Методическая разработка по применению здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ "Дорожка здоровья"
методическая разработка

Совгира Марина Геннадиевна

Методическая разработка по профилактике плоскостопия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorozhka_zdorovya.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

       Методическая разработка по применению

здоровьесберегающих технологий в услових ДОУ

                        «Дорожка здоровья»

                                                Подготовила воспитатель

                                                        Совгира М.Г.

                                                

Актуальность:

Плоскостопие у детей ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей. Исследования показали, что почти каждый третий ребенок нуждается в коррекции стопы.
          Здоровые стопы – правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли.
          Правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли – здоровые суставы и мышцы.
          Здоровые суставы и мышцы – здоровые внутренние органы.
          Плоскостопие – это отсутствие свода стопы, то есть когда подошва касается всей поверхностью пола. Плоскостопие бывает двух видов: врожденное и приобретенное в процессе жизнедеятельности.
Плоскостопие приводит к нарушению работы всего опорно-двигательного аппарата, в том числе и позвоночника.
         Чтобы спина малыша не страдала от искривлений, а внутренние органы работали как часы, ребенка нужно уберечь от плоскостопия. Этого можно избежать, если вовремя определить проблему и начать лечение.
         Дети, страдающие плоскостопием, быстро устают, не могут долго стоять и ходить, жалуются на боль в ногах, в спине.
Частая причина плоскостопия
- неправильно подобранная обувь.
- слабый связочно-мышечный аппарат стопы.
           Основное и самое верное средство лечения и профилактики плоскостопия - специальная гимнастика, укрепляющая мышцы и связки.
Если ребенок занимается такой гимнастикой регулярно, из месяца в месяц, удается не только приостановить уплощение стопы, но даже полностью исправить ее форму.
            Дошкольные учреждения призваны поддерживать здоровье деток, стремиться повышать иммунитет и развивать физические способности.

          Одним из средств профилактики и коррекции плоскостопия является «Дорожка здоровья». 
          «Дорожка здоровья» в детском саду предназначена для разнообразного воздействия на детские стопы. Как известно, на них располагается огромное количество активных точек, стимуляция которых позволяет положительно влиять на прохождение различных процессов внутри организма, а также на работу органов и систем.
           Стопы являются своеобразной проекцией всех наших органов. Соответственно, оздоровительные массажи этой части тела оптимизируют процессы кровообращения и внутренний обмен веществ, также такое воздействие помогает улучшить иммунитет и активизировать защитные силы организма, оно снимает и усталость, возникшую после физических либо умственных нагрузок, и способствует восстановлению работоспособности.

           Регулярное массажное воздействие на стопы помогает ежедневно и совершено без труда улучшать здоровье ребенка. И «Дорожка здоровья» позволяет сделать этот процесс не только полезным, но и весьма увлекательным. Детям такая конструкция будет крайне полезна, ведь она представляет собой не только средство профилактики, но и является замечательным вариантом терапии плоскостопия. Прогулки по такой дорожке являются также закаливающими. Благодаря этому здоровье деток действительно значительно улучшится. 

Цель: Способствовать профилактике и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Восполнить нехватку тактильных ощущений у детей;
  • Закаливать организм ребенка;
  • Развивать чувства равновесия и координацию у дошкольников;
  • Проводить профилактику и коррекцию плоскостопия ребенка;
  • Формирование правильного свода стопы;
  • Улучшение обменных процессов в нижних конечностях;
  • Снятие нервного напряжения;
  • Повышение иммунитета;
  • Формирование правильной осанки и гигиенических навыков;
  • Формирование двигательных умений и навыков ребенка в             соответствии с его индивидуальными особенностями;
  • Осознанное овладение движениями, развитие самоконтроля и самоанализа при выполнении физических упражнений;
  •  Воспитание физических качеств;
  •  Воспитание доброжелательных отношений со сверстниками в совместной двигательной деятельности.

Интеграция с образовательными областями:

«Физическое развитие» 

Формировать представления о значении двигательной активности в жизни

человека;

Развивать умение использовать специальные физические упражнения для

укрепления своих органов и систем;

 Расширять представления о правилах и видах закаливания;

 Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;

 Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость,

ловкость, гибкость;

Формировать потребность в ежедневной двигательной

деятельности;

Совершенствовать координацию движений.

«Речевое развитие»

 Развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

 Развивать понимание речи и активизировать словарь детей;

 Развивать диалоговую речь, умение высказывать своё мнение.

«Познавательное развитие»

 Развивать любознательность и познавательную мотивацию;

 Развивать мелкую моторику;

 Формировать понятие здорового образа жизни, углублять представления о строении тела человека;

 Учить устанавливать причинно-следственные связи между здоровьем и здоровым образом жизни.

«Социально-коммуникативное развитие»

 Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение

договариваться, помогать друг другу;

 Формировать качества: сочувствие, отзывчивость;

 Развивать волевые качества: умение сдерживать свои желания, выполнять

установленные нормы поведения, в своих поступках следовать

положительному примеру.

«Художественно-эстетическое развитие»

 Формировать интерес к эстетической стороне окружающей

     действительности;

 Развивать эстетические чувства детей, интерес к творческой деятельности;

 Продолжать развивать творческие способности детей: память, воображение,

фантазию.

Сегодня дети очень редко ходят босиком по земле. С раннего детства мы ходим в обуви. И даже ходьба босиком по голому полу, как отмечают ортопеды, скорее вредно для профилактики плоскостопия.
Для предотвращения развития плоскостопия, поверхность, по которой мы ходим босиком, должна быть неровной. Лучше всего – земля, песок или прибрежная галька.

Применение массажных ковриков для профилактики плоскостопия даже лучше природных помощников.

 Массажные коврики в «Дорожке здоровья» имеют несколько видов рифленой поверхности и, следовательно, отличаются степенью воздействия на стопы ребенка.

Занятия будут проходить интересно и результативно, если малышам представится возможность регулярно ходить, бегать или делать упражнения по таким «Дорожкам здоровья».
Они обеспечивают глубокий терапевтический эффект и незабываемое удовольствие малышам, великолепный массаж стоп, профилактику различных заболеваний и хорошее настроение.

Ходьба по дорожке может быть: обычной, на носках, на пяточках, на внешней и внутренней стороне стопы, ползание с опорой на руки и стопы, прыжки, бег. Ребенок ставит ноги по-разному, при этом по-разному работают мышцы, а нервные окончания получают различные сигналы и в результате получается тренировка нервно-мышечной системы. К тому же дети приучаются ходить друг за другом в колонне, не толкаться, сдерживать себя. Использовать «Дорожку здоровья» можно не только на занятиях по физкультуре, но и при выполнении гимнастики после сна, при организации дидактических и сюжетно-ролевых игр, игр – драматизаций, для сенсорного развития, счета и т.д.

Эффективнее такой вид закаливания проводить под музыкальное сопровождение, используя мелодии различных темпов. Можно усложнить задачу, и при остановке музыки спрыгивать с дорожки на ровную поверхность пола. Также при ходьбе можно использовать словесные игры-сопровождения, которые способствуют повышенному интересу детей к двигательной активности. Дорожки можно использовать в комплексе, разложив «змейкой», и отправиться в весёлое путешествие, или по отдельности исходя из целей и задач занятия.

           

         В качестве наполняющих предметов применяются самые разные вещи, попавшие под руку. В роли таковых могут выступить песок, деревянные палочки, камушки и галька, пуговицы, губки для посуды, карандаши, крышки от пластиковых бутылок, бусины, колпачки от фломастеров и т.д.
Конструировать «Дорожку здоровья» можно с помощью пластиковых ковриков по типу травка, резиновых ковриков для обуви или душа, вязаных ковриков или паласа. На дорожке можно разместить полотняные мешочки, заполненные крупами, фасолью и горохом.

Дорожки здоровья - приобрели в последнее время огромную популярность: во-первых, они являются хорошим помощником в оздоровительной и профилактической работе (профилактика плоскостопия и осанки);                    во-вторых, их можно использовать не только в детском саду, но и дома;         в-третьих, их можно изготовить своими руками.

Комплекс игровых упражнений на «Дорожке здоровья»

  1. Игровое упражнение «С камушка на камушек».

Развивает равновесие и координацию движений. Наступая с одного камушка на другой. Ходьба скрестным шагом руки на пояс, в стороны.

  1. Игровое упражнение «Речка».

Формирует осанку, развивает равновесие, координацию движений. Детям нужно пройти по речке с мешочком «рюкзаком» на голове. Руки на пояс.

  1. Игровое упражнение «Мостик».

 Тонизирует и массирует стопы. Используется разный вид ходьбы.

  1. Игровое упражнение «Медведи».

Профилактика плоскостопия. Ползание с опорой на ладони и стопы.

  1. Игровое упражнение «Пчёлки».

 Развивает равновесие и координацию движений. Перепрыгивание с цветка на цветок или через цветы.

  1. Игровое упражнение «Радуга».

 Профилактика плоскостопия, осанки, координации движений. Ходьба боком приставными шагами, можно использовать разные виды ходьбы.

  1. Игровое упражнение «Цапля».

Развивает равновесие и координацию движений. Ходьба с высоким     подниманием колен, стойка на одной ноге, руки в стороны, левая нога поднята назад, ходьба.

  1. Игровое упражнение «Мыши».

Ходьба по коврику на носочках.

                  На носочках ходят мыши, даже кот их не услышал.

                  Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите.

  1. Игровое упражнение «Слон».

Ходьба на внутренней и внешней стороне стопы.

                              Дин – дон, дин – дон!

                              По дорожке ходит слон.

  1. Игровое упражнение «Утки».

Ходьба в приседе, руки на коленях.

                                Утки крякают, кряхтят,

                                На зарядку не хотят.

  1. Игровое упражнение «Зайчик»

 Ноги вместе, прыжки на каждый модуль.

                                Скачет зайчик: скок да скок,

                                Прыг на коврик-островок.

  1. Игровое упражнение «По ровненькой дорожке»

Профилактика плоскостопия, осанки

                                 По дорожке мы идем, мы идем.

                                 Прямо голову несем, мы несем.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Применение здоровьесберегающих технологий в условиях детского сада.

Применение  здоровьесберегающих технологий  в условиях детского сада....

"Практика применения здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС в средней группе детского сада"

Данная методическая разработка несет задачу формирования основ здорового образа жизни. в ходе образовательной деятельности. Разработана для детей средней группе детского сада....

"Практика применения здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС в средней группе детского сада"

Спортивный праздник «Главное вместе! Главное дружно!» для старшей группы детского сада. Задачи:Создать положительный эмоциональный настрой.Развивать у детей выносливость, силу, л...

Применение здоровьесберегающих технологи в условиях дошкольной организации

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Перед детским садом остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движен...

Методическая разработка "Применение здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС"

         Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются разли...

Консультация для педагогов "Применение здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольной образовательной организации"

Консультация для педагогов "Применение здоровьесберегающих технологий в условиях ДОО"...