Перспективный план по занятию "Познай себя"
план-конспект занятия (старшая группа)

Алексеева Наталья Владимировна
Перспективный план занятий познавательно-физкультурного цикла "Познай себя" для детей старшей группы.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Месяц                             Декабрь

Цикл познавательных занятий “Слушай во все уши!”

Цели:

  • дать знания об органах слуха,
  • уточнить, что уши по форме у всех разные;
  • учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков;
  • закрепить знания и правила ухода за ушами;
  • соблюдение шумового фона

Совместно-практическая, опытная деятельность

1. Беседа с детьми “Телевизор: хорошо или плохо?”

Цель: воспитывать у детей привычку беречь зрение и соблюдать правила по охране зрения.

2. Подвижные и дидактические игры:

  • Поиск сокровищ
  • Птичьи песни
  • Что это за звук
  • Определи по звуку
  • Угадай, кто позвал?

Цель: развивать слух, слуховое внимание, учить различать звуки.

3. Дидактическая игра “Ухаживаем за ушами”

Цель: закрепить знания детей о правилах ухода за ушами.

4. Обучение элементам самомассажа ушной раковины (М.Ю. Картушина “Зеленый огонек Здоровья” № 10, с.69)

Цикл интегрированных оздоровительных занятий (досугов, развлечений)

“Зайчик”

Цели:

  • обучить детей элементам самомассажа ушной раковины.
  • Закрепить знания о повадках зайца.
  • Развивать мышление.
  • Прививать умение ориентироваться в пространстве.

Работа с родителями

Консультации:

  • “Боль в ушах”
  • “Музыкотерапия – как способ укрепления психического здоровья детей”
  • “Гигиенические требования к одежде и обуви детей дошкольного возраста”

ЯНВАРЬ

“Смотри во все глаза!”

Цели:

  • дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека;
  • познакомить детей с элементарным строением глаза;
  • воспитывать чувство сострадания к слабовидящим людям, желание оказать им помощь;
  • привести к пониманию, что зрение необходимо беречь  (о работе с компьютером, просмотр телепередач);
  • закрепить знания о правилах ухода за глазами.

1. Предупреждение нарушений зрения посредством специальных упражнений: гимнастика для глаз, массаж глаз, использование. офтальмологического тренажера Базарного.

2. Разучивание упражнений для профилактики нарушения зрения с использованием элементов методики йогов.

(М.Ю.Картушина “Зеленый огонек Здоровья”,занятие № 18, с.113)

3. Беседы по теме “Зрение” + дидактические и подвижные игры:

  • “Рассмотри куст” – тренировать наблюдательность, зрительную память;
  • “Найди одинаковые предметы” – тренируем представления детей о пространстве и расстоянии
  • “Фотограф” – на развитие зрительной памяти.

“Рождество”

Цели:

  • разучить упражнения для профилактики нарушения зрения с использованием элементов методики йогов.
  • Познакомить с историей возникновения праздника Рождества Христова.
  • Воспитывать уважение и интерес к народным традициям.

Консультации:

  • “Если ребенок слишком много смотрит телевизор”
  • “Комплекс упражнений для глаз”
  • “ Близорукости и ее предупреждение”

Новогодний праздник “Здоровья” совместно с родителями.

Февраль

“Чтобы зубы были крепкими”

Цели:

  • продолжать знакомить с правилами личной гигиены;
  • закрепить правила ухода за зубами и полостью рта.
  • Рассказать о пользе употребления кисло-молочных продуктов (употребление Са).
  • Профилактика кариеса.

1. Массаж десен

Цель: обучение детей элементам самомассаж десен для профилактики парадантоза

2. Конкурс рисунков “Праздник здоровой улыбки”

Цель: воспитывать привычку ухода за полостью рта, посредством изобразительной деятельности.

3. Формирование КГН:уход за полостью рта, умение пользоваться зубной щеткой

4. Эксперимент с яичной скорлупой.

Цель: показать значение использования зубной пасты для профилактики кариеса

5. Ледяно-саночный поход в пойму реки Китой.

6. Чтение художественной литературы: К. Чуковский “Айболит”

Цель: воспитывать осознанное отношение детей к своему здоровью.

“Брат мой в Армию идет”

Цели:

  • разучить точечный массаж по методике А. Уманской.
  • Воспитывать ловкость, выдержку, внимание.
  • Расширять знания детей о родах войск.
  • Закрепить умение детей согласовывать движения с музыкой.

1. Участие родителей в ледяно-саночном походе.

Цель: привлечь родителей к проведению похода; воспитывать культуру здорового образа жизни в семьях воспитанников; способствовать развитию эмоционального контакта между родителями и детьми.

2. Консультации:

  • “Какая паста нужна вашему ребенку” (о важности использования зубной пасты с учетом местного региона).
  • “Кариеса можно избежать” (журнал “Дошкольное воспитание № 11 / 2003г., с.121)



Предварительный просмотр:

Перспективный план занятий познавательно-физкультурного цикла "Познай себя" для детей старшей группы

Цель: содействовать становлению культуры здоровья воспитанников ДОУ.

Задачи:

  • расширять и углублять знания детей о строении своего тела, о необходимости ухода за ним, о системе закаливающих процедур, о значимости естественно-природных условий, о полезности питания и об охране своей жизни и здоровья;
  • сформировать культурно-гигиенические навыки.

обучать детей элементарным здоровьесберегающим технологиям (самомассаж, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия и т.п.).

Работа с дошкольниками в данном направлении осуществляется в три этапа:

I этап Формирование культурно-гигиенических и этических норм у детей дошкольного возраста.

II этап

Знакомство детей с внешним строением тела. Осознание бережливого отношения к своему телу.

III этап Знакомство детей с элементарными представлениями о внутреннем строении организма, его функциями. Привитие детям культуры здорового образа жизни.

Предлагаемый перспективный план для старших дошкольников на декабрь – январь – февраль включает:

  1. Цикл познавательных занятий.

Задачи: ознакомление детей с элементарными знаниями о строении своего тела, уходом за ним.

  1. Цикл оздоровительных занятий, досугов, развлечений.

Задачи: развитие двигательных навыков и физических качеств дошкольников.

  1. Совместно-практическая, опытная деятельность: предполагает обучение детей элементарным здоровьесберегающим технологиям; беседы с детьми по теме “Здоровье”, дидактические, подвижные игры по данной теме; опытно-экспериментальную деятельность с детьми.
  2. Работа с родителями.

Задачи: привлечь родителей к сотрудничеству с педагогическим коллективом в работе по сохранению и укреплению психофизического здоровья дошкольников и создания условий комфортного пребывания детей.

Диагностический лист по определению уровня сформированности элементарных представлений о строении тела человека, навыков по уходу за ним, знаний о правилах охраны и укрепления здоровья

Критерии                                               

 

 

 

  • Умение следить:
  • за чистотой тела
  • за опрятностью одежды
  • за аккуратностью прически.

 

 

 

 

  • Умение самостоятельно чистить зубы

 

 

 

 

  • Знания о пользе кисло-молочных продуктов. Знания о профилактике кариеса.

 

 

 

 

  • Понимание значимости ухода за полостью рта.

 

 

 

 

  • Умение следить за чистотой ногтей.

 

 

 

 

  • Умение при кашле и чихании закрывать рот и нос платком, отворачиваться в сторону.

 

 

 

 

  • Уметь быстро, аккуратно одеваться и раздеваться

 

 

 

 

  • Умение самостоятельно соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенном месте).

 

 

 

 

  • Умение опрятно убирать постель.

 

 

 

 

  • Умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом).

 

 

 

 

  • Умение аккуратно есть.

 

 

 

 

  • Знания о строение человеческого тела: скелет и мышечный корсет.

 

 

 

 

  • Знания о правильной осанке, профилактике ее нарушения.

 

 

 

 

  • Умение сохранять правильную осанку за столом.

 

 

 

 

  • Имеют представления о плоскостопии

 

 

 

 

  • Знания о причинах возникновения плоскостопия.

 

 

 

 

  • Знания о способах профилактики плоскостопия.

 

 

 

 

  • Знания об органах слуха.

 

 

 

 

  • Знания правил ухода за ушами и правил охраны слуха.

 

 

 

 

  • Умение самостоятельно проводить самомассаж ушных раковин.

 

 

 

 

  • Знания о том, что глаза – один из основных органов чувств человека.

 

 

 

 

  • Элементарные знания о строении глаза.

 

 

 

 

  • Знания о правилах ухода за глазами и правил охраны зрения

 

 

 

 

  • Знания о приемах профилактики нарушения зрения: гимнастика для глаз, массаж глаз, использование офтальмологического тренажера Базарного, методика йоги и др.

 

 

 

 

  • Знания об одном из пяти чувств – обонянии

 

 

 

 

  • Элементарные знания о строении и функциях органа обоняния человека.

 

 

 

 

  • Знания правил охраны и ухода за органом обоняния.

 

 

 

 

  • Умение проводить профилактическую работу по предупреждению ОРЗ: промывание носа, точечный массаж, дыхательные упражнения и т.д

 

 

 

 

  • Элементарные представления о дыхании человека.

 

 

 

 

  • Знания о роли воздуха и органов дыхания.

 

 

 

 

  • Сформированность навыка правильного дыхания

 

 

 

 

  • Знания и понимание значимости комплекса оздоровительных мероприятий (акаливание, коррегирующая гимнастика, утренняя гимнастика, разные виды массажа и т.д.)

 

 

 

 

  • Умение самостоятельно и творчески использовать физкультурный инвентарь и атрибуты при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий, для дидактических игр на прогулке, в повседневной жизни.

 

 

 

 

  • Осознание ребенком бережного отношения к своему телу.

 

 

 

 

  • Эмоциональное отношение к оздоровительным мероприятиям:
  • с желанием – 3 б.
  • иногда – 2 б.
  • отсутствует – 1 б.

 

 

 

 

Критерии:

  • 1б. – отсутствуют.
  • 2б. – недостаточные
  • 3б. – имеются

Уровни:

  • Высокий от 111 б. до 93 б.
  • Средний от 92 б. до 56 б.
  • Низкий от 55 б. до 37 б.

Используемая литература:

  1. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова  Конспекты занятий в старшей  группе детского сада, Познавательное развитие, Воронеж, ТЦ Учитель, 2004.
  2. Л.Ф. Тихомирова  Упражнения на каждый день: Уроки Здоровья для детей 5- 8 лет, Ярославль,  Академия развития, 2002.
  3. Азбука Здоровья в картинках под ред. О.Корчагиной, М: Русское энциклопедическое  товарищество, 2004.
  4. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. / Сост. О. А. Воронкевич. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.
  5. журнал «Дошкольное воспитание» № 3 / 2000, № 4 / 2001, №11/2003.
  6. журнал «Ребенок в детском саду» № 6/ 2002
  7. газета «Детский сад со всех сторон», май 2002г.
  8. М.Ю. Картушина  Зеленый огонек здоровья. Методическое пособие для педагогов ДОУ, старшая группа, С – Пб, Издательство «Детство – Пресс», 2004
  9. Экологическое воспитание дошкольников. Практическое пособие – М.: «Аркти», 2004 / под ред. Л.Н. Прохоровой /
  10. Атлас анатомии человека с перекидными прозрачными постерами, научный редактор В. Зырянова, Издательство «Лабиринт Пресс», 2005.
  11. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5 – 6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с. (Вместе с детьми).
  12. Бабенкова Е.А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье. – М.: Вентана – Граф, 2004. – 24с. – (Ваш ребенок: Азбука здоровья и развития)
  13. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с. (Серия «Вместе с детьми)
  14. Ричард Уокер  Анатомия человека – иллюстрированный атлас для детей, Москва, «ОНИКС 21  век», 2001.
  15. «Что такое пупок?» под ред. Т. Буховой, Москва,  «Кристина и К», 1995.
  16. Наше тело – Моя первая энциклопедия, под ред. Т. Буховой, Москва,  «Кристина и С», 1995.
  17. М.Ю. Картушина  Логоритмические занятия в детском саду, Москва, Творческий центр «Сфера», 2003.
  18. Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева Физкульт-привет минуткам и паузам!, С-Пб, «Детство-Пресс», 2004.
  19. «Что делать, если ребенок заболел» - настольная книга родителей (из опыта мировой медицинской науки и практики), Москва, 1993г. Под ред. А.И. Поликарпова
  20. Л.И. Пензулаева Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3 – 7) лет, Москва, «Владос», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Перспективный план мероприятий психологической лаборатории «Осознание себя и своей деятельности - путь к профессиональному росту»

Мной представлен перспективный план работы психологической лаборатории, включающий в себя мероприятия, направленные на осознание себя в сфере профессиональной деятельности....

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе.  Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...

Перспективный план занятий по ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЕКТУ «ПОЗНАЙ СЕБЯ»

Цели проекта.·  Определить педагогические основы проблемы формирования представлений о своём организме у детей старшего дошкольного возраста.·  Выяснить влияние знаний о челове...

Перспективный план образовательной деятельности «Формирование первичных представлений о себе, других людях. Ребёнок открывает мир природы» для детей с ТНР во 2 младшей группе (3-4 года)

Перспективный план образовательной деятельности  «Формирование первичных представлений о себе, других людях. Ребёнок открывает мир природы»   для детей с ТНР  во 2...