Содержание подвижных игр на занятиях по плаванию
материал
«Догоните меня»
Задача игры: научить детей передвижению в разных направлениях, преодолевая сопротивление воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_4_podvizhnye_igry_na_vode.docx | 47.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 9
Содержание подвижных игр на занятиях по плаванию
Месяц | Неделя 1 | Неделя 2 | Неделя 3 | Неделя 4 |
Сентябрь | «Догоните меня» | «Бездомный заяц» | «Гори, гори ясно! » | «Туннель» |
Октябрь | «Мы веселые ребята» | «Смелые ребята» | «Сердитая рыбка» | «Карусели» |
Ноябрь | «Спрячемся под воду» | «Зеркальце» | «Щука» | «Переправа» |
Декабрь | «Пузырь» | «Нырни в обруч» | «Рыбки резвятся» | «Жучок-паучок» |
Январь | Каникулы | Спортивная эстафета | «Караси и карпы» | «Медвежонок Умка и рыбки» |
Февраль | «Волны на море» | «Караси и щука» | «Найди свой домик» | «Море волнуется» |
Март | «Хоровод» | «Достань игрушку» | «Поезд в туннель» | «Брод» |
Апрель | «Бегом за мячом» | «Насос» | «Невод» | «Качели» |
Май | «Я плыву» | «Буксир» | «Удержись!» | «Крокодилы на охоте» |
Месяц | Неделя 1 | Неделя 2 | Неделя 3 | Неделя 4 | |
Сентябрь | «Догоните меня» Задача игры: научить детей передвижению в разных направлениях, преодолевая сопротивление воды. Описание. Дети стоят вместе с педагогом у бортика. Преподаватель отходит и предлагает догнать его. У противоположной стороны бассейна он останавливается и встречает детей, подбадривает тех, кто испытывает затруднения. Правила. Нельзя наталкиваться друг на друга. Методические указания. Первое время преподаватель не должен быстро отходить от детей, пока они не освоились в воде. При многократном повторении игры преподаватель может предложить детям убегать, а сам будет ловить их. | «Бездомный заяц» Задача игры: упражнять в беге с увертыванием, развитие реакции на быстрое принятие решения. Описание. Из числа играющих выбираются «охотник» и «бездомный заяц». Остальные дети – зайцы располагаются в домиках (начерченных на земле кругах). Бездомный заяц убегает от охотника. Методические указания. Спастись заяц может, забежав в чей-то домик, но тогда заяц, стоявший в кружке, становится бездомным зайцем и должен сейчас же бежать. | «Гори, гори ясно!» Задача игры: развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге. Описание. : играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. «Ловящий» становится на эту линию. Все говорят: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо- Птички летят, Колокольчики звенят! Раз, два, три – беги! После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один слева, другой – справа, стремясь схватить за руки впереди ловящего, который старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует пару и становится впереди колонны, а оставшийся – ловящий. | «Туннель» Задача игры: учить детей передвижению в разных направлениях, не наталкиваясь друг друга. Описание. Дети распределяются на две группы. Одна группа строится в пары и изображает «туннель» - дети берутся за руки и поднимают их вверх. Вторая группа строится в колонну по одному. По сигналу воспитателя: «Поезд движется в тоннель!» - дети, изображающие поезд, проходят под поднятыми вверх руками детей - по «тоннелю».
| |
Октябрь | «Мы веселые ребята»
Описание. Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проводится вторая черта. В центре площадки находится ловишка. Играющие хором произносят: Мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три- лови! После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, кого ловишка дотронулся, прежде чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки. Правила. Перебегать на другую сторону можно только после слова «лови». Тот, до кого дотронулся ловишка отходит в сторону. Того, кто перебежал на другую сторону, за черту, ловить нельзя. Варианты: Ввести второго ловишку. На пути убегающих- преграда- бег между предметами. | «Смелые ребята» Задача игры: научить погружаться с головой в воду с открытыми глазами. Описание. Дети стоят в кругу, держась за руки, хором произносят: Мы ребята смелые, Смелые, умелые, Если захотим – Через воду поглядим. Затем опускают руки и все вместе погружаются в воду с открытыми глазами. Игра повторяется 3 – 4 раза. Методические указания. Для контроля выполнения можно предлагать детям рассмотреть какой-либо предмет в воде или проводить игру в построении по парам лицом друг к другу. | «Сердитая рыбка»Задача игры: приучать детей смело передвигаться в воде, менять направление, быстроту движения. Описание. Преподаватель или один из детей изображает сердитую рыбку. Она находится у противоположного бортика, дети тихонько подходят к ней, а преподаватель в это время говорит: Сердитая рыбка тихо лежит, сердитая рыбка, наверное, спит. Подойдем мы к ней, разбудим и посмотрим, что же будет. Рыбка начинает ловить детей, дети разбегаются, рыбка гонится за ними. Затем рыбка возвращается на место. Игра повторяется с новым водящим. Правила. Выполнять движения в соответствии с текстом, убегая от сердитой рыбки, не толкать друг друга. Методические указания. Первый раз сердитой рыбкой может быть преподаватель. Не следует быстро бежать за детьми. Надо дать им возможность убежать на свое место. | «Карусели» (1 вариант) Задача игры: приучить детей двигаться по кругу, не бояться воды. Описание. Дети становятся в круг и берутся за руки. По сигналу преподавателя они начинают движение по кругу, постепенно ускоряя шаг. Вместе с преподавателем дети произносят: Еле-еле, еле-еле закружились карусели, А потом, потом, потом - Все бегом, бегом, бегом! Дети бегут по кругу. Затем преподаватель произносит: Тише, тише, не спешите, карусель остановите! Раз-два, раз-два вот и кончилась игра. Дети останавливаются. Правила. Выполнять движения в соответствии с текстом, не тянуть товарища. | |
Ноябрь | «Спрячемся под воду» Задача игры: упражнять в погружении в воду с головой. Описание. Играющие, взявшись за руки, образуют круг. По сигналу «Спрячемся под воду» дети приседают, погружаются в воду с головой, не разнимая рук. Правила. Дети не должны разнимать руки, вытирать лицо после подъема из воды. | «Зеркальце» Задача игры: повторять, закреплять освоенные ранее упражнения. Описание. Держась за руки, дети идут по кругу, хором произносят: Ровным кругом друг за другом, Мы идем за шагом шаг, Чу, ребята не зевать, И что петя нам покажет, Будем дружно повторять. После слов «Будем дружно повторять» все останавливаются, а водящий, стоящий внутри круга, выполняет какое-либо движение — погружение в воду с головой, выдох в воду, скольжение и т. д. Дети должны повторить это движение за ним, после чего назначается новый водящий, и игра продолжается. Первого водящего назначает воспитатель, последующего выбирает предыдущий водящий. | «Щука» Задача игры: учить детей смело погружаться в воду, а так же осваивать погружение в воду с головой. Описание. Дети ходят или бегают по дну бассейна в произвольных направлениях, помогая себе руками, изображая рыбок. Щука стоит спиной к бассейну на берегу или в углу бассейна. По сигналу «Щука плывет!» дети останавливаются и погружаются в воду до подбородка. Щука (водящий) внимательно следит за выполнением задания. Рыбку, которая неправильно выполнила задание, щука уводит к себе. Пойманный становится щукой. Игра повторяется 3 – 4 раза. За рыбками всякий раз выплывает уже другая щука. Правила. Водящий не должен поворачиваться лицом к бассейну раньше подачи сигнала. Методические указания. Водящего назначает преподаватель или сам может быть водящим. При повторении игры за рыбками могут выплывать одновременно 2 – 3 щуки.
| «Переправа» Задача игры: дать почувствовать сопротивление воды для правильного выполнения гребковых движений рук. Описание. Играющие выстраиваются в одну шеренгу вдоль боковой стенки бассейна на расстоянии вытянутой руки друг от друга. По команде преподавателя они все вместе начинают «переправляться на другой берег». Продвижению в воде дети помогают гребковыми движениями рук, приговаривая: Толкаюсь, толкаюсь руками о воду, Вода помогает мне выбрать дорогу. Правила. Нельзя толкать друг друга и брызгаться. Методические указания. Следить чтобы пальцы рук были сомкнуты. Пояснить различие между гребками рукой с сомкнутыми и разведенными пальцами. | |
Декабрь | «Пузырь» Задача игры: приучать двигаться в воде вперед, назад, не бояться воды. Описание. Дети становятся в круг близко друг к другу, берутся за руки. Вместе с преподавателем произносят: Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, Оставайся такой да не лопайся. «Лопнул пузырь!» дети двигаются по центру, произнося звук «ш-ш-ш» («воздух выходит»). Затем дети снова «надувают пузырь» - отходят назад. Правила. Двигаться вперед, назад, держась за руки. Нельзя толкать друг друга. Методические указания. Преподаватель становиться в круг вместе с детьми. Произносить текст нужно медленно, четко, привлекая к этому играющих. При повторении игры на слова «Лопнул пузырь!» дети могут приседать в воду. | «Нырни в обруч» Задача игры: учить погружаться в воду с открыванием глаз и скольжением. Описание. В воду вертикально опускают обруч с грузами. Дети встают в колонну по одному, идут вдоль бортика к обручу. Дойдя до него, дети по очереди погружаются в воду, проходят сквозь обруч, выныривают на поверхность с другой стороны и двигаются дальше. Когда все пройдут сквозь обруч, игра повторяется. Правила. идти друг за другом. Нельзя наталкиваться, хватать, топить друг друга. Методические указания. Преподаватель следит за правильностью выполнения задания, подбадривает робких детей. | «Рыбки резвятся» Задача игры: приучать детей выполнять разные движения в воде, не бояться воды. Описание. По сигналу преподавателя «Рыбки резвятся» дети подпрыгивают на двух ногах. По сигналу «Рыбки отдыхают» - присаживаются на корточки. Можно разрешать прыжки на двух ногах с последующим падением в воду. Правила. Внимательно слушать преподавателя, выполнять движения по сигналу. Нельзя толкать друг друга и брызгаться. Методические указания. Детей можно поставить в круг или предложить стать свободно около преподавателя. Помогать детям преодолеть страх перед водой, подбадривать несмелых. | «Жучок-паучок» Задача игры: упражнять детей в погружении в воду с головой. Описание. Играющие, взявшись за руки, идут по кругу. В центре круга встает водящий – жучок – паучок. Играющие произносят такие слова: Жучок – паучок вышел на охоту, Жучок – паучок вышел на охоту. Не зевай, поспевай, Прячьтесь все под воду. С последними словами все приседают, погружаясь с головой в воду. Правила. Двигаться ровно. Нельзя тянуть друг друга, разрывать круг. Методические указания. Преподаватель назначает водящего. Следит, чтобы все дети погружались в воду с головой, подбадривает тех, кто боится это делать. | |
Январь | Спортивная эстафета | «Караси и карпы» Задача игры: учить детей свободно передвигаться в воде. Описание. Преподаватель разделяет играющих на две равные группы (караси и карпы). Дети становятся в шеренги спиной друг к другу, после чего приседают. Расстояние между шеренгами 0,5 – 1 м. для каждой шеренги заранее намечается направление, в котором надо бежать. В произвольном порядке произносятся команды. Названная команда поднимается и бежит в указанном направлении. Дети другой команды поднимаются, поворачиваются и догоняют убегающих, стараясь дотронуться до них рукой.. Правила. Находясь в шеренге, нельзя оборачиваться назад. Во время перебежки нельзя толкать друг друга. После сигнала об остановке нельзя продолжать бег. Методические указания. Игру можно проводить и при глубине воды по пояс. В этом случае, стоя в шеренгах, дети не приседают. Одну и туже команду можно вызывать иногда и два раза подряд. Слова «караси» и «карпы» преподаватель должен произносить медленно, протяжно, | «Медвежонок Умка и рыбки»Задача игры: приучать детей двигаться по кругу в разных направлениях, взявшись за руки. Описание. Из числа играющих выбирается медвежонок Умка. Остальные дети – рыбки. Умка делает вид, что спит, а рыбки водят хоровод со словами: Рыбки весело плескались В чистой светленькой воде (свободно гуляют по бассейну), То завьются (круговые движения руками), Разовьются (круговые движе-ния в обратном направлении), То заплавают в воде (дети разводят руками в разные стороны). Умка – белый медвежонок- Спрятал мордочку свою. Нас поймать он очень хочет (дети идут по кругу), Но покажем нос ему! После этих слов ребята уплывают, кто как может, а Умка догоняет их. Дотронувшись до 3- 4 ребят, Умка возвращается на место. Правила. Выполнять движения в соответствии с текстом, уп-лывать с последними словами. Методические указания. Преподаватель играет вместе с детьми, показывает, какие движения надо делать. | ||
Февраль | «Волны на море» Задача игры: познакомить с сопротивлением воды. Описание. Занимающиеся стоят лицом в круг на расстоянии вытянутых рук. Руки отведены вправо (влево), лежат на поверхности воды, ладони повернуты по направлению движения рук. Одновременно с поворотом туловища дети проносят руки под самой поверхностью воды в противоположную сторону – образуются волны. Движение продолжается беспрерывно то в одну, то в другую сторону. Правила. Нельзя опускать руки глубоко в воду. Методические указания. Для одновременности выполнения упражнения дети вслух приговаривают «У-ух, У-ух». | «Караси и щука» (1 вариант) Задача игры: учить детей смело погружаться в воду, помочь осваивать погружения с водой. Описание. Дети (караси) перемещаются по дну бассейна в разных направлениях, помогая себе руками. Щука (ее роль первое время исполняет преподаватель) стоит в углу бассейна. По сигналу «Щука плывет!» дети уплывают к бортику и погружаются в воду до подбородка, а кто может - и глубже. Правила. Дети не должны убегать к бортику раньше сигнала, нельзя толкать друг друга. Методические указания. Преподаватель, исполняющий роль щуки, не должен слишком быстро бежать за детьми т ловить их. Надо дать возможность всем спрятаться. | «Найди свой домик» Задача игры: приучать детей ориентироваться в необычных условиях, внимательно слушать сигналы и действовать в соответствии с ними. Описание. Три разных по цвету обруча лежат (плавают) на поверхности воды. Дети делятся на три группы, каждая становиться возле своего обруча. По сигналу «Рыбки резвятся» дети бегают в разных направлениях, по сигналу «найди свой домик» они идут или бегут к своим обручам. Правила. Нельзя толкать друг на друга, надо убегать от «домиков» подальше. Методические указания. Сигналы подавать четко, громко, чтобы все дети их слышали. | «Море волнуется»Задача игры: помочь детям освоиться на воде, познакомиться с ее сопротивлением. вот на место встали мы. Не нашедший за это время своего места в колонне отмечается воспитателем как невнимательный. Можно использовать построение в круг, в одну шеренгу. Опоздавшего можно посчитать | |
Март | «Хоровод» Задача игры: учить детей погружаться в воду с головой. Описание. Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Медленно передвигаясь по кругу, они хором произносят: Мы идем, идем, Хоровод ведем, Сосчитаем до пяти. Ну, попробуй нас найти! После чего хоровод останавливается, дети хором считают до пяти и отпускают руки. При счете «пять» все одновременно погружаются с головой, после чего выпрямляются. Игра продолжается, хоровод движется в другую сторону. Правила. проигравшим считается тот, кто не погрузился с головой в воду. Методические указания. При повторении игры можно использовать речитатив: «Раз, два, три, четыре, пять – вот мы спрячемся опять». Можно предложить детям под водой считать про себя до пяти. Тогда по правилам игры выпрямляться будет разрешено только сосчитав под водой до пяти. | «Достань игрушку» Задача игры: показать, что вода прозрачная, через нее видны игрушки; приучать опускать руки глубоко в воду, не бояться погрузиться в воду с головой. Описание. Дети стоят у бортика. Преподаватель разбрасывает тонущие игрушки у противоположного бортика. По сигналу «достань игрушку!» дети идут, смотрят на дно через воду, отыскивают игрушки, достают их со дна и приносят преподавателю. Игра повторяется. Правила. Начинать движение по сигналу, доставать по одной игрушке. Нельзя отнимать их у товарищей, толкать друг друга. Методические указания. Вначале опускать игрушки на мелком месте, при повторении игры – на более глубоком. Подбадривать детей, помогать робким. | «Поезд в туннель» (1 вариант) Задача игры: учить детей погружаться в воду с головой. Описание. Играющие выстраиваются в колонну по одному и, положив руки на пояс друг другу, изображают поезд. Колонна движется шагом. Двое ребят, стоя лицом друг к другу и держась за руки, образуют туннель. Чтобы проехать через него, дети, изображающие поезд, поочередно погружаются с головой в воду. После того как все вагоны проедут, изображавшие туннель пристраиваются к концу колонны, а двое первых ребят из поезда образуют новый туннель. Игра продолжается. Правила. Нельзя толкать друг друга, встречное движение запрещается - в туннеле одна колея. Может произойти крушение. Методические указания. Преподаватель должен следить, чтобы изображающие туннель не задерживали ребят под водой. | «Брод» Задача игры: научить рассматривать предметы в воде. Описание. Дети стоят в колонне по одному. Поочередно передвигаются на руках по дну вперед с одного берега на другой, ориентируясь по предметам, разложенным на дне (камни, тарелки и пр.). для того чтобы проверить правильность передвижения, дети неоднократно опускают голову в воду, отыскивая следующую веху на своем пути. Методические указания. Лучше всего для каждого играющего несколько изменять расположение предметов на дне. Одновременно следует использовать 4 – 5 предметов. На расстоянии до 1 м. | |
Апрель | «Бегом за мячом» Задача игры: закрепить у детей навык смело входить в воду и передвигаться в ней. Описание. Играющие становятся на берегу в одну шеренгу лицом к воде на расстоянии шага друг от друга. На расстоянии 4—6 м от берега находятся плавающие предметы (мячи, круги), количество которых равно числу играющих. По сигналу воспитателя ребята бегут за этими предметами и возвращаются на берег. Выигрывает тот, кто первым займет свое место на берегу. Если ребенок первым прибежал на берег, но нарушил правила, он не получает первого места. Правила. . Нельзя забегать за условное место, толкать друг друга, подставлять подножки и мешать бегу товарищей. Методические указания. Вариант игры: в воде находятся плавающие предметы, количество которых равно половине числа играющих. По сигналу воспитателя ребята бегут за ними и возвращаются на берег. Выигравшими считаются те, кому достанутся предметы. | «Насос»
Играющие пары располагаются боком к воспитателю. | «Невод» Задача игры: помочь освоиться с сопротивлением воды. Описание. Играющие (рыбы) располагаются в ограниченном пространстве. Двое рыбаков, взявшись за руки, по сигналу преподавателя бегут за рыбкой, стараясь окружить ее. Каждая пойманная рыбка включается в цепь рыбаков. Так постепенно составляется невод. Игра кончается, когда все рыбы будут переловлены. Правила. нельзя ловить рыбу разорванным неводом. Нельзя толкаться, топить друг друга, хватать за руки, туловище. Методические указания. Водящих назначает преподаватель. Пойманный последним является самой быстрой рыбкой. | «Качели»
Играющие пары располагаются боком к воспитателю. | |
Май | «Я плыву»
По следующему сигналу дети возвращаются на свои места в колонне и продолжают продвижение вдоль стенок бассейна. | «Буксир» Задача игры: закрепление безопорного горизонтального положения. Описание. Играющие дети распределяются по парам. Первые в парах (по расчету) принимают безопорное положение на груди, а вторые удерживают их за руки и продвигаются спиной вперед — «буксируют». Выигрывает тот, кто первым достигнет установленного ориентира. Затем играющие дети меняются ролями. Как вариант игры можно применять «буксировку» одним играющим двоих, двумя играющими одного, а также использовать пластмассовую палочку, за которую держится «буксируемый». Методические указания. «Буксируемые» могут принимать положение на груди и на спине, различные варианты поддержки; в этих случаях «буксиры» могут продвигаться грудью вперед. Можно также во время «буксировки» или последующего безопорного скольжения выполнять различные движения ногами. | «Удержись!» Задача игры: сохранение равновесия, развитие ориентировки в воде, эмоциональное воздействие. Описание. В качестве подвижной ускользающей опоры могут использоваться мячи больших размеров или надувные круги. Играющие одной рукой удерживают около себя «свой» мяч или круг и по сигналу стараются лечь на него и удержаться в течение установленного времени. Побеждает тот, кто раньше всех ляжет на плавающий предмет и продержится на нем установленное время. Методические указания. Плавающие предметы (если это не оговорено условиями проведения) должны быть одинаковыми для всех. В зависимости от подготовленности детей условия игры могут изменяться и усложняться. Например, вариант 3 может включать ныряния в круг, кувырки, прыжки и т.д., что определяется также размерами бассейна (или иного водоема). | «Крокодилы на охоте» Задача игры: освоение горизонтального положения, движений ногами, развитие ориентировки в воде. Описание. Может быть командной и некомандной. Из положения упора лежа играющие передвигаются на руках по дну, выполняя при этом заданные {или по желанию) движения ногами. Побеждает тот, кто раньше других доберется до «добычи». Методические указания. Глубина воды — не более 40—50 см. Разрешается (и даже поощряется) передвижение с помощью ног (руки прижаты к туловищу или вытянуты вперед). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по плаванию для детей среднего и старшего возраста "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста на занятиях по плаванию"
Занятие в бассейне для детей среднего возраста, на котором через игровые задания прививаются навыки ЗОЖ...
Конспект занятия по плаванию для детей подготовительной группы " Плавание способом брасс".
Занятие предназначено для формирования умения плавать способом брасс....
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В ДЕТСКОМ САДУ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ ЧЕРЕЗ ВКЛЮЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ПОВОЛЖЬЯ
Фотоматериал из опыта работы "Развитие физических качеств в детском саду на занятиях по плаванию через включение подвижных игр Поволжья"...
Конспект открытого занятия по плаванию с элементами развивающего обучения и интеграции в познавательной области для старшей группы Колокольчики инструктора по плаванию Кривченко А.А.
Конспект открытого занятия по плаванию с элементами развивающего обучения и интеграцией в познавательную область для старшей группы Колокольчики инструктора по плаванию Кривченко А.А.Разминка в танце ...
Интегрированные занятия по плаванию для детей 3-7 лет (Знакомство с окружающим миром на занятиях по плаванию).
В моей разработке представлены конспекты интегрированных занятий: окружающий мир+физическая культура. Рекомендую применять подобные занятия 2-3 раза в месяц, что позволяет поддерживать интерес д...
Подвижные игры на занятиях по плаванию.
Подвижные игры в воде в основном направлены на совершенствование движений и упражнений; изучение же движений осуществляется в основном методом упражнения, но в работе с детьми — непременно в игр...
План по самообразованию инструктора по плаванию на тему: «Подвижные игры как средство обучения плаванию»
Программа по самообразованию раскрывает способы решения проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников через подвижные игры на воде. ...