Проект «Хотим расти здоровыми» в старшей группе №2 Паспорт проекта
Авторы: Демьяненко Е.В. воспитатель Лысова Е.В. воспитатель Тема проекта «Хотим расти здоровыми». Тип проекта - познавательно - речевой, информационный, практико- ориентированный с элементами деятельности, направленной на укрепление здоровья. Продолжительность: краткосрочный (2 недели) Сроки реализации проекта: с 18.03.2019г. по 31.03.2019г. Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели, родители Цель проекта: Сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих, развитие познавательных и творческих способностей детей старшей группы. Задачи: 1. Сформировать у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, об умении беречь своё здоровье и заботиться о нём. 2. Формировать базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. 3. Закреплять знания о здоровых и вредных продуктах питания. 4. Формировать и укреплять любовь к физическим упражнениям. 5. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни. 6.Содействовать повышению педагогической культуры родителей в области сохранения и укрепления здоровья детей. Результат проекта: 1. Расширение у детей представлений о здоровом образе жизни. 2. Дети познакомятся с литературными произведениями по теме проекта. 4. Узнают, что полезно, а что вредно для организма, что нужно знать и делать для сохранения здоровья. 5. Дети пополнят свои знания о правильном питании и его значимости для здоровья. Ресурсное обеспечение проекта: 1. Физкультурный уголок в группе; 2. Спортивный зал; 3. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь. 4. Методический инструментарий (картотека подвижных игр, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, дидактических и сюжетно-ролевых игр, схемы бесед, занятий, сценарий спортивного развлечения и т. д.). Планируемый результат: Дети должны знать правила личной гигиены, ухаживать за своим телом, овладеть навыками элементарной помощи. Знать значение режима дня, выполнять его. Пользоваться элементарными приёмами закаливания (мытье рук холодной водой, хождение босиком и т. д.). План – схема реализации проекта.
1 Этап: подготовительный Создание необходимых условий для реализации проекта: - постановка целей и задач - создание условий для реализации проекта - подбор познавательной, художественной литературы - проведение бесед - подготовка атрибутов для игр, занятий - подбор методического и дидактического материала - подбор пословиц, поговорок, загадок по теме проекта; - разработка непосредственно образовательной деятельности по проекту; - подбор аудио и видеоматериала по теме проекта. Совместная деятельность: Наши рассуждалки - «Что такое здоровье?» (опрос детей); чтение художественной литературы К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит». Рассматривание фотоальбомов, фотографий, открыток о правилах поведения на улице, о весенней одежде. Работа с родителями: Беседа «Как поддержать здоровье в весенний период» Информационная папка «Гимнастика для глаз»; «Бегай, прыгай, будь здоров»; «Дыхательная гимнастика». Наблюдение с детьми за людьми, занимающимися спортом на улице, спортзале. Наблюдение за поведением детей и взрослых в поликлинике, аптеке.
2 Этап: основной НОД: Формирование целостной картины мира «Береги свое здоровье». Цель: уточнить представления детей о том, что такое здоровье и как сберечь его. Развивать понимание значения гигиенических процедур, правильного питания, пользы витаминов, закаливания, занятий физкультурой и спортом. Развитие речи: Придумывание сказки по мотивам стихотворения К. Чуковский «Мойдодыр». Разучивание стихов о здоровье; отгадывание загадок. Совместная деятельность: Беседа: «Зубы крепкие нужны, зубы крепкие важны». Цель: объяснить причину болезни зубов, формировать потребность в сохранении зубов здоровыми. Приучать ребенка быть внимательным к состоянию своих зубов. Просмотр презентации: «Чистим зубы правильно» Рассматривание плаката «Строение тела человека», энциклопедии «Тело человека». Цель: уточнить представления детей о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, его строении. Просмотр презентации «Витамины и микроэлементы» (см. приложение №12) Разучивание стихов: «Где живут витамины? » Сюжетно – ролевая игра: «Магазин полезных продуктов». Цель: закрепить знания детей о полезных для здоровья продуктах питания. Сюжетно – ролевая игра «Мы спортсмены»: сюжет «Тренировка спортсменов». Цель: расширить представления детей о здоровье и способах его укрепления и сохранения. Сюжетно – ролевая игра: «Больница»: сюжет «В травмпункте». Цель: на правах участника игры предложить детям обыграть данный сюжет, стимулировать применение детьми знаний о потенциально опасных ситуациях, о работе врача. Сюжет «Посещение больных». Цель: учить детей правильно вести себя при посещении лечебного учреждения, корректно строить беседу с больным человеком. «Аптека» Цель: закрепить представление детей о работе аптеки, пользе и вреде различных лекарств для человека. Дидактические игры: «Чтобы быть здоровым надо… »; «Польза - вред». «Полезно - вредно», «Спортивная угадайка» Настольно – печатная игра «Кому что нужно». Психологическая игра «Кто перед тобой – рассмотри в дырочку». Прослушивание песни «Закаляйся, ели хочешь быть здоров». Прослушивание аудиозаписей: песни о спорте, о здоровье Чтение глав из книги Н. Брянской «История зубной щетки». Цель: способствовать систематизации знаний о гигиене полости рта, формированию КГН. Чтение сказки Г. Немкиной, М. Савки «История феи Витаминки» Прогулка: подвижные игры «Мы спортсмены»; «Делай как я», «Сила мяча» Подвижная игра «Иммунитет» и др. Оздоровительная пробежка вокруг детского сада. Мультфильм «Зубная щетка» (серия «Фиксики»). Знакомить детей с назначением, строением зубной щетки. «Про бегемота, который боялся прививок»; «Митя и Микробус».
3 Этап: заключительный Выставка рисунков: «Спорт, спорт, спорт» Проведение спортивно – развлекательного мероприятия «В гостях у Айболита». Приложение Игра «Иммунитет». Выбирается водящий, который играет роль «Вируса». 2 - 3 ребенку раздаются карточки с изображением чеснока, лука, лимона («иммунитета»). По сигналу, «Вирус» начинает догонять и «заражать» детей. Те, кого «Вирус» «заражает» останавливаются и стоят на месте. Те дети, у которых «Иммунитет» должны «вылечить» «зараженных», отдав им карточки с изображением овощей и фруктов. Игра «От микроба убегай» Часть детей микробы, они по команде ловят других детей и уводят в своё «Больное царство», кого не поймают, тот считается самым ловким. Слова микробов: «Мы злые, злые, злые, Микробы мы плохие, Кто кашу не ест И не моет руки, Не делает зарядку, Мы переловим всех по - порядку» Игра «Лягушки». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении. Две веселые лягушки. Ни минутки не сидят Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят. Игра «Ухо – нос – хлопок». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью да наоборот». «Что вредно, а что полезно для зубов» Цель игры:Упражнять в правильном использовании обобщающих слов; Играют четверо детей. У каждого набор из 7 картинок, на которых изображены различные продукты (мороженое, горячий чай, леденцы, орехи, чипсы, морковка, яблоко, лимон.) Ведущий показывает картинку, ребята должны отобрать из имеющихся у каждого из них набора картинок те, которые соответствуют правильному ответу. «Подбери предметы» Цель:Воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о предметах личной гигиены; Ребёнку предлагают рассмотреть лежащие на столе картинки, выбрать из предложенных картинок необходимые. «Кому что нужно» Цель: Учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение. Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы личной гигиены (картинки разрезаны на части) . «Чего не стало» Цель: Воспитывать наблюдательность, развивать память. Детям представляют 5 – 6 предметов (картинок) с изображением различных предметов. Затем ребятам предлагают закрыть глаза, в это время педагог убирает одну картинку, оставшиеся картинки меняет местами. Дети должны сказать, что изменилось. В каких продуктах содержатся витамины и для чего нужны? Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения. Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца) . Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды) . Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек) . Сценарий развлечения в старшей группе «В гостях у Айболита» Цель: способствовать формированию у детей привычки и потребности к здоровому образу жизни, создать атмосферу эмоционального комфорта. Задачи: доведение до сознания детей необходимости и важности соблюдения культурно-гигиенических навыков; развивать потребность заботиться о своем здоровье. Оборудование: письмо с картой, кегли, скамейка, обручи, муляжи здоровой и вредной пищи, флажки, яблоки за правильные ответы и пройденные эстафеты, повязки для капитанов. Воспитатель читает письмо, в котором доктор Айболит приглашает детей к себе в гости. Дорога к нему нелёгкая, надо будет преодолеть препятствия. Рассматривает с детьми карту: надо пройти по горной дороге, перейти мост, перебраться через болото, преодолеть туннель. Дети проходят полосу препятствий: • по горной дороге (ходьба «змейкой» между кеглями) ; • через мост (ходьба по скамейке) ; • через болото (прыжки с «кочки» на «кочку») ; • через туннель; Им на встречу выходит доктор Айболит. АЙБОЛИТ: Здрастье, здрастье, проходите! Всем от доктора привет. Ну-ка, доктору скажите - вы здоровы или нет? (подходит к детям ставит некоторым градусники, некоторых слушает) . ДЕТИ: здоровы. Айболит: Мне, ребята, подскажите, а здоровья в чем секрет? (ответы детей) Айболит: молодцы! Сейчас я и проверю, как вы следите за своим здоровьем. Я предлагаю вам разделиться на 2 команды: в одну шеренгу становись, на первый, второй рассчитайсь. Первые номера - встаньте в колонну за (имя ребенка, вторые номера – за (имя ребенка). Для чего нам нужны уши? Ваша задача по окончании музыки быстро встать на свое место. Игра «Чья команда быстрее построится? » Под музыку дети бегают врассыпную по всему залу. По окончании музыки все быстро встают на свои места. АЙБОЛИТ: Ребята, а что нужно для того чтобы быть чистым? (мыло, мочалка, шампунь, з/щетка) А чтобы быть здоровым, что нужно? (есть кашу, овощи, фрукты) Игра «Соберём полезные продукты» (пока играет музыка) Айболит: Раз полезная еда – будем мы здоровы? (Да) Конкурс капитанов (кто из капитанов быстрее ответит на вопрос) : 1. В какой стороне тела находится сердце? (слева) 2. если человек болен, что он принимает? (лекарство) 3. что лечит врач – окулист? (глаза) 4. сколько раз вдень надо чистить зубы? (2 раза в день) 5. у птиц – перья, у человека? (волосы) 6. какой орган нашего тела принимает звуковые сигналы? (ухо) Руки нам для чего нужны? Игра «Кто быстрее переложит кегли из одного обруча в другой? » Дети стоят в шеренгах. По команде первые начинают передавать кегли по одному друг другу, последние складывают их в обруч, лежащий на полу. Ноги для чего нужны? Игра – эстафета «Перемени предмет» Играющие по сигналу бегут на другую сторону зала до обручей. Ставят в них кегли, берут флажки, возвращаются бегом и передают флажки следующим участникам. Выигрывает команда, последний участник которой быстрее вернулся с предметом. Подведение итогов. Айболит: Молодцы! Вы такие замечательные: дружные, веселые и знаете все о здоровом образе жизни! Желаю вам никогда не болеть! И хочу каждого угостить витаминкой! Еще раз хочу напомнить вам правила здоровья: Надо зубы утром чистить, Руки мыть перед едой, Быть опрятным аккуратным Убирать все за собой.
|