Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом приказом МБДОУ
МБДОУ «Детский сад №62 «Каравай» «Детский сад №62 «Каравай»
Протокол от от
Рабочая программа
по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников
5-7 лет (включительно)
на 2018-2019 учебный год
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад №62 «Каравай»
Подготовила:
Воспитатель
Лебедева О.В.
Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения составлена на основе программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной.
Актуальность:
С каждым годом сложившаяся социально-экономическая и экологическая обстановка вызывает всё большее беспокойство у людей всей планеты. Рост количества машин на улицах наших городов, доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей, антропогенные изменения в природе, являющиеся причиной возникновения глобальных экологических проблем, таких как снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др. делает жизнь и деятельность человека травмоопасной. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей.
Современные тенденции жизни общества вызывают необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности детей. Большую роль в решении этой проблемы играет организация работы по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников в детском саду. Актуальность и востребованность проблемы безопасности в образовательном учреждении определяются потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями:
Объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения ими соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.
Потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников.
Знакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
В связи с этим одним особенно актуальным становится поиск новых подходов к моделированию системы по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников в детском саду.
В последние годы в российской системе дошкольного образования происходят изменения, направленные на повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, активное использование современных образовательных технологий. Одной из них может быть технология формирования основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста на основе программы «Безопасность» Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина.
Цель: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения, чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
В ходе реализации данной технологии решаются следующие задачи:
создание условий для формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения;
осуществление систематической работы с детьми по формированию знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми, ценностей здорового образа жизни, знаний о правилах безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте;
вовлечение родителей в педагогический процесс по формированию навыков безопасного поведения у детей;
повышение профессиональной компетентности педагогов в формировании у детей знаний о правилах безопасного поведения.
Содержание работы может выстраиваться в соответствии с комплексно-тематическим планом. Различные формы работы с детьми органично вплетаются в образовательный процесс, обеспечивая достижение положительных результатов в овладении детьми знаниями о правилах безопасного поведения.
В ходе реализации программы используются различные формы образовательной деятельности:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения за движением автотранспорта, поведением пешеходов;
- рассказы воспитателя на тему безопасности жизнедеятельности;
- анализ различных ситуаций;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- рассматривание иллюстраций;
- беседы с детьми на темы безопасного поведения;
- игровая и изобразительная деятельность на тему безопасности;
- праздники и досуги.
Решение программных задач предусматривается в ходе непосредственно образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию, в совместную деятельность с детьми в утренний период времени, на прогулке, во второй половине дня.
Мониторинг овладения программой проводится два раза в год (в сентябре и мае).
Учебный план
№ | Наименования разделов | Количество образовательных ситуаций (по группам) | |
старшая | подготовительная | ||
1 | Ребенок и другие люди | 4 | 4 |
2 | Ребенок и природа | 4 | 4 |
3 | Ребенок дома | 6 | 5 |
4 | Здоровье ребенка | 10 | 11 |
5 | Ребенок на улице | 11 | 11 |
Итого: | 35 | 35 |
Планируемые результаты освоения программы
К пяти годам в результате освоения программы ребёнок:
«Ребёнок и другие люди»
- имеет представление о том, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения;
- понимает, кто является «своим» и «чужим» среди окружающих; знает, что с что не надо разговаривать с чужим человеком на улице;
- знает, что нельзя открывать дверь незнакомому человеку.
«Ребёнок и природа»
- представления о съедобных и несъедобных грибах;
- знает, что нельзя гладить и брать на руки бездомных животных;
- нельзя дразнить и мучить наших четвероногих соседей.
«Ребёнок дома»
- знает предметы, опасные для жизни и здоровья, пользоваться которыми могут только взрослые;
- знает предметы, которыми нужно пользоваться осторожно.
«Здоровье ребёнка»
- знает о пользе овощей и фруктов для здоровья;
- имеет представление о строении тела человека;
- имеет представление о том, что такое здоровье и болезнь; о том, что врач лечит, помогая побороть болезнь и выздороветь;
- имеет представление о полезных для здоровья продуктах;
- знают о необходимости выполнения гигиенических процедур;
- имеет представление о том, что нужно закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы не болеть;
- знают, что купаться можно только в разрешённых местах и под присмотром взрослого.
«Ребёнок на улице»
- имеет представление о правилах уличного движения: люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на перекрёстках опасно;
- понимает значения сигналов светофора;
- знает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети»;
- различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
- правильно называет элементы дороги; знает правила движения по обочине дороги;
- имеет представление о безопасности игр во дворе (где можно кататься на велосипеде, играть в мяч и т.д.).
К шести годам в результате освоения программы ребёнок:
«Ребёнок и другие люди»
- знает, что опасно доверять незнакомому человеку, нельзя поддаваться на его уговоры, идти с ним куда-либо, садиться в машину;
- имеет представление о том, как вести себя дома, когда остаётся один, знает, что нельзя открывать дверь незнакомому человеку;
- имеет представление о правилах поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице.
«Ребёнок и природа»
- различает и правильно называет съедобные и несъедобные грибы;
- знает, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы, а небрежное и жестокое обращение с ней ухудшает жизнь человека;
- знает, что нельзя гладить и брать на руки бездомных животных, они могут быть агрессивны, больны; их можно и нужно кормить, но трогать и играть с ними опасно;
- знает правила поведения во время грозы.
«Ребёнок дома»
- знает о предметах, опасных для жизни и здоровья, о последствиях неосторожного обращения с такими предметами;
- имеет представление о мерах пожарной безопасности;
- имеет представление о работе милиции.
«Здоровье ребёнка»
- имеет элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах);
- знает о необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов;
- имеет представление о назначении и работе сердца, органов дыхания;
- имеет представление о том, что такое здоровье и болезнь; о необходимости своевременного обращения к врачу;
- понимает, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной;
- имеет представление о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра; чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться;
- имеет представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья;
- знает правила поведения на воде.
«Ребёнок на улице»
- соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения;
- понимает значения сигналов светофора, сигналы регулировщика;
- имеет представление о предупреждающих, указательных, запрещающих дорожных знаках; умеет различать знаки;
- узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
- различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
- знает правила игр во дворе (где можно кататься на велосипеде, играть в мяч и т.д.).
К семи годам в результате освоения программы ребёнок:
«Ребёнок и другие люди»
- знает, как можно защититься в ситуации насильственных действий незнакомого взрослого на улице;
- знает, что нельзя входить в подъезд дома с незнакомым взрослым; нельзя одному входить в подъезд, лифт; знает, как правильно вести себя, если чужой пытается войти в квартиру, при разговоре с незнакомым по телефону;
- умеет сказать «нет» приятелям, пытающимся вовлечь его в опасную ситуацию;
- знает, что доверят можно только близким людям; лучше не вступать в разговор с незнакомцем, нельзя поддаваться на его уговоры, идти с ним куда-либо, садиться в машину.
«Ребёнок и природа»
- различает и правильно называет съедобные ягоды и ядовитые растения; знает, что нельзя трогать незнакомые цветы, кустарники;
- имеет представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению;
- знает правила поведения при контакте с животными.
«Ребёнок дома»
- называет предметы, которыми детям пока нельзя пользоваться. А также предметы, которыми следует пользоваться осторожно;
- имеет представление о том, что опасные предметы должны храниться в специально отведённых местах;
- знает правила поведения при пожаре; имеет представление об истории пожарной службы;
- умеет вызывать «скорую медицинскую помощь»;
- знает, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там.
«Здоровье ребёнка»
- знает о пользе витаминов и их значении для здоровья человека;
- знает, что такое здоровье и болезнь, что необходимо своевременно обращаться к врачу, о важности прививок для профилактики заболеваний;
- имеет представление о назначении и работе пищеварительной системы, о назначении мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела;
- понимает, что здоровье зависит от правильного питания; называет полезные продукты;
- имеет представление о характерных особенностях профессиональной одежды; об основном назначении одежды человека, в зависимости от времени года, его занятий в данное время;
- знает, что для того, чтобы чувствовать себя бодрым и здоровым, нужно соблюдать правильный режим дня;
- имеет представление о видах спорта и пользе занятий ими для здоровья.
«Ребёнок на улице»
- имеет представление о правилах этичного и безопасного поведения в городском транспорте;
- соблюдает элементарные правила поведения на улице, элементарные правила дорожного движения;
- понимает значения сигналов светофора, сигналы регулировщика;
- узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
- различает проезжую часть, тротуар, подзетный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
- знает, где можно кататься на велосипеде, а где нельзя, и какие правила при этом нужно соблюдать
- знает, что если потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не клюбому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.
Литература:
1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
2. Белая К.Ю, Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет.сада. – М.: Просвещение, 2001.
3. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
4. Три сигнала светофора: Дидакт. Игры, сценарии вечеров досуга: Кн. для воспитателя дет.сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова и др. Сост. Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989.
5. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки; Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия формирования представлений о правилах безопасного поведения в общении с незнакомыми людьми детей 5-6 лет
Статья рассказывает о безопасном поведении детей при встрече с незнакомыми людьми....
Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников.
Рабочая программа...
Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников "Ребёнок без опасности"
формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения...
Программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения
для дошкольников...
Педагогическая диагностика по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 4 – 7 лет
Педагогическая диагностика по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 4 -7 лет, которая разработана на основе программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л...
Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения
для средней и старшей группы ДОУ...
- Мне нравится (2)