Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ
консультация (подготовительная группа)
Целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, приобщение к здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkulturno-ozdor_rabota.docx | 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ - это целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения, рассчитанная на длительный срок. Она строится на разделе образовательной области «Физическое развитие», примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Цель физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, приобщение к здоровому образу жизни.
Основные задачи физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
- Охрана и укрепление здоровья детей;
- Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка;
с учётом его индивидуальных особенностей. Развитие физических качеств;
- Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- Обеспечение физического и психического благополучия.
В систему физкультурно-оздоровительной работы ДОУ входят:
-создание материально-технических условий в ДОУ;
- выполнение санитарно-гигиенических требований;
-организация полноценного питания и рационального режима дня;
- создание оптимальной двигательной деятельности детей;
- организация профилактических, оздоровительных и закаливающих мероприятий;
- диспансеризация и медицинский контроль;
- работа по формированию здорового образа жизни;
-работа с родителями.
Физкультурно-оздоровительная работа не может состояться без создания специальных условий в ДОУ: материально – технической базы и предметно развивающей среды: пищеблок, медицинский блок с подсобными помещениями; физкультурный и музыкальный зал, спортивная площадка, уголки физической культуры, прогулочные участки, оснащенные необходимым спортивным оборудованием и инвентарём для двигательной активности детей, проведения закаливающих процедур; «уголки здоровья», оснащенные наглядно-демонстрационным материалом, книгами, дидактическими играми, материалами по ОБЖ.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования и содержат рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий содержания и воспитания детей, направленных на сохранение и укрепление их здоровья. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.
Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года.
Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие.
Для реализации двигательной деятельности детей используются оборудование и инвентарь физкультурного зала, спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка.
Давно доказано, что ведущая роль в сохранении и укреплении принадлежит правильному питанию детей. Оно обеспечивает нормальный рост и развитие, способствует профилактике заболеваний, устойчивости к воздействию инфекций.
Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим дняукрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешно чередует разнообразную деятельность, предохраняет от переутомления.
Двигательная деятельность - одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния детей, естественная биологическая потребность в движении. Она способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно сосудистой, дыхательной), физическому и нервно-психическому развитию.
К ней относится:
Утренняя гимнастика
Физическая культура
Подвижные игры
Гимнастика после дневного сна
Спортивные игры и упражнения
День здоровья
Олимпиада
Прогулки-экскурсии
Занятия по ОБЖ
Спортивные праздники
Развлечения
Спортивные досуги
Профилактические мероприятия - совокупность мер по сохранению и укреплению здоровья детей, предупреждения и снижения заболеваемости, которые способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитию навыков собственного оздоровления.
К ним относятся: витаминотерапия, смазывание носа чесночным маслом, оксалиновой мазью, полоскание горла солёным раствором и настоями трав, гимнастика для глаз и т. д., коррекционно-развивающие занятия у психолога, занятия по валеологии и экологии, занятия по ОБЖ.
Традиционные формы оздоровления повышают устойчивость ребенка к различным неблагоприятным факторам окружающей среды; позволяют детям полнее узнать свой организм, свои возможности и слабые места. К ним относятся: полоскание горла отварами трав, фито чай витаминный, фитонцидотерапия (лук, чеснок), коррекционные физкультминутки, коррекционная гимнастика, подвижные игры с элементами основных видов движений, спортивные игры с элементами футбола, баскетбола и т.д.
Нетрадиционные формы оздоровления помогают мгновенно поднять уровень своей энергетики, быстро улучшить самочувствие, активизировать защитные силы организма: музыкотерапия, аутотренинг, психотерапия, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, «Дорожки здоровья», элементы дыхательной гимнастики, релаксация, игрогимнастика, игротанец, ароматотерапия.
Закаливание - это комплекс мероприятий с использованием естественных факторов природы, которые формируют и совершенствуют функциональные системы организма, направляют их на повышение иммунитета. Дети меньше болеют, легче переносят заболевания: солнечные ванны, ходьба босиком, облегченная одежда детей, мытье рук, лица, шеи прохладной водой, сон без маек, полоскание горла настоями трав, обтирание тела и др.
Мониторинг, диспансеризация – это система медицинского контроля за ростом и развитием детей.
Основная цель работы по формированию здорового образа жизни в ДОУ в том, чтобы обеспечить правильное и бережливое отношение детей к своему здоровью, развить быстроту реакции, ловкость, силу и скорость, научить регулировать свое эмоционально состояние, принимать правильное решение, гарантировать квалифицированную диагностику состояния здоровья ребенка.
Здоровый образ жизни для детей – основополагающий фактор физического и нравственного развития ребенка, его гармоничного существования в обществе.
Вопросы оздоровления ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей.
От того, как правильно организован режим дня дошкольника, какое внимание уделяют родители здоровью ребёнка, зависит его настроение, состояние физического комфорта.
Работа с родителями - это консультирование родителей по вопросам оздоровления детей, здорового образа жизни, беседы, анкетирование, тематические родительские собрания, совместные досуги, развлечения и т. д.
Главное в работе педагога - научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Игровые физкультурные занятия на воздухе как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»
материал для педагогов Доу...
СООБЩЕНИЕ "Физкультурные минутки как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками" из опыта работы Бралиевой Яны Тулегеновны
Физкультурные минутки проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим д...
Физкультурно-оздоровительная работа ДОУ в летне-оздоровительный период
Краткая презентация физкультурно-оздоровительной работы ДОУ в летний период...
Опыт работы на тему "Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования"
Опыт работы на тему"Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования...
Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.
Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...
«Волшебные хлопки» или «Аплодисменты здоровья» - китайская хлопково – ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных оздоровительных технологий физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.
Профилактическая и оздоровительная деятельность в детском саду является чрезвычайно важной и первостепенной задачей. Для достижения основных цели и задач используются различные традиционные и нетрадиц...
«Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду».
Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. В ДОУ приходят дет...