«Экологическая тропа. От создания до организации работы с детьми»
проект (подготовительная группа)
Организация экологической тропы в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Экологическая тропа. От создания до организации работы с детьми» | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экологическая тропа.
От создания до организации работы с детьми»
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством.
В целях экологического образования на территории нашего детского сада с 2002 года функционирует экологическая тропа. Создана она руками сотрудников детского сада, родителей, посильным участием самих детей и, конечно же, природой. Экологическая тропа позволяет значительно расширить объекты наблюдения детей в природе.
Можно выделить следующие функции экологической тропы:
• познавательная,
• оздоровительная,
• развивающая,
• ознакомительная.
Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания дошкольников.
Задачи создания экологической тропы:
1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.
2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.
3) Привлекать детей и родителей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
4) Углубить и расширить знания детей дошкольного возраста об окружающей их среде (геологическом строении местности и т. п.), совершенствование понимания закономерностей биологических и других естественных процессов, повышение ответственности за сохранение окружающей среды.
Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что она строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.
Формы и методы работы на экологической тропе:
• экологические беседы;
• экологические экскурсии;
• уроки доброты;
• уроки мышления;
• экологические кружки;
• экологические конкурсы;
• КВН, викторина «Поле чудес»;
• экологические акции;
• обсуждение и проигрывание ситуаций;
• трудовой десант;
• зелёный патруль;
• клуб исследователей природы;
• лаборатория юного эколога;
• составление экологических карт;
• ведение фенологических календарей природы;
• коллекционирование;
• экологические выставки и экспозиции;
• экологические праздники;
•экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем; соревновательные, игры-путешествия и т. д.);
• экологические сказки;
• инсценировки, театрализации и т. д.
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе
- Взросло-детские проекты;
- Изготовление рисунков, поделок;
- Субботники по облагораживанию территории ДОУ;
- Участие в конкурсах
- Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
- Фотовыставки;
- Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).
На экологической тропе дети проходят по следующим видовым точкам:
- «Спортивная площадка».
Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.
- «Птичий городок»
Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам. Формировать экологическую культуру детей, прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней, знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле, развивать познавательную способность дошкольников.
К зиме планируется установить «метеорологический столб». На нем будут установлены термометры, приборы для измерения силы и направления ветра, влажности воздуха, количество выпавших осадков.
Цель: учить детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
- «Альпийская горка».
Цель: познакомить детей с одним из способов украшения ландшафта – альпийской горкой. Закреплять представления детей о камнях: размеры, их образование в природе, камни как объект скопления различных насекомых. Уточнить знания о приемах правильной пересадки и уходе за растениями.
4. «Огород».
Цель: Огород в детском саду способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, что помогает лучше ознакомиться с растительным миром. Он способствует расширению представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме того, «Огородик» развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.
Эта видовая точка представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений.
5. «Сад».
Цель: Расширять знания о плодовых деревьях, кустарниках, растущих на участке детского сада. Закрепить знания о яблоне, о её плодах. Развивать воображение, память.
Формировать любознательность, умение наблюдать. Воспитывать бережное отношение к природе.
6. «Дикий уголок природы».
Цель: Познакомить детей с вьющимся растением (плющом), объвивающем стену во внутреннем дворе детского сада.
7. «ЖУЖЖАЩИЙ, ПОЛЗАЮЩИЙ МИР».
Цель: учить детей различать насекомых по их характерным признакам, правильно называть их, рассказывать о жизнедеятельности жителей «маленького мира». На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей.
8. «Место встреч и посиделок»
Цель: показать детям многоцветность окружающего мира. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам. Воспитывать эстетическое чувство. Дети располагаются вокруг, читают стихи, поют песни, водят хороводы. Это любимое место для проведения развлечений.
9. «Волшебный цветник»
Цель: формировать представления о цветах, их разнообразии, особенностях; вызывать интерес и желание заботиться о растениях.
10. «Кустарники».
Цель: развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться.
11. «Летняя лаборатория».
Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир.
Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей; снимают раздражительность, агрессивность, плаксивость.
12. «Царство Нептуна».
Цель: Закаливание, профилактика простудных и других заболеваний, укрепление иммунитета;
· Формирование правильной осанки;
· Улучшение обмена веществ, сна, аппетита;
·Укрепление нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата;
·Улучшение физических способностей: координация движений, силы, выносливости;
· Положительные эмоции вашего малыша.
13. Чудо дерево (ель)
Цель: закреплять умение детей узнавать ель по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев. Узнать о еловом лесе ряд интересных особенностей.
Эмоциональность, увлеченность детей убеждает в том, что работа по экологической тропе очень важна и дает хорошие результаты, она помогает воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней. Произошли изменения в поступках и поведении детей. Дети стали внимательнее, добрее, трудолюбивее и наблюдательнее. Повысилась любознательность, дети с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации работы с детьми на экологической тропе.
Важное место в системе накопления ребенком личного опыта, правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного общения с природой, как для ребенка, так и для самой прир...
Организация работы с детьми на экологической тропе
Перспективные планы наблюдений на экологической тропе (старшая, средняя группа).Занятие 1. Осень (октябрь).Программное содержание.1. Обучающее: продолжать учить детей замечать ...
Методические рекомендации «Организация работы с детьми старшего возраста на экологической тропе»
Методические рекомендации«Организация работы с детьми старшего возраста на экологической тропе» ...
Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста на экологический тропе.
Данный материал надпомнит воспитателям формы и методы работы с детьми на экологической тропе, а также взаимодействие с родителями по данному направлению...
Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»
Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...
Методические рекомендации «Организация работы с детьми старшего возраста на экологической тропе»
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природн...
Организация работы с детьми на экологической тропинке в разное время года
Автором представлен методический материал по формированию экологического воспитания дошкольников в рамках ДОО....