Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОО»
план-конспект занятия
Семинар-практикум " Здоровьесберагающие технологии в педагогическом процессе ДОО" предназначен для воспитателей и старших воспитателей ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_office_word.docx | 0 байтов |
seminar-praktikum_office_word.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОО»
Форма проведения: практико-ориентировачная игра.
Цель: систематизация знаний педагогов о здоровьесберегающих технологиях и оздоровлении детей в ДОУ.
Оборудование и материалы: мультимедиа, мольберт, модели (планета «Земля», «три кита»), карточки с заданиями.
Предварительная работа:
- подготовка мультимедийной презентации по теме семинара.
I. Вступительное слово
«Здоровье дороже богатства» – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью...
А как относитесь к своему здоровью вы, уважаемые коллеги? Продолжите, пожалуйста, фразу: «Путь к здоровью – это…» (блиц опрос педагогов)
Мы уточнили, что путь к здоровью - это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное то, что зависит, прежде всего, от нас самих.
По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %, наследственности принадлежит 18 %, условиям среды – 20 %, а самый большой вклад – 50-52 % - это образ жизни. Если считать, что здравоохранение наше само по себе больно, а ситуация с окружающей средой у нас по меньшей мере неблагоприятна, то «контрольный пакет акций» - вот эти самые 50-52 % - в наших руках.
II. Основная часть
А как Вы думаете: «Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровым?»
Участники игры раскрывают проблему с нескольких позиций:
«Администрация» - несвоевременный контроль;
«Воспитатели» - нарушение двигательного режима; недостаточное количество спортивного оборудования в группе; слабый учёт индивидуального развития ребёнка при распределении спортивных нагрузок; недостаточное использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе с детьми.
«Родители» - недостаток времени и знаний о здоровьесбережении, неправильное питание;
«Специалисты» - недостаточно углубленная работа по укреплению здоровья детей; слабая пропаганда ЗОЖ.
Как выяснилось, все эти причины являются весьма объективными. И решить их можно только осуществляя комплексную системную оздоровительную работу с детьми, педагогами и родителями ДОУ. Однако любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться. Оснований для модернизации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ достаточно много. Одно из главных – рост заболеваемости детей. Однако переломить эту негативную тенденцию возможно. Один из путей – обеспечить здоровьесберегающую и оздоровительную направленность образовательного процесса в детском саду. Попробуем разобраться, что для этого необходимо?
Представим здоровье ребёнка в виде чудесной планеты, которую мы должны беречь, охранять от всех напастей и невзгод (Выставляется модель). Попробуйте определить, на каких «трёх китах» держится жизнь и здоровье ребёнка? (выставляется модель «ТРИ кита»).
Для того чтобы обеспечить ребёнку крепкое здоровье, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние опорно-двигательного аппарата и т.д. Однако, как утверждают в своих исследованиях Вера Григорьевна Алямовская, Юрий Фёдорович Змановский главные «киты», на которых держится жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма (на моделях «китов» прикрепляются опознавательные значки, обозначающие: «сердечко» - сердечно-сосудистую систему, «облачко» - дыхательную систему, «цветочек» - иммунную систему).
Посудите сами, без пищи человек может прожить какое-то время. И даже имея самые серьёзные нарушения в опорно-двигательном аппарате, будучи прикованным к инвалидному креслу, человек всё-таки живёт. А если нарушится деятельность сердца или лёгкие перестанут усваивать кислород, а самый простейший вирус, попав в организм, не встретит там преграды в виде иммунной системы, я думаю не нужно быть медиком, чтобы сделать вывод к чему это приведёт. Поэтому так важны эти самые «КИТЫ», поддерживающие здоровье ребёнка.
Основным же средством развития сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной системы являются движения. Может показаться, что всё это для нас не ново. Но вот знаем ли мы, каким движениям следует отдавать предпочтение именно в дошкольном возрасте, какие условия должны быть соблюдены в первую очередь, чтобы обеспечить им оздоровительную направленность?
Развитие сердечно-сосудистой системы совершенствуют так называемые циклические движения, при которых повторяется одно и то же действие, позволяющее чередовать расслабление и напряжение мышц. Назовите их, пожалуйста? (ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, прыжки и т.д.).
Как вы считаете, какой из перечисленных видов движений наиболее благоприятно сказывается на работе сердечно-сосудистой системы ребёнка? (бег) Древнегреческие мудрецы говорили: «Хочешь быть здоровым – бегай! Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть умным – бегай!» (пословица выставляется под первым «китом»).
Бег – естественное движение, привычное для детей с раннего возраста. Задача воспитателя разнообразить задания по бегу, для того, чтобы у детей не снижался интерес к этому виду движений.
-Назовите виды бега, используемые при работе с дошкольниками. Педагоги называют: бег в одиночку (обычный, на носках, широким шагом, с высоким подниманием колен и др.), бег в различных построениях (в колонне по одному, по два, врассыпную), в разных направлениях (вперед, по кругу, змейкой и др.), с изменением темпа, (с ускорением, на скорость), с дополнительными заданиями и т.д. Именно циклические виды движений (бег, ходьба, прыжки) наиболее естественны для ребёнка дошкольника. Объём двигательной активности у детей 5 лет составляет 13000-14000 движений, 6 лет-14500-15000, 7 лет -15500-17500. Поэтому первое утверждение, на которое должна ориентироваться система физического воспитания в детском саду звучит так: при проведении физкультурного занятия в детском саду две трети движений, составляющих его структуру, должны быть циклического характера.
Так как наша встреча посвящена укреплению здоровья детей и здоровьюсбережению, давайте в качестве разминки продемонстрируем следующие здоровьесберегающие технологии, используемые вами в работе (каждая команда получает задание с карточкой):
1. Комплекс упражнений для профилактики сколиоза.
2. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.
3. Комплекс упражнений для профилактики нарушения зрения.
Развитие дыхательной системы, сущность деятельности которой заключается в усвоении организмом кислорода из воздуха, также напрямую связано с движением. Как показали исследования, способность организма усваивать кислород из воздуха повышается при регулярных физических упражнениях, но…только на свежем воздухе!
Напомните мне, пожалуйста, какова ежедневная продолжительность прогулки детей дошкольного возраста? (ответы педагогов) Поэтому под вторым «китом» мы поместим фразу: «Прогулка ребёнка-дошкольника должна составлять 4 – 4,5 часов в день».
Прогулка в детском саду должна быть интересной, увлекательной, насыщенной разнообразной двигательной активностью.
Назовите виды двигательной активности детей на прогулке.
Педагоги озвучивают виды активности, ведущий записывает их и закрепляет под фразой (подвижные игры, спортивные игры и упражнения, индивидуальная работа над ОВД, самостоятельная двигательная активность и т.д.).
Из всего сказанного вытекает второе утверждение, позволяющее обеспечить оздоровительную и здоровьесберегающую направленность педагогического процесса с детьми: повышение резервов дыхательной системы ребёнка происходит за счёт регулярной двигательной активности на свежем воздухе.
Предлагаю каждой команде выполнить задание:
1.Показать комплекс дыхательной гимнастики.
2.Показать точечный массаж.
3.Показать комплекс гимнастики после сна.
А сейчас поговорим о третьем «ките», на котором держится здоровье, - об иммунной системе. Система иммунобиологической защиты достаточно сложная, но и она связана с движением. Это движения особого рода. Они происходят благодаря деятельности терморегуляционного аппарата. При смене температуры внешней среды кровь от внутренних органов то приливает кожным покровам, то вновь поступает к внутренним органам. Это движение внутри организма, движение на клеточном уровне. Как показали исследования, с включением терморегуляционного аппарата автоматически включает систему иммунной защиты. Закаливающее воздействие на организм ребёнка оказывают природные факторы. Назовите их, пожалуйста! (Ответы педагогов) Правильно, не зря говорят: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (поговорка прикрепляется под третьим «КИТОМ»).
В своей работе вы используете разнообразные здоровьесберегающие технологии, свой комплекс закаливающих мероприятий, универсальных, эффективных и доступных для детей дошкольного возраста. Однако при их проведении всегда нужно соблюдать определённые правила. Давайте озвучим правила, регулирующие проведение закаливающих мероприятий.
Педагоги называют: постепенность, учёт состояния здоровья и индивидуальных особенностей ребёнка, системность, эмоциональная и физическая привлекательность для ребёнка.
Из всего сказанного можно сделать ещё один вывод: органичное сочетание закаливающих процедур и здоровьесберегающих технологий в ДОУ способствует совершенствованию системы иммунной защиты ребёнка.
Каждой из команд предлагается следующее задание:
1.Дать определение понятию «здоровьесберегающие технологии».
2.Перечислить здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ.
3. Перечислить технологии обучения дошкольников здоровому образу жизни.
III. Заключительная часть.
Уважаемые педагоги, мы с вами определили три утверждения, на которых в первую очередь должна ориентироваться система физического воспитания, оздоровления и здоровьесбережения детей в ДОУ:
1.При проведении физкультурного занятия в детском саду две трети движений, составляющих его структуру, должны быть циклического характера.
2.Повышение резервов дыхательной системы ребёнка происходит за счёт регулярной двигательной активности на свежем воздухе.
3.Органичное сочетание всех здоровьесберегающих технологий в ДОУ способствует совершенствованию системы иммунной защиты ребёнка.
Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость.
Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.
Список литературы:
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. - №2. - С. 21 – 28.
2. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. 2-е изд., доп., перераб. -М.: Физкультура и спорт, 1990. - 202 с.
3. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера., 2008. - 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум Тема: Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, их роль в сохранении и укреплении здоровья ребенка.
Состояние здоровья детей вызывает серьезную озабоченность в государстве и обществе, что подтверждено Приказом МИНОБРНАУКИ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждени...
Презентация к семинару - практикуму "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми".
В презентации раскрывается цель и виды здоровьесберегающих технологий....
Конспект педагогического совета "Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ"
Разговор о здоровьесбережении в дошкольных образовательных учреждениях ведётся давно. Но ни администрация, ни педагоги не устают обсуждать эту тему в поиске оптимальной модели создания здоровьес...
Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения"
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения...
Семинар- практикум «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»
- Здравствуйте! – говорим мы друг другу при встрече, не задумываясь, что это не просто приветствие, а пожелание здоровья. Ведь здоровье – это и есть сокровище, самое ценное в нашей жизни. Говорят: "З...
Семинар-практикум Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения...
Семинар-практикум: «Инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ».
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Сегодня проблема сохранения здоровья граждан России по праву с...