Семинар-практикум: «Инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ».
учебно-методический материал

Ниценко Евгения Викторовна

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Сегодня проблема сохранения здоровья граждан России по праву стала одним из приоритетов государственной социальной стратегии. Здоровье нации предопределяется здоровьем подрастающего поколения. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа с педагогами.23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум: «Инновационные здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ».

Цель: передача опыта использованием здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ.

 Задачи:

1. Усовершенствовать знания и навыки педагогов о здоровьесберегающих технологиях.

2. Вызвать интерес к инновационным здоровьесберегающим технологиям, повысить профессиональную компетентность педагогов. 

3. Создать условия для включения всех участников в активную деятельность.

4. Создать позитивный эмоциональный настрой.

 I БЛОК (ТЕОЕТИЧЕСКИЙ)

     Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития

представляют все новые, более высокие требования к человеку и его

здоровью.

      Сегодня проблема сохранения здоровья граждан России по праву стала одним из приоритетов государственной социальной стратегии. Здоровье нации предопределяется здоровьем подрастающего поколения. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст.51), Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указами Президента России: «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ». Поэтому вопросами сохранения здоровья подрастающего поколения занимаются и врачи, и семья, и педагоги.

       От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".

"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" —

так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в современном мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

      Современный человек не имеет права считать себя образованным, не

освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего,

умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.

      Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние

оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального

тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду

являются формирование у них представлений о здоровье как одной из

главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги

должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только

полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых

лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за

него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по

сохранению физического, психического и социального благополучия

ребенка.

      Каждое образовательное учреждение призвано выполнять свои

образовательно-развивающие задачи, определять свою стратегию сохранения

здоровья, выбирать инновационные технологии. Все это позволяет

целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании

социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношения

каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью.

      Одним из главных условий успешности работы в этом направлении

является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в детском

саду, обеспечение его управляемости. Управление целесообразно строить на

основе выстраивания алгоритмов на всех уровнях: индивидуальном,

групповом, на уровне ДОУ и образовательного социума, которые позволят

своевременно разрабатывать систему мер, способных влиять на состояние

здоровья ребенка в условиях ДОУ.

      Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

  1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств — технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
  2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
  3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
  4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
  5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
  6. обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

  • Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
  • Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
  • Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

На практике используют следующие здоровьсберегающие технологии:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья

- технологии обучения здоровому образу жизни

- коррекционные технологии

II БЛОК (ПРАКТИЧЕСКИЙ)

1. Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

2. Одной из инновационных здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих психологическое здоровье дошкольника, является сказкотерапия. Технология считается эффективной в работе с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения, т.к. восприятие сказки дошкольником - специфическая деятельность ребенка, обладающая невероятно притягательной силой, позволяющая ему свободно мечтать и фантазировать.

3. Психогимнастика – относится к инновационным здоровьесберегающим

технологиям, которые используются в детском саду для развития

эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья.

Цель психогимнастики заключается в следующем:

проведение психофизической разрядки;

развитие познавательных психических процессов;

нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-

психическими расстройствами;

коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий,

которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в

неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех

этапов, которые предполагают разыгрывание:

этюдов с использованием мимики и пантомимы;

этюдов на изображение эмоций или качеств характера;

этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия

проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые

действия, которые им захочется.

Упражнения на развитие выразительности мимики и жестикуляции:

- Игра «Пиктограмма»

Педагог (ребенок) берет одну из пиктограмм и изображает ту эмоцию, которую символизирует пиктограмма. Остальные взрослые (дети) должны угадать, какую эмоцию он показывает. Если педагог (ребенок) хорошо показал данное эмоциональное состояние, то ему вручается соответствующая пиктограмма. Затем очередь переходит к следующему участнику.

Упражнение «Прогулка в лес»

Ведущий (педагог) читает текст, педагоги (дети) выполняют соответствующие движения.

- Перешагиваем через высокую траву (ходьба с высоким подниманием колен).

- Перепрыгиваем через лужу (прыжки на 2 ногах).

- Посмотрите. Какая красота! Выразим восхищение: О-о-о!

- Прислушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок (легкий выдох с округлением губ, имитация сильного ветра и ветра во время бури).

- Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, подосиновик нашли (дети наклоняются вниз).

- Теперь пойдем домой. Снова шагаем через высокую траву (ходьба с высоким подниманием колен). Бежим по узкой тропинке (бег на месте). Мы дома.

4. В настоящее время практически у 80% жителей нашей планеты лучше развита левая половина мозга. Да и наше образование ориентировано на изучение языка, математики, анализа, логики, то есть нацелено на обучение «левого мозга». Искусство же, музыку, творчество, развитие воображения (за это ответственен «правый мозг») мы практически игнорируем. При таком подходе весь мир занят развитием левой половины мозга ребенка, а правая не только «отдыхает», но и из-за «бездействия» чахнет.

      Специальные кинезиологические упражнения обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом, улучшают мыслительную деятельность ребенка, помогают выдерживать нагрузки, проявлять волевые качества.

      Вся работа строится на связи трех элементов: мозга, тела и эмоций. Применение данной методики развивает тело, позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, зрительно-моторную координацию, формирует пространственную ориентировку, развивает мелкую и крупную моторику, позволяет снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю. Кинезиологические методы это и растяжки и глазомерные и дыхательные и моторика и массаж.

Я приведу примеры некоторых упражнений, но все они направлены на на движению право-лево, коснуться правого колена левым локтём, рисовать двумя руками. Смысл кинезеологии стимуляция всех частей тела и работа обеих полушарий головного мозга. Проведём простое упражнение «Лягушка» «Кулак-ребро-ладонь». Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет движения вместе с взрослым, затем по памяти в течение восьми - десяти повторений моторной программы.  Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками.

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладошка,

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

«Лезгинка». Цель-развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук (шесть-восемь раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений. Кисть мы в кулачок сжимаем, А другую разжимаем, А потом их поменяем. И лезгинку начинаем.

III БЛОК (заключительный)

В заключение нашей встречи, хочу рассказать Вам притчу. А вы подумайте – какой в ней смысл.

"Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.

— Слепи мне Счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. "

Смысл ясен – все в наших руках, и наше здоровье тоже. Берегите себя и будьте здоровы.

       А сейчас я предлагаю изобразить эмоции

ю, которую вы сейчас испытываете, а я пытаюсь угадать…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ

В Законе " Об образовании в Российской Федерации" одной из задач ( статья 41) является организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физическо...

Семинар практикум для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ»

Цель: использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья детей....

Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО

Современные инновационные здоровьесберегающие технологиив образовательном процессе ДОО...

Семинар-практикум «Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ»

Мастер-класс разработан с целью повышения знаний педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Педагогам предложены для ознакомления новые формы работы в образовательной области ...

Семинар – практикум для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ».

Цель: формирование мотивационных установок на здоровый образ жизни. Уточнение и углубление компетенций воспитателей об основных факторах, способствующих укреплению и сохранению здоровья дошкольни...