Картотека здоровьесберегающих технологий для детей раннего возраста.
картотека

Шишова Ольга Владимировна

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Картотека здоровьесберегающих технологий для детей раннего возраста включает в себя: бодрящую и утреннюю гимнастику, физкультминутки, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз и пальчиковую гимнастику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx56.29 КБ

Предварительный просмотр:

Бодрящая гимнастика.

Комплекс № 1

1. «Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу».

 Погладили животик, ножки, ручки (лежа на кровати).

2. «Уходи с дороги, кот!
Наша Танечка идет.
Топ-топ, топ-топ».

Ходьба по ребристой дорожке и коврикам.

3. «Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу: 
Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!»

Самостоятельные упражнения на полосе препятствий.

4. «Буль-буль-буль – журчит водица,
Все ребята любят мыться».

Водные и закаливающие процедуры.

Комплекс № 2

1. «Кто, кто по утру раненько встает!
Кто, кто по утру песенки поет?
Машенька рано у нас встает,
Машенька песни у нас поет».

Потянулись, руки вверх, ножки выпрямили.

2. «Шел охотник по лесу 
Топ-топ-топ».

Ходьба по ребристой дорожке и коврикам.

3. «Выстрелил он в уточку
Хлоп-хлоп-хлоп».

Хлопаем в ладоши.

4. «Утка улетела,
И в кусты присела».

Дети приседают.

5. «Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
И кусался зубок».

Водные и закаливающие процедуры.

Комплекс № 3

1. «Утром я встаю,
Песенку пою,
Песенку простую,
Вот какую: 
Ля-ля-ля-ля-ля
Вот и песня вся».

Повернули голову вправо, влево.

2. «Мы топаем ногами».

Ходьба по ребристой дорожке и коврикам.

3. «Мы хлопаем руками».

Дети хлопают в ладошки.

4. «Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем».

Поднимаем руки вверх и опускаем вниз.

5. «Аи, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды, 
Часто умываемся, 
Детям улыбаемся».

Водные и закаливающие процедуры.

Комплекс № 4

1. «Тяги, тяги, потягушеньки,
На Катю порастушеньки!
Расти, доченька, здоровая!
Как яблонька садовая!
На кота потягушки
На дитя порастушки».

Потянулись, перевернулись со спинки на животик  и наоборот, с животика на спинку.

2. «Скачут побегайчики – 
Солнечные зайчики».

Прыжки на двух ногах у кровати.

3. «Мы зовем их – не идут».

Покачивание головой в разные стороны.

4. «Были тут – и нет их тут».

Закрыли глазки ручками.

5. «Прыг, прыг по углам – 
Были там – и нет их там!
Где же зайчики? Ушли.
Мы нигде их не нашли».

Ходьба по ребристой доске и коврикам.

6. «Руки надо чисто мыть,
Рукава нельзя мочить!»

Водные и закаливающие процедуры.

Комплекс № 5

1. «Наши уточки с утра,
Кря-кря! Кря-кря-кря!».

Повернулись с правого бока на левый и наоборот (в кровати).

2. «Наши гуси у пруда
Га-га-га! Га-га-га!».

Топание ножками у кровати.

3. «А индюк среди двора
Бал-бал-бал! Балды-балдя!».

Подскоки на месте.

4. «Большие ноги шли по дороге».

Ходьба по ребристой доске и коврикам.

5. «Рано утром на рассвете,
Умываются мышата,
И котята, И утята,
И жучки, и паучки».

Водные и закаливающие процедуры.

Комплекс № 6

1. «Здравствуй, Васенька – козел, 
Если в гости к нам пришел».

Лежа в кровати, поднимаем правую ножку и опускаем, затем левую.

2. «Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла.
Села, поела,
И опять пошла».

Ходьба по ребристой доске и коврикам.

3. «Самолет построим сами,
Понесемся над лесами».

Круговые движения рук вперед, назад.

4. «Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме».

Присели, похлопали в ладоши.

5. «Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое».

Водные и закаливающие процедуры.

Комплекс № 7

1. «Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу».

Лежа в кровати, потянулись, ручки вверх, ножки выпрямили.

2. «Мы топаем ногами».

Дети топают ногами.

3. «Мы хлопаем в ладоши».

Дети хлопают в ладоши.

4. «Киваем головой».

Наклон головой вперед.

5. «Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем».

Поднимаем руки вверх и опускаем вниз.

6. «Катя, Катя маленькая.
Катенька удаленькая.
Пройди по дороженьке, 
Топни, Катя, ноженькой»

Ходьба по ребристой доске и коврикам.

7. «Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось мыло».

Водные и закаливающие процедуры.

Комплекс № 8

1. «Потягушеньки, потягушеньки!
Поперек толстунушки!
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок, а в голову разумок».

Погладили животик, ножки, ручки (лежа на кровати).

2. «Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы».

Повороты туловища вправо, влево.

3. «Глаза смелые, зубки белые».

Подскоки на месте.

4. «Шли лягушки по опушке, шли да шли, шли да шли».

Ходьба по ребристой доске и коврикам.

5. «Кран откройся, нос умойся.
Мойтесь ручки, мойтесь глазки, мойтесь щечки».

Водные и закаливающие процедуры.

Комплекс № 9

1. «Кто, кто по утру раненько встает!
Кто, кто по утру песенки поет?
Машенька рано у нас встает,
Машенька песни у нас поет».

 Лежа в кровати, поднимаем правую ножку и опускаем, затем левую.

2. «Котик серенький присел».

Приседание.

3. «Киска, киска, брысь!
На дорожку не садись!»

Подскоки детей.

4. «Наша деточка пойдет,
Через киску упадет».

Ходьба по ребристой доске и массажным коврикам.

5. «Льется чистая водичка,
Чисто, чисто,
Будем мыться».

Водные и закаливающие процедуры.

Утренняя гимнастика.

Комплекс № 1 «Птички»

Вводная часть

• Ходьба стайкой;

• Корректирующие упражнения «по мостику»;

• Бег;

• Ходьба. Дыхательное упражнение «пи-и-и-ип».

Основная часть

1.«Птички машут крыльями».

Исходное положение - ноги вместе, руки вниз.

Поднять руки в стороны, помахать кистями.

Повторить 5 раз.

2. «Птички пьют водичку»

Исходное положение - ноги вместе, руки вниз.

Наклон вперёд, руки вытянуть перед грудью, поднести ко рту (горсть).

Повторить 5 раз.

3. «Птички зёрнышки клюют».

Исходное положение – ноги слегка расставлены, руки вниз.

Присесть, постучать пальчиками об пол.

Повторить 5 раз.

4. «Птички прыгают».

Исходное положение – ноги вместе, руки вниз.

Поскоки на 2-х ногах в чередовании с ходьбой.

Повторить 8 раз.

Заключительная часть

Ходьба стайкой.

Бег обычный.

Ходьба. Дыхательное упражнение «пи-и-и-ип».

Комплекс № 2 «Петя-петушок»

Вводная часть

Ходьба стайкой за воспитателем (20 секунд).

Бег врассыпную (20 секунд).

Ходьба врассыпную (20 секунд).

Построение врассыпную.

Основная часть

1.Упражнение «Петушок машет крыльями»

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спину.

Руки в стороны, помахать всей рукой и кистью.

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 5 раз. Темп умеренный.

Указания: «Держите спину ровно»

2.Упражнение «Петушок пьет водичку»

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе.

Наклониться.

Вернуться в исходную позицию. Высоко поднять голову.

Повторить 4 раза. Темп умеренный.

Указание: «Хорошо выпрямить спину после наклона».

3.Упражнение «Петушок клюет зернышки»

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу.

Присесть, постучать пальчиками по полу.

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 4 раза. Темп умеренный.

4.Упражнение «Петушок радуется»

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе.

2-3 пружинки и 5-6 подпрыгиваний. Дыхание произвольное.

Повторить 2 раза, чередуя с ходьбой на месте.

Заключительная часть

Ходьба в колонне за воспитателем (30 секунд).

Комплекс № 3 «Ласковая кошечка»

Вводная часть

Ходьба обычная за воспитателем (20 секунд).

Бег обычный (20 секунд).

Ходьба со сменой направления (20 секунд).

Построение врассыпную.

Основная часть

1.Упражнение «Кошечка греется на солнышке»

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

Наклонить голову к одному плечу.

Вернуться в исходную позицию.

Наклонить голову к другому плечу.

Вернуться в исходную позицию.

По 3 раза в каждую сторону. Темп медленный.

Указание: «Резких движений головой не делать».

2.Упражнение «Кошечка играет»

Исходная позиция: сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки за спиной.

Наклониться вперед, положить голову на колени.

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 3 раза. Темп медленный.

Показ и объяснение воспитателя.

3.Упражнение «Кошечка спряталась»

Исходная позиция: стоя, руки внизу.

Присесть, закрыть глаза руками.

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 4 раза. Темп умеренный.

Показ и объяснение воспитателя.

4.Упражнение «Кошечка радуется»

Исходная позиция: стоя, руки внизу.

Подпрыгивание на месте.

Повторить 2 раза по 10 секунд.

Заключительная часть

Спокойная ходьба и медленный бег за кошечкой «стайкой» (1,5 минуты).

Дети вслед за кошкой возвращаются в группу.

Комплекс № 4 «Веселые гуси»

Вводная часть

Ходьба стайкой (15 секунд).

Ходьба за воспитателем, руки вверх (15 секунд).

Бег врассыпную (15 секунд).

Построение врассыпную.

Основная часть

1.Упражнение «Гуси проснулись»

Исходная позиция: стоя, руки опущены.

Поднять руки через стороны, произнести: «Га-га!».

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 5 раз. Темп медленный.

2.Упражнение «Гуси шипят»

Исходная позиция: стоя, руки за спиной.

Наклониться вперед, отвести руки назад, сказать: «Ш-ш-ш».

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 3 раза. Темп медленный.

3.Упражнение «Спрятались гуси»

Исходная позиция: стоя, руки внизу.

Присесть, руки положить на голову.

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 4 раза. Темп умеренный.

Показ и объяснение воспитателя.

4.Упражнение «Радуются гуси»

Исходная позиция: стоя.

Подпрыгивание на месте.

Повторить 2 раза по 10 секунд.

Заключительная часть

Медленный бег за воспитателем «стайкой» (30 секунд).

Медленная ходьба за воспитателем (30 секунд).

Комплекс № 5 «Самолёты»

Вводная часть

• Ходьба стайкой;

• Корректирующее упражнение;

• Бег;

• Ходьба. Дыхательное упражнение «у-у-у».

Основная часть

1. «Самолёты летят»

Исходное положение - ноги вместе, руки вниз.

Руки развести в стороны и помахать ими (повторить 5 раз).

2. «Ветер качает самолёт»

Исходное положение – ноги вместе, руки вниз.

Руки развести в стороны и выполнять наклоны влево и вправо (повторить 5 раз).

3. « Самолёты сели на посадку»

Исходное положение – ноги вместе, руки вниз.

Развести руки в стороны и присесть (повторить 5 раз).

4. «Лётчикам весело»

Исходное положение – ноги вместе, руки вниз.

Поскоки на месте на 2-ух ногах.

Заключительная часть

• Ходьба обычная;

• Бег в медленном темпе;

• Ходьба. Дыхательное упражнение «у-у-у».

Комплекс №6 «Части тела»

Вводная часть

Ходьба стайкой за воспитателем (20 секунд).

Бег стайкой за воспитателем (20 секунд).

Ходьба обычная (10 секунд).

Остановка. Построение врассыпную.

Основная часть

1.Упражнение «Покажи руки»

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

Руки вперед, выпрямить и сказать: «Вот!»

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 5 раз. Темп умеренный.

2.Упражнение «Где колени»

Исходная позиция: стоя, ноги расставлены, руки за спину.

Наклониться вперед, ладони положить на колени, смотреть на колени, сказать: «Вот!»

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 4 раза. Темп медленный.

3.Упражнение «Спрячь голову»

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на пояс.

Присесть, обхватить руками колени, голову положить на ноги.

Вернуться в исходное положение.

Повторить 4 раза. Темп умеренный.

Показ и объяснения воспитателя.

4.Упражнение «Прыгают ножки»

Исходная позиция: стоя, руки произвольно.

Подпрыгивание на месте. Повторить 2 раза. Чередовать с ходьбой.

Указание: «Прыгать мягко».

Заключительная часть

Ходьба стайкой за воспитателем (20 секунд).

Комплекс № 7 «С кубиками»

Вводная часть

• «Идём на полянку» - ходьба обычная друг за другом;

• «Идём по снегу» - ходьба с высоким подниманием ног;

• «Мы спешим» - бег обычный;

• Ходьба. Дыхательное упражнение «а-а-ах».

Основная часть

1. «Постучим кубиками»

Исходное положение – ноги слегка расставлены, руки с кубиками вниз.

Поднять руки вверх, постучать кубиками (повторить 5 раз).

2. «Положи кубики»

Исходное положение – ноги слегка расставлены, руки с кубиками вниз.

Наклониться вперёд, положить кубики на пол, взять кубики (повторить 5 раз).

3. «Постучи кубиками (с поворотами)»

Исходное положение – сидя на полу с кубиками на коленях

Повернуть туловище вправо, постучать кубиками о пол. Те же движения выполнить влево (повторить 5 раз).

4. «Попрыгаем»

Исходное положение – ноги слегка расставлены, кубики в руках внизу.

Поскоки на 2-ух ногах (повторить 8 раз).

Заключительная часть

• Ходьба обычная;

• Бег обычный;

• Ходьба. Дыхательное упражнение «а-а-ах».

Комплекс № 8 «Медвежата делают зарядку»

Вводная часть

• Ходьба «Идём по полю» - ходьба на носочках, руки вверх – «Растёт высокая трава!»;

• Бег обычный – «Мы спешим»;

• Ходьба, дыхательное упражнение – «Дуем на одуванчик».

Основная часть

1. «Поймай бабочку»

Исходное положение – ноги вместе, руки к плечам.

Поднять руки вверх через стороны, «хлопок» - и.п., опустить руки через стороны (выполнить 5 раз).

2. «Мишки ищут шишки»

Исходное положение – ноги вместе, руки к плечам;

Наклон вперёд, руками коснуться пола – и.п. (выполнить 5 раз).

3. «Где мёд?»

Исходное положение – ноги слегка расставлены, руки вниз;

Наклоны вправо и влево (выполнять по три раза в каждую сторону).

4. «Мишки на велосипедах»

Исходное положение – лёжа на спине, руки вдоль туловища;

Поднять ноги, согнуть в коленях, вращательные движения ногами – и.п. (повторить 5 раз).

5. «Мишки топают, зайки прыгают»

Исходное положение – ноги вместе, руки вниз;

Ходьба на месте в сочетании с поскоками – и.п. (по 8 раз).

Заключительная часть

• Ходьба с перепрыгиванием «через пенёчки»;

• Бег обычный в медленном темпе;

• Ходьба. Дыхательное упражнение «Дуем на одуванчик».

Комплекс № 9 «Серенький зайчишка»

Вводная часть

Ходьба по залу друг за другом (15 секунд).

Ходьба на носочках (10 секунд).

Обычный бег (20 секунд).

Ходьба врассыпную (10 секунд).

Построение врассыпную.

Основная часть

1.Упражнение «Зайка греет лапки на солнышке»

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

Руки вперед, повернуть ладонями вверх-вниз, сказать: «Тепло». Вернуться в исходное положение.

Повторить 6 раз. Темп умеренный.

2.Упражнение «Зайка греет ушки»

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спину.

Повернуть голову в сторону.

Вернуться в исходную позицию.

Повернуть голову в другую сторону.

Вернуться в исходную позицию.

Повторить по 2 раза в каждую сторону. Темп медленный.

3.Упражнение «Зайка прячет лапки»

Исходная позиция: стоя, руки в стороны.

Наклон вперед, ладони положить на живот, сказать: «Нет».

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 4 раза. Темп умеренный.

4.Упражнение «Зайка занимается спортом»

Исходная позиция: стоя, ноги вместе, руки опущены.

Бег на месте 8-12 секунд. Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой на месте.

Заключительная часть

Бег по залу.

Физкультминутки.

« По ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке,                            Дети идут шагом,   

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам,                  Прыгают на двух ногах     

По камешкам, по камешкам...

В яму - бух.                                              Приседают.

« Раз-два…»

Мы становимся все выше,                      Дети поднимают руки вверх.

Достаем руками крыши.                         Встают на носочки.

Раз-два — поднялись,                             Тянут руки вверх,

Раз-два — руки вниз.                              Опускают руки вниз.

«Будем прыгать и скакать!»

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать!                      Прыжки на месте.

Наклонился правый бок.                Наклоны туловища влево-вправо. 

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки                     Руки вверх.

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку,                                Присели на пол.

Разомнем мы ножки.

«Идём гулять»

Раз, два, три, четыре, пять                    Загибают пальчики начиная с большого                                              

Мы во двор пошли гулять.               Идут, высоко поднимая колени.

Бабу снежную лепили,                    Лепят снежок двумя ладошками.

Птичек крошками  кормили,       Крошат хлебушек всеми пальцами.

С горки мы потом катались,                 Приседают,  руки на поясе.

А ещё в снегу валялись.                  Наклоны туловища влево-вправо.

Все в снегу домой пришли,            Отряхивают ладони.

Съели суп и спать пошли.               Едят ложкой, руки под щёку.

«Клен»

Ветер тихо клен качает,                    Руки подняты вверх.

Влево, вправо наклоняет.                 Движения руками влево, вправо.

Раз - наклон                                       Наклоны влево, вправо.

И два наклон.

Зашумел листвою клен.                   Движения пальцами рук.

«Машина»

Би-би-би — 
Гудит машина.
Тук-тук-тук — 
Мотор стучит.
— Едем, едем, едем, едем, 
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу —
Они шуршат.
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та —
Вперед спешат.

          Дети ритмично постукивают
         кулачком одной руки о ладонь
        другой.
        Ритмично хлопают руками.
 
        Ритмично потопывают ногами.
 
 
       Потирают ладони.
 
 Делают ритмичную «вертушку» руками.

«Автобус»

Мы в автобус дружно сели       Приседают на корточки
И в окошко посмотрели            
Смотрят по сторонам
Наш шофёр педаль нажал,        
«Нажимают» на педаль
И автобус побежал                    Бегут по  кругу, в руках «руль»

«Самолеты»

Самолёты загудели,                  Вращение перед грудью

                                                   согнутыми в локтях руками

Самолёты полетели.                Руки в стороны, поочерёдные

                                                    наклоны влево и вправо

На полянку тихо сели,              Присесть, руки к коленям

Да и снова полетели.                Руки в стороны, "летим" по кругу.

У-у-у-у-у-у

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,                      Хлопают в ладоши.

Много мебели в квартире.             Прыгают на месте.

В шкаф повесим мы рубашку,       Делают повороты вправо-влево.

А в буфет поставим чашку.           Поднимают руки вверх и

потягиваются.

Чтобы ножки отдохнули,               Трясут каждой ногой.

Посидим чуть-чуть на стуле.         Приседают на корточки.

«Птички»

Маленькие птички,                      Машем руками, как крылышками.

Птички-невелички,       

По лесу летают,

Песни распевают.

Буйный ветер налетел,                  Руки вверх, раскачиваемся

Птичек унести хотел.                    из стороны в сторону.

Птички спрятались в дупло,         Приседаем на корточки,

Там уютно и тепло.                       Закрываем голову руками.

«Пришла Весна»

Улыбаются все люди —            Дети поднимают руки над

Весна, весна, весна!                  головой и ритмично хлопают.

Она везде, она повсюду           Делают ритмичные

Красна, красна, красна.            повороты туловища.

По лугу, лесу и полянке           Ритмично шагают на месте.

Идет, идет, идет.

На солнышке скорей                Взмахивают обеими руками к себе.

погреться 

Зовет, зовет, зовет.

«Вышли уточки на луг»

Вышли уточки на луг,                   Шагаем.

Кря-кря-кря!

Пролетел веселый жук,                 Машем руками-крыльями.

Ж-ж-ж! 

Гуси шеи выгибают,                     Круговые вращения шеей.

Га-га-га! 

Клювом перья расправляют.        Повороты туловища

                                                         влево-вправо.

«Матрешки»

Мы веселые милашки           Руки на пояс раскачиваться в стороны

Чудо – куклы, неваляшки.       Продолжать раскачиваться

Мы танцуем и поем,                Приседание.

Очень весело живем.               Прыжки на месте.

«Кукла»

Поднимает кукла руки,                  Поднимать и опускать руки

Вверх-вниз, вверх-вниз!                 вверх.

А потом она танцует,                     Повороты вокруг себя.

Покружись, покружись!

После танца всем ребятам             Наклоны вперед.

Поклонись, поклонись!

«Бычок»

Маленький бычок,                         Присели, встали.

Желтенький бочок,                       Наклоны в сторону.

Ножками ступает,                         Топаем.

Головой мотает.                           Мотаем головой.

-Где же стадо? Му-у-у!                Поворот туловища направо,

                                                      правую, прямую руку в сторону,

                                                    затем налево и левую руку в сторону.

Скучно одному-у-у!                 Наклонились вниз и помахали                                            

                                                    вытянутыми руками.

Дыхательная гимнастика.

1.«Надуем пузырь»

Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование ритмичного выдоха и его углубление.

Дети приседают.

                             Надувайся, пузырь,

                             Расти большой,

                             Да не лопайся!

Дети встают, разводят руки в стороны, делают вдох, показывая, как  растет пузырь, затем глубокий выдох.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения.

Повторить 4-5 раз.

2.«Снежинки»

Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление мышц лица.

Оборудование: бумажные снежинки.

                           На полянку, на лужок

                           Тихо падает снежок.

                           И летят снежиночки,

                           Белые пушиночки.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнули носом, губы сложили трубочкой и дуем на снежинки.

Повторить 4-6 раз.

3.«Как мыши пищат?»

Цели: тренировка артикуляционного аппарата; формирование ритмичного дыхания.

Оборудование: игрушка мышка.

              Мышка вылезла из норки,

              Мышка очень хочет есть.

              Нет ли где засохшей корки,

              Может, в кухне корка есть?

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнуть носом, на выдохе сказать: «Пи-пи-пи-пи!»

Повторить 3-4 раза.

4.«Понюхаем цветочек»

Цели: формирование углубленного вдоха; тренировка правильного носового дыхания.

Оборудование: цветок.

          Здравствуй, милый мой цветок.

           Улыбнулся ветерок.

           Солнце лучиком играя,

           Целый день тебя ласкает.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох при спокойно сомкнутых губах.

Повторить 4-5 раз.

5.«Часики»

Цели: тренировка артикуляционного дыхания; согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки.

Оборудование: игрушечные часы.

                             Держу часы в руках,

                             Идут часы вот так:

                             Тик-так, тик-так! (воспитатель прячет часы)

  Где же, где же, где часы?

  Вот они часы мои,

  Идут часы вот так!

  Как часики стучат?

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: рот закрыли, вдохнули носом – руки вверх, выдохнули – вниз.

Тик-так, тик-так!

Повторить 4-6 раз.

6.«Птичка»

Цели: согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки; формирование углубленного дыхания, ритмичного глубокого вдоха.

Оборудование: игрушка птичка, шапочки-маски птичек.

            Села птичка на окошко.

            Посиди у нас немножко,

            Подожди не улетай.

            Улетела птичка… Ай!

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: на глубоком вдохе поднимать руки высоко вверх. На выдохе – опускать.

Повторить 4-5 раз.

7.«Дудочка»

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление круговой мышцы рта.

Оборудование: дудочка.

   Заиграла дудочка

   Рано поутру.

   Пастушок выводит:

  «Ту-ру-ру-ру-ру!»

 А коровки в лад ему

 Затянули песенку:                                

«Му-му-му-му-му!»

Как играет дудочка?

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох. Просит ребенка, как можно громче подуть в дудочку.

Повторить 4-5 раз.

Зрительная гимнастика.

1.«Теремок»

Цель: содействовать укреплению двигательной системе глаз.

Терем- терем- теремок!

(Движение глазами вправо- влево.)

Он не низок, не высок,

(Движение глазами вверх- вниз.)

Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит.

(Моргают глазами.)

2.«Дождик»

Цель: укрепление мышечной системы глаз.

Дождик, дождик, пуще лей.

(Смотрят вверх.)

Капель, капель не жалей.

(Смотрят вниз.)

Только нас не замочи.

(Делают круговые движения глазами.)

Зря в окошко не стучи.

3.«Кот»

Цель: активизировать глазодвигательные функции.

Кот на солнышке сидит,

Глаз закрыт, другой закрыт

(закрыть по очереди оба глаза)

Кот играет в «Жмурки»

(крепко зажмуриться)

— С кем играешь, Васенька?

— Мяу, с солнцем красненьким!

(открыть оба глаза).

4.«Качели»

Цель: снятие зрительного утомления.

Есть качели на лугу:

Вверх-вниз, вверх-вниз

(посмотреть глазами вверх, вниз)

Я качаться побегу

Вверх-вниз, вверх-вниз

(посмотреть вверх, вниз).

5.«Ночь»

Цель: снятие зрительного утомления.

Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)

Надо нам зажмуриться.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

(повторить 3 — 4 раза).

6.«Лучик»

Цель: укрепление мышечной системы глаз.

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

(Моргают глазками.)

Ну-ка лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

(Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

(Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

(Отводят взгляд вправо.)

7.«Лошадка»

Цель: содействовать укреплению двигательной системе глаз.

Мы поскачем на лошадке (Прослеживание глазами за предметом.)

Вправо – влево. (Вправо - влево.)

Вверх – вниз. (Вверх – вниз.)

8. «Моргание»

Цель: активизировать глазодвигательные функции.

Показать ребёнку бабочку и предложить поморгать, как «бабочка крыльями машет».

9.«Птичка»

Цель: развивать двигательную систему глаз.

Летели птички, (Прослеживание глазами за предметом по кругу.)

Собой невелички.

Как они летели, (Вправо – влево)

Все люди глядели.

Как они садились, (Вверх – вниз)

Все люди дивились.

10. «Прятки»

Цель: снять физическое, психическое и зрительное напряжение.

Крепко зажмурить глаза на 2 – 3 с, затем открыть их на 2-3 с. Повторить 3-4 раза.

11. «Глазодвигательные тренинги»

Цель: формировать рациональные способы зрительного восприятия.

Перемещать взгляд на предметы, игрушки, подвешенные в разных местах комнаты.

        

Пальчиковая гимнастика.

1. «Мы капусту рубим»

Мы капусту рубим, рубим! (изображаем рубящие движения, двигая прямыми ладошками вниз и вверх)

Мы капусту режем, режем! (ребром ладошки водим назад вперед)

Мы капусту солим, солим! (собираем пальчики в щепотку)

Мы капусту жмем, жмем! (сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вниз-вверх вдоль прямой ладошки левой руки).

2. «Печем пироги»

Тесто мнем, мнем, мнем! (ребенок поочередно «давит» кулачками воображаемое тесто)

Тесто жмем, жмем, жмем! (малыш резко сжимает пальцы в кулаки и разжимает их, сначала одновременно, потом поочередно)

Пироги мы испечем! (руками «лепим» пироги, как бы перекладывая из одной ладошки в другую)

3. «Мальчик – пальчик»

Пальцы руки сжаты в кулачок. На каждую строчку стишка ребенок разгибает (при помощи другой руки) по одному пальчику

Пальчик-мальчик, где ты был? (поднимаем большой палец и обращаемся к нему)

С этим братцем в лес ходил (разгибаем указательный палец).

С этим братцем щи варил (разгибаем средний пальчик).

С этим братцем кашу ел (разгибаем безымянный пальчик).

С этим братцем песни пел (разгибаем мизинчик).

 

4.«Апельсин»

Мы делили апельсин. Апельсин всего один.

Это долька для кота, Это долька для ежа,

Это долька для улитки, Это долька для чижа,

Ну а волку – кожура.

(Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы).

5. «Одежда»

Я надену сапоги,       (Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.  

И на руку каждую     (Одна рука выпрямленными пальцами вверх,        другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку.      (Смена рук.)

6. «Продукты питания»

Муку в тесто замесили,      (Сжимают и разжимают пальцы.)

А из теста мы слепили       (Прихлопывают ладонями, «лепят».)

Пирожки и плюшки,          (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная  

                                              с мизинца.)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –            (Обе ладони разворачивают вверх.)

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно!                    (Гладят животы.)

7. «Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать?      (Поочерёдно соединяют большой

                                                        палец с остальными.)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

8. «Детёныши диких животных»

Это зайчонок, это бельчонок,                (Сгибают пальцы в кулак,

                                                                   начиная с мизинца.)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок      (Вращают большим пальцем)

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

9. «Моя семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

(Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.)

10. «Зима»

Снег ложится на дома,     (Руки разводим в стороны, ладонями вниз)

Улицы и крыши.               (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима,      (Палец к губам. «Идём» указательным и   средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим…         (Рука за ухом.)

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека здоровьесберегающих технологий для детей раннего возраста

Картотека содержит коммуникативные игры, игровой массаж, дыхательные упражнения, физкультминутки, используемые в работе с детьми раннего возраста....

Здоровьесберегающие технологии для детей раннего возраста

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...

Картотека здоровьесберегающих технологий для детей раннего возраста на тему «Народная игрушка»

Картотека здоровьесберегающих технологий для детей раннего возраста на тему «Народная игрушка»Самомассаж «Две тетери» На лугу, на лугу...

Конспект открытого занятия «Зайка» с использованием здоровьесберегающих технологий для детей раннего возраста

Цель:Формирование положительного эмоционального настроя, сплочение группы детей. Сохранение психофизического здоровья детей раннего возраста....

Картотека здоровьезберегающих технологий для детей раннего возраста

Картотека здоровьезберегающих технологий для детей раннего возраста...

Нестандартное оборудование при применении здоровьесберегающих технологий для детей раннего возраста

Для достижения задач в своей работе я использую здоровьесберегающие технологии, и обогащаю предметно-развивающую среду нестандартным оборудованием, сделанным своими руками.Такое оборудование стимулиру...

Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий для детей раннего возраста.

Формировать представления об основных цветах (красный, синий, желтый); о здоровье и здоровом образе жизни. Учить выполнять действия согласно тексту....