Проект познавательно-игровой, информационно-исследовательский. «Каша- здоровье наше».
проект (старшая группа)
Проект познавательно-игровой, информационно-исследовательский. «Каша- здоровье наше».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kasha-pishcha_nasha_alyabeva.docx | 168.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект познавательно-игровой, информационно-исследовательский.
«Каша- здоровье наше».
Проект: «Каша- пища наша»
Автор проекта: Алябьева С.В.
Тип проекта: информационно-исследовательский, познавательно-игровой.
Продолжительность: краткосрочный
Возраст детей: средняя группа 4-5 лет
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Актуальность:
Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик.
Каждому из нас с детства знакомы слова: "Сорока - ворона кашу варила, деток кормила. Этому дала, этому дала, а этому не дала! Сколько из нас завидовало большому пальцу (или мизинцу, как у кого гнется), которому не приходилось есть на завтрак противную, ненавистную кашу... и совершенно напрасно! Каша не только полезна, но и замечательно вкусна. Она является обязательным и незаменимым продуктом детского питания. Именно в детском возрасте уровень здоровья человека во многом определяется качеством питания.
Детский организм отличается от взрослого бурным ростом, интенсивным течением обменных процессов. В связи с этим организм ребёнка испытывает высокую потребность во всех пищевых веществах - источника пластического материала и энергии.
Правильное питание обеспечивает нормальное физическое развитие ребёнка.
Дома мы часто говорим детям: «Ешь больше каши, будешь здоровым». «Не будешь есть кашу, сил не будет». В детском саду дети часто оставляют почти полные тарелки с кашей после завтрака. Нами был разработан проект, направленный на сотрудничество детского сада и семьи по организации оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста «Каша – здоровье наше».
Цель проекта: формирование представления детей о каше, как полезном продукте на завтрак. Расширить представления детей о видах круп, каш.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о пользе каши в рационе детского питания.
2. Закреплять умения называть и различать крупы и каши.
3. В игровой форме познакомить как варить кашу.
4. Формировать интерес к произведениям художественной литературы о кашах (загадки, пословицы, поговорки, стихи, сказки).
5. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
6. Развивать творческие возможности детей.
7. Учить навыкам поисковой деятельности (исследование круп: какие бывают, для чего нужны); научить узнавать крупы и каши, получаемые из них;
8. Повышать заинтересованность родителей к деятельности детей в детском саду, к здоровому питанию.
Формы проведения: Занятие, беседа, самостоятельная деятельность детей, экскурсия на кухню, чтение художественной литературы, дидактические игры, игровые упражнения, презентация, просмотр мультфильмов, консультация для родителей.
Продукты реализации проекта:
- Выставка детских работ.
- Создание коллекции круп.
- Книга рецептов «Самая вкусная каша».
- Буклеты для родителей о пользе каш.
Ожидаемый результат:
Дети познакомятся с многообразием круп и каш, с их пользой для организма. Уметь различать и называть каши. Узнают об ингредиентах каши и как её варить. Будут формироваться начальные представления о правильном питании и в детском саду после завтрака будут оставаться пустые тарелки. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах организации правильного питания и воспитания ЗОЖ у детей- дошкольников
Реализация проекта.
1 этап. Мотивационный.
Задать вопрос детям:
- Почему о некоторых людях говорят: “ Он мало каши ел?”
- Что было бы, если человек не ел кашу?
- Из каких круп готовят каши?
- Чем полезны каши?
Цель: заинтересовать детей по теме «Каша-пища наша».
- Подготовительный этап:
1. Подбор информации по теме;
2. Подбор иллюстрированного материала, игрового оборудования.
3. Подключить родителей к поиску в помощи пополнения развивающей
среды в группе (подборку круп, демонстративного материала)
- Основной этап:
Коммуникативная деятельность:
Беседы по теме:
«Как каша пришла к нам на стол?».
«Это удивительное молоко»
«Пейте дети молоко, будете здоровы»
«Мы о злаках вам расскажем, что у нас в полях растут»
«Кашу маслом не испортишь» с использованием презентации «Какие бывают крупы».
«Каша- пища наша».
Цели:
- узнать почему каша является обязательным и незаменимым продуктом питания ещё с давних времён;
- закрепление знаний у детей о крупах;
- формирование познавательного интереса;
- выявление знаний у детей о крупах и их использовании.
Экскурсия на кухню детского сада.
Цель: Узнать об ингредиентах каши и как правильно её варить.
Речевое развитие:
Заучивание стихов, пословиц, поговорок про кашу.
Цель: Развитие памяти и мышления.
Чтение художественной литературы:
- Л.Толстой «О лягушке, которая попала в молоко»
- М. Бородицкая «Убежало молоко»
- русские народные сказки: «Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Колосок»
- Д. Мамин - Сибиряк «Притча о молочке и овсяной кашке»
- Н.Носов «Мишкина каша»
Цель: Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям
Рассказывание русской народной сказки
«Каша из топора» (с использованием картинок)
Цель: формирование связной речи; активизация словаря.
Познавательная деятельность:
Презентации:
- «Какие витамины спрятались в каше?»
- «Сельско - хозяйственные профессии»
Цели:
- формировать у детей представление о пользе каши в рационе детского питания;
- знакомить с трудом людей с/х профессий.
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры:
- «Магазин- отдел круп»
- «Столовая»
- «Повар»
- «Готовим завтрак»
- «Магазин молочных продуктов».
Цели:
- знать из чего варят кашу и развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре;
- побуждать к созданию игровой ситуации с использованием подобранных атрибутов;
- формирование социальных навыков общения; закрепление названия круп.
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
- «Узнай и назови крупу»
- «Скажи правильно название каши»
- «Узнай на ощупь»
- «Золушка»
Цель: развития умений работать в паре; мелкой моторики; аккуратности и усидчивости.
Художественно-эстетическое развитие
Аппликация (нетрадиционная) «Веселые игрушки».
Цель: развитие мелкой моторики; развитие глазомера, развивать интерес к созданию поделок из природного материала.
Аппликация с элементами рисования. «Горшочек каши».
Цель: закреплять навыки работы с ножницами; развитие мелкой моторики рук.
Лепка модульная из колец «Горшочек для каши».
Цель: познакомить с новым способам лепки – из колец; показать возможность моделирования форм (расширение или сужение) за счет изменения длинны (колбасок)
Физическое развитие
Подвижные игры:
-«Горшки».
Цель: развивать у детей умения действовать по сигналу.
-«Бабка- Ёжка».
Цель: упражняться в беге, прыжках на одной ноге.
-«Курочка-хохлатка».
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу.
-Хороводная игра «Раз, два, три – горшочек кашу вари».
Цель: Узнать об ингредиентах каши.
-Игра – экспериментирование: «Разбери крупы»
Цель: Расширять знания о крупах, желание познавать новое.
-Игра – соревнование «Кто больше всех любит кашу?»
Цель: оставить после завтрака пустую тарелку.
- Игра « Таинственный лабиринт».
Цель: Расширять знания детей о том, как тема каша освещена в фольклоре, развивать артистические способности детей, коммуникативные способности.
Итог проекта:
-Дети узнали о пользе каши для детского организма.
-Познакомились с ингредиентами каши, с видами круп.
-С помощью игр узнали правильное название каш.
-У детей возникло желание « творить» отражать свои представления в изобразительной деятельности (каша «дружба» - дети использовали разные виды круп во процессе аппликации).
В результате проекта ребята стали лучше завтракать и съедать кашу, которая не только вкусная, но и полезная.
Работа с родителями:
Цель:
- Привлечь внимание родителей к важности и значимости данной темы.
- Консультация для родителей «Основные принципы здорового питания» - расширить знания родителей о здоровом питании, пользе каш.
- Оформление книги «Рецепты самой вкусной каши».
- Помощь в оснащении педагогического процесса.
Приложение 1
Про кашу в народе сложилось много пословиц и поговорок:
Хозяйка красна, а каша вкусна.
В семье и каша гуще.
Без каши обед не обед.
Каши сел да поел, так и ужин не нужен.
Кашку поел, словно шубку надел.
Борщ без каши вдовец, каша без борща вдова.
Где каша, там и наши, где щи да каша там и место наше.
Каши нет - щи больше лей.
Щи да каша - пища наша.
Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной отец родной.
Сварил бы кашу, да куры крупу расклевали.
Поживи с наше да пожуй каши.
Русского мужика без каши не накормишь.
И дурень кашу сварит, была бы крупица да водица.
Когда дрова горят, тогда и кашу варят.
Кашу маслом не испортишь.
Каша - кормилица наша.
Горе наше гречневая каша: есть не хочется, а оставить жаль.
Не страшен мороз, что на дворе трещит, когда гречневая каша на печи стоит.
Воду жалеть и кашу не сварить.
Любо брюху, что глаза кашу видят.
Хороша кашка, да мала чашка.
Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.
С ним каши не сваришь.
Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.
Разговорами каши не сваришь.
Кашу свари, да ещё в рот положи.
На чужую кашу надейся, а своя бы в печи была.
Не наша еда орехи, каша наша еда.
Просо не посеешь, блин не испечёшь.
Кашу есть - зубов не надо.
Мал бывал - кашу едал, а вырос - и сухари в честь.
Приложение 2
Загадки
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (колос)
Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нём тогда таких как я,
Будет целая семья. (зёрнышко)
В поле - метёлкой, в мешке - жемчугом. (пшеница)
Мала малышка - золотая кубышка. (просо)
Сидит мышка в золотой кубышке. (просо)
Как во поле на кургане
Стоят девушки с серьгами. (овёс)
В поле серёжки на тоненьких ножках. (овёс)
Черна, мала крошка, соберут немножко. В воде варят, кто съест похвалит. (гречка)
Он на солнышке стоит и усами шевелит. Разомнешь его в ладони- золотым зерном набит.(колос)
Не поле, а волнуется. (нива)
Что две недели зеленеет, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает? (рожь)
Лежит мужичок в золотом кафтане подпоясан, да не поясом. не поднимешь, так и не встанет. (сноп)
Сто братьев собрались в одну избушку ночевать. (зерна в колосе)
Никого не родила, а все матушкой зовут. (земля пахотная)
Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться? (ответ: каша)
Приложение 3
Игра « Таинственный лабиринт».
Цель. Расширять знания детей о том, как тема каша освещена в фольклоре, развивать артистические способности детей, коммуникативные способности.
Оборудование. Карточки с вопросами, лист бумаги для рецепта и ручка.
Рекомендации. Игра « Таинственный лабиринт» представляет собой организационно-деятельную игру, состоящую из нескольких этапов. В игре участвуют команды по 5-6 человек. В начале игры выдаются схемы маршрутов, и каждая команда начинает движение по станциям. На каждой станции команду встречает ответственный, предлагает задание, оценивает.
Станция «Театральная».
Изобразить пантомимой:
1. Что чувствует человек, который берёт горячую кастрюлю руками.
2. Изобразить старушку, которая перебирает крупу.
Станция «Поляна народной мудрости».
Участники должны показать свои знания пословиц. Восстанови пословицу:
Щи да каша -… (пища наша.). Поживи с наше… (да пожуй каши.). Русского мужика без… (каши не накормишь.). Когда дрова горят,… (тогда и кашу варят.). Кашу маслом… (не испортишь.). Не страшен мороз, что на дворе трещит,… (когда гречневая каша на печи стоит.). Хороша кашка, …(да мала чашка.). Сам кашу заварил, …(сам и расхлёбывай.)
Станция «Волшебная лестница»
Чтобы подняться по этой волшебной лестнице, необходимо назвать десять блюд с названием каш.
Станция «Музыкальная шкатулка».
Спеть частушку.
Станция «Болото»
Перед вами «Болото», нужно его перейти, перескакивая с кочки на кочку на одной ноге. Если вы не удержались, то должны отгадать загадку.
Станция «Эстафета».
Каждый участник команды располагается на своей позиции и проходит свой этап:
1. Перебрать крупу (отделить рис и гречку).
2. Приготовить воду ( перенести ложкой воду из тарелки в стакан).
3 Накормить кашей (один участник сидит на стуле ,второй старается его накормить).
Станция «Кулинарная».
Каждая команда предлагает свой лучший рецепт каши
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно – игровая программа брей - ринг «Быть здоровыми хотим» (для детей и родителей старшей группы)
Учить детей заботиться о своём здоровье, формировать привычки здорового образа жизни....
Проект познавательно-игровой " Снежинка"
Эмоциональное состояние малыша и его отношение к миру имеют огромное значение в психическом развитии ребенка. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных проц...
Методическая разработка познавательно-игровой деятельности "Путешествие в город Здоровья"
Методическая разработка познавательно-игровой деятельности "Путешествие в город Здоровья"...
познавательно-игровое развлечени:Правила безопасности выполняй – здоровым, крепким вырастай!
данный материал содержит игры, способствующие формированию правил безопасного поведения детей в окружающей их обстановке....
Проект познавательно-игровой "Если хочешь быть здоровым..." для детей младшей группы
Проект познавательно-игровой "Если хочешь быть здоровым..." для детей младшей группы...
Проект вторая младшая группа по формированию ЗОЖ "Малыши - Крепыши" Тип проекта: познавательно-игровой. Вид проекта: информационно-творческий. Авторы; Пурахина Светлана Александровна воспитатель, в
Проект вторая младшая группапо формированию ЗОЖ"Малыши - Крепыши"Тип проекта: познавательно-игровой. Вид пр...
Проект информационно-исследовательский «Каша — еда наша» для детей старшего дошкольного возраста
Проект разработан в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»...