Методическая разработка
план-конспект занятия
Методическая разработка занятия на тему «Звуки [Ж]-[З], [Ж]-[Ш].
Шипящие согласные звуки»
Задачи:
- продолжать учить сопоставлять звуки;
- дать понятие о шипящих звуках;
- продолжать учить называть слова с данными звуками
в разных позициях;
- формировать быструю реакцию на слово, учить отвечать
быстро и точно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichseskaya_razrabotka.docx | 32.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
Детский сад №36
Петроградского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия на тему
«Звуки [Ж]-[З], [Ж]-[Ш].
Шипящие согласные звуки»
Воспитатель подготовительной группы
Громова А.В.
Санкт – Петербург
2019
Задачи:
- продолжать учить сопоставлять звуки;
- дать понятие о шипящих звуках;
- продолжать учить называть слова с данными звуками
в разных позициях;
- формировать быструю реакцию на слово, учить отвечать
быстро и точно.
Оборудование:
- звуки: [ж], [ ш], [з], [щ], [ч];
- слоги: ЖУ – ШУ, ЖИ – ЗЫ;
- карточки для чтения;
- карточки с ребусами;
- кассы букв;
- тетради в клетку;
- рабочие тетради;
- простые карандаши;
- картинки для рассматривания;
- музыкальная запись к драматизации сказки «Теремок»;
Ход занятия.
I. - Ребята, с какой буквой и каким звуком вы познакомились на прошлом занятии? ([Ж]).
- Правильно, мы говорили о звуке [Ж].
- Вспомните, пожалуйста, как наши игрушки спасли жуков (они спрятали их в домике, а лисенок угостил птиц пирожками) .
- Что же случилось дальше с нашими игрушками хотите узнать?
Тогда, предлагаю сесть на ковер и слушаем.
1) История про Ёжика, Лисенка и Мудрую Сову
«Как там наши жучки? – поинтересовалась мудрая Сова, после того, как ее крылатые родственники улетели. Оглянулась, а жуков и след простыл. Расползлись тихонько кто куда. «Могли бы, и поблагодарить за помощь - обиделся Лисенок - из-за них мы едва не поссорились с птицами, а я еще и остался без пирожка! »
Но как выяснилось вскоре, Лисенок был не прав, обвиняя жуков в неблагодарности: через некоторое время игрушки опять услышали приближающееся жужжание. То, что они увидели, повергло их в величайшее изумление. Со всех сторон к ним слетались насекомые и несли в своих лапках всевозможные подарки. А впереди этого крылатого полчища летели спасенные игрушками жуки.
Насекомые окружили трех защитников жуков и сложили перед ними свои дары.
«Ну что? - спросил Лисенка Ежик – Теперь ты не жалеешь о потерянном ужине?»
- С каким звуком летит пчела, жужжит жук, шипит шина?
- Сегодня, мы поговорим о звуках [ш], [ж], [з]. (выставить звуки)
II. 1) Работа с рисунком
- Посмотрите на картинку и давайте перечислим подарки насекомых, в названии которых слышится звук:
[ш]- шиповник, шоколад, каштан, мишка, вишня, ракушка;
[ж]- крыжовник, ножницы, ожерелье, снежинка, ежевика, уж;
[з] – гвоздика, роза, звезда.
2) Знакомство с понятием «шипящие согласные»
- Из всех подарков наших друзей больше всего заинтересовала игрушечная Змейка. Причем это оказалась не змейка, а уж. Этот уж умел по-разному Шипеть, в зависимости от того, как на него нажать: если долго и сильно – то «Ж-Ж-Ж», если чуть слабее – то «Ш-Ш-Ш», если слабее – то «Щ-Щ-Щ», а если быстро – то «Ч-Ч-Ч». Очень интересный подарок.
- Перечислите еще раз все шипящие звуки. Молодцы!
III. 3) Различение звуков [Ж] - [Ш].
- Что общего у звуков [Ш] и [Ж]? согласные, твердые, шипящие.
- Чем они отличаются? звонкий, глухой.
- Скажите со звуком [Ш] вместо [Ж] и [Ж] вместо [Ш]: ША, ЖИ, ШЕ, ЖУ, ШО; АША, ОЖЕ, УШИ, ИЖО; МЖЕ, КША, ВЖИ, РШО; шар, шить, шаль, шила; жесть, жарить, жалость, жирок, жутко; Луша, сажа, тужить, кружить, сужу, машет, скошу, наживка.
- Чем отличаются слоги ЖУ и ШУ?
- Добавьте слог ЖУ или ШУ в конце слова: напишу, положу, скажу, помажу, докажу, гляжу, спешу, ношу, сторожу, укушу, свяжу, дружу.
4) Физкультминутка
Жук
Я увидела жука
На большой ромашке.
Подержу его в руках,
А потом в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук,
Нос испачкал пылью.
Посажу его на сук, пусть расправит крылья!
IV. 5) Различение звуков [Ж] - [З]
- Чем отличаются звуки [Ж] - [З]? звук [З] свистящий, а [Ж] шипящий.
- Одинаково ли движутся губы и язык при произнесении этих звуков?
- В чем состоит различие? При звуке [З] губы улыбаются, а язык прижат к нижним зубам; при звуке [Ж] губы вытягиваются в трубочку, а язык поднимается вверх.
6) Замена звуков [Ж] - [З] в слогах и словах.
- Скажите со звуком [З] вместо [Ж], а [Ж] вместо [З]: ЗА, ЖЕ, ЗЫ, ЖО, ЗУ; АЖА, ЭЗЭ, ЫЖИ, УЗА, ИЖЕ, ОЗУ; ЖЛЭ, ЗБА, ЖВЫ, ЗМИ; жал, жалей, вяжу, наживать; у-зы, разок, ко-за, луза.
7) Выполнение слогового состава слов
- Чем отличаются слоги ЖА и ЗА?
- Добавьте слог ЗА или ЖА в конце слова: бронза, баржа, польза, пряжа, брынза, ваза, стужа, слеза, сажа, лыжа, береза, поза, Сережа.
- Скажите со слогом ЗА или ЖА в начале слова: жаба, замок, Жанна, жарит, занят, запад, жалоба, запах, жалость, заяц.
- Чем отличаются слоги ЖИ и ЗЫ?
- Скажите со слогом ЖИ или ЗЫ в конце слова: водолазы, стрижи, стрекоза, чертежи, морозы, моржи, мимозы, алмазы, этажи, капризы, гаражи, чижи, ноза, тазы, арбузы, дрожжи, газы.
8) Выкладывание слов с помощью звуковых карточек
Выкладываем слова: жук, шум, ужин, душ; лужа, язык, ёжик.
9) Подбор слов к схемам с 51.
- Подберите картинки к каждой схеме и соедините их стрелками.
10) Цепочка слов с 51
- Назовите картинки.
- Какой последний слог слышится в названии первой картинки? ЗА
- Соедините вазу с картинкой, название которой начинается со слога ЗА.
11) Работа в прописях.
IV. -Итак, о каких звуках мы сегодня говорили? Какие звуки называем шипящими. Вы сегодня очень хорошо занимались, я рада, что вы у меня такие умные, сообразительные, умеете отвечать быстро и точно.
Давайте поаплодируем друг другу за вашу дружную и отличную работу. На этом занятие наше окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....