Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста"
методическая разработка (младшая группа)

Морозова Ольга Валерьевна

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей,педагогов и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

« Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста»

 «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» 

В.А. Сухомлинский 

Актуальность проблемы

  • В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности.
  • Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
  • Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативными документами:

  • Конвенция о правах ребенка.
  • Конституция Российской федерации.
  • Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2012г.
  • Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
  • Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»
  • Закона РФ «Об образовании», ст.51. «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников»
  • Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении ФГОС ДО» п.1.6, п. 2.6.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Здоровьесберегающие технологии- разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепления здоровья воспитанников.

Цель - обеспечить возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые умения и навыки по здоровому образу жизни.

Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ

  • Медико-профилактические.
  • Физкультурно-оздоровительные, приобщение детей к здоровому образу жизни.
  • Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
  • Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ.
  • Валеологическое просвещение родителей .

Медико-профилактические технологии

Технологии обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими правилами и нормами.

  • Организация мониторинга здоровья дошкольников
  • Организация и контроль питания детей
  • Организация профилактических мероприятий в детском саду
  • Закаливание и физическое развитие дошкольников
  • Организация контроля и помощь в обеспечений требований СанПиНов
  • Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
  • Рациональное, калорийное, сбалансированное питание
  • Закаливающие процедуры

Физкультурно-оздоровительные технологии

Технологии, направленные на развитие физических качеств и двигательной активности детей, приобщение детей к здоровому образу жизни

  • Утренняя гимнастика
  • Гимнастика для глаз
  • Пальчиковая гимнастика
  • Динамическая гимнастика
  • Дыхательная гимнастика
  • Бодрящая гимнастика
  • Динамическая пауза
  • Массаж и самомассаж
  • Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки
  • Двигательные оздоровительные физминутки
  • Самостоятельная двигательная деятельность детей
  • Валеологическое развитие
  • Подвижные и спортивные игры
  • Физическая культура
  • Гимнастика после сна
  • Подвижные игры

Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

  • Технологии, обеспечивающие эмоциональный комфорт и хорошее психологическое самочувствие ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома
  • Технология психолого-педагогического сопровождения развития ребенка

Здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов ДОУ

Технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов в том числе культуры профессионального здоровья, развития потребностей здорового образа жизни

Валеологическое просвещение родителей

  • Папки-передвижки
  • Круглые столы по вопросам
  • Беседы
  • Нетрадиционные формы работы с родителями (экскурсии)
  • Практические показы (практикум)
  • Личный пример педагога

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

  • Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Список используемой литературы

  • Л.В.Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
  • Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш» (под ред. З.И.Бересневой)
  • И.И.Дайлидене «Поиграем, малыш»
  • Н.А.Карпухина «Практическое пособие для воспитателей ДОУ» (конспекты занятий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы с детьми раннего возраста

Особенности развития детей раннего возраста. Развитие познавательной сферы ребёнка раннего возраста. Анализ комплексных программ дошкольного образования для работы с детьми раннего возраста....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Дается определение раннему детству, характерные особенности детей данного возраста, развитие познавательной сферы, анализ комплексных программ по работе с детьми раннего возраста. Определены основные ...

Методическая разработка: «Использование игровых технологий в работе с детьми раннего возраста». Воягина П.В.

Методическая разработка: «Использование игровых технологий в работе с детьми раннего возраста». Воягина П.В. Цель:- Развивать у детей познавательный интерес к миру домашних птиц.Задач...

«Использование современных технологий в работе с детьми раннего возраста» (из опыта работы)

Раннее детство — фундамент общего развития ребенка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от ф...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста (Из опыта работы)

Одним из основных критериев благополучия общества является состояние здоровья населения. На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуально. Главным в воспитании детей является то, что они до...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА (СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

В своей педагогической деятельности в системе  воспитательно- образовательной работы я применяю как традиционные так и новые современные образовательные   технологии. Использование совр...