Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников "Ребёнок без опасности"
рабочая программа по обж

Митрошина Ольга Викторовна

формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_bezopasnosti_.docx51.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 1 г. Починка

Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников.

«Ребёнок без опасности»

Воспитатель: Митрошина О.В.

       

   В последние годы в российской системе дошкольного образования происходят изменения, направленные на повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания. Активно  используются современные образовательные технологии.    Одна из таких  технологий это формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста на основе программы «Безопасность» Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина.                                                                                                                                                                                                                                    Целью   является формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения. В ходе реализации данной технологии решаются следующие задачи:

  • создание условий для формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения;
  • осуществление систематической работы с детьми по формированию знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми, ценностей здорового образа жизни, знаний о правилах безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс по формированию навыков безопасного поведения у детей;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов в формировании у детей знаний о правилах безопасного поведения.                                      

Программа рассчитана на два года. Содержание работы может выстраиваться в соответствии с комплексно-тематическим планом.                                               В ходе реализации программы используются различные формы образовательной деятельности:

  • экскурсии, целевые прогулки;
  • наблюдения за движением автотранспорта, поведением пешеходов;
  • рассказы воспитателя на тему безопасности жизнедеятельности;
  • анализ различных ситуаций;
  • чтение и обсуждение художественных произведений;
  • рассматривание иллюстраций;
  • беседы с детьми на темы безопасного поведения;
  • игровая и изобразительная деятельность на тему безопасности;
  • праздники и досуги.

Мониторинг овладения программой проводится два раза в год (в сентябре и мае).

Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

 

Учебно-тематический план

Наименование разделов

Количество образовательных ситуаций

1

Ребёнок и другие люди

4

2

Ребёнок и природа

4

3

Ребёнок дома

6

4

Здоровье ребёнка

10

5

Ребёнок на улице

11

Итого

35

 

 

Содержание и методическое обеспечение программы

Месяц

Тема

Содержание работы

Литература

сентябрь

Контакты с незнакомыми людьми на улице

Обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, то, как правильно вести себя в таких ситуациях

№ 1

стр. 42

Съедобные ягоды и ядовитые растения

Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть

№ 1

стр. 79

Прогулка по городу

Уточнять, расширять знания детей о транспорте, развивать умение находить признаки сходства и различия видов транспорта, называть их, учить культуре поведения в транспорте

№ 3

стр. 69

Конспект

Микробы и вирусы

Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах)

№ 1

стр. 96

октябрь

Чтобы нам не болеть

Формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов; воспитывать доброе отношение к тем, кто заботится о здоровье детей (врачам).

№ 2

стр. 51

Улица полна неожиданностей

Расширять представления о правилах поведения во дворе, на улице; учить видеть всё то, что представляет опасность для жизни и здоровья

№ 3

стр. 69

Конспект

Для чего нужны дорожные знаки

Познакомить детей с предупреждающими, указательными, запрещающими дорожными знаками; учить различать знаки; закреплять навыки выполнения правил дорожного движения

№ 3

стр. 29

Путешествие в страну правил дорожного движения (досуг)

Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях; развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире; воспитывать чувство ответственности.

Конспект

ноябрь

Я потерялся

Учить детей правильно действовать в обстановке, если потерялся, не пугаться и не теряться в этой ситуации

№ 3

стр. 69

Конспект

Взаимосвязь и взаимодействие в природе

Развивать у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоёмов, почвы и воздушной среды

№ 1

стр. 70

Контакты с животными

Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны

№ 1

стр. 83

Если чужой приходит в дом

Научить детей правильно себя вести дома, когда они остаются одни

№ 2

стр. 86

декабрь

Пожароопасные предметы

Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться

№ 1

стр. 54

Предметы, требующие осторожного обращения

Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами

№ 1

стр. 56

Пожар

Познакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнём

№ 2

стр. 13

Огонь – судья беспечности людей (досуг)

Обучать детей мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнём

№ 2

стр. 15

январь

Насильственные действия незнакомого взрослого на улице

Учить детей правилам поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице

№ 1

стр. 49

Пешеходы и пассажиры (Я – пешеход)

Рассмотреть и обсудить различные ситуации поведения на улице; закреплять знание безопасного поведения

№ 3

стр. 25

Правила дорожного движения

Закреплять знания детей о правилах, о работе светофора, регулировщика

№ 3

стр. 33

февраль

Служба «02»

Познакомить детей со службой «02»; сформировать представления о том, что опасно подходить к чужому человеку, брать у него что-либо, открывать дверь квартиры в отсутствие взрослого

№ 2

стр. 19

 

Как работает сердце человека

Познакомить детей с назначением и работой сердца

№ 1

стр. 86

Как мы дышим

Ознакомить детей с органами дыхания

№ 1

стр. 90

Здоровье и болезнь

Научить заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

№ 1

стр. 97

март

Незнайка на улице (досуг)

Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге и правилах дорожного движения

Конспект

Здоровая пища

Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной

№ 1

стр. 104

Одежда и здоровье

Дать представление о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра; чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться

№ 1

стр. 113

 

Гроза

Знакомство детей с правилами поведения во время грозы

№ 2

стр. 24

апрель

В здоровом теле – здоровый дух (досуг)

Формировать у детей умение заботиться о своём; расширять и обогащать знания детей о пользе физических упражнений для здоровья; развивать положительные эмоции и дружелюбие

Конспект

Режим дня

Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья

№ 1

стр. 106

Игры во дворе

Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности.

№ 1

стр. 122

Безопасность

Закрепление представлений о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей.

№ 2

стр.

май

Красный, жёлтый, зелёный (досуг)

Повторение правил поведения на улице, дорожного движения.

№ 5

стр. 8

 

Контакты незнакомыми людьми дома

Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, как контакты с чужими людьми.

№ 1

стр. 46

 

Обучение правилам поведения на воде

Познакомить с правилами поведения на воде и через игровые ситуации отработать их применение

№ 2

стр. 60

 

Азбука безопасности (викторина)

Закреплять представления о дорожных знаках и правилах поведения на дорогах; продолжать совершенствовать знания о правилах поведения в природе

Конспект

Планируемые результаты освоения программы

К шести годам в результате освоения программы ребёнок:

«Ребёнок и другие люди»

  • знает, что опасно доверять незнакомому человеку, нельзя поддаваться на его уговоры, идти с ним куда-либо, садиться в машину;
  • имеет представление о том, как вести себя дома, когда остаётся один, знает, что нельзя открывать дверь незнакомому человеку;
  • имеет представление о правилах поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице.

«Ребёнок и природа»

  • различает и правильно называет съедобные и несъедобные грибы;
  • знает, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы, а небрежное и жестокое обращение с ней ухудшает жизнь человека;
  • знает, что нельзя гладить и брать на руки бездомных животных, они могут быть агрессивны, больны; их можно и нужно кормить, но трогать и играть с ними опасно;
  • знает правила поведения во время грозы.

«Ребёнок дома»

  • знает о предметах, опасных для жизни и здоровья, о последствиях неосторожного обращения с такими предметами;
  • имеет представление о мерах пожарной безопасности;
  • имеет представление о работе милиции.

«Здоровье ребёнка»

  • имеет элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах);
  • знает о необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов;
  • имеет представление о назначении и работе сердца, органов дыхания;
  • имеет представление о том, что такое здоровье и болезнь; о необходимости своевременного обращения к врачу;
  • понимает, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной;
  • имеет представление о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра; чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться;
  • имеет представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья;
  • знает правила поведения на воде.

«Ребёнок на улице»

  • соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения;
  • понимает значения сигналов светофора, сигналы регулировщика;
  • имеет представление о предупреждающих, указательных, запрещающих дорожных знаках; умеет различать знаки;
  • узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
  • различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
  • знает правила игр во дворе (где можно кататься на велосипеде, играть в мяч и т.д.).

 

Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Учебно-тематический план

Наименование разделов

Количество образовательных ситуаций

1

Ребёнок и другие люди

4

2

Ребёнок и природа

4

3

Ребёнок дома

5

4

Здоровье ребёнка

11

5

Ребёнок на улице

11

Итого

35

 

 

                           

Месяц

Тема

Содержание занятия

литература

сентябрь

Опасные ситуации: насильственные действия незнакомого взрослого на улице

Обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице, научить их соответствующим правилам поведения

№ 1

стр. 49

 

Съедобные ягоды и ядовитые растения

Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть

№ 1

стр. 79

В городском транспорте

Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте

№ 1

стр. 114

Здоровье и болезнь

Учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью

№ 1

стр. 97

октябрь

Витамины и полезные продукты

Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.

№ 1

стр. 101

Правила дорожного движения

Закреплять знания детей о правилах, о работе светофора, регулировщика

№ 3

стр. 33

Изучение дорожных знаков

Познакомить с новыми дорожными знаками: «Железнодорожный переезд», «Пункт медицинской помощи», «Телефон»; учить различать знаки, знакомить с назначением

№ 3

стр. 46

В стране дорожных знаков (досуг или викторина)

Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, дорожными знаками и их назначением; формировать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; развивать речевые умения детей в процессе коммуникации со сверстниками: обмениваться информацией, вместе планировать игровую деятельность и координировать действия; воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям на улице.

№ 3

стр. 35

Конспект

 

 

 

ноябрь

Если ты потерялся в городе

Учить детей правильно оценивать обстановку, объяснять, к кому нужно обратиться за помощью в данной ситуации

№ 1

стр. 129

Будем беречь и охранять природу

Воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению.

№ 1

стр. 73

Контакты с животными

Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.

№ 1

стр. 83

Если чужой приходит в дом

Научить детей правильно себя вести дома, когда они остаются одни

№ 2

стр. 86

декабрь

Опасные предметы

Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами

№ 1

стр. 56

Использование и хранение опасных предметов

Дать детям представление, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведённых местах.

№ 1

стр. 58

Пожар

Познакомить с историей создания пожарной службы, показать её значимость для людей. Познакомить с номером телефона «01». Формировать представление о профессии пожарного, воспитывать уважение к их труду

№ 1

стр. 61

Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности

Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме; познакомить детей с тем, как может быть опасно самим открывать окна и выглядывать из них.

№ 1

стр. 66

январь

Ребёнок и его старшие приятели

Научить детей говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию

№ 1

стр. 52

Берегись автомобиля

Уточнить представления детей о правилах поведения на улицах города; закрепить знания о правилах дорожного движения, о сигналах светофора; о том, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; продолжать воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы

№ 3

стр. 40

 

 

Дорожные знаки

Закреплять знания детей о работе светофора; знакомить с назначением дорожных знаков; расширять и углублять представления о правилах дорожного движения; воспитывать культуру поведения на улице

№ 3

стр. 43

 

 

февраль

Скорая помощь

Учить детей в случае серьёзного заболевания взрослого или ребёнка быстрому реагированию на ситуацию: не теряться и позвать взрослого или вызвать «скорую помощь»

№ 1

стр. 64

№ 2

стр. 21

 

 

 

Что мы делаем, когда едим

Познакомить детей с назначением и работой пищеварительной системы

№ 1

стр. 89

Как движутся части тела

Ознакомить детей с назначением мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела

№ 1

стр. 93

Здоровье и болезнь

Научить заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

№ 1

стр. 97

март

Приключения Незнайки (досуг)

Закрепить знания о сигналах светофора, о назначении изученных дорожных знаков; формировать навыки осознанного поведения на улице и использования правил дорожного движения

Конспект

Здоровая пища

Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной

№ 1

стр. 104

Одежда и здоровье

Дать представление о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра; чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться

№ 1

стр. 113

Личная гигиена

Развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур

№ 1

стр. 98

апрель

Спорт

Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека

№ 1

стр. 109

Витамины и здоровый организм

Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека

№ 1

стр. 102

Катание на велосипеде в черте города

Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, научить правилам поведения в таких ситуациях.

№ 1

стр. 124

Безопасность

Закрепление представлений о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей.

№ 2

стр. 11

май

На лесном перекрёстке (досуг)

Повторение правил поведения на улице, дорожного движения.

№ 4

стр. 35

Контакты незнакомыми людьми дома

Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, как контакты с чужими людьми.

№ 1

стр. 46

Поездка к морю

Закрепить представления о том, как вести себя на воде; учить оказывать элементарную помощь пострадавшим

№ 2

стр. 62

Опасности нам не страшны (КВН)

Закрепить знания детей о пожароопасных предметах, правилах поведения при пожаре; вырабатывать у детей навыки правильного поведения при контакте с незнакомыми людьми на улице и дома; закрепить правила обращения с электроприборами.

Конспект

 

Планируемые результаты освоения программы

К семи годам в результате освоения программы ребёнок:

«Ребёнок и другие люди»

  • знает, как можно защититься в ситуации насильственных действий незнакомого взрослого на улице;
  • знает, что нельзя входить в подъезд дома с незнакомым взрослым; нельзя одному входить в подъезд, лифт; знает, как правильно вести себя, если чужой пытается войти в квартиру, при разговоре с незнакомым по телефону;
  • умеет сказать «нет» приятелям, пытающимся вовлечь его в опасную ситуацию;
  • знает, что доверят можно только близким людям; лучше не вступать в разговор с незнакомцем, нельзя поддаваться на его уговоры, идти с ним куда-либо, садиться в машину.

«Ребёнок и природа»

  • различает и правильно называет съедобные ягоды и ядовитые растения; знает, что нельзя трогать незнакомые цветы, кустарники;
  • имеет представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению;
  • знает правила поведения при контакте с животными.

«Ребёнок дома»

  • называет предметы, которыми детям пока нельзя пользоваться. А также предметы, которыми следует пользоваться осторожно;
  • имеет представление о том, что опасные предметы должны храниться в специально отведённых местах;
  • знает правила поведения при пожаре; имеет представление об истории пожарной службы;
  • умеет вызывать «скорую медицинскую помощь»;
  • знает, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там.

«Здоровье ребёнка»

  • знает о пользе витаминов и их значении для здоровья человека;
  • знает, что такое здоровье и болезнь, что необходимо своевременно обращаться к врачу, о важности прививок для профилактики заболеваний;
  • имеет представление о назначении и работе пищеварительной системы, о назначении мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела;
  • понимает, что здоровье зависит от правильного питания; называет полезные продукты;
  • имеет представление о характерных особенностях профессиональной одежды; об основном назначении одежды человека, в зависимости от времени года, его занятий в данное время;
  • знает, что для того, чтобы чувствовать себя бодрым и здоровым, нужно соблюдать правильный режим дня;
  • имеет представление о видах спорта и пользе занятий ими для здоровья.

«Ребёнок на улице»

  • имеет представление о правилах этичного и безопасного поведения в городском транспорте;
  • соблюдает элементарные правила поведения на улице, элементарные правила дорожного движения;
  • понимает значения сигналов светофора, сигналы регулировщика;
  • узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
  • различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
  • знает, где можно кататься на велосипеде, а где нельзя, и какие правила при этом нужно соблюдать
  • знает, что если потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.

Литература:

1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

2. Белая К.Ю, Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет.сада. – М.: Просвещение, 2001.

3. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

4. Три сигнала светофора: Дидакт. Игры, сценарии вечеров досуга: Кн. для воспитателя дет.сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова и др. Сост. Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989.

5. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки; Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия формирования представлений о правилах безопасного поведения в общении с незнакомыми людьми детей 5-6 лет

Статья рассказывает о безопасном поведении детей при встрече с незнакомыми людьми....

Проектная деятельность как средство формирования представлений о правилах безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассмотрена проблема использования проектной дятельности для формирования представлений о правилах безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста. Даны описания этапов про...

Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников

Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников...