Консультация для воспитателей "Зрительная гимнастика в детском саду"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Материал для воспитателей дошкольных учреждений о значении и видах зрительной гимнастики для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnastika_dlya_glaz.docx | 255.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Зрительная гимнастика
в детском саду
Зрение - основной источник знаний о внешнем мире. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов.
На сегодняшний день активная жизнь детей включает в себя просмотр мультфильмов, развивающие компьютерные игры, освоение навыков чтения.
Одним из замечательных и доступных способов профилактики зрительных нарушений является зрительная гимнастика. Проводится она в целях предупреждения нарастающего зрительного утомления, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения во время занятий.
Этот метод является своеобразной релаксацией для нервной системы ребёнка, помогает мозгу лучше переработать полученную с помощью зрения информацию.
Главная задача зрительной гимнастики – это укрепление глазных мышц. Как и любые другие мышцы в нашем организме, они могут ослабеть, что скажется на качестве зрения. Поэтому комплекс несложных упражнений направлен на предотвращение снижения остроты зрения.
Основные цели зрительной гимнастики:
-улучшение не только зрительных, но и умственных способностей ребенка, благодаря тому, что с помощью ряда упражнений увеличивается скорость переработки зрительной информации;
-обеспечение полноценного отдыха глаз;
-профилактика глазных болезней;
-восстановление зрительной функции у детей со сниженным зрением;
-оказание успокаивающего действия на все отделы нервной системы.
Кроме профилактической пользы, зрительная гимнастика имеет и обучающее значение. Выполнение зрительных упражнений с двигательными играми, обучает дошкольников ориентировке в пространстве. Закрепляются простейшие понятия: «лево», «право», «поворот», «разворот». Кроме этого, проведение зрительной гимнастики способствует обогащению словаря, развитию грамматического строя и связной речи.
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут.
Для дошкольных учреждений разработано несколько техник тренировки зрения:
-с помощью настенных или потолочных тренажеров;
-игровая гимнастика в форме игр, песен или стихов;
-разглядывание схематических рисунков и таблиц;
-использование стереоскопических картинок (изображение обязательно должно быть нанесено на бумагу, а не на электронный носитель, так как это может создать лишнее напряжение для глазных мышц).
При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.
Зрительная гимнастика предполагает выполнение движения глазами в различных направлениях:
- движения глаз вверх - вниз;
-движения глаз влево - вправо;
-круговые движения глазами;
-зажмуривание глаз;
-моргание и т.д.
Какие упражнения будут наиболее эффективны? В первую очередь это моргание, которое помогает глазу очиститься и снять усталость. Можно использовать также пример бабочки, которая часто машет крылышками.
Следующее по популярности упражнение – «Ладошки», то есть ребенок закрывает глаза ладонями и держит их примерно полминутки. Помогает снять напряжение и усталость глаз.
Эффективно упражнение «Филин» – ребенок должен крепко зажмурить глаза, а потом их максимально широко открыть и подержать их так какое-то время.
Можно сыграть в «далеко» – «близко», когда ребенок должен переводить взгляд с предмета, расположенного рядом, в комнате, на предмет, находящийся далеко за окном.
Также можно поиграть в «Листья», когда ребенок должен следить глазами за падающими листочками: взгляд перемещается при неподвижной голове вправо и влево, а также вверх, затем вниз.
Выполняя с дошкольниками простые упражнения для глаз в течение нескольких минут, глаза отдохнут, падение зрения не будет такой близкой угрозой.
Широко используются в работе с дошкольниками таблицы-тренажеры. Они могут быть переносными и стационарными, нарисованными на стене.
Большой интерес у детей вызывают двигающиеся мини-тренажеры. Во время наблюдения за их действием дети тренируют двигательные мышцы глаз. В группе необходимо разместить несколько ярких предметов, игрушек (на окне, на стене), повесить движущиеся мобили с бабочками, птичками и другими яркими фигурками, предназначенными для упражнений «взор вверх, вдаль».
Со старшими дошкольниками можно использовать комплексы в рисунках, с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). Дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.
Интереснее всего проходит гимнастика для глаз в стихотворной форме. На первых занятиях воспитатель одновременно с чтением стихотворения выполняет движения глазами, дети за ним повторяют, на последующих занятиях дети самостоятельно проговаривают слова и выполняют движения в соответствии с текстом.
Вот стоит большая ёлка,
Вот такой высоты. (Снизу-вверх)
У нее большие ветки.
Вот такой ширины. (Слева-направо)
Есть на елке даже шишки, (Вверх)
А внизу берлога мишки. (Вниз)
Зиму спит там косолапый (Закрыть глаза)
И сосет в берлоге лапу.
Ах, как долго мы считали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазками)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками)
В группе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
Вправо, влево повернем
А потом скатимся вниз
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)
Спал цветок (Закрыть глаза)
И вдруг проснулся (Открыть глаза)
Больше спать не захотел, (Посмотреть вправо, влево)
Встрепенулся, потянулся, (Вниз, верх)
Взвился вверх и полетел. (Закрыть, открыть)
Ветер дует нам в лицо.
(Часто моргают веками.)
Закачалось деревцо.
(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)
Ветер тише, тише, тише…
(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)
Деревца все выше, выше!
(Встают и глаза поднимают вверх.)
Можно, например, играть с малышом в «Считалку», когда он должен пересчитать количество машин, людей и т.д. за окном. При этом следует закрыть один глаз рукой, затем то - же самое другим глазом, кроме того можно сделать в листе маленькое отверстие и наблюдать через него. Во время прогулки полезно поиграть со светом и темнотой. Пусть малыш запомнит все, что его окружает. Затем закройте ему на минутку глазки рукой, когда он их откроет, пусть расскажет, что за это время изменилось и т.д.
Регулярно проводите с детьми гимнастику для глаз.
Превратите это в ежедневную увлекательную игру!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему "Современные требования к проведению утренней гимнастики в детском саду".
Схема проведения нетрадиционной утренней гимнастики в детском саду для детей, начиная со второй младшей группы....
Утренняя гимнастика в детском саду. Консультация для воспитателей.
Утренняя гимнастика в детском саду. Консультация для воспитателей....
Консультация для родителей. "Пальчиковая гимнастика в детском саду"
полезная информация для родителей...
Консультация на тему: Утренняя гимнастика в детском саду.
Что же такое утренняя гимнастика?Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом...
консультация для воспитателей "Современные требования к утренней гимнастике в детском саду"
по ФГТ...
Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.
Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...
Консультация "Проведение утренней гимнастики в детском саду"
В консультации рассказывается о важности проведения утренней гимнастики, ее структуре и вариантах гимнастик....