Игровые технологии в ДОУ.
консультация

Гаранина Татьяна Владимировна

   

Использование игровых технологий на занятиях по физической культуре в ДОУ.

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения ребёнка в реальную (или воображаемую) действительность.  Игра снимает напряжение, способствует эмоциональной разрядке, помогает ребёнку  изменить  отношение  к  себе  и  другим,  изменить  способы  общения, психическое самочувствие. Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как в этот  период  игра  является  ведущей  деятельностью. Игровая  форма непосредственной образовательной деятельности создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей это система деятельности, основанная на  определенной  идее,  принципах  организации  и взаимосвязи целей, содержания и  методов образования. Образовательная  технология – это  система  деятельности, основанная  на определенной идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов образования. Игровая технология включает в себя достаточно обширную группу  методов  и  приёмов  организации  педагогического  процессов  форме различных игр. Игровая технология имеет чёткую  последовательность действий:- отбор материала;- разработка и подготовка игры;- включение детей в игровую деятельность;- осуществление самой игры;-подведение итогов. Игровые технологии используются:-  для развития физических качеств,- обучения двигательным действиям,- формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений - активизации и совершенствования основных психических  процессов -для увеличения положительных эмоций от занятий физической культурой  -повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Игровая технология используется в следующих случаях:- в качестве самостоятельных технологий для освоения движений определённого вида;-как элементы более обширной технологии;-в качестве занятия или его части;-как дополнительное образование. Характерные признаки игровых технологий:-присутствие соперничества и эмоциональность в двигательных действиях;-непредсказуемая изменчивость, как условий, так и действий самих игроков;-проявление максимальных физических усилий и психического воздействия;-применение  разнообразных  двигательных  навыков,  целесообразных в конкретных условиях игры. На данный момент в практике физического воспитания детей дошкольного возраста существует несколько игровых технологий:

•Фитбол-гимнастика

 •Степ-аэробика

 •Танцевально -ритмическая гимнастика

 •Игроритмика

 •Игрогимнастика

•Игротанец

 •Игровой самомассаж

•Пальчиковая гимнастика

 •Музыкально-подвижные игры

 •Креативная гимнастика

 •Игровой стретчинг

 •Игры-путешествия

Рассмотрим поподробнее виды игровых технологий.

Фитбол - гимнастика.  Фитбол–это аэробика с использованием мячей диаметром от 55 до 70 см. Эти мячи  вносят  игровой  момент  в  занятие,  а  также  создают  неповторимый эмоциональный подъем. Они имеют ярко выраженный лечебный эффект. Задача состоит  в  развитие  гибкости,  подвижности  суставов,  укрепление  мышц  без нагрузки на позвоночник, мягкая растяжка -все это прекрасно осуществляется с  помощью мяча. Упражнения на мяче укрепляют все основные группы мышц, способствуют развитию выносливости, силы, координации движений. Формируют правильную осанку, заряжают энергией. Занятия в сочетании с движениями и музыкой развивают творческие способности, раскрывают природный потенциал детей,  формируют  положительные  эмоции

Степ-аэробика. Танцевальная  аэробика  с  применением  специальных платформ – степов и  проводится под музыку с использованием игровых упражнений. Упражнения на степах тренируют сосудистую систему, усиливают обмен веществ в организме, влияют на сердце и лёгкие,  увеличивая  потребность  организма  в  кислороде,  улучшают психологическое и эмоциональное состояние ребёнка.

Танцевально-ритмическая гимнастика представляет собой образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет  целевую  направленность,  сюжетный  характер и  завершенность. Суть танцевально-ритмической  гимнастики  состоит  в  триединстве  воздействия  на организм и личность ребенка движений, музыки и сюжета, как основы, которая представляет  интегрированную  систему  активной  двигательной  деятельности детей, направленную на формирование физической культуры личности.

Игро-гимнастика  служит  основой  для  усвоения  ребенком  различных  видов  движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. В раздел входят строевые,  общеразвивающие  упражнения,  акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки. разнообразные жесты, танцевальные движения и т.д. Некоторые композиции предлагаются детям как этюды, другие – как образно-игровые и ритмические танцы. 

Игровой стрейчинг. Основывается  на нетрадиционной  методике  развития  мышечной  силы  и гибкости занимающихся. Упражнения  игрового стрейчинга   носят имитационных характер и выполняются по ходу игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач.  Образно-подражательные  движения развивают  творческую,  двигательную  деятельность,  творческое  мышление, двигательную  память,  быстроту  реакции,  ориентировку  в  движении  и пространстве, внимание.

 Игро-ритмика - является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. Многократное повторение элементов в ритм музыке  объединяется в музыкально-ритмический  комплекс. В  этот  раздел  входят  специальные  упражнения  для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры. Современные ритмические  танцы,  используя ленты, мячи, флажки.

 Игро-танец.   Танец, в котором несложные движения, обозначающие какие-либо движение, объединены единым сюжетом. Такой танец можно включать в праздники и развлечения даже без подготовки. Движения его просты, порядок их запоминается благодаря сюжету, их легко комментировать, вместе с детьми его с удовольствием будут танцевать все.

Креативная гимнастика Это –музыкально-творческие игры, образно-игровые движения (упражнения с превращениями), специальные задания, способствующие развитию выдумки, творческой  инициативы,  для  развития  созидательных  способностей  детей,  их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.

Игровой самомассаж .Является  основой  для  закаливания  и  оздоровления детского  организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного  стремления  к  здоровью,  развитие  навыков  собственного оздоровления.

Пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика для детей –это пассивные или активные движения пальцами рук. Этот метод развития детей может быть представлен несколькими видами: массаж, пальчиковые упражнения с предметами и материалами, детские пальчиковые  игры в сопровождении рифмованных  текстов  движениями. Упражнения,  превращая  учебный  процесс  в  увлекательную  игру,  не  только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию и речь.

Музыкально-подвижные игры. Содержат  упражнения,  применяемые  практически  на  всех  занятиях,  и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели.

Спортивные игры.  Используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы и игры, которые проводятся по упрощенным правилам. Спортивные  игры  укрепляют  крупные  группы  мышц,  развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость.

Игры- путешествия Они включают все виды подвижной деятельности, используя средства всех разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь. Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию  мышления,  воображения,  эмоционально-двигательной  сферы  и творческих способностей детей.

Преимущества физкультурных занятий с использованием игровых технологий в целях здоровье сбережения по сравнению с традиционными занятиями в том, что:-повышается двигательная активность и степень участия в занятии каждого ребенка;-у старших дошкольников формируется устойчивый интерес к двигательной активности, развивается двигательное творчество;-ненавязчиво формируется культура здоровья, которая позволяет ребёнку творить  самого  себя  в  той  деятельности,  которая  приносит  ему  наибольшее удовлетворение и удовольствие; -физическая нагрузка воспринимается детьми легко и с интересом (они не испытывают усталости);-создается и поддерживается оптимальный психологический комфорт. Вышеперечисленные технологии используют на  занятиях  следующим образом :в вводной части физкультурного занятия необходимо не только разогреть мышцы и суставы, но и «настроить» чувства, т.е. подготовить детей эмоционально к  предстоящему  занятию  при  помощи  «эмоциональной  разминки».  Проводя «эмоциональную разминку», моя задача - научить воспитанников «вслушиваться» в ощущения, возникающие в мышцах при выполнении физических упражнений, наслаждаться  этими  ощущениями,  запоминать  их.  В  этом мне помогают упражнения,  которые  дают  образное  представление  о  формах  движения, выражающих эмоциональное состояние души (например, «Грустный и веселый», «Гномы и великаны», «Холодно – жарко» и т.д.). А это, по существу, слово, ставшее видимым в жесте, мимике, движениях тела. В зависимости от того, в каких формах проявляются движения - пластически-округлые,  плавные  или,  наоборот,  резкие,  угловатые, прямолинейные,  можно судить о состоянии души. Поэтому на физкультурных занятиях, проводимых под музыкальное сопровождение, использую красочные рисунки, световые и цветовые эффекты, подчеркивающие сущность выполняемых упражнений и вызывающие эмоциональный подъем. Использование игровых технологий позволяет  педагогу разнообразить и показать детям что на физкультурных занятиях  можно развиваться- играя!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

"Игровые технологии". Совместная познавательно-исследовательская деятельность детей с использованием метода проектов и игровых технологий в условиях внедрения ФГОС ДО".

  Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась в...

Игровые технологии. Презентация к докладу «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников». Выступление на педсовете.

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его лич...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...