Здоровьесберегающая среда
консультация (подготовительная группа)
Большую часть времени в ДОУ ребенок проводит в группе. Поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации эмоционально-комфортного режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_zdorovesbereg_sredy.docx | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая среда
Здоровьесберегающая среда - это гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Здоровьесберегающее пространство, рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду.
Большую часть времени в ДОУ ребенок проводит в группе. Поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации эмоционально-комфортного режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Воспитатель должен добиваться благоприятной эмоциональной обстановки в группе, осуществлять личностно-ориентированный подход к детям, что способствует сбережению здоровья детей. Обеспечению социально-психологического благополучия детей способствует создание эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия детей в процессе общения в детском саду и дома.
В группе должен быть создан оздоровительный режим дня, способствующий гармоничному физическому и полноценному психическому развитию, предусматривающий разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями ,с учетом времени года, а также состояние их здоровья.
В основу разработки здоровье сберегающей среды заложено:
· Формирование здоровья детей дошкольного возраста на основе комплексного и системного использования доступных средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе
· Использование в образовательной деятельности духовно-нравственного и культурного потенциала, воспитание на русских традициях.
· Партнерство семьи и ДОУ
В качестве средств может выступать:
· Непосредственное обучение детей элементарным приемам ЗОЖ (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж)
· Реабилитационные мероприятия ( фитотерапия, кислородный коктейль, аромо -терапия, ингаляция)
· Специально организованная активность ребенка ( экскурсии, походы, физкультминутки)
Физкультурное занятие - это ведущая форма для обучения детей двигательным умениям и навыкам. Оно несет в себе определенную «оздоровительную дозу» в виде физической нагрузки ( физиологически обоснованная). Использование дыхательных упражнений способствует оптимизации кровообращения, улучшения самочувствия, развивают внимание.
Важные элементы оздоровления - подвижные игры, которые являются частью физкультурного занятия, проводятся на прогулке и в групповой комнате (малой и средней степени подвижности).
Физкультминутки в середине занятия позволяют повысить работоспособность и снять физиологическую усталость систем организма.
А также в здоровьесберегающую среду входят:
· Обеспечение полноценного питания
· Витаминизация
· Проведение закаливающих мероприятий
· Оснащение специальным оздоровительным оборудованием
· Медицинский контроль и профилактика
Медико-педагогическим персоналом ДОУ определены основные направления сохранения и укрепления здоровья детей:
· Оценка здоровья детей при постоянном и ежедневном контроле его состояния: составление листов здоровья, совместные обходы групп медсестрой и методистом.
· Помощь и педагогическая поддержка ребенку в период его адаптации к условиям ДОУ
· Профилактика в период сезонного повышения заболеваемости
· Организация летнего оздоровления детей с максимальным пребыванием на свежем воздухе
· Работа с родителями по закаливанию и охраны здоровья детей
· Пропаганда здорового образа жизни в семьях воспитанников
В МДОУ имеется медкабинет и процедурный кабинет.
Ведущими принципами организации здоровье сберегающей среды являются.
· Динамизм (возможность изменения)
· Открытость (связь с социумом)
· Гибкость (учет новых возможностей субъектов образования)
· Саморазвитие и взаимосвязь педагогических подсистем (воспитание, образование, развитие, управление)
Предметно-развивающая среда
· В группах должны быть оборудованы зоны двигательной активности (физкультурный инвентарь, игрушки-двигатели, спортивные игрушки), дорожки здоровья
· Физкультурный инвентарь и оборудование должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (безопасно для детей, легко моются)
· Физкультурные пособия должны соответствовать возрасту дошкольников, пространству двигательной зоны и периодически меняются с учетом интересов детей и результатов индивидуальной работы.
· Обеспечение безопасного хранения физкультурного инвентаря, удобство его расстановки
Охрана психического здоровья
· Индивидуальное и дифференцированное психо-педагогическое сопровождение ребенка
.
· Партнерство семьи и ДОУ
В качестве средств может выступать:
· Непосредственное обучение детей элементарным приемам ЗОЖ (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж)
· Реабилитационные мероприятия ( фитотерапия, кислородный коктейль, аромо -терапия, ингаляция)
· Специально организованная активность ребенка ( экскурсии, походы, физкультминутки)
Физкультурное занятие - это ведущая форма для обучения детей двигательным умениям и навыкам. Оно несет в себе определенную «оздоровительную дозу» в виде физической нагрузки ( физиологически обоснованная). Использование дыхательных упражнений способствует оптимизации кровообращения, улучшения самочувствия, развивают внимание.
Важные элементы оздоровления - подвижные игры, которые являются частью физкультурного занятия, проводятся на прогулке и в групповой комнате (малой и средней степени подвижности).
Физкультминутки в середине занятия позволяют повысить работоспособность и снять физиологическую усталость систем организма.
А также в здоровьесберегающую среду входят:
· Обеспечение полноценного питания
· Витаминизация
· Проведение закаливающих мероприятий
· Оснащение специальным оздоровительным оборудованием
· Медицинский контроль и профилактика
Медико-педагогическим персоналом ДОУ определены основные направления сохранения и укрепления здоровья детей:
· Оценка здоровья детей при постоянном и ежедневном контроле его состояния: составление листов здоровья, совместные обходы групп медсестрой и методистом.
· Помощь и педагогическая поддержка ребенку в период его адаптации к условиям ДОУ
· Профилактика в период сезонного повышения заболеваемости
· Организация летнего оздоровления детей с максимальным пребыванием на свежем воздухе
· Работа с родителями по закаливанию и охраны здоровья детей
· Пропаганда здорового образа жизни в семьях воспитанников
В МДОУ имеется медкабинет и процедурный кабинет.
Ведущими принципами организации здоровье сберегающей среды являются.
· Динамизм (возможность изменения)
· Открытость (связь с социумом)
· Гибкость (учет новых возможностей субъектов образования)
· Саморазвитие и взаимосвязь педагогических подсистем (воспитание, образование, развитие, управление)
Предметно-развивающая среда
· В группах должны быть оборудованы зоны двигательной активности (физкультурный инвентарь, игрушки-двигатели, спортивные игрушки), дорожки здоровья
· Физкультурный инвентарь и оборудование должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (безопасно для детей, легко моются)
· Физкультурные пособия должны соответствовать возрасту дошкольников, пространству двигательной зоны и периодически меняются с учетом интересов детей и результатов индивидуальной работы.
· Обеспечение безопасного хранения физкультурного инвентаря, удобство его расстановки
Охрана психического здоровья
· Индивидуальное и дифференцированное психо-педагогическое сопровождение ребенка
· Использование игр и упражнений на развитие эмоциональной сферы
· Приемы релаксации
Двигательный режим в ДОУ начинается с утренней гимнастики, которая направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развития физических качеств и способностей, закрепление двигательных навыков.
Создание здоровьесберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей
Здоровье сберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в детском учреждении создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.
· Приемы релаксации
Двигательный режим в ДОУ начинается с утренней гимнастики, которая направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развития физических качеств и способностей, закрепление двигательных навыков.
Создание здоровьесберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей
Здоровье сберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в детском учреждении создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада
Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому вос...
Доклад на педагогическом совете " Здоровьесберегающая среда в детском саду".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 66 « Журавушка» « Здоровьесберегающая среда в детском саду» ...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Развитие здорового ребенка всегда являлось приоритетной задачей дошкольных учреждений. Наряду с этим общей основой воспитания и обучения детей в детском саду является овладение ими речью. ...
«Проект по здоровьесберегающей среде в группе раннего возраста «Лучший здоровьесберегающий проект для детей дошкольного возраста и их родителей»
Проект предназначен для воспитателей групп раннего возраста. Проект краткосрочный....
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий.
Создание здоровьесберегающей среды...
Формирование педагогом - психологом здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве по средствам здоровьесберегающих технологий
В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации становится гармоническое развити...
Долгосрочный проект "Формирование здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО" «Гибкие пальчики»
Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» с учетом здоровьесберегающих технологий....