Картотека игр по формированию зож
картотека (старшая группа)
игры на формирование зож
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannye_igry_po_formirovaniyu_zozh.odt | 33.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с элементами театрализации.
Игры с элементами театрализации включают в себя: речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; игры на развитие внимания и памяти; этюды на выразительность жестов; ролевые игры.
Речевые упражнения влияют на эмоционально-личностную
сферу ребёнка; развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов. Упражнение может быть коллективным или индивидуальным. Важно, чтобы дети делали это осмысленно, эмоционально, с интересом. Тексты должны соответствовать возрастным особенностям детей.
Например, такие: «Эхо», «Едем, едем на тележке», «Чистоговорки»- развивают выразительность речи, память, воображение.
Театральная игра «Веселые обезьянки»
Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.
Педагог. Представьте, что вы все обезьянки и сидите в клетке в зоопарке. Одного из вас мы выбираем на роль посетителя зоопарка. Он будет стоять в центре и делать различные движения и жесты. «Обезьянки» передразнивают посетителя, точно повторяют его жесты и движения. С помощью считалки выбирают «посетителя»:
Над лучами, над водой
Хлынул дождик проливной.
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Золотая радуга.
(М. Лопыгина. Радуга)
«Посетители» в течение игры меняются несколько раз.
Театральная игра «Поварята»
Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.
Дети делятся на две команды (рассчитываются на первый-второй). Первая команда готовит первое блюдо, а вторая — салат. Каждый ребенок придумывает, каким продуктом он будет: луком, морковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т. п. — для первого блюда; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом и т. п. — для салата.
Затем все дети становятся в круг — получается «кастрюля» — и поют песню (импровизация):
Сварить можем быстро мы борщ или суп
И вкусную кашу из нескольких круп,
Нарезать салат и простой винегрет,
Компот приготовить — вот славный обед.
Дети останавливаются, а ведущий (педагог) по очереди называет, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок входит в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в круге, ведущий предлагает приготовить другое блюдо.
Театральная игра «Угадай, что я делаю»
Цель. Развивать память, воображение детей.
Дети встают в круг. Каждый ребенок принимает определенную позу и оправдывает ее:
— стоит с поднятой рукой (кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы в шкафчике, вешаю куртку, украшаю елку и т. п.);
— стоит на коленях, руки и корпус устремлены вперед (ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котенка, натираю пол и т. п.);
— сидит на корточках (смотрю на разбитую чашку, рисую мелом и т. п.);
— наклонился вперед (завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветок и т.п.).
Педагог предлагает ребятам повторить игру «Угадай, что я делаю?» в движении.
Дети ходят свободно по залу под музыку. Как только музыка заканчивается, ребята останавливаются, принимают определенные позы, затем оправдывают их (собираю цветы, наклонился за грибом и т. д.).
Театральная игра «Любитель-рыболов»
Цель. Развивать воображение, музыкальный слух, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами.
Ход:
1. Этюд «Любитель-рыболов».
2. Разучивание текста и мелодии песни «Любитель-рыболов», муз. Н. Старокадомского, ел. А. Барто.
Дети сидят в творческом полукруге. Педагог спрашивает: «Кто такой рыболов? (Человек, который любит проводить свободное от работы время на озере, на реке за удочкой.) Поэтесса Агния Барто написала стихотворение «Любитель-рыболов», а композитор Старокадомский сочинил музыку к этим словам. Послушайте эту песенку».
Педагог исполняет песню «Любитель-рыболов»:
С утра сидит на озере
Любитель-рыболов,
Сидит, мурлычет песенку,
А песенка без слов:
Песенка чудесная —
И радость в ней, и грусть,
И знает эту песенку
Вся рыба наизусть.
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля.
Как песня начинается,
Вся рыба расплывается.
Озеро глубокое,
Удачный будет лов.
Сейчас поймает окуня
Любитель-рыболов.
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля.
Театральная игра «Одно и то же по-разному»
Цель. Развивать воображение, фантазию детей.
Дети в творческом полукруге. Один ребенок придумывает свой вариант поведения, а дети должны догадаться, чем он занимается и где находится (человек идет, сидит, бежит, поднимает руку, слушает и т. д.).
Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному. Дети делятся на творческие группы, и каждая получает определенное задание.
I группа получает задание сидеть. Возможные варианты:
— сидеть у телевизора;
— сидеть в цирке;
— сидеть в кабинете врача;
— сидеть у шахматной доски;
— сидеть с удочкой на берегу реки и т. п.
II группа получает задание идти. Возможные варианты:
— идти по дороге;
— идти по горячему песку;
— идти по палубе корабля;
— идти по бревну или узкому мостику;
— идти по узкой горной тропинке и т.д.
III группа получает задание бежать. Возможные варианты:
— бежать, опаздывая в театр;
— бежать от злой собаки;
— бежать, попав под дождь;
— бежать, играя в жмурки, и т.д.
IV группа получает задание размахивать руками. Возможные варианты:
— отгонять комаров;
— подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
— сушить мокрые руки и т.д.
V группа получает задание ловить зверюшку. Возможные варианты:
— ловить кошку;
— ловить попугайчика;
— ловить кузнечиков и т.д.
Педагог и зрители отмечают, кто правильно выполнил задание.
Театральная игра «Кругосветное путешествие»
Цель. Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение.
Дети в творческом полукруге. Педагог предлагает им отправиться в кругосветное путешествие: «Ребята, перед вами стоит задача: придумать, где будет проходить ваш путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту; через лес, джунгли, через океан на корабле».
Дети предлагают маршрут кругосветного путешествия, используя декорации корабля, избушки. Итак, маршрут кругосветного путешествия составлен, и дети начинают играть. В игре используются музыка народов мира, шумовые эффекты — гром, дождь, шум бури, шторм, костюмы и маски.
В конце игры, сидя у воображаемого костра, дети поют песню «Любитель-рыболов». Педагог аккомпанирует на музыкальном инструменте.
Театральная игра «Метелица»
Цель. Учить детей ориентироваться в окружающей обстановке, развивать внимание и наблюдательность, музыкальную память, умение верно интонировать мелодию и действовать с воображаемыми предметами.
Игра проводится под хоровую песню. Дети встают в круг, рассчитываются на первый-второй, идут по кругу с песней:
Вдоль по улице метелица метет,
Скоро все она дорожки заметет,
Аи, жги, жги, жги, говори,
Скоро все она дорожки заметет.
На слова «Аи, жги...» дети начинают крутить руками перед собой.
Запряжем-ка мы в сани лошадей.
В лес поедем за дровами поскорей.
Аи, жги, жги, жги, говори,
В лес поедем за дровами поскорей!
Игроки под первыми номерами становятся «конями», а игроки под вторыми номерами — «возчиками». «Возчики» запрягают «коней» — берут их за вытянутые назад руки или за пояс и начинают двигаться гуськом неторопливым бегом по кругу, припевая:
Рысью, рысью, друг за другом поспешим
И скорехонько до леса докатим.
Аи, жги, жги, жги, говори,
И скорехонько до леса докатим.
Дети останавливаются, разъединяют руки, поворачиваются внутрь круга и поют:
Топорами мы ударим дружно в лад,
Только щепочки по лесу полетят.
Аи, жги, жги, жги, говори,
Только щепочки по лесу полетят.
Дети соединяют пальцы рук перед собой и поднимают их вверх, затем начинают резко опускать руки вниз в такт музыки, подражая ударам топора:
А с дровами мы тихонечко пойдем,
А руками-то прихлопывать начнем.
Аи, жги, жги, жги, говори,
А руками-то прихлопывать начнем.
«Возчики» опять запрягают своих «коней» и начинают двигаться по кругу рысцой в такт песни, на последних строках хлопают в ладоши в такт музыки. Далее дети поют:
А ногами-то притопывать все враз,
Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас.
Аи, жги, жги, жги, говори,
Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас.
Все усиленно топают ногами, двигаясь друг за другом, и на последних словах песни останавливаются.
Театральная игра «Морское путешествие»
Цель. Дать детям возможность представить себя в образе матросов. Развивать фантазию и воображение, внимание, память, общение.
«Бескозырка белая»:
Бескозырка белая,
В полоску воротник,
Мы, ребята смелые,
Спросили напрямик.
С какого, парень, года,
С какого парохода,
И на каких морях
Ты побывал моряк.
Ленты за плечами,
Как флаги за кормой.
Смело отвечает
Товарищ молодой.
Мы, друзья со флота,
Недавно из похода!
Одиннадцать недель
Гостили на воде.
С водопада падали,
Сидели на мели,
А сколько мы товарищей
Хороших завели.
А сколько песен спели,
А сколько рыбок съели,
Одних пятнистых щук
Поймали сорок штук.
Дети строятся и по команде педагога: «Свистать всех наверх» поднимаются на корабль, где распределяют обязанности капитана, помощника капитана, рулевого, моториста.
Капитан дает команду: «Отдать швартовые!»
Матросы. Есть! Отдать швартовые! (Поднимают веревки.)
Капитан. Поднять якоря!
Матросы. Есть! Поднять якоря!
Капитан. Подать склянку!
Помощник капитана. Есть! Склянка! (Бьет в рынду.)
Капитан. Малый вперед!
Матросы (высунув голову из иллюминатора). Есть! Малый вперед!
Капитан. Полный вперед!
Матрос. Есть! Полный вперед!
Капитан. Песню за-пе-вай!
Матросы поют вместе с педагогом песню «Бескозырка белая».
Капитан. Машина, стоп!
Моторист. Есть! Стоп!
Капитан. Отдать швартовые!
Матросы. Есть! Отдать швартовые! (Сбрасывают веревку.)
Капитан. Отдать якоря!
Матросы. Есть! Отдать якоря!
Капитан. Товарищи матросы, смирно! Равнение на середину! Товарищ педагог, корабль благополучно прибыл в пункт назначения.
Капитан называет свое имя и фамилию.
Педагог. Вольно! Спасибо за путешествие.
Все вместе.Служим театральной деятельности.
Педагог приглашает всех сойти с корабля.
Театральная игра «Карусель»
Цель. Воспитывать музыкальность, внимание, умение соизмерять свои действия с действиями товарищей. Работать над дикцией и голосом.
Дети в творческом полукруге. Педагог предлагает им рассчитаться на первый-второй. Первые и вторые номера образуют два круга, встав лицом к центру. Вторые номера во внутреннем круге берутся за руки, первые — во внешнем круге делают полшага влево с тем, чтобы каждый из них стоял напротив соединенных рук игрока внутреннего круга. Все поют хором (на мотив русской народной песни «Во саду ли, в огороде»): «Вот на площади — веселье...»
При этом дети из внутреннего круга поднимают соединенные руки вверх и отходят на 4 шага назад, а игроки внешнего круга проходят под руками к центру, делая 4 шага. Затем со словами: «Запестрели карусели...», делая 4 шага, возвращаются на свои места, причем дети, образовавшие внутренний круг, берутся за руки и поднимают их вверх, пропуская под руками игроков, находящихся снаружи.
Далее дети поют:
А народ жужжит, как шмель,
Ах, какая карусель!
Дети повторяют предыдущие движения. После этого ребята, стоящие в наружном круге, поворачиваются направо, правую руку вытягивают в стороны, а левую кладут на соединенные руки игроков, стоящих во внутреннем круге. Дети из внутреннего круга крепко держатся за руки. Оба круга идут вправо сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее, произнося хором:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом.
Дети бегут, двигаясь по кругу без песни (речитатива). Музыка повторяется.
Педагог.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Дети замедляют бег и переходят на ходьбу со словами:
Раз и два, раз и два — Вот и кончилась игра.
«Карусель» останавливается. Дети отдыхают на стульчиках, затем меняются местами: игроки наружного круга становятся во внутренний круг и берутся за руки, игроки внутреннего круга встают снаружи и опускают руки.
Играть можно без музыкального сопровождения или под мелодию «Как у наших у ворот» или «Во саду ли, в огороде».
При исполнении первого куплета можно упростить движение: один круг двигается в одну сторону, другой — в другую, а затем наоборот. Дети крепко должны держаться за руки.
Театральная игра «Сам себе режиссер»
Цель. Создавать условия для импровизации мини-спектакля.
Дети делятся на группы и самостоятельно сочиняют сюжеты мини-спектаклей; распределяют роли, уточняют вместе с педагогом развитие сюжета и фантазируют предлагаемые обстоятельства.
Педагог будит творческое воображение и фантазию организаторов (режиссеров) мини-спектаклей, задает вопросы: «Какой это герой?» (Ленивый или трудолюбивый, добрый или злой, голодный или сытый, глупый или умный.)
Театральная игра «Цирковое представление»
Цель. Создать условия для организации цирковых номеров.
Дети любят показывать цирковые номера. Само понятие «цирк» несет в себе радость, предполагает необычность и привлекательность.
Педагог обращает внимание детей на понятие «номер»: «Что такое номер? Это порядковое выступление артиста в концертной программе. На концерте вы слышите, как ведущий говорит: «Следующим номером нашей программы...». Для номера, особенно циркового, необходим так называемый трюк — неожиданный поворот сюжета».
Педагог приглашает детей разыграть клоунаду «Наездники». На сцене два клоуна - Белый и Рыжий.
Рыжий. Давай поиграем в наездников?
Белый. А как это?
Рыжий. Ну, сначала ты будешь лошадью, а я буду наездником, а потом наоборот.
Белый. Давай, садись!
Рыжий клоун влезает на спину Белого. Тот подхватывает его под коленки и ходит по кругу.
«Наездник» понукает «лошадь».
Рыжий. Но, но!.. Быстрее скачи, а то ходишь как кляча! Давай!..
Белый (возмущенно). Хватит, слезай!
Рыжий. Подожди, еще кружочек.
«Лошадь» падает на колени. «Наездник» делает кувырок.
Белый. Ну, а теперь моя очередь. Становись на четвереньки!
Рыжий встает на четвереньки, но Белый неожиданно пинает его. Рыжий растягивается на полу.
Белый. Вот тебе! Не будешь мучить доверчивых лошадей!
Белый клоун убегает. Рыжий вскакивает и бежит за ним.
После показа клоунады педагог продолжает свой рассказ: «Как вы видели, в клоунаде был неожиданный поворот — второй клоун бьет ногой первого. Когда вы будете работать над цирковым номером, помните о неожиданном повороте — трюке. Жанры номеров могут быть разные. Жанр —это род произведения в искусстве, в данном случае это клоунада, гимнасты, штангисты-тяжеловесы, канатоходцы, дрессированные кошки, дрессированный попугай, фокусники, силовые акробаты, гимнастки».
Педагог приступает к работе над номерами.
Приведем пример циркового номера.
Номер «Гимнастки».
Выходят четыре девочки. После приветствия они сходятся вместе в круг, берутся за руки и по команде: «Раз!» прогибаются назад, образуя «ромашку», и, фиксируя ее, возвращаются в исходное положение. «Раз» — делают шаг назад. «Два» — опускаются на корточки. «Три» — перекатываются назад и делают стойку на локтях — «березку». Исходное положение — становятся в один ряд и делают «ласточку». «Раз» — две девочки становятся в стойку, широко расставив ноги. Две другие встают сбоку для подстраховки. «Два» — делают «мостик» и т.д. Упражнения выполняются под аудиозапись мелодии на 4/4.
МУРАВЬИ
Цель. Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.
Ход игры. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь, все время заполнять свободное пространство.
Игра «Измени голос»
Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.
Дети приветствуют друг друга от имени любого, придуманного ими сказочного персонажа (лисы,
зайца, волка), надевают (по желанию) костюмы и рассказывают, на кого они стали похожи. Педагог по-
могает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.
Игра «Где мы были, мы не скажем»
Цель. Развивать внимание, память, образное мышление детей.
Водящий, которого выбирают дети, уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе с педагогом
договариваются, кого или что они будут изображать. Затем входит водящий и говорит: «Расскажите, где
вы были, что вы делали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем» (если они
договорились изображать действие) или «Кого видели, покажем» (если они изображают животное) т.д. В
процессе игры педагог помогает детям найти наиболее характерные особенности животных или предметов и
выразительно их передать.
Коммуникативная игра
«Клубочек»
Играющие садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку
вокруг пальца, задаёт любой интересующий его вопрос участнику игры (например: «Что ты любишь? Когда тебе бывает весело, грустно? С кем бы ты хотел дружить?»), тот ловит клубок, отвечает на вопрос, обматывает нитку вокруг пальца, а затем задаёт свой вопрос следующему игроку. Таким образом, в конце клубок возвращается к ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют на что похожа фигура. Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребёнку, то он берёт при этом клубок, подсказывает и опять кидает ребёнку. В результате можно увидеть детей, испытывающие затруднения в общении,
-у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.
Коммуникативная игра
«На что похоже настроение»
Упражнение проводится по кругу. Участники игры по очереди говорят, на
какое время года, природное явление, погоду, растение, животное похоже их
сегодняшнее настроение. Начинает сравнение взрослый: «Моё настроение
похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твоё?». После
того, как все участники выскажутся, взрослый обобщает, какое же настроение
сегодня у всей группы: грустное, весёлое, смешное и т.д.
Коммуникативная игра
«Дотронься до...»
Все участники одеты по- разному.
Ведущий выкрикивает: «Дотронься до...синего!» Все должны мгновенно
сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что–то синее и дотронуться до этого цвета. Кто не успел–становится ведущим.
Коммуникативная игра
«Зеркало»
Участникам предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы–«зеркала», другая– разные «зверушки».
«Зверушки» ходят мимо «зеркал», прыгают, строят рожицы–«зеркала»
должны точно отражать движения и выражения лиц «зверушек».
Коммуникативная игра
«Моё имя»
Упражнение проводится по кругу.
Каждый участник говорит о том, какое звучание его имени ему больше всего
нравится (Лена, Леночка, Елена) и какое не нравится, как он хочет чтобы его
называли в группе.
Коммуникативная игра
«Давайте поздороваемся»
В начале упражнения взрослый говорит о разных способах приветствия,
реально существующих и шуточных. Затем предлагает участникам
поздороваться плечом, спиной, рукой, щекой, придумать свой собственный
необыкновенный способ приветствия
Коммуникативная игра
«Подарки»
Играющие находятся в кругу.
Ведущий говорит, что сейчас каждый может подарить и получить подарок. Со
словами: «Я хочу подарить тебе сегодня...» он обращается к сидящему
рядом и описывает то, что он придумал преподнести (настроение, прикосновение, цветок, стихотворение, песенку). Чем необычнее будет подарок,
тем лучше. Принимающий подарок благодарит и дарит что– то следующему
по кругу.
Коммуникативная игра
«Песенка по кругу»
Ведущий вместе с играющими выбирает знакомую всем детскую
песенку. Затем по кругу каждый поёт свою строчку. Последний куплет поёт
все вместе
Коммуникативная игра
«Встаньте все те, кто...»
Со словами: «Встаньте все те, кто...»ведущий начинает игру. Чтобы
участники игры побольше узнали друг о друге, задания могут быть следующими:
«Встаньте все те, кто любит бегать,
- радуется хорошей погоде;
-имеет младшую сестру;
-любит дарит цветы.
В ходе игры ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому. По окончании игры взрослый может задать следующие вопросы: «Кто из вас запомнил, у кого есть младшая игра?
Кто у нас в группе любит сладкое?»
Коммуникативная игра
«Сочиним историю»
Ведущий начинает историю: «Жили- были...», следующий участник продолжает, и так по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делая более осмысленным, и упражнение продолжается.
Подвижная игра
«Лавата»
Играющие встают в круг и берутся за руки. В середину круга выходит ведущий
и напевает: Дружно мы танцуем,
Тра-та-та, тра- та-та,
Это танец наш любимый
Лавата, лавата.
Все двигаются по кругу приставными шагами. Когда ведущий прекращает петь, играющие останавливаются. Он говорит: «Мои локти хороши, а соседа лучше». Играющие берут друг друга за локти и повторяют танец. Затем ведущий говорит: «Моя шея хороша, а соседа лучше. Мои плечи хороши, а соседа лучше» и т.д.; участники выполняют другие движения, которые будут предложены ведущим.
Подвижная игра
«Ладонь в ладонь»
Играющие разбиваются на пары и прижимают ладони друг к другу. В таком
Положении они двигаются по комнате, где установлены различные препятствия,
которые пара должна преодолеть.
Коммуникативная игра
«Меткий стрелок»
Играющие разбиваются на пары.
Один– «стрелок», второй– «мишень».
«Мишень» выставляет руку вперёд. Задача «стрелка» пальцем руки попасть в центр ладони «мишени». Сначала «мишень» держится без движения:
ладонь повёрнута вверх, вниз, вправо, влево; потом –начинает перемещаться в
пространстве. Затем играющие меняютсяролями.
Подвижная игра
«Иголка и нитка»
Играющие становятся в линию друг за другом, держась за талию впереди
стоящего. Первый– иголка. Он бегает,меняя направление. Остальные– ниточка. «Ниточка» старается бежать за «иголочкой», точно повторяя еёдвижения и «не разрываясь».
Подвижная игра
«Дракон кусает свой хвост»
Играющие становятся в линию друг за другом, держась за плечи. Первый
участник– это голова дракона, последний– кончик хвоста. Первому
участнику нудно дотянуться и схватить последнего– дракон ловитсвой хвост.
Остальные дети должны крепко держаться друг за друга, т.к. телодракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый
участник не побывает в двух ролях.
Подвижная игра«Скучно, скучно так сидеть»
Играющие сидят на стульях. У противоположной стены стоят стулья, но
их на один меньше. Ведущий говорит:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга всё глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Как только ведущий закончит говорить, участники должны быстро перебежать на противоположную сторону и сесть на стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула.
Подвижная игра
«Тень»
Выбирается водящий, он ходит по помещению и делает разные движения,
неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой,
машет руками и т.д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они– его тень и должны быстро и чётко повторять его движения.
Затем ведущий меняется.
Подвижная игра
«Прогулка по ручью»
На земле или асфальте рисуется извилистый ручеёк, то широкий, то
узкий. Все играющие - «туристы». Они выстраиваются друг за другом в одну
линию, в том месте, где начинается их путь, кладут руки на плечи впереди
стоящему, расставляют ноги на ширину «ручья» и начинают медленно
передвигаться все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам
«ручья». Оступившийся попадает ногой в «ручей» и встаёт в конец цепи.
Подвижная игра
«Клеевой дождик»
Играющие встают друг за другом, держась за плечи вперед и стоящего. В
таком положении они преодолевают различные препятствия. На протяжении
всего упражнения играющие не должны отцепляться друг от друга.
1) Перешагнуть через поваленное
дерево (2–3 стула, поставленных рядом)
2) Обойти широкую лужу (стол)
3) Пробраться через дремучий лес(стулья, поставленные в случайном
порядке)
4) Проползти пещеру (под столом)Танцевально-двигательное упражнение
«Джаз тела»
Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает
порядок выполнения движений. Сначала нужно совершать движения только
головой и шеей в разные стороны, вперёд и назад в разном ритме. Затем
двигаются только плечи вместе, попеременно, вперёд, назад, вверх, вниз.
Далее– движение рук в локтях, потом– в кистях. Следующие движения–бёдрами, затем–коленями, потом–ступнями.
После этого надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи +локти + кисти + бёдра + колени + ступни.
В конце упражнения необходимо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.
Подвижная игра
«Запрещённое движение»
Играющие стоят лицом к ведущему и повторят движения, которые он
показывает. Затем выбирается движение, которое повторять нельзя. Ведущий
опять выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом,
неожиданно показывая запрещённое. Кто повторил запрещённое движение,
становится ведущим, прибавляя ещё одно, своё, запрещённое движение. Игра
продолжается дальше. Запрещённых движений не должно быть больше 7.
Подвижная игра
«Паровоз»
Выбирается ведущий–«паровоз».
Остальные играющие выстраиваются за ним в одну линию, сцепляются руками и
передвигаются в направлении, которое выбирает «паровоз». Основная задача:
следовать друг за другом, не разъединяясь. Если кто–то из детей отцепляет руки, то «паровоз» останавливается, «поезд» ремонтируют, а «сломанный вагончик» отправляется в«депо».
Этюд на выражение радости
«Золотые капельки»
Идёт тёплый дождь. Пляшут пузырьки на лужах. Из–за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Дети подставляют лицо золотым капелькам дождя. Как приятен тёплый летний дождь! (голова запрокинута, плечи опущены, руки подняты в стороны; рот полуоткрыт, глаза закрыты,
мышцы лица расслаблены)
Телесно-ориентированное упражнение
«Огонь– лёд»
По команде ведущего «Огонь!»- играющие, стоящие в кругу, начинают
двигать всеми частями тела; по команде«Лёд!»- застывают в позе, в которой их
застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время
выполнения той и другой.
Этюд на выражение радости
«Новая игрушка»
Ребёнку купили новую игрушку. Он очень рад, весело скачет, кружится,
играет с ней, прижимает к себе (голова и корпус отклонены назад; брови
приподняты, глазные щели сужены, уголки губ приподняты).
Телесно- ориентированное упражнение
«Насос и надувная кукла»
Участники разбиваются на пары.
Один–«надувная кукла», из которой выпущен воздух, лежит на полу в
расслабленной позе (согнуты колени, руки, голова опущена). Другой–
«накачивает» куклу воздухом с помощью «насоса»: ритмично наклоняется вперёд,
на выдох произносит: «С-С-С». «Кукла»медленно наполняется воздухом,
распрямляется, твердеет она надута.
Затем «куклу» сдувают, нажав несильно ей на живот, воздух постепенно из неё
выходит со звуком: «С-С-С», она опять «опадает». Затем поры меняются ролями.
Телесно-ориентированное упражнение«Лес»
Ведущий рассказывает играющим: «В нашем лесу растут берёзка, ёлочка, дуб,
сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустик. Выберете себе растение, которое
вам больше всего нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес.
Как ваше растение будет реагировать на:
-тихий, нежный ветерок;
-сильный, холодный ветер,
-ураган;
-мелкий, грибной дождик;
-ливень;
-град;
-очень жаркий день;
-ласковое солнце;
-ночь
-заморозки?»
Телесно-ориентированное упражнение
«Потянулись–сломались»
Исходное положение стоя, руки и всё тело устремлены вверх, пятки от пола не
отрывать. Ведущий: «Тянемся вверх, выше, выше... А теперь наши ладони как бы сломались, повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали
плечи, повисла голова, перегнулось тело, подогнулись колени, упали на пол...
лежим, отдыхаем». Когда дети отдыхают на полу, ведущий должен обойти
каждого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело.
Телесно-ориентированное упражнение
«Весёлая зарядка»
Ведущий рассказывает, а все остальные показывают в движении.
«Вы проснувшиеся котята: потяните лапки, выпустите коготки, поднимите мордочки. А сейчас вы упавшие на спину божьи коровки.
Лапки к верху, побарахтайте ими; постарайтесь перекатиться со спины на лапки. А вот вы крадущиеся в джунглях тигры. Теперь станем осенним листочком, качающимся на ветру; полетаем, как оторвавшийся листочек. Вдохнём поглубже и превратимся в воздушные шарики, попробуем подпрыгнуть и опуститься мягко и
плавно. Тянемся вверх, как жирафы. Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными. А теперь мы маятники, большие, тяжёлые, давайте покачаемся из стороны в сторону. А сейчас мы пилоты, заведём мотор самолёта, расправим крылья и полетим. А теперь присядем собирать ягоды.
Молодцы
Этюд на выражение злости
«Три медведя»
Пришли Михайло Иванович, Настасья Петровна и маленький Мишутка домой и
увидели, что кто-то побывал у них дома, пользовался их вещами. Очень
разозлились медведи на непрошенного гостя (голова прямая, корпус наклонён
вперёд, кисти сжаты в кулак; размахивание руками, топанье ногами).
Воспитатель обращает внимание детей на то, что медвежонок, медведица
и медведь выражают гнев по-разному.
Этюд на выражение страха
«Один дома»
Мама–медведица ушла добывать еду, а медвежонок остался один в берлоге. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Медвежонку стало страшно–
вдруг на него кто-нибудь нападёт, а мама не успеет прийти на помощь? (на лице
изобразить страх, сжаться в комочек, прижаться к стенке, оглядываясь по
сторонам; голова наклонена вперёд и втянута в плечи, плечи приподняты)
Этюд на выражение страха
«Котёнок боится»
Жил в деревне котёнок Тим, он очень любил рыбу. Много раз наблюдал Тим,
как мама–кошка ловила рыбу в пруду. И вот решил Тим отправиться на пруд и
сам поймать рыбку. Подошёл котёнок к пруду, осмотрелся, опустил лапку в воду
и тут же отдёрнул. Испугался Тимка: вода такая холодная и мокрая, да и
глубоко в пруду. И как же мама–кошка ловит рыбу и не боится? (Воспитатель
подсказывает детям выразительные движения: на лице изобразить страх;
поставить одну ногу вперёд на носок, потом вернуть её на место. Это движение
повторяется несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать
стряхивание с ноги воображаемых капель воды).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Цель: развитие чувства ритма, соотнесение движения, руками, ногами, туловищем с ритмом речи....
Картотека игр, способствующих формированию навыков социального поведения у детей дошкольного возраста
Игра – упражнение «Ласковый мелок» Педагог. Рисунок наш будет необычным: рисовать будем волшебным невидимым мелом друг другу на спине. Посмотрите, как нужно рисовать этим мелком.Педаг...
Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей 6-7 лет с ОНР
Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей 6-7 лет с ОНР...
КАРТОТЕКА картотека игр на формирование умения выделять функции объекта
картотека игр на формирование умения выделять функции объекта, на определение линии развития объекта, на выявление подсистемных связей, на объединение надсистемы и подсистемы объекта, на ср...
Картотека игр по формированию по формированию связной речи.
Дидактические игры способствуют:- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явл...