Дыхательные упражнения на физкультурных занятиях, утренней гимнастике и физкультминутках для детей младшего и среднего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая, средняя группа)
сборник примерных дыхательных упражнений для младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhatelnaya_gimnastika.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
№1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР
п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Дыхательные упражнения на физкультурных занятиях, утренней гимнастике и физкультминутках для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников. В ДОУ возможно ее включение в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику и физкультминутки. Последние позволяют эффективно решать следующие задачи:
- повышать общий жизненнный тонус ребенка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям;
- развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшать лимфо- и кровообращение в легких.
В младшем и среднем дошкольном возрасте активно используются ору для рук, плечевого пояса и туловища в сочетании со звуковой гимнастикой; имитационные, образно – подражательные упражнения.
Учитывая незавершенность формирования дыхательной системы младших дошкольников, дыхательные упражнения выполняются в медленном и среднем темпе с небольшими (4-5 раз) количеством повторений.
Во вводной и заключительной частях физкультурного занятия проводятся игровые упражнения дыхательной гимнастики по 25-30 с.
Большинство упражнений в этом возрасте начинается из исходного положения «стоя», некоторые упражнения для туловища из положений «сидя», «лежа на спине», «стоя на четвереньках».
Упражнения из положения «стоя»
«Лови комара». И.п. – стоя, ноги врозь, руки опустить. Хлопнуть в ладоши перед собой на уровне лица (груди, над головой), сказать: «Хлоп!». Вернуться в и.п.
«Помаши крыльями как петух». И.п. – стоя, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, затем, хлопая ими по бедрам, делать выдох и произносить: «Ку – ка – ре – ку!».
«Косарь». И.п. – стоя, ноги врозь, слегка согнуты; руки вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак. Поворачиваться направо и налево (подражая движениям косаря), выполняя размашистые движения руками и произносить с выдохом: «Жух! Жух!»
«Гуси шипят». И.п. – стоя, ноги врозь, руки за спиной. Наклониться вперед, голову не опускать (смотреть вперед), произнеси: «Ш – ш – ш – ш». Вернуться в и.п. – вдох.
«Часики». И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Наклон в сторону, сказать: «Тик». Вернуться в и.п. – вдох. Наклон в другую сторону, сказать: «Так». Вернуться в и.п. – вдох.
«Дудочка». И.п. – основная стойка, руки согнуты перед собой, как будто держат дудочку. Пальцами изображать игру на дудочке, и на выдохе говорить: «Ту! Ту! Ту!»
«Вертушка». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опустить. Поворачиваться направо и налево, свободно размахивая руками и произнося: «Х – р – р – р».
«Вырасти большим». И.п. – стоя, ноги вместе, руки опустить. Поднять руки, потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, произнося: «У – х – х – х».
«Спрятались». И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки опустить. Полуприсед, приложить пле к губам и произнести с длительным выдохом: «Т – с – с – с». Вернуться в и.п. – вдох.
«Лягушка прыгает». И.п. – стоя, ноги немного расставлены, руки на поясе. Вдохнуть, после чего выполнить прыжок вперед с одновременным выдохом, произнося: «Ква – ак».
«Насос». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Выполнять наклоны в стороны, одной рукой скользя вниз по телу, другой вверх. Произносить: «С- с – с – с».
Упражнения из положения «сидя», лежа на спине», «стоя на четвереньках», «стоя на коленях»
«Гребцы». И.п. – сидя, ноги врозь, руки согнуты в локтях. Наклониться вперед, коснуться руками носков ног, выдохнуть, признося: «У – х – х – х». Выпрямится, слегка развести локти в стороны - вдох.
«Маятник». И.п. – сидя на полу, ноги скрещены, руки на поясе. Раскачивать туловище вправо – влево, повторяя: «Так – так».
«Прижми колени». И.п. – сидя, ноги вперед, руки вверх. Подтянуть колени к груди, обхватить их руками и произнести на выдохе: «Вот» – вернуться в и.п. – вдох.
«Кошечка». И.п. – стоя на четвереньках. Поднять голову, прогнуть спину – вдох. Опустить голову, выгнуть спину сказать: «Ш – ш – ш».
«Мотор». И.п. – стоя на коленях, руки согнуть перед грудью. Выполнять вращение согнутых рук , произнося : «Р – р – р».
«Мишка спит». И.п. – лежа на спине, ноги вытянуты, руки вдоль туловища. Согнуть ноги, повернуться на бок, произнести на выдохе: «У – х – х – х». Вернуться в и.п.
Игровые упражнения
«Поезд». Дети - «вагончики» встают в колонну за воспитателем – «паровозом». Поезд движется, дети двигают согнутыми руками и произносят: «Чух – чух».
Чух – чух, чух – чух,
Мчится поезд во весь дух,
Паровоз пыхтит,
«Тороплюсь!» - гудит.
«Тороплюсь! Тороплюсь,
Тороплю – у – у – сь!»
Повторять в течении 25 – 30с.
«Заблудился». Одна часть детей изображае деревья, другая детей, заблудившихся в лесу. Они ходят между деревьями, останавливаются, складывают руки рупором и на выдохе громко произносят: «А – у – у – у!»
«Гуси летят». Дети медленно ходят по залу, поднимая руки в стороны, на выдохе произносят: «Г – а – а –а! Г – а – а – а!»
«Собираем цветы». Дети ходят врассыпную по залу, ищут и собирают заранее разложенные цветы. Воспитатель предлагает понюхать ароматные цветочки. Слегка наклоняя голову, дети делают глубокий вдох через нос, длинный выдох через рот, произнося: «А – а – а – а».
«Подуй на одуванчик». Дети собирают одуванчики, выполняют длинный выдох, стараясь сдуть все парашютики с одуванчика.
«Сдуй снежинку». Дети ищут заранее разложенные, снежинки из бумаги. Кладут их на ладошку. Выдыхая, стараются сдуть снежинку.
«Пузырь». Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют круг, становясь близко друг к другу, произносят:
Раздувайся пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой.
Да не лопайся.
Одновременно с этим, расходятся назад, увеличивая круг, держась за руки. Воспитатель говорит: «Лопнул пузырь» - дети сходятся к центру, произнося : «Ш – ш – ш – ш».
Упражнения на нормализацию дыхания
На протяжении занятий дети выполняют большой объем физической работы, требующей усиленного притока кислорода к мышцам и органам. Поэтому для улучшения вентиляции легких на занятиях необходимо вводить дыхательные упражнения, способствующие нормализации дыхания, особенно после бега и прыжков.
«Обними себя». И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны, ладони вперед, пальцы врозь. Руки скрестить на груди, кистями хлопнуть по лопаткам, одновременно сделать выдох. Вернуться в и.п. – вдох.
«Сдуем снег с обуви». И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверх – в стороны. Наклониться вперед, руки через стороны скрестить перед грудью с громким выдохом. Оставаясь в наклоне, плавно скрещивая и разводя руки, закончить выдох. Плавно выпрямиться, выполняя спокойный вдох, принять и.п.
Инструктор по физкультуре: Косица Н.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурный досуг для детей младшего и среднего дошкольного возраста «КОЛОБОК – ЗДОРОВЯЧОК».
Сценарий для проведения физкультурного досуга с детьми младшего и среднего возраста по мотивам русской-народной сказки "Колобок"....
Использование дыхательных упражнений на физкультурных занятиях, утренней гимнастике и физкультминутках для детей дошкольного возраста.
Методическая разработка...
Физкультурное экологическое развлечение для детей младшего и среднего дошкольного возраста "Юные Экологи"
Спортивно-экологическое мероприятие физкультурное развлечение "Юные Экологи"...
Физкультурный досуг для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
В материале представлены сценарии физкультурных досугов для детей дошкольного возраста (в соответствие с возрастными особенностями)....
Сценарий физкультурно-спортивного праздника для детей младшего и среднего дошкольного возраста "Веселая Масленица"
Сценарий физкультурно-спортивного праздника....
Оздоровительная гимнастика после сна для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Забота о здоровье -Это важнейший труд воспитателя.Сухомлинский Василий АлександровичПравильно организованный подъем детей после дневного сна не только создает положительный эмоциональный фо...