Структура прогулки - похода
статья (подготовительная группа)
В статье предложены рекомендации по организации прогулки - похода в детском саду.. Прописывается работа на подготовительном этапе , основном и завершающем этапах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_progulki_-_pohodaoft_office_word.docx | 29.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Дельфинчик»
Консультация
Структура прогулки – похода
Подготовила: Маркина Т.С.
Учитель – логопед МАДОУ
Детский сад №14 «Дельфинчик»
Краснокаменск 2019г
Структура прогулки – похода
Эффективность прогулок-походов напрямую зависит от соблюдения санитарно-гигиенических условий. Поход с детьми на природу требует тщательной подготовки. Организаторам важно предусмотреть меры безопасности и предупреждения травматизма детей. Накануне похода нужно обязательно подсчитать его дальность, определить его продолжительность, обследовать дорогу, места стоянок и игр. Важно найти удачные сочетания физических нагрузок с отдыхом; продумать, какие движения целесообразнее использовать на тех или иных участках дороги. Оптимальные часы для проведения прогулки-похода — это с 9.00 до 12.00–12.30. Продолжительность прогулки, а также протяжённость маршрута могут варьироваться, в зависимости от здоровья и подготовленности детей
Оптимальные показатели прогулки-похода для дошкольников двух возрастных групп
5-6 лет | 6-7 лет |
Продолжительность в осенне-зимний период | |
1–1,5 ч | |
Продолжительность в весенне-летний период | |
1–3 ч | 2–3 ч |
Протяжённость маршрута | |
До 3-х км. | До 5 –ти км. |
Вес рюкзака | |
До 500 гр | До 1000 гр |
Подготовительный этап
Работа на подготовительном этапе складывается из нескольких направлений:
- работа с сотрудниками, детьми, родителями. В договорах с родителями (законными представителями) обязательно должна быть оговорена возможность организации и проведения прогулок-походов с детьми. Подписывая договор, родитель тем самым даёт согласие на проведение мероприятия с участием его
ребёнка. Главная задача педагогов — убедить родителей в необходимости проведения прогулок-походов, сделать родителей своими соратниками и таким образом приобщить семьи воспитанников к здо ровому образу жизни.
- Отправляясь в поход, необходимо предусмотреть одежду и обувь по сезону и погоде. Нельзя допускать, чтобы участники похода шли в мокрой обуви. Это приводит к появлению потёртостей, а в холодную погоду — к простуде. У каждого ребёнка должны быть запасные сухие носки. Дети не должны отправляться в поход «на босу ногу», это тоже приводит к образованию потёртостей, волдырей.
Желательная одежда детей для участия в прогулке-походе в летнее время — это лёгкие спортивные брюки, плотная футболка светлых тонов, плотная ветровка, лёгкая, но плотная, желательно непромокаемая, спортивная куртка на молнии и с капюшоном, панамка с полями, удобная спортивная обувь на низком каблуке и на
мягкой подошве (кеды, мягкие кроссовки, мокасины), хлопчатобумажные носки.
Наполнение детских рюкзачков может быть разнообразным:
*лёгкий непромокаемый коврик, карандаши, фломастеры, блокнот, коробочки для находок и др
Безусловно, физически подготовленные ребята могут переносить и большую тяжесть, однако при этом ребёнок быстро устаёт, снижается темп его ходьбы, он перестаёт замечать интересное вокруг себя и сосредоточивается только на своих ощущениях. Позвоночник ребёнка ещё не окреп, поэтому не следует позволять детям устанавливать рекорды по подъёму тяжестей.
Конечно, груз взрослых в походе будет намного больше. Это средства для оказания первой медицинской помощи — групповая аптечка, вода, фляжки для воды, одноразовая посуда, лёгкий завтрак (яблоки, печенье, бутерброды), влажные антибактериальные и обычные салфетки, спортивное оборудование (мячи, скакалки); средства для ведения наблюдений (лупы, цветные линзы, неболь-
шие грабли, лопатка, нож, компас); технические средства (планшет, плеер); разнообразные ёмкости для сбора находок.
На подготовительном этапе составляется план прогулки-похода.
- В план включается осмотр не только природных объектов, но и объектов истории и культуры, социальных объектов (например, больницы, почты). Воспитатели отбирают литературный материал в соответствии с временем года. Это рассказы и стихотворения о природе, пословицы, поговорки, загадки. Особое внимание следует обратить на знакомство с народными приметами. Весь этот материал пригодится для того, чтобы дети более эмоционально восприняли увиденное.
- Накануне похода с детьми проводится беседа о маршруте.
Вместе с педагогами ребята вспоминают стихи, пословицы, поговорки, воспитатели читают им художественную литературу.
В предварительную подготовку входит изучение правил Весёлого Рюкзачка. Дети должны обязательно участвовать в сборах. Они самостоятельно собирают рюкзаки, рассматривают предметы туристского снаряжения. Всё это вызывает у детей яркие эмоциональные реакции, будит их воображение, рождает желание овладеть новыми умениями.
Основной этап
Основной этап состоит из трёх равнозначных, взаимосвязанных между собой частей:
1. дорога до места стоянки,
2. отдых и игры на стоянке,
3. дорога обратно.
По дороге к стоянке необходимо через каждые 15–20 минут организовать кратковременный отдых. Если есть возможность, дети присаживаются на пни, брёвна или просто при слоняются к деревьям, давая ногам отдохнуть, снимают рюкзаки.
На возвышенном, сухом месте можно расстелить коврики и отдохнуть на них в течение трёх-пяти минут. Во время остановок проводятся кратковременные наблюдения: можно предложить детям рассмотреть деревья, траву, понаблюдать за насекомыми, птицами, полюбоваться пейзажем, отправиться на поиски даров природы (шишки, камешки, коряги), рассмотреть следы на земле. Дети могут послушать звуки природы, пообщаться с другими участниками прогулки, в том числе со сказочными персонажами — с бабушкой затейницей, мастером игрушек, Лесовичком.
Через каждые полтора-два часа необходимо производить осмотр детей и взрослых на предмет выявления клещей, возможных повреждений (царапины, ссадины). Первый осмотр осуществляется медицинским работником на месте стоянки, второй — после возвращения. В течение всей прогулки-похода педагоги наблюдают за состоянием дыхательной системы детей. Нормальным считается
дыхание через нос. Если наблюдается дыхание через рот, нагрузку необходимо снизить. Педагоги не должны упускать из поля зрения эмоциональный настрой каждого ребёнка. Капризы, раздражитель ность, вялость свидетельствуют о наступающем утомлении. В этом случае надо сменить темп передвижения, сделать остановку на одну-две минуты, взять ребёнка за руку.
В обязанности педагогов во время походов-прогулок входит:
• Оказание первой помощи при солнечном или тепловом ударе. Признаками солнечного (теплового) удара являются вялость, покраснение лица, обильный пот, изменение координации движений, головная боль. В этом случае необходимо усадить пострадавшего в тень, слегка похлопать по лицу полотенцем или
платком, смоченным в холодной воде, напоить водой, положить на лоб холодный компресс и менять его как можно чаще.
• Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми растениями и грибами. Признаками отравления являются тошнота, рвота, понос, учащённый пульс, одышка, судороги, потеря сознания, бледность кожных покровов. Первейшие меры
помощи пострадавшему: напоить его чуть тёплой водой, вызвать у него рвоту, а затем незамедлительно вызвать «скорую помощь».
• Предупреждение последствий заражения при повреждении кожных покровов. В случае ушибов, царапин, ссадин, порезов необходимо удалить грязь кусочком стерильной марли или ваты, затем смазать зелёнкой ранку (если ранка небольшая)
или кожу вокруг раны (если рана большая).
• Предупреждение последствий укуса пчелы или осы. При укусе возникает припухлость, покраснение, зуд, переходящий в сильный. Необходимо найти и удалить жало, протереть место укуса раствором йода. При более сложных укусах (в зев, глотку, глаз) ребёнка следует доставить в медицинское учреждение.
• Оказание первой помощи при попадании инородного тела (песчинка, насекомое) в глаз. В этом случае наблюдаются жжение, слезотечение, покраснение, зуд, светобоязнь. Меры оказания первой помощи: удалить инородное тело кусочком
марли, смоченным в l%-ном растворе борной кислоты, интенсивно промыть глаз водой из пипетки (можно закапать одну каплю сульфацил-натрия (альбуцид).
На первую часть похода приходится основная нагрузка. Дети не просто монотонно передвигаются по пути следования, а осуществляют разнообразные двигательные действия, предусмотренные планом. Например, сбегают с горки, скачут по узкой тропинке на одной ножке, перепрыгивают через канавку, проходят под ветками в полуприседе. При передвижении по населённым пунктам необходимо соблюдать правила движения. Об этом нужно поговорить с детьми заранее. Кроме того, важно предусмотреть сигнал для сбора. Это может быть свисток или колокольчик.
В туристической прогулке особенно важно соблюдение питьевого режима, так как при физических нагрузках увеличивается потоотделение и возрастает потребность в воде. На привалах можно предложить детям прополоскать рот или сделать два-три глотка из фляжек, которые каждый несёт на плече или в рюкзаке. Хорошо утоляет жажду настой из ягод и трав: боярышника, шиповника, чёрной смородины, мяты. Настой составляется по рекомендациям врача и по согласованию с родителями. На малых привалах, но не вовремя движения, можно предложить детям кислую карамель, так как при усиленном дыхании из организма выводится много кислоты.
На основной стоянке детей обычно ждут сюрпризы, подготовленные взрослыми: творческие задания, игры, преодоление препятствий, ориентирование по карте и компасу, установка палаток, беседы с интересными людьми, пение и слушание туристических песен, исполнение местного фольклора.
Дети очень любят, когда настаёт время приёма пищи на свежем воздухе. Для организации весёлого и безопасного пикника также есть некоторые непреложные правила: предварительно обработать руки влажной антибактериальной салфеткой, использовать одноразовую посуду.
Одной из задач прогулок-походов является воспитание ценностного отношения к окружающей среде. В местах проведения прогулок взрослые подчёркнуто бережно относятся к каждой травинке, цветку, кустику, к птичьим гнёздам. Наблюдая за взрослыми, дети постепенно постигают истину: там, где побывал человек, должна оставаться чистота.
Завершающий этап
Завершающим этапом прогулки-похода является обратный путь. Как правило, дети утомлены обилием впечатлений, физическими нагрузками, поэтому организаторы похода выбирают короткую дорогу домой. Дети идут в свободном темпе, движения разнообразны.
Важно оценить результативность каждой прогулки-похода. Это помогает увидеть все плюсы и минусы организации путешествий, усовершенствовать её. Настроение, самочувствие детей, их впечатления являются главными критериями оценки. Если дети обсуждают увиденное, бережно хранят принесённые дары, значит, поход был удачным. Впечатления о прогулке-походе обычно отражаются в продуктивной деятельности детей, в их играх. На сайте детского сада можно разместить фоторепортажи и видеофильмы о прогулках-походах, других формах организации детской туристской деятельности. Родители могут оставить свой отзыв на сайте детского сада, в журнале или газете, издаваемой в ДОО.
Литература: Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «ВесЁлый рюкзачок» » А. Чеменевой, А. Ф. Мельниковой., В. С. Волковой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прогулки-походы за территорию детского сада.
Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные ...
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ Прогулка-поход "Наш детский сад" средняя группа
Закреплять знания о сезонном явлении – снегопаде, учить замечать изменения в природе,уточнить знания детей о территории детского сада, рассказать о некоторых объектах и их назначении; способство...
Конспекты прогулки-похода с детьми 4-7 лет с учетом сезонов
Формирование основ экологического воспитания...
Консультация для воспитателей детского сада по теме "Прогулки-походы за территорию детского сада"
В консультации говорится о том, какие составляющие включают в себя прогулки-походы за территорию детского сада, структура прогулки, техника безопасности....
" Семейная прогулка + поход"
Одним из средств физического воспитания являются прогулки - походы, в ходе которых развиваются любознательность, инициатива, творчество, трудолюбие и самостоятельность, морально-волевые к...
Сценарий пешей прогулки похода " Мы в походе новички"
Цель: формирование простейших туристических навыков.Задачи:! Формирование у детей представлений о туристическом походе;! Совершенствование физических качеств и двигательных навыков;! Развитие наблюдат...
Методика организации и проведения прогулки в ДОУ, структура прогулки и временной алгоритм
Что может быть приятнее, чем прогулка с детьми? Прогулка – это одно из основных оздоровительных мероприятий в детском саду, предупреждающая охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физиче...