картотека "Игры на формирование эмоций"
картотека по теме
Предварительный просмотр:
Игра «Смешинки и злючки»
Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния.
Ход игры: психолог предлагает детям рассмотреть два портрета: на одном изображено веселое выражение лица, на другом - злое. Детям задаются вопросы: «Какое настроение у детей, изображенных на картинке? Как вы узнали? Давайте посмотрим, как расположены брови, ротик». Дети внимательно рассматривают. «А теперь давайте подойдем к зеркалу и постараемся изобразить сначала веселое, затем сердито выражение лица». Дети изображают с помощью мимики различное настроение и сравнивают с портретами.
Упражнение «Коврик злости»
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.
Описание упражнения: в наличии у психолога или в группе детского сада в специально отведенном уголке лежит «коврик злости» (обычный маленький коврик с шероховатой поверхностью). Если вы видите, что ребенок пришел в детский сад агрессивно настроенным к окружающим или потерял контроль над своими действиями, предложите ему посетить волшебный коврик. Для этого ребенку нужно разуться, зайти на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока малышу не захочется улыбнуться.
Игра «Волшебный мешочек.
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии.
Ход игры: если в вашей группе есть ребенок, проявляющий вербальную агрессию (часто обзывает других детей), предложите ему перед входом в группу отойти в уголок и оставить все «плохие» слова в волшебном мешочке (маленький мешочек с завязочками). В мешочек можно даже покричать. После того, как ребенок выговорится, завяжите мешочек в месте с ним и спрячьте.
Этюд «Король боровик не в духе»
Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния.
Описание этюда: Ведущий читает стихотворение, а дети действуют согласно тексту.
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
В. Приходько
Упражнение «Доброе животное»
Цель игры: снятие психомышечного напряжения, обучение детей понимать чувства других, сопереживать, сплочение детского коллектива.
Описание упражнения: педагог тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох - 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох - 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
«Звезда»
Задачи:
- Гармонизация межличностных отношений.
- Повышение самооценки.
- Развитие коммуникативной сферы.
- По кругу все участники говорят «имениннику» - комплименты (Ты молодец, ты хороший, ты добрый ...)
«Маленькое привидение»
Цель: обучение способам адекватного выражения гнева.
Содержание: превращение в доброе привидение. В зависимости от громкости хлопка ведущего (тихо, громче, громко) ребенок произносит пугательное «у-у-у» в позе устрашения (руки согнуты в локтях, пальцы врастопырку).
«Рубка дров»
Цель: обучение способам адекватного выражения гнева.
Содержание: ребенок рубит воображаемым топором воображаемые дрова с криком «ха!». Это поможет
выходу гнева.
«Толкалки» (в паре).
Цель: обучение способам адекватного выражения гнева.
Содержание: дети встают на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Руки на высоте плеч и опираются ладонями о ладони партнера. По сигналу начинают толкать партнера, пытаясь сдвинуть его с места. Кто устанет, говорит: стоп!
Эмоция «смех»
Задачи:
- Развитие эмоциональной сферы.
- Развитие социальной адаптации.
- Развитие коммуникативной сферы.
- Развитие аналитико-синтетической деятельности.
Игроку предлагается рассмотреть рисунок «Смеющаяся лошадка» и ответить.
- Что за эмоция (настроение) здесь изображена?
- Когда бывает очень смешно? (Назови ситуации)
- Назови характерные признаки смеха (хохот; озорной, игривый и добрый взгляд; раскрытый рот; губы растянуты в улыбке).
- Как можно рассмешить?
- Изобрази эмоцию «смех».
Варианты задания: нарисуй эмоцию, нарисуй ситуацию смеха, придумай ситуацию, вспомни из своей жизни.
Эмоция «спокойствие»
Задачи:
- Развитие социальной адаптации.
- Эмоциональное развитие.
- Развитие аналитико-синтетической деятельности.
- Развитие коммуникативной сферы.
Игроку предлагается рассмотреть рисунок и ответить:
- Что за эмоция (настроение) здесь изображена?
- Когда бывает спокойное настроение, в каких ситуациях?
- Каковы характерные признаки спокойствия (лицо расслаблено, ротик изображен прямо (горизонтально».
Далее нужно изобразить спокойствие.
Варианты задания: нарисуй эмоцию, нарисуй ситуацию смеха, придумай ситуацию, вспомни из своей жизни.
«Вопрос - ответ»
Задачи:
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие стремления к добру и вежливости.
- Нравственное развитие.
- Повышение самооценки у детей.
- Повышение фона настроения.
Ведущий беседует с ребятами о словах-помощниках «спасибо», «пожалуйста», «доброе утро», «спокойной ночи», «извините», «будьте любезны»), которые называются «волшебными». Далее дети отвечают на вопросы:
- Какие «волшебные» слова ты знаешь?
- Когда их говорят?
- Почему они называются «волшебными»?
- Скажи каждому: «Спасибо тебе, что ты есть!» и улыбнись.
- Вспомни свой поступок, когда тебя поблагодарили.
Варианты задания: просят вспомнить ситуации, когда ему говорили одно из «волшебных» слов: «спасибо», «извини», «доброе утро»...
Эмоция «гнев»
Задачи:
- развитие коммуникативных навыков.
- развитие навыков саморегуляции.
- развитие эмоциональной сферы.
- психотерапия агрессивности.
С игроком и другими участниками проводится беседа:
- Что за эмоция (настроение) здесь изображена?
- В каких ситуациях бывает злое настроение - гневное? Изобрази (посмотри в зеркало) и опиши мимические признаки гнева (брови нахмурены, взгляд неприятный, руки
- напряжены, губы сжаты плотно).
- Нравится тебе свое отражение? А вам, ребята?
- Улыбнитесь себе, погладь себя по голове и улыбнись другим.
- Как справляться с гневом?
Далее ребенку предлагается крепко сжать кулачки, а потом разжать и встряхнуть ручки; обхватить себя руками - это поза выдержанного человека; нарисовать свой гнев, а потом разорвать на мелкие кусочки.
«Добрые чувства»
Задачи:
- Развитие эмпатии, способности к сопереживанию.
- Развитие нравственной сферы.
- Развитие коммуникативных навыков, социальной адаптации.
Беседа на тему добра и зла. Обсуждаются вопросы:
- Что значит делать добро?
- Назови добрые поступки и помыслы.
- Как можно помочь другому?
- Что значит «быть хорошим человеком» (это быть каким?).
- Расскажи о своем добром поступке.
Эмоция «стыд»
Задачи:
- эмоциональное развитие.
- поведенческая психотерапия.
- нравственное развитие.
- развитие эмпатии.
Беседа о стыде.
- Что за эмоциональное состояние изображено?
- Как догадались? (признаки – глаза опущены вниз, щеки покраснели).
- Изобрази стыд.
- Когда бывает стыдно? (примеры).
- Вспомни, когда тебе приходилось испытывать чувство стыда?
- Что можно посоветовать в таких ситуациях? Стыдно, когда сделал что-то плохое: соврал, разбил что-то, не послушался, обидел. Если это случилось, попроси прощения, попытайся все исправить и не поступай так больше. Старайся заранее подумать о поступке. Хороший он или плохой? Что бы сказала мама? Как надо поступить, чтобы предотвратить неприятные последствия?
Эмоция «радость»
Задачи:
- Эмоциональное развитие.
- Нравственное и половое воспитание.
- Развитие коммуникативной сферы.
Обсуждение эмоции радости.
- Кто это? (Девочка.) Как определили? (Признаки -
длинные волосы, бантик на голове.)
- Что это за эмоция? (Радость.)
- Как догадались? (На лице улыбка, глаза сияют.)
- Изобрази радость.
- Когда бывает радостно? (Примеры ребят.)
- Что надо сделать, чтобы человек улыбнулся? (Улыбнуться ему, рассмешить, подарить веселый рисунок ...)
«Тренируем эмоции» (для детей с 4 лет)
Попросите ребенка нахмурится, как:
- Осенняя туча
- Рассерженный человек
- Злая волшебница.
Улыбнуться, как:
- Кот на солнце
- Само солнце
- Как Буратино
- Как хитрая лиса
- Как радостный ребенок
- Как будто ты увидел чудо
- Позлись, как:
- Ребенок, у которого отняли мороженое
- Два барана на мосту
- Как человек, которого уволили
Испугайся, как:
- Ребенок, потерявшийся в лесу
- Заяц, увидевший волка
- Котенок, на которого лает собака
Устань, как:
- Папа после работы;
- Человек, поднявший тяжелый груз;
- Муравей, притащивший большую муху.
Отдохни, как:
- Турист, снявший тяжелый рюкзак;
- Ребенок, который много потрудился, но помог маме;
- Как уставший воин после победы.
«Колечко» (для детей с 4 лет)
Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.
«Глаза в глаза» (для детей с 5 лет)
Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Ведущий предлагает: Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуй молча передать разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!» «Мне весело, давай поиграем!» «Я не хочу с тобой дружить!» Потом дети обсуждают, в какой раз какая эмоция передавалась и воспринималась.
«Как ты себя сегодня чувствуешь?» (для детей с 5 лет)
Ребенку предлагаются карточки с изображением различных оттенков настроений. Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т. д.
«Классификация чувств» (для детей с 5 лет)
Ребенок рассматривает карточки с изображением различных оттенков настроений и раскладывает их по следующим признакам:
- Какие нравятся;
- Какие не нравятся.
Затем необходимо назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить, почему он так их разложил.
«Встреча эмоций» (для детей с 7 лет)
Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить ребенка представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и та, которая неприятна. Ведущий изображает «хорошую», ребенок «плохую». Затем они берут карточку из противоположной кучки и так меняются. Интересно пронаблюдать изменение выражений лица при «встрече эмоций» - это может быть удивление, смех, отвращение и т. д. - и обсудить, как можно «помирить» эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов - Условия для успешного формирования эмоций в театрализованной деятельности
Консультация для педагогов...
КАРТОТЕКАИГР НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ
КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ...
Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую ...
Методическая разработка "Гномик эмоций. Все эмоции нужны, все эмоции важны"
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему эмоционального развития личности....
Методическая разработка Формирование эмоций детей старшего дошкольного возраста через игровые технологии
Формирование базовых эмоций и развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современности. Однако, данной проблемой занимались многие педагоги, психо...