирование мотивации к здоровому образу жизни, поведенческих навыков;

-Развитие основных физических способностей дошкольников - силы, ловкости, быстроты, выносливости и умения рационально использовать их в различных условиях;

-Создание оптимального режима дня, предметно-пространственной среды для комфортного самочувствия, физического и психического развития;

-Снижение уровня заболеваемости.

Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников.

Цель проводимой работы: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Помимо образовательных и воспитательных задач, такая работа ставит перед собой и оздоровительные задачи:

1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

Результатами этой работы являются:

1. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка

2. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями)

3. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей

4. Повышение уровня речевого развития

5. Стабильность физической и умственной работоспособности.

Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей у нас в ДОУ созданы все необходимые условия. Музыкальный и физкультурный зал, спортивная площадка, музыкальные уголки в группах оснащены соответствующим оборудованием для проведения музыкально-оздоровительной работы и отвечают гигиеническим требованиям.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных здоровьесберегающих технологий. Среди которых валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия.

Примерный алгоритм проведения музыкальной НОД с применением

здоровьесберегающих технологий

Подготовительная группа (продолжительность НОД – 30мин.)

Вводная часть. Активная музыкотерапия с использованием музыкально-ритмических упражнений 3мин

Приветствие. Кинезиологические распевки 2мин

Восприятие музыки Слушание музыки с элементами музыкотерапии, дыхательной гимнастики, ритмопластики 4мин.

Пение, песенное творчество Дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, кинезиологические пальчиковые игры 7мин.

Музыкально-дидактические игры Использование ИКТ, пособий, моделирование 2мин.

Танцы, танцевальное творчество Музыкально-ритмические движения 5-7мин.

Музыкальные игры, игра на ДМИ Творческое музицирование 4мин.

Заключительная часть Психогимнастика, элементы пассивной музыкотерапии 2мин

Взаимодействие и просветительская работа с родителями.

Мы уверены, что ни одна, даже самая совершенная музыкально-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

После обработки анкет с добавленными вопросами об оздоровлении детей мы выявили определённые тенденции в предпочтениях родителей, их желание и стремление к сотрудничеству, их знания о музыкальном развитии детей, и почти стопроцентное отсутствие знаний о ведении музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. На основании этих данных внесли некоторые изменения в формы взаимодействия с семьёй.

- Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьёй – это совместные праздники. Проведение таких мероприятий приносит много радости и удовлетворения и детям, и взрослым. «Общее сопереживание сближает, создаёт радостную атмосферу, возникают взаимоотношения, основанные на общих интересах». В ДОУ стало традицией проведения совместно с родителями таких праздников, как «23 февраля», разнообразные конкурсы к «8 Марта»«Широкая Масленица» и «Выпуск в школу», спортивные развлечения.

- Анкетирование;

- Беседы на тему «Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ» на родительских собраниях

- Индивидуальные консультации

- Наглядная информация в уголках родителей на данную тему

- Консультации о целебной силе музыки в организационных папках

- Выставки книг (подборки педагогической и психологической литературы) об укреплении и сохранении психофизического здоровья ребёнка

- Показы открытых мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий.

Основа данной программы базируется на программах и методических пособиях:

по музыкальному воспитанию«Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Праздник каждый день» И. Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М. Зацепиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, Программа «Ритмическая мозаика»«Топ-хлоп, малыши» А. Бурениной;

технологии Е. Железновой «Ритмика для малышей»«Пальчиковые игры»«Развивающие музыкальные игры»«Игры для здоровья», Т. Лобановой «развивающие игры, как здоровьесберегающая основа», В. В. Емельянов «Фонопедическое развитие голосового аппарата», Е. А. Алябьева «Коррекционные занятия», А. П. Зарина «Музыка и движения в коррекционной работе»Программа музыкального здоровьесберегающего развития «Музыка здоровья» М. В. Анисимовой;

- Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет» Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной, Л. Д. Могучей. Методические пособия«Дыхательная гимнастика для детей» М. Н. Щетинина, «Психогимнастика М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько. М. Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе

Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...