Консультация "Проведение утренней гимнастики в детском саду"
консультация (старшая группа) на тему
В консультации рассказывается о важности проведения утренней гимнастики, ее структуре и вариантах гимнастик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРОВЕДЕНИЕ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В ДЕТСКОМ САДУ»
Утренняя гимнастика – комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных настроить, «зарядить» человека на весь предстоящий день. Ее оздоровительная польза заключается в воздействии на организм с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей детей. Во время утренней гимнастики решаются задачи физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания; формируются необходимые двигательные навыки, красота и точность движений; развиваются быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость; укрепляется здоровье.
Утренняя гимнастика в детском саду важна не только как средство пробуждения, а еще и как организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. При этом повышается эмоциональный тонус, являясь результатом «мышечной радости» от движений в коллективе сверстников, снимается психологическое напряжение от расставания с родителями, дисциплинируется поведение.
Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят, совершенно особенные, задачи, а именно:
- «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад;
- разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему;
- активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма;
- стимулировать работу внутренних органов и органов чувств;
- способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки;
- предупреждать возникновение плоскостопия.
Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь. Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.
Применение традиционных методов организации двигательной активности детей, форм проведения занятий и утренней гимнастики, традиционного оборудования не обеспечивает необходимой эффективности данного направления работы. Интерес воспитанников к занятиям угасает, они отказываются выполнять утреннюю гимнастику.
В поисках решения проблемы в нашем детском саду разработаны комплексы утренней гимнастики разного вида: построенные на играх и игровых упражнениях, с использованием ритмики, нетрадиционного оборудования, дыхательной гимнастики и др. Все направлено на то, чтобы утренняя гимнастика вызывала у дошкольников желание заниматься физическими упражнениями, участвовать в подвижных играх, совершенствовать свои движения, проявлять настойчивость, смелость, решительность.
Нетрадиционная утренняя гимнастика не только сохраняет и укрепляет здоровье детей, обеспечивает их полноценное физическое развитие, формирует интерес к занятиям физкультурой и спортом, но и поддерживает положительное эмоциональное состояние каждого воспитанника.
Структура утренней гимнастики.
Вводная часть:
- построение;
- два-три вида ходьбы;
- один вид бега;
- построение для выполнения общеразвивающих упражнений.
Основная часть:
- дыхательные упражнения и упражнения для мышц рук и плечевого пояса;
- мышц туловища;
- брюшного пресса и ног.
Заключительная часть:
- ходьба, групповая подвижная игра, хоровод.
Варианты проведения утренней гимнастики.
- Сюжетная утренняя гимнастика
- Гимнастика игрового характера
- Ритмическая гимнастика
- Самостоятельная гимнастика
- Гимнастика с включением оздоровительных пробежек
Сюжетная утренняя гимнастика строится на обыгрывании какого-нибудь сюжета, например: «Наши имена», «Мы друзья», «Времена года» и др. в такие комплексы подбираются сюжетные общеразвивающие упражнения, объединенные одной сюжетной линией. Циклические упражнения для вводной части утренней гимнастики носят имитационный характер и передают действия героя в соответствии с сюжетом.
В основе игровой утренней гимнастики – подвижные игры (хорошо знакомые детям) разной интенсивности и с разными образовательными задачами. Во вводной части- по одной подвижной игре средней или малой («Зеркало», «Ниточка-иголочка», «Паровоз») и высокой («Ловишки», «Догони свою пару» и др.) интенсивности. В основной – проводится игра высокой интенсивности, направленная на совершенствование различных видов основных движений («Хитрая лиса», «Не оставайся на полу» и др.) в заключительной части утренней гимнастики планируется игра малой интенсивности н восстановление дыхания и приведения всех функциональных систем организма в норму.
Ритмическая гимнастика построена на комплексе адаптированных упражнений, танцевальных движений. Ее комплекс содержит разминку из циклических движений, серии танцевальных движений или знакомых детям хороводов. Основная часть состоит из 4-8 ритмических упражнений. Нагрузка на организм ребенка в таких упражнениях очень высока, так как он выполняет одновременно два сопутствующих движения. Заключительная часть утренней ритмической гимнастики включает в себя упражнения средней интенсивности, выполняемые сидя и лежа на полу. Утренняя ритмическая гимнастика несет большую физическую и эмоциональную нагрузку, проводится всегда под музыку и очень нравится детям.
Самостоятельная утренняя гимнастика – итоговая форма работы за определенный период времени самими детьми. Она проводится с использованием карточек с символьными рисунками определенных упражнений.
Утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки проводится в основном в теплое время года и включает в себя «спортивную» (быструю) ходьбу, оздоровительный, медленный бег и бег с ускорением. При этом постепенно увеличивается расстояние, интенсивность, время. При выполнении такой гимнастики важно правильно дозировать физическую нагрузку, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
Все перечисленные формы утренней гимнастики очень популярны среди детей. Они с успехом решают поставленные задачи – формировать интерес и ценностное отношение к занятиям физкультурой.
Условия проведения утренней гимнастики.
Утренняя гимнастика проводится в зале, групповой комнате. Весной и летом – на участке. Воспитатель в зависимости от погоды подбирает упражнения и регулирует физическую нагрузку: в прохладную погоду увеличивает ее, в теплую погоду – снижает, чтобы избежать перегревания организма.На утренней гимнастике, звучание музыки организует весь комплекс упражнений. Музыка помогает лучше организовать занятие, повысить его плотность. Освобождая воспитателя от регулирования темпа и ритма упражнений, счёта, она позволяет сконцентрировать его внимание на педагогическом процессе: объяснении, индивидуальных указаниях и помощи, исправление ошибок по ходу выполнения упражнений. Музыкальное сопровождение позволяет добиться не только высокой чёткости и правильности, но и пластичности, выразительности движений. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок ежедневно присутствовал на утренней гимнастике. Это поможет ему быстрей овладеть ритмикой, успешней справляться с физической нагрузкой и повысить эмоциональный тонус организма. «Программа воспитания в ДОУ» предусматривает умственное, нравственное, эстетическое, физическое развитие ребёнка. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений. Задача музыкального и физического воспитания одновременно решается на занятиях утренней гимнастики и физкультурных занятиях.
Утреннюю гимнастику с музыкальным сопровождением в ДОУ следует начинать со второй младшей группы (3-4 лет), когда формируются музыкально-ритмические умения и навыки. Так как слуховое внимание неустойчиво, музыкальное сопровождение дается к отдельным упражнениям с использованием игровых образов (воробышки прыгают, мишки шагают...)
Дети средней группы (4-5 лет) чувствуют ритм, силу звучания, поэтому музыка сопровождает каждое упражнение.
Дети старшей и подготовительной группы достаточно развиты, способны к творчеству и выполнению движений под музыку разного характера.
Музыкальное сопровождение должно соответствовать характеру движений данного упражнения. Например, ходьба, бег – сочетаются с бодрой, энергичной музыкой; поскоки, подпрыгивания - с музыкой плясового характера (полька); плавные движения, наклоны – с музыкой спокойного характера (вальс).
В заключении хочется отметить, что двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нем, получает огромный заряд бодрости и хорошее настроение на весь день.
Музыкальный руководитель Калягина А.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/22/picture-38681-1363936630.jpg)
Утренняя гимнастика в детском саду 3-5 лет (карточки)
19 страниц (комплексов). В каждом комплексе утренней гимнастики есть свой сюжет, интересный и знакомый детям персонаж: Воробьи-воробышки, Киска, Цирковые медвежата, Заинька-зайчишка и другие. В заключ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/22/picture-38681-1363936630.jpg)
Утренняя гимнастика в детском саду 2-3 лет (карточки)
19 страниц (комплексов) и 13 страниц приложения. В каждом комплексе утренней гимнастики есть свой сюжет, игрового характера: Звонкие погремушки, Герои сказок, Любимые игрушки, и другие.А также упражне...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/22/picture-38681-1363936630.jpg)
Утренняя гимнастика в детском саду 6-7 лет (карточки)
13 страниц (комплексов). В каждом комплексе утренней гимнастики есть свой сюжет, интересный и знакомый детям персонаж: Времена года, Деревья, кустарники, Виды спорта, Птицы и насекомые, Мы дружные и д...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/22/picture-38681-1363936630.jpg)
Утренняя гимнастика в детском саду 5-6 лет (карточки)
17 страниц (комплексов). В каждом комплексе утренней гимнастики есть свой сюжет, интересный и знакомый детям персонаж: Мы художники, Дни недели, Домашние животные, Профессии и другие. В заключительную...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/17/picture-34311.jpg)
Утренняя гимнастика в детском саду
Материал содержит 20 разработанных конспектов (на весь год) утренней гимнастики в подготовительной к школе группе, с предметами и без предметов....
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/15/picture-40095-1689407475.png)
Утренняя гимнастика в детском саду
Данная статья сможет помочь педагогам ДОУ в проведении утренней гимнастики в забавной, игровой форме с использованием комплекса гимнастики для глаз "Весёлая неделька", которую можно проводить и самост...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/04/picture-797265-1488619728.jpg)
«Ритмическая гимнастика как форма проведения утренней гимнастики в детском саду».
Презентация «Ритмическая гимнастика как форма проведения утренней гимнастики в детском саду»....