Методическая разработка
план-конспект занятия

Методическая разработка занятия  на тему  «Звуки [Ж]-[З], [Ж]-[Ш].

Шипящие согласные звуки»

  Задачи:

 - продолжать учить сопоставлять звуки;

- дать понятие о шипящих звуках;

- продолжать учить называть слова с данными звуками

в разных позициях;

- формировать быструю реакцию на слово, учить отвечать

быстро и точно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichseskaya_razrabotka.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:

newgerb

                                                                   

                                                                                              ПРАВИТЕЛЬСТВО  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                 КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

                       Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

               Детский сад №36

                    Петроградского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия на тему

 «Звуки [Ж]-[З], [Ж]-[Ш].

Шипящие согласные звуки»

Воспитатель подготовительной группы

Громова А.В.

Санкт – Петербург

 2019

Задачи:

 - продолжать учить сопоставлять звуки;

- дать понятие о шипящих звуках;

- продолжать учить называть слова с данными звуками

в разных позициях;

- формировать быструю реакцию на слово, учить отвечать

быстро и точно.

Оборудование: 

- звуки: [ж], [ ш], [з], [щ], [ч];

- слоги: ЖУ – ШУ, ЖИ – ЗЫ;

- карточки для чтения;

- карточки с ребусами;

- кассы букв;

- тетради в клетку;

- рабочие тетради;

- простые карандаши;

- картинки для рассматривания;

- музыкальная запись к драматизации сказки «Теремок»;

Ход занятия.

I. - Ребята, с какой буквой и каким звуком вы познакомились на прошлом занятии? ([Ж]).

- Правильно, мы говорили о звуке [Ж].

- Вспомните, пожалуйста, как наши игрушки спасли жуков (они спрятали их в домике, а лисенок угостил птиц пирожками) .

- Что же случилось дальше с нашими игрушками хотите узнать?

Тогда, предлагаю сесть на ковер и слушаем.

1) История про Ёжика, Лисенка и Мудрую Сову

       «Как там наши жучки? – поинтересовалась мудрая Сова, после того, как ее крылатые родственники улетели. Оглянулась, а жуков и след простыл. Расползлись тихонько кто куда. «Могли бы, и поблагодарить за помощь - обиделся Лисенок - из-за них мы едва не поссорились с птицами, а я еще и остался без пирожка! »

      Но как выяснилось вскоре, Лисенок был не прав, обвиняя жуков в неблагодарности: через некоторое время игрушки опять услышали приближающееся жужжание. То, что они увидели, повергло их в величайшее изумление. Со всех сторон к ним слетались насекомые и несли в своих лапках всевозможные подарки. А впереди этого крылатого полчища летели спасенные игрушками жуки.

      Насекомые окружили трех защитников жуков и сложили перед ними свои дары.

      «Ну что? - спросил Лисенка Ежик – Теперь ты не жалеешь о потерянном ужине?»

- С каким звуком летит пчела, жужжит жук, шипит шина?

- Сегодня, мы поговорим о звуках [ш], [ж], [з]. (выставить звуки)

II. 1) Работа с рисунком

- Посмотрите на картинку и давайте перечислим подарки насекомых, в названии которых слышится звук:

[ш]- шиповник, шоколад, каштан, мишка, вишня, ракушка;

[ж]- крыжовник, ножницы, ожерелье, снежинка, ежевика, уж;

[з] – гвоздика, роза, звезда.

2) Знакомство с понятием «шипящие согласные»

- Из всех подарков наших друзей больше всего заинтересовала игрушечная Змейка. Причем это оказалась не змейка, а уж. Этот уж умел по-разному Шипеть, в зависимости от того, как на него нажать: если долго и сильно – то «Ж-Ж-Ж», если чуть слабее – то «Ш-Ш-Ш», если слабее – то «Щ-Щ-Щ», а если быстро – то «Ч-Ч-Ч». Очень интересный подарок.

 - Перечислите еще раз все шипящие звуки. Молодцы!

III. 3) Различение звуков [Ж] - [Ш].

- Что общего у звуков [Ш] и [Ж]? согласные, твердые, шипящие.

- Чем они отличаются? звонкий, глухой.

- Скажите со звуком [Ш] вместо [Ж] и [Ж] вместо [Ш]: ША, ЖИ, ШЕ, ЖУ, ШО; АША, ОЖЕ, УШИ, ИЖО; МЖЕ, КША, ВЖИ, РШО; шар, шить, шаль, шила; жесть, жарить, жалость, жирок, жутко; Луша, сажа, тужить, кружить, сужу, машет, скошу, наживка.

- Чем отличаются слоги ЖУ и ШУ?

- Добавьте слог ЖУ или ШУ  в конце слова: напишу, положу, скажу, помажу, докажу, гляжу, спешу, ношу, сторожу, укушу, свяжу, дружу.

4) Физкультминутка

Жук

Я увидела жука

На большой ромашке.

Подержу его в руках,

А потом в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук,

Нос испачкал пылью.

Посажу его на сук, пусть расправит крылья!

IV. 5) Различение звуков [Ж] - [З]

- Чем отличаются звуки [Ж] - [З]? звук [З] свистящий, а [Ж] шипящий.

- Одинаково ли движутся губы и язык при произнесении этих звуков?

- В чем состоит различие? При звуке [З] губы улыбаются, а язык прижат к нижним зубам; при звуке [Ж] губы вытягиваются в трубочку, а язык поднимается вверх.

6) Замена звуков   [Ж] - [З] в слогах и словах.

- Скажите со звуком [З] вместо [Ж], а [Ж] вместо [З]: ЗА, ЖЕ, ЗЫ, ЖО, ЗУ; АЖА, ЭЗЭ, ЫЖИ, УЗА, ИЖЕ, ОЗУ; ЖЛЭ, ЗБА, ЖВЫ, ЗМИ; жал, жалей, вяжу, наживать; у-зы, разок, ко-за, луза.

7) Выполнение слогового состава слов

- Чем отличаются слоги ЖА и ЗА?

- Добавьте слог ЗА или ЖА в конце слова: бронза, баржа, польза, пряжа, брынза, ваза, стужа, слеза, сажа, лыжа, береза, поза, Сережа.

- Скажите со слогом ЗА  или ЖА в начале слова: жаба, замок, Жанна, жарит, занят, запад, жалоба, запах, жалость, заяц.

- Чем отличаются слоги ЖИ и ЗЫ?

- Скажите со слогом ЖИ или ЗЫ в конце слова: водолазы, стрижи, стрекоза, чертежи, морозы, моржи, мимозы, алмазы, этажи, капризы, гаражи, чижи, ноза, тазы, арбузы, дрожжи, газы.

8) Выкладывание слов с помощью звуковых карточек

Выкладываем слова: жук, шум, ужин, душ; лужа, язык, ёжик.

9) Подбор слов к схемам с 51.

- Подберите картинки к каждой схеме и соедините их стрелками.

10) Цепочка слов с 51

- Назовите картинки.

- Какой последний слог слышится в названии первой картинки? ЗА

- Соедините вазу с картинкой, название которой начинается со слога ЗА.

11) Работа в прописях.

IV. -Итак, о каких звуках мы сегодня говорили? Какие звуки называем шипящими. Вы сегодня очень хорошо занимались, я рада, что вы у меня такие умные, сообразительные, умеете отвечать быстро и точно.

Давайте поаплодируем друг другу за вашу дружную и отличную работу. На этом занятие наше окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...