Организация работы с детьми на экологической тропинке в разное время года
методическая разработка по окружающему миру
Автором представлен методический материал по формированию экологического воспитания дошкольников в рамках ДОО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко
Организация работы с детьми
на экологической тропинке в разное время года
Выполнил: воспитатель
Чубаева Е.Н.
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.
При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятие природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы. Основными задачами, при работе с детьми дошкольного возраста являются – уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды, формировании знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие), развитие интереса к миру природы; воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности.
Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и одновременно для их оздоровления на свежем воздухе. Одни и те же объекты изучаются много раз, особенно в разные сезоны года.
Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы. Работу по созданию и оформлению тропинки мы проводим в определенной последовательности.
Сначала провели с детьми детальное обследование территории и выделили наиболее интересные объекты («Все на свете друг другу нужны», « Как прекрасен этот мир», «Жужжащий и ползающий мир », «В гостях у Чучела огородного», «Зеленая аптека», « Птицы наши друзья», «Альпийская горка», «Летняя лаборатория (детская песочница)». На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений, птиц и насекомых. Соответственно возрасту детей разработаны маршруты экскурсий, составлены рекомендации по проведению наблюдений, определены примерные виды деятельности на каждой точкой. Каждую остановку можно обозначить «остановками».
- Остановка «Все на свете друг другу нужны».
Здесь педагог знакомит детей со схемой экологической тропинки. Рассказывает, что пройдя по ней, ребята узнают много интересного о природе родного края, о том, как нужно беречь и охранять ее. Особо выделяется мысль о том, что для нормальной жизнедеятельности растениям нужны определенные условия. Это почва, свет, тепло, влага. Человек старается рационально использовать дары природы, сохранять леса и парки.
- Остановка « Как прекрасен этот мир».
Здесь мы наблюдаем за клумбами с цветами и сорняками. На примере сорных видов воспитатели объясняют детям биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке оставляем небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с мало нарушенными, наглядно показываем детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.
- Остановка «Жужжащий и ползающий мир».
Интересными для наблюдений и практических действий объектами являются и места скопления норок дождевых червей, холмики земли с муравейниками.
- Остановка «В гостях у Чучела огородного».
Трудовые навыки невозможно сформировать без наличия огорода, который используется с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значение в нашем рационе. В нашем огороде растут разные овощи (помидор, огурцы, капуста, баклажан, картофель и др.).
- Остановка « Птицы наши друзья».
Особое внимание уделяется привлечению на территорию детского сада различных птиц для наблюдения с детьми. Для этой цели на территории детского сада размещены различного вида кормушки для птиц, постоянными посетителями которых стали синицы, снегири, воробьи и голуби. На этой остановке воспитатель проводит беседу о самых распространенных птицах поселка, в частности, о воробьях. Воспитатель проводит цепочку связи: питательные вещества почвы (неживая природа); насекомые, поедающие растения; скворцы, питающиеся насекомыми и очищающие парки и сады; человек, заботящийся о привлечении этих птиц и тем самым, помогающий сохранению природы (скворечник - объект, сделанный руками человека).
- Остановка «Альпийская горка».
Одна из интереснейших видовых точек – альпийская горка. Альпийская горка расположена около беседки средней группы нашего детского сада, гостеприимно встречая всех гостей! Неподвижный камень служит прекрасным фоном для переменчивой прелести растений. На горке много растений, и они радуют нас своим цветением с ранней весны до поздней осени. Нам помогали ребята из экологической группы ЦВР. Цветники и клумбы разнообразной формы приобщают детей к миру прекрасного и удивительного, формируют их мировоззрение, бережное и эмоциональное отношение к окружающему миру.
7.Остановка «Летняя лаборатория (детская песочница)».
Здесь дети проводят экспериментальную деятельность, знакомятся со свойствами песка. Так с детьми проводим такие опыты, как «Свойства мокрого песка», «Погружение предметов в мокрый и сухой песок», «Удивительный песок» и др.
- Остановка «Метеопрогноз».
Педагоги старшей группы вместе с детьми родителями организовали место для наблюдений за ветром. На высоком металлическом шесте прикреплен флюгер, позволяющий следить за сменой направления ветра.
Опытно- исследовательскую деятельность с детьми организуем на экологической тропе детского сада. Так с детьми проводим такие опыты, как «Нужен ли растениям зимой снег?», «Где быстрее наступит весна?», « Где будут первые проталины?», « Почему воздух становиться грязным?» и др.Знакомя детей со свойствами снега, обращаем внимание детей на связь между температурой воздуха и состоянием снега, на его защитные свойства. Важно отметить, что в экспериментально исследовательской деятельности мы обучаем детей умению применять условные мерки, что позволяет им быстрее научиться выделять, а затем и сравнивать качественные особенности наблюдаемых явлений, веществ.
Одним из условий успешного воспитания, основ экологической культуры, является работа не только с детьми, но и с их семьями. С этой целью, кроме общепринятых форм работы с родителями мы привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: изготовление поделок из природного и бросового материала для выставок, сборку материала для коллекций, совместным праздникам, семейные конкурсы стенгазет и рисунков,. Пропаганда экологических занятий – это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры родителей, которые являются для детей самыми большими авторитетами.
Педагоги нашего детского сада считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения развивает познавательные способности. В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу. Таким образом, на тропинке в зависимости от возраста детей и от времени года мы проводим наблюдения, игры, различного вида занятия и экскурсии. Но необходимо помнить при этом об интегрированном подходе. На тропинке с детьми мы делимся своими впечатления об увиденном, затем это выражаем в разных видах деятельности.
Литература:
1.Бондаренко Т.М. «Экологическое воспитание 5-6 лет»: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров.-Воронеж: ИП Лакоценина Н.А.,2012.
2. Иванова А. А. Программа экологического образования дошкольников Живая экология. – М.: Сфера, 2009. Иванова А. И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: Сфера, 2010.
3. Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа . – М.: Гном, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации работы с детьми на экологической тропе.
Важное место в системе накопления ребенком личного опыта, правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного общения с природой, как для ребенка, так и для самой прир...
Организация работы с детьми на экологической тропе
Перспективные планы наблюдений на экологической тропе (старшая, средняя группа).Занятие 1. Осень (октябрь).Программное содержание.1. Обучающее: продолжать учить детей замечать ...
Консультация для педагогов «Организация прогулки с детьми старшего дошкольного возраста в летнее время года»
Консультация для педагогов «Организация прогулки с детьми старшего дошкольного возраста в летнее время года»...
Консультация для педагогов «Организация прогулки с детьми старшего дошкольного возраста в летнее время года»
Педагогическое руководство воспитателя во время подвижных игр с детьми....
«Занимательные прогулки с детьми 3-4 лет в разное время года»
Занимательные прогулки с детьми - это знакомство с окружающим миром, развитие любознательности, познание живой и неживой природы, интересные игры с природным материалом....
«Занимательные прогулки с детьми 3-4 лет в разное время года»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Занимательные прогулки с детьми 3-4 лет в разное время года»
Прогулка с детьми — это хорошая школа их развития. Ведь им нужно расширять круг общения. А на улице много людей, явлений живой и неживой природы...