Методическая разработка по применению здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ "Дорожка здоровья"
методическая разработка
Методическая разработка по профилактике плоскостопия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorozhka_zdorovya.docx | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по применению
здоровьесберегающих технологий в услових ДОУ
«Дорожка здоровья»
Подготовила воспитатель
Совгира М.Г.
Актуальность:
Плоскостопие у детей ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей. Исследования показали, что почти каждый третий ребенок нуждается в коррекции стопы.
Здоровые стопы – правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли.
Правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли – здоровые суставы и мышцы.
Здоровые суставы и мышцы – здоровые внутренние органы.
Плоскостопие – это отсутствие свода стопы, то есть когда подошва касается всей поверхностью пола. Плоскостопие бывает двух видов: врожденное и приобретенное в процессе жизнедеятельности.
Плоскостопие приводит к нарушению работы всего опорно-двигательного аппарата, в том числе и позвоночника.
Чтобы спина малыша не страдала от искривлений, а внутренние органы работали как часы, ребенка нужно уберечь от плоскостопия. Этого можно избежать, если вовремя определить проблему и начать лечение.
Дети, страдающие плоскостопием, быстро устают, не могут долго стоять и ходить, жалуются на боль в ногах, в спине.
Частая причина плоскостопия
- неправильно подобранная обувь.
- слабый связочно-мышечный аппарат стопы.
Основное и самое верное средство лечения и профилактики плоскостопия - специальная гимнастика, укрепляющая мышцы и связки.
Если ребенок занимается такой гимнастикой регулярно, из месяца в месяц, удается не только приостановить уплощение стопы, но даже полностью исправить ее форму.
Дошкольные учреждения призваны поддерживать здоровье деток, стремиться повышать иммунитет и развивать физические способности.
Одним из средств профилактики и коррекции плоскостопия является «Дорожка здоровья».
«Дорожка здоровья» в детском саду предназначена для разнообразного воздействия на детские стопы. Как известно, на них располагается огромное количество активных точек, стимуляция которых позволяет положительно влиять на прохождение различных процессов внутри организма, а также на работу органов и систем.
Стопы являются своеобразной проекцией всех наших органов. Соответственно, оздоровительные массажи этой части тела оптимизируют процессы кровообращения и внутренний обмен веществ, также такое воздействие помогает улучшить иммунитет и активизировать защитные силы организма, оно снимает и усталость, возникшую после физических либо умственных нагрузок, и способствует восстановлению работоспособности.
Регулярное массажное воздействие на стопы помогает ежедневно и совершено без труда улучшать здоровье ребенка. И «Дорожка здоровья» позволяет сделать этот процесс не только полезным, но и весьма увлекательным. Детям такая конструкция будет крайне полезна, ведь она представляет собой не только средство профилактики, но и является замечательным вариантом терапии плоскостопия. Прогулки по такой дорожке являются также закаливающими. Благодаря этому здоровье деток действительно значительно улучшится.
Цель: Способствовать профилактике и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Восполнить нехватку тактильных ощущений у детей;
- Закаливать организм ребенка;
- Развивать чувства равновесия и координацию у дошкольников;
- Проводить профилактику и коррекцию плоскостопия ребенка;
- Формирование правильного свода стопы;
- Улучшение обменных процессов в нижних конечностях;
- Снятие нервного напряжения;
- Повышение иммунитета;
- Формирование правильной осанки и гигиенических навыков;
- Формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- Осознанное овладение движениями, развитие самоконтроля и самоанализа при выполнении физических упражнений;
- Воспитание физических качеств;
- Воспитание доброжелательных отношений со сверстниками в совместной двигательной деятельности.
Интеграция с образовательными областями:
«Физическое развитие»
Формировать представления о значении двигательной активности в жизни
человека;
Развивать умение использовать специальные физические упражнения для
укрепления своих органов и систем;
Расширять представления о правилах и видах закаливания;
Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;
Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость,
ловкость, гибкость;
Формировать потребность в ежедневной двигательной
деятельности;
Совершенствовать координацию движений.
«Речевое развитие»
Развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
Развивать понимание речи и активизировать словарь детей;
Развивать диалоговую речь, умение высказывать своё мнение.
«Познавательное развитие»
Развивать любознательность и познавательную мотивацию;
Развивать мелкую моторику;
Формировать понятие здорового образа жизни, углублять представления о строении тела человека;
Учить устанавливать причинно-следственные связи между здоровьем и здоровым образом жизни.
«Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение
договариваться, помогать друг другу;
Формировать качества: сочувствие, отзывчивость;
Развивать волевые качества: умение сдерживать свои желания, выполнять
установленные нормы поведения, в своих поступках следовать
положительному примеру.
«Художественно-эстетическое развитие»
Формировать интерес к эстетической стороне окружающей
действительности;
Развивать эстетические чувства детей, интерес к творческой деятельности;
Продолжать развивать творческие способности детей: память, воображение,
фантазию.
Сегодня дети очень редко ходят босиком по земле. С раннего детства мы ходим в обуви. И даже ходьба босиком по голому полу, как отмечают ортопеды, скорее вредно для профилактики плоскостопия.
Для предотвращения развития плоскостопия, поверхность, по которой мы ходим босиком, должна быть неровной. Лучше всего – земля, песок или прибрежная галька.
Применение массажных ковриков для профилактики плоскостопия даже лучше природных помощников.
Массажные коврики в «Дорожке здоровья» имеют несколько видов рифленой поверхности и, следовательно, отличаются степенью воздействия на стопы ребенка.
Занятия будут проходить интересно и результативно, если малышам представится возможность регулярно ходить, бегать или делать упражнения по таким «Дорожкам здоровья».
Они обеспечивают глубокий терапевтический эффект и незабываемое удовольствие малышам, великолепный массаж стоп, профилактику различных заболеваний и хорошее настроение.
Ходьба по дорожке может быть: обычной, на носках, на пяточках, на внешней и внутренней стороне стопы, ползание с опорой на руки и стопы, прыжки, бег. Ребенок ставит ноги по-разному, при этом по-разному работают мышцы, а нервные окончания получают различные сигналы и в результате получается тренировка нервно-мышечной системы. К тому же дети приучаются ходить друг за другом в колонне, не толкаться, сдерживать себя. Использовать «Дорожку здоровья» можно не только на занятиях по физкультуре, но и при выполнении гимнастики после сна, при организации дидактических и сюжетно-ролевых игр, игр – драматизаций, для сенсорного развития, счета и т.д.
Эффективнее такой вид закаливания проводить под музыкальное сопровождение, используя мелодии различных темпов. Можно усложнить задачу, и при остановке музыки спрыгивать с дорожки на ровную поверхность пола. Также при ходьбе можно использовать словесные игры-сопровождения, которые способствуют повышенному интересу детей к двигательной активности. Дорожки можно использовать в комплексе, разложив «змейкой», и отправиться в весёлое путешествие, или по отдельности исходя из целей и задач занятия.
В качестве наполняющих предметов применяются самые разные вещи, попавшие под руку. В роли таковых могут выступить песок, деревянные палочки, камушки и галька, пуговицы, губки для посуды, карандаши, крышки от пластиковых бутылок, бусины, колпачки от фломастеров и т.д.
Конструировать «Дорожку здоровья» можно с помощью пластиковых ковриков по типу травка, резиновых ковриков для обуви или душа, вязаных ковриков или паласа. На дорожке можно разместить полотняные мешочки, заполненные крупами, фасолью и горохом.
Дорожки здоровья - приобрели в последнее время огромную популярность: во-первых, они являются хорошим помощником в оздоровительной и профилактической работе (профилактика плоскостопия и осанки); во-вторых, их можно использовать не только в детском саду, но и дома; в-третьих, их можно изготовить своими руками.
Комплекс игровых упражнений на «Дорожке здоровья»
- Игровое упражнение «С камушка на камушек».
Развивает равновесие и координацию движений. Наступая с одного камушка на другой. Ходьба скрестным шагом руки на пояс, в стороны.
- Игровое упражнение «Речка».
Формирует осанку, развивает равновесие, координацию движений. Детям нужно пройти по речке с мешочком «рюкзаком» на голове. Руки на пояс.
- Игровое упражнение «Мостик».
Тонизирует и массирует стопы. Используется разный вид ходьбы.
- Игровое упражнение «Медведи».
Профилактика плоскостопия. Ползание с опорой на ладони и стопы.
- Игровое упражнение «Пчёлки».
Развивает равновесие и координацию движений. Перепрыгивание с цветка на цветок или через цветы.
- Игровое упражнение «Радуга».
Профилактика плоскостопия, осанки, координации движений. Ходьба боком приставными шагами, можно использовать разные виды ходьбы.
- Игровое упражнение «Цапля».
Развивает равновесие и координацию движений. Ходьба с высоким подниманием колен, стойка на одной ноге, руки в стороны, левая нога поднята назад, ходьба.
- Игровое упражнение «Мыши».
Ходьба по коврику на носочках.
На носочках ходят мыши, даже кот их не услышал.
Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите.
- Игровое упражнение «Слон».
Ходьба на внутренней и внешней стороне стопы.
Дин – дон, дин – дон!
По дорожке ходит слон.
- Игровое упражнение «Утки».
Ходьба в приседе, руки на коленях.
Утки крякают, кряхтят,
На зарядку не хотят.
- Игровое упражнение «Зайчик»
Ноги вместе, прыжки на каждый модуль.
Скачет зайчик: скок да скок,
Прыг на коврик-островок.
- Игровое упражнение «По ровненькой дорожке»
Профилактика плоскостопия, осанки
По дорожке мы идем, мы идем.
Прямо голову несем, мы несем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Картотека дыхательной гимнастики»
Методическая разработка предназначена для всех категорий дошкольных работников, родителей....
Статья. Применение здоровьесберегающих технологий в условиях детского сада.
Применение здоровьесберегающих технологий в условиях детского сада....
"Практика применения здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС в средней группе детского сада"
Данная методическая разработка несет задачу формирования основ здорового образа жизни. в ходе образовательной деятельности. Разработана для детей средней группе детского сада....
"Практика применения здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС в средней группе детского сада"
Спортивный праздник «Главное вместе! Главное дружно!» для старшей группы детского сада. Задачи:Создать положительный эмоциональный настрой.Развивать у детей выносливость, силу, л...
Применение здоровьесберегающих технологи в условиях дошкольной организации
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Перед детским садом остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движен...
Методическая разработка "Применение здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС"
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются разли...
Консультация для педагогов "Применение здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольной образовательной организации"
Консультация для педагогов "Применение здоровьесберегающих технологий в условиях ДОО"...