Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников "Ребёнок без опасности"
рабочая программа по обж
формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_bezopasnosti_.docx | 51.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 г. Починка
Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников.
«Ребёнок без опасности»
Воспитатель: Митрошина О.В.
В последние годы в российской системе дошкольного образования происходят изменения, направленные на повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания. Активно используются современные образовательные технологии. Одна из таких технологий это формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста на основе программы «Безопасность» Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина. Целью является формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения. В ходе реализации данной технологии решаются следующие задачи:
- создание условий для формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения;
- осуществление систематической работы с детьми по формированию знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми, ценностей здорового образа жизни, знаний о правилах безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте;
- вовлечение родителей в педагогический процесс по формированию навыков безопасного поведения у детей;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в формировании у детей знаний о правилах безопасного поведения.
Программа рассчитана на два года. Содержание работы может выстраиваться в соответствии с комплексно-тематическим планом. В ходе реализации программы используются различные формы образовательной деятельности:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения за движением автотранспорта, поведением пешеходов;
- рассказы воспитателя на тему безопасности жизнедеятельности;
- анализ различных ситуаций;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- рассматривание иллюстраций;
- беседы с детьми на темы безопасного поведения;
- игровая и изобразительная деятельность на тему безопасности;
- праздники и досуги.
Мониторинг овладения программой проводится два раза в год (в сентябре и мае).
Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов | Количество образовательных ситуаций |
1 | Ребёнок и другие люди | 4 |
2 | Ребёнок и природа | 4 |
3 | Ребёнок дома | 6 |
4 | Здоровье ребёнка | 10 |
5 | Ребёнок на улице | 11 |
Итого | 35 |
Содержание и методическое обеспечение программы
Месяц | Тема | Содержание работы | Литература |
сентябрь | Контакты с незнакомыми людьми на улице | Обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, то, как правильно вести себя в таких ситуациях | № 1 стр. 42 |
Съедобные ягоды и ядовитые растения | Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть | № 1 стр. 79 | |
Прогулка по городу | Уточнять, расширять знания детей о транспорте, развивать умение находить признаки сходства и различия видов транспорта, называть их, учить культуре поведения в транспорте | № 3 стр. 69 Конспект | |
Микробы и вирусы | Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах) | № 1 стр. 96 | |
октябрь | Чтобы нам не болеть | Формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов; воспитывать доброе отношение к тем, кто заботится о здоровье детей (врачам). | № 2 стр. 51 |
Улица полна неожиданностей | Расширять представления о правилах поведения во дворе, на улице; учить видеть всё то, что представляет опасность для жизни и здоровья | № 3 стр. 69 Конспект | |
Для чего нужны дорожные знаки | Познакомить детей с предупреждающими, указательными, запрещающими дорожными знаками; учить различать знаки; закреплять навыки выполнения правил дорожного движения | № 3 стр. 29 | |
Путешествие в страну правил дорожного движения (досуг) | Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях; развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире; воспитывать чувство ответственности. | Конспект | |
ноябрь | Я потерялся | Учить детей правильно действовать в обстановке, если потерялся, не пугаться и не теряться в этой ситуации | № 3 стр. 69 Конспект |
Взаимосвязь и взаимодействие в природе | Развивать у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоёмов, почвы и воздушной среды | № 1 стр. 70 | |
Контакты с животными | Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны | № 1 стр. 83 | |
Если чужой приходит в дом | Научить детей правильно себя вести дома, когда они остаются одни | № 2 стр. 86 | |
декабрь | Пожароопасные предметы | Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться | № 1 стр. 54 |
Предметы, требующие осторожного обращения | Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами | № 1 стр. 56 | |
Пожар | Познакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнём | № 2 стр. 13 | |
Огонь – судья беспечности людей (досуг) | Обучать детей мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнём | № 2 стр. 15 | |
январь | Насильственные действия незнакомого взрослого на улице | Учить детей правилам поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице | № 1 стр. 49 |
Пешеходы и пассажиры (Я – пешеход) | Рассмотреть и обсудить различные ситуации поведения на улице; закреплять знание безопасного поведения | № 3 стр. 25 | |
Правила дорожного движения | Закреплять знания детей о правилах, о работе светофора, регулировщика | № 3 стр. 33 | |
февраль | Служба «02» | Познакомить детей со службой «02»; сформировать представления о том, что опасно подходить к чужому человеку, брать у него что-либо, открывать дверь квартиры в отсутствие взрослого | № 2 стр. 19 |
| Как работает сердце человека | Познакомить детей с назначением и работой сердца | № 1 стр. 86 |
Как мы дышим | Ознакомить детей с органами дыхания | № 1 стр. 90 | |
Здоровье и болезнь | Научить заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. | № 1 стр. 97 | |
март | Незнайка на улице (досуг) | Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге и правилах дорожного движения | Конспект |
Здоровая пища | Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной | № 1 стр. 104 | |
Одежда и здоровье | Дать представление о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра; чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться | № 1 стр. 113 | |
| Гроза | Знакомство детей с правилами поведения во время грозы | № 2 стр. 24 |
апрель | В здоровом теле – здоровый дух (досуг) | Формировать у детей умение заботиться о своём; расширять и обогащать знания детей о пользе физических упражнений для здоровья; развивать положительные эмоции и дружелюбие | Конспект |
Режим дня | Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья | № 1 стр. 106 | |
Игры во дворе | Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности. | № 1 стр. 122 | |
Безопасность | Закрепление представлений о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. | № 2 стр. | |
май | Красный, жёлтый, зелёный (досуг) | Повторение правил поведения на улице, дорожного движения. | № 5 стр. 8 |
| Контакты незнакомыми людьми дома | Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, как контакты с чужими людьми. | № 1 стр. 46 |
| Обучение правилам поведения на воде | Познакомить с правилами поведения на воде и через игровые ситуации отработать их применение | № 2 стр. 60 |
| Азбука безопасности (викторина) | Закреплять представления о дорожных знаках и правилах поведения на дорогах; продолжать совершенствовать знания о правилах поведения в природе | Конспект |
Планируемые результаты освоения программы
К шести годам в результате освоения программы ребёнок:
«Ребёнок и другие люди»
- знает, что опасно доверять незнакомому человеку, нельзя поддаваться на его уговоры, идти с ним куда-либо, садиться в машину;
- имеет представление о том, как вести себя дома, когда остаётся один, знает, что нельзя открывать дверь незнакомому человеку;
- имеет представление о правилах поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице.
«Ребёнок и природа»
- различает и правильно называет съедобные и несъедобные грибы;
- знает, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы, а небрежное и жестокое обращение с ней ухудшает жизнь человека;
- знает, что нельзя гладить и брать на руки бездомных животных, они могут быть агрессивны, больны; их можно и нужно кормить, но трогать и играть с ними опасно;
- знает правила поведения во время грозы.
«Ребёнок дома»
- знает о предметах, опасных для жизни и здоровья, о последствиях неосторожного обращения с такими предметами;
- имеет представление о мерах пожарной безопасности;
- имеет представление о работе милиции.
«Здоровье ребёнка»
- имеет элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах);
- знает о необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов;
- имеет представление о назначении и работе сердца, органов дыхания;
- имеет представление о том, что такое здоровье и болезнь; о необходимости своевременного обращения к врачу;
- понимает, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной;
- имеет представление о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра; чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться;
- имеет представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья;
- знает правила поведения на воде.
«Ребёнок на улице»
- соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения;
- понимает значения сигналов светофора, сигналы регулировщика;
- имеет представление о предупреждающих, указательных, запрещающих дорожных знаках; умеет различать знаки;
- узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
- различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
- знает правила игр во дворе (где можно кататься на велосипеде, играть в мяч и т.д.).
Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов | Количество образовательных ситуаций |
1 | Ребёнок и другие люди | 4 |
2 | Ребёнок и природа | 4 |
3 | Ребёнок дома | 5 |
4 | Здоровье ребёнка | 11 |
5 | Ребёнок на улице | 11 |
Итого | 35 |
Месяц | Тема | Содержание занятия | литература |
сентябрь | Опасные ситуации: насильственные действия незнакомого взрослого на улице | Обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице, научить их соответствующим правилам поведения | № 1 стр. 49
|
Съедобные ягоды и ядовитые растения | Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть | № 1 стр. 79 | |
В городском транспорте | Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте | № 1 стр. 114 | |
Здоровье и болезнь | Учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью | № 1 стр. 97 | |
октябрь | Витамины и полезные продукты | Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. | № 1 стр. 101 |
Правила дорожного движения | Закреплять знания детей о правилах, о работе светофора, регулировщика | № 3 стр. 33 | |
Изучение дорожных знаков | Познакомить с новыми дорожными знаками: «Железнодорожный переезд», «Пункт медицинской помощи», «Телефон»; учить различать знаки, знакомить с назначением | № 3 стр. 46 | |
В стране дорожных знаков (досуг или викторина) | Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, дорожными знаками и их назначением; формировать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; развивать речевые умения детей в процессе коммуникации со сверстниками: обмениваться информацией, вместе планировать игровую деятельность и координировать действия; воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям на улице. | № 3 стр. 35 Конспект
| |
ноябрь | Если ты потерялся в городе | Учить детей правильно оценивать обстановку, объяснять, к кому нужно обратиться за помощью в данной ситуации | № 1 стр. 129 |
Будем беречь и охранять природу | Воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению. | № 1 стр. 73 | |
Контакты с животными | Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны. | № 1 стр. 83 | |
Если чужой приходит в дом | Научить детей правильно себя вести дома, когда они остаются одни | № 2 стр. 86 | |
декабрь | Опасные предметы | Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами | № 1 стр. 56 |
Использование и хранение опасных предметов | Дать детям представление, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведённых местах. | № 1 стр. 58 | |
Пожар | Познакомить с историей создания пожарной службы, показать её значимость для людей. Познакомить с номером телефона «01». Формировать представление о профессии пожарного, воспитывать уважение к их труду | № 1 стр. 61 | |
Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности | Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме; познакомить детей с тем, как может быть опасно самим открывать окна и выглядывать из них. | № 1 стр. 66 | |
январь | Ребёнок и его старшие приятели | Научить детей говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию | № 1 стр. 52 |
Берегись автомобиля | Уточнить представления детей о правилах поведения на улицах города; закрепить знания о правилах дорожного движения, о сигналах светофора; о том, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; продолжать воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы | № 3 стр. 40
| |
Дорожные знаки | Закреплять знания детей о работе светофора; знакомить с назначением дорожных знаков; расширять и углублять представления о правилах дорожного движения; воспитывать культуру поведения на улице | № 3 стр. 43
| |
февраль | Скорая помощь | Учить детей в случае серьёзного заболевания взрослого или ребёнка быстрому реагированию на ситуацию: не теряться и позвать взрослого или вызвать «скорую помощь» | № 1 стр. 64 № 2 стр. 21
|
| Что мы делаем, когда едим | Познакомить детей с назначением и работой пищеварительной системы | № 1 стр. 89 |
Как движутся части тела | Ознакомить детей с назначением мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела | № 1 стр. 93 | |
Здоровье и болезнь | Научить заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. | № 1 стр. 97 | |
март | Приключения Незнайки (досуг) | Закрепить знания о сигналах светофора, о назначении изученных дорожных знаков; формировать навыки осознанного поведения на улице и использования правил дорожного движения | Конспект |
Здоровая пища | Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной | № 1 стр. 104 | |
Одежда и здоровье | Дать представление о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра; чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться | № 1 стр. 113 | |
Личная гигиена | Развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур | № 1 стр. 98 | |
апрель | Спорт | Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека | № 1 стр. 109 |
Витамины и здоровый организм | Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека | № 1 стр. 102 | |
Катание на велосипеде в черте города | Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, научить правилам поведения в таких ситуациях. | № 1 стр. 124 | |
Безопасность | Закрепление представлений о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. | № 2 стр. 11 | |
май | На лесном перекрёстке (досуг) | Повторение правил поведения на улице, дорожного движения. | № 4 стр. 35 |
Контакты незнакомыми людьми дома | Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, как контакты с чужими людьми. | № 1 стр. 46 | |
Поездка к морю | Закрепить представления о том, как вести себя на воде; учить оказывать элементарную помощь пострадавшим | № 2 стр. 62 | |
Опасности нам не страшны (КВН) | Закрепить знания детей о пожароопасных предметах, правилах поведения при пожаре; вырабатывать у детей навыки правильного поведения при контакте с незнакомыми людьми на улице и дома; закрепить правила обращения с электроприборами. | Конспект |
Планируемые результаты освоения программы
К семи годам в результате освоения программы ребёнок:
«Ребёнок и другие люди»
- знает, как можно защититься в ситуации насильственных действий незнакомого взрослого на улице;
- знает, что нельзя входить в подъезд дома с незнакомым взрослым; нельзя одному входить в подъезд, лифт; знает, как правильно вести себя, если чужой пытается войти в квартиру, при разговоре с незнакомым по телефону;
- умеет сказать «нет» приятелям, пытающимся вовлечь его в опасную ситуацию;
- знает, что доверят можно только близким людям; лучше не вступать в разговор с незнакомцем, нельзя поддаваться на его уговоры, идти с ним куда-либо, садиться в машину.
«Ребёнок и природа»
- различает и правильно называет съедобные ягоды и ядовитые растения; знает, что нельзя трогать незнакомые цветы, кустарники;
- имеет представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению;
- знает правила поведения при контакте с животными.
«Ребёнок дома»
- называет предметы, которыми детям пока нельзя пользоваться. А также предметы, которыми следует пользоваться осторожно;
- имеет представление о том, что опасные предметы должны храниться в специально отведённых местах;
- знает правила поведения при пожаре; имеет представление об истории пожарной службы;
- умеет вызывать «скорую медицинскую помощь»;
- знает, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там.
«Здоровье ребёнка»
- знает о пользе витаминов и их значении для здоровья человека;
- знает, что такое здоровье и болезнь, что необходимо своевременно обращаться к врачу, о важности прививок для профилактики заболеваний;
- имеет представление о назначении и работе пищеварительной системы, о назначении мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела;
- понимает, что здоровье зависит от правильного питания; называет полезные продукты;
- имеет представление о характерных особенностях профессиональной одежды; об основном назначении одежды человека, в зависимости от времени года, его занятий в данное время;
- знает, что для того, чтобы чувствовать себя бодрым и здоровым, нужно соблюдать правильный режим дня;
- имеет представление о видах спорта и пользе занятий ими для здоровья.
«Ребёнок на улице»
- имеет представление о правилах этичного и безопасного поведения в городском транспорте;
- соблюдает элементарные правила поведения на улице, элементарные правила дорожного движения;
- понимает значения сигналов светофора, сигналы регулировщика;
- узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
- различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
- знает, где можно кататься на велосипеде, а где нельзя, и какие правила при этом нужно соблюдать
- знает, что если потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.
Литература:
1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
2. Белая К.Ю, Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет.сада. – М.: Просвещение, 2001.
3. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
4. Три сигнала светофора: Дидакт. Игры, сценарии вечеров досуга: Кн. для воспитателя дет.сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова и др. Сост. Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989.
5. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки; Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия формирования представлений о правилах безопасного поведения в общении с незнакомыми людьми детей 5-6 лет
Статья рассказывает о безопасном поведении детей при встрече с незнакомыми людьми....
Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников.
Рабочая программа...
Проектная деятельность как средство формирования представлений о правилах безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассмотрена проблема использования проектной дятельности для формирования представлений о правилах безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста. Даны описания этапов про...
Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников
Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников...
Программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения
для дошкольников...
Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения
для средней и старшей группы ДОУ...