Оздоровительная гимнастика с элементами йоги для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Оздоровительная гимнастика с элементами йоги
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила: инструктор по плаванию
МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30
города Железногорска Курской области
Слепнева Татьяна Николаевна
Нововведения в системе современного физического воспитания связи с принятием ФГОС ДО и законе образование, позволяем ДОУ самостоятельно разрабатывать дополнительные общеобразовательные программы в сфере физической культуры.
Роль физического воспитания в современном дошкольном образовании становится все более значительной и актуальной, поскольку гармоничное развитие ребенка невозможно представить без комплексного подхода в формировании основ его здоровья. В процессе развития ребенка наиболее важна его двигательная активность.
Двигательная активность – это биологическая потребность ребенка в движении, ее необходимо удовлетворять, чтобы избежать гиподинамии. Двигательная активность дошкольников связана с интеллектуальной деятельностью. Развитие, обретаемое в движении, касается не только двигательного аппарата, его мышц, связок, костей, движения способствуют развитию всех областей головного мозга, а также умственных способностей ребенка. Теоретическим обоснованием важнейшей роли двигательной активности в жизнедеятельности человека занимались и занимаются многие ученые: А. А. Ухтомский, В. Н. Шебеко, Г. А. Хухлаева и др. Их исследования доказывают, что двигательная активность действительно влияет на полноценное физическое развитие ребенка.
Но реальность современной жизни такова, что у детей дошкольного возраста заметно снижается двигательная активность, что приводит к проблемам: с осанкой, плоскостопием, дыхательной системой, нервной системой, сердечно сосудистой системой и другим проблем со здоровьем. Следовательно, физкультура для здоровья ребенка в нынешних условиях приобретает важную значимость.
В целях укрепления и сохранения здоровья детей в нашем дошкольном учреждении применяются различные здоровьесберегающие технологии и методики. Так мною было принято разработать программу и организовать кружок оздоровительной гимнастики с элементами йоги.
Почему именно я выбрала кружок с элементами йоги. Гимнастика с элементами йоги доступна детям дошкольного возраста. В различие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в оздоровительной гимнастике, внимание уделяется статическому удержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой. Также йога помогает укрепить здоровья ребёнка в период развития. Детская йога улучшает работу внутренних органов, развивает гибкость, выносливость, силу, координацию. Занятия йогой укрепят мышцы спины и помогут ребёнку улучшить осанку. Йога формирует у детей уравновешенность и внимательность. Если ребёнок отличается гиперактивностью, то йога поможет ему научиться управлять своими эмоциями и телом. А если малыш тихий и пассивный, занятия йогой научат его проявлять инициативу и стать более решительным, уверенным в своих силах — она поможет ребёнку поднять самооценку, научит справляться со стрессами. Как правило, дети, посетив несколько занятий, продолжают практиковать йогу с удовольствием!
Цель данного кружка - развитие физических качеств у детей 5-7 лет через оздоровительную гимнастику с элементами йоги.
Задачи:
Оздоровительные задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, воздушного закаливания;
- формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
Образовательные задачи:
- ознакомление детей с терминами: физические качества; выносливость, равновесие, гибкость, сила;
- формирование физических двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- расширение кругозора, уточнение представлений о своём теле, уважительное отношение к физической культуре, создание положительной основы для формирования привычки к здоровому образу жизни.
Воспитательные задачи:
- воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.
Особенность оздоровительной гимнастики с использованием элементов йоги состоит в целостности, упорядоченности и гармоничности происходящих при этом в организме адаптационных изменений. Новизна кружка заключается том, что в процессе выполнения упражнений у детей формируется и совершенствуется система функциональных резервов, повышается способность организма к мобилизации его возможностей, развиваются внутренние ресурсы организма, повышается его стрессоустойчивость. Это в целом способствует сохранению и укреплению не только физического, но и психологического здоровья детей.
Для разработки кружка основой являются работы таких авторов как: Т.Н.Дороновой, Н. В. Полтавцевой, Н. А. Гордовой, Д .В. Хухлаевой, В. А. Доскина, Л.Г. Голубевой. В практической реализации задач программа опирается на методические пособия Л. И. Латохиной, Л.Орловой, Н.Правдиной, А.Липень, Т.П.Игнатьевой. Развитие физических качеств осуществляется в ходе решения поставленных задач.
Принципы построения кружковой работы строиться на :
- системность – педагогическое воздействие выстроено в систему специальных занятий, упражнений и заданий;
- преемственность – каждый следующий этап базируется на сформированных навыках и, в свою очередь, формирует “зону ближайшего развития”;
- возрастное соответствие – предлагаемые игры и упражнения учитывают возрастные возможности детей данного возраста;
- деятельностный принцип – задачи развития физических качеств достигаются через игровую деятельность;
- здоровьесберегающий принцип – обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.
Занятия проводятся групповым способом (10- 15 детей), 1 раза в неделю. В процессе занятий с детьми проводятся предварительные беседы и рассматривание иллюстраций о здоровом образе жизни.
Занятия ведутся с дошкольниками 5-7 лет, без ограничений по группе здоровья, имеющие разный уровень развития физических качеств; отклонения в эмоционально-волевой сфере; трудно адаптируемые. Кружок носит также развивающий характер. Продолжительность занятия с детьми шестого года жизни – 30 минут, с детьми седьмого года жизни – 35 минут.
Подробнее рассмотрим структуру занятия.
Вводная часть длиться 5-7 минут в нее входит. Беседа с детьми, где мы узнаем у ребенка о его самочувствий, настроений. Далее мы настраиваемся на работу с помощью дыхательных гимнастик. Также обязательно в водную часть входит суставная гимнастика. Суставная гимнастика –это упражнения направленные на проработку мелких групп мышц и суставов. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, то есть суставов и мышц ладони, стопы, шеи и головы. Упражнения начинаются в положении сидя, в дальнейшем выполняют стоя или во время ходьбы по кругу.
Основная часть состоит из нескольких блоков, и длиться 15-20 минут. В начале дети переходят к выполнению комплексу асан – 6-10 основных поз, обучаются новым упражнениям, закрепляют известные. Асана - это статичные положения тела, психофизиологическое упражнение, направленное на достижение силы, выносливости в выполнении упражнения.
Далее идет силовой блок. Где дети выполняют 3-4 асаны на укрепление основных групп мышц, в том числе: мышц живота; мышц спины путем наклона вперед; укрепления мышц ног; развития стоп; развития плечевого пояса; равновесие.
Также в основную часть входят дыхательные упражнения, самоомассаж, и гимнастика для глаз. Основная часть занятия заканчивается «Шавасоной» - поза полного расслабления под музыкальное сопровождение. В йоге считается , что кратковременный отдых после каждого упражнения и длительный отдых в конце комплекса очень важны. Поза полного расслабления считается одной из самых полезных для восстановления и укрепления как физической формы, так и психического состояния.
Заключительная часть занимает у на 3-5 минут. В нем мы постепенный перевод организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности. Подвижные игры, направленные на активизацию действий детей, развитие их внимания. Подводим итоги отмечаются маленькие победы детей и беседуем о здоровом образе жизни.
Таким образом, гимнастика с элементами йоги – это полноценная гимнастика, развивающая и укрепляющая все мышцы тела, прекрасное средство борьбы с нарушением осанки и способ стать гибким. Соединения движения и дыхание в процессе выполнения поз является дополнительным средством оздоровления организма. Релаксация в конце занятия помогает открыть детям удовольствие от покоя тишины. Также она дает возможность для безграничной фантазии ребенка, поэтому на занятиях невозможно заскучать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/02/picture-82257.jpg)
Рабочая программа по дополнительному образованию «Оздоровительная гимнастика с элементами стретчинга для детей старшего дошкольного возраста».
В программе представлены различные здоровьезберегающие технологии: Коммуникативные игры; суставная гимнастика; стретчинг; подвижные игры; точечный самомассаж; дыхательные упражнени...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/28/picture-88580.jpg)
"Комплексы игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста"
Комплексы игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/02/picture-306847-1380695298.jpg)
Комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста
Здоровье - это ежедневное занятие физкультурой....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/23/picture-267161-1371957523.jpg)
Комплексы игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста
От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательная гимнастика играет огромную роль в закаливании и оздоровлении детей, и важно к решению этой задачи ...
Комплексы игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста
Бодрящая гимнастика. Еще одним элементом, относящимся к комплексу мер, направленных на сохранение и стимулирование здоровья, являются упражнения, которые выполняются после дневного сна. Мы делае...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/06/picture-1090264-1544084549.jpg)
Оздоровительная гимнастика с элементами йоги для детей старшего дошкольного возраста
В целях укрепления и сохранения здоровья детей в нашем дошкольном учреждении педагогическим советом было принято организовать секцию оздоровительной гимнастики с элементами йоги....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/30/picture-610305-1427714859.jpg)
Физкультурно-оздоровительный досуг с элементами здоровьясбережения для детей старшего дошкольного возраста
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ДОСУГ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«Мы растём здоровыми, сильными, весёлыми!»Задачи: Повторить правила...