Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Здоровей-ка»
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)
Данная программа направлена на укрепление физического и психического здоровья детей, развитие творческих способностей и физических качеств. Задача оздоровления ребёнка является в возрасте 5-7 лет одной из наиболее важной. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного
развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью.
Важнейшим средством в достижении цели по воспитанию гармоничной личности с самого раннего возраста являются развитие физических качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости, прыгучести, гибкости.
Развитие личности ребёнка предполагает максимальную реализацию его активности, самостоятельности, инициативности в процессе обучения любым видам деятельности. Одним из важнейших условий физической подготовленности детей к школе можно считать обеспечение достаточного уровня их двигательной активности.
В настоящее время принято рассматривать образовательный процесс параллельно с оздоровительным, поскольку гармоничное развитие подрастающего поколения подразумевает наряду с реализацией интеллектуального потенциала личности, формирования духовности, нравственности и здоровья индивида. Снижение уровня показателей здоровья – актуальная проблема современного общества. Её решение включает в себя множество аспектов: социальный, экологический, экономический. Одно из важнейших мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к своему здоровью. Важную роль в реализации этой задачи играет программа «Здоровей-ка».
Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 10% детей, т.е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Более того до 25-35% детей, приходящих в 1 класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания.
Приведенные цифры заставляют задуматься о причинах этого. Одной из главных причин является культурный кризис общества, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом.
В связи с этим возникает уверенность, что воспитание валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте. Что же такое валеологическая культура? Под валеологической культурой ребенка мы понимаем совокупность нескольких компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а так же самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В связи с этим можно выдвинуть конкретные задачи воспитания валеологической культуры дошкольников:
- формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации и мотивации к здоровому образу жизни;
- накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;
- становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях;
- оказание элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи.
И.И.Мечников считал, что самое главное – научить человека
правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.
Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 8-10% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 50-60% от его образа жизни.
Так же очевидно, что становление валеологической культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим воздействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.
Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбивали бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболели бы воспалением мозга и воспалением легких – и уже сам не знаю, какими болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».
Одним из основных компонентов валеологического образования в ДОУ является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности, подготовка детей к верному самоопределению в любой жизненной ситуации, опирающемуся на опыт самопознания и культурно-исторический опыт.
Из этого всего можно вывести основной принцип валеологии и валеологического образования. Человек, познай и сотвори себя.
Валеология и педагогика в тесном сотрудничестве накопили некоторый опыт здравотворчества, формирование здорового образа жизни человека, представлений у дошкольников о себе как о представителях человеческого рода, основ безопасности детей дошкольного возраста, необходимых знаний, умений и навыков для организации здорового образа жизни. Этот опыт сотрудничества стал востребован в педагогическом процессе нашего дошкольного учреждения.
Для реализации валеологического воспитания стало необходимостью:
- определение оптимальных педагогических условий, которые позволяли бы эффективно воспитывать валеологически культурных дошкольников;
- создание валеологически развивающей среды ДОУ;
- формирование подходов к взаимодействию с семьей;
- целостный процесс воспитания валеологической культуры дошкольника;
- задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности;
- диагностика валеологической культуры дошкольника;
- повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах валеологического воспитания.
В связи с этим в подготовительной группе МБОУ СОШ №35 стали уделять большое внимание физкультурно-оздоровительной работе и валеологическому воспитанию в частности. Для решения этой проблемы была разработана программа валеологичекого воспитания детей старшего дошкольного возраста, которая будет реализована через работу объединения «Здоровей-ка». Детям необходимо активно изучать свой организм, свои возможности и слабые места, знать принципы восстановления функций и систем организма.
Наиболее рационально формировать все эти навыки у детей в игровой форме, включая их в режимные моменты, в ход занятий, использовать в работе объединения.
Цель программы:
- укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и развитие физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости, прыгучести, координации;
- формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, развитие важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации.
В процессе достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Обучающие:
- формировать элементарные знания о строении человеческого тела, о значении организма;
- обучать детей уходу за своим телом, навыками оказания первой элементарной помощи;
- обучать детей способам коррекции осанки, развития физических качеств;
- изучать причины возникновения экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности;
- помочь детям овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.
Развивающие:
- развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма;
- развитие психофизических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость);
- развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);
- профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний;
- формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
- развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.
Воспитательные:
- формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных ценностей жизни;
- формирование привычки ежедневных физических упражнений;
- просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Приёмы и методы работы:
- наглядные (показ движений, слуховые и зрительные ориентиры, помощь педагога, наглядные пособия);
- словесные (объяснение, команды, рассказ, беседа, вопросы);
- практические (многократное самостоятельное выполнение движений, игровые упражнения, подвижные игры, игры-соревнования, эстафеты.
Для выполнения задач по формированию представления о здоровом образе жизни необходимо довести до сведения каждого ребенка важность бережного отношения к своему здоровью.
Основными формами реализации программы является игровая деятельность, наблюдение, беседы, экспериментирование, развлечения, практическая деятельность, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей.
Участники образовательной программы: дети дошкольного возраста, 5 -7 лет.
Сроки реализации программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 72 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут (вторая половина дня).
Количество детей: 25 человек.
Для определения уровня усвоения материала в конце каждого месяца проходит итоговое контрольно-проверочное занятие, итоги которого заносятся в таблицы (см. приложение).
Диагностика валеологической культуры ребенка помогает выявить способы и образцы социального поведения, взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Выявляет осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека, решение задач, связанных с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья, оказанием элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи. В работе используются такие методы диагностики как наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктивной деятельности, вопросы к детям.
Показателями эффективности работы по валеологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста будет наличие у детей:
- знание правил гигиены и ухода за своим телом;
- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
- знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Ожидаемые результаты:
должны знать:
· что такое здоровье и болезнь;
· органы человека, их расположение, функции и роль для здоровья человека;
· основные профилактические меры для предупреждения заболеваний, несчастных случаев;
· некоторые характеристики своей индивидуальности и основные принципы своего здорового образа жизни;
· основные правила личной гигиены;
· что такое осанка, как её сохранить;
· знать опасности табака, алкоголя, наркотиков для детского организма;
· принципы гигиены органов;
· основные способы оказания доврачебной помощи;
· простейшие способы закаливания;
должны уметь:
· соблюдать правила личной гигиены, охраны осанки, зрения, слуха;
· выполнять некоторые простейшие закаливающие процедуры, специальные упражнения коррекционно-оздоровительной направленности;
· оказывать доврачебную помощь при несчастных случаях;
· называть органы человека и показывать их.
· вносить необходимые изменения в свой образ жизни на основе самоанализа.
Должны понимать:
· существует связь здоровья и здорового образа жизни;
· своим организмом можно управлять, развивать его, укреплять здоровье.
Критерии результативности усвоения программы:
Знания:
– составляющие здоровья;
– особенности развития своего организма;
– правила личной гигиены и здорового образа жизни;
– основные группы питания;
– защитные силы организма;
– о здоровьесберегающих технологиях;
– правила соблюдения режима дня;
– различные формы закаливания.
Умения:
– ответственно относиться к своему здоровью;
– управлять своим эмоциональным состоянием;
– соблюдать правила личной гигиены;
– ухаживать за кожей, глазами, зубами;
– правильно распределять свой рацион питания;
– преодолевать психологические установки, препятствующие развитию личности;
– совершать самостоятельный выбор в пользу ЗОЖ;
– ставить цель, достигать ее и оценивать результат.
Навыки:
– ценностное отношение к миру, окружающим людям, самому себе;
– достигая поставленной цели использовать личные знания, опыт;
– отрицательного отношения к наркотикам, алкоголю и курению;
– четкой жизненной позиции направленной на положительное формирование личности в социуме;
– информированность по вопросам репродуктивного здоровья.
Знания, умения и навыки будут отслеживаться на начало реализации программы в середине и в конце учебного года, с использованием диагностических методик, опросов, тестов, игровых форм работы и внешних показателей успешности воспитанников.
Учебно-тематический план:
| Содержание раздела | Кол-во часов | |
I |
| ||
«Человек – живое существо». |
| ||
1 | Вводная беседа | 1 | |
2 | Занятие «Красота тела и души» | 1 | |
3 | Игровое занятие «Мы весёлые ребята» | 1 | |
4 | «Будем стройными и красивыми» | 1 | |
5 | Игровое занятие «Играй, играй мяч не теряй!» | 1 | |
6 | «Наши умные помощники - органы чувств»
| 1 | |
7 | Что необходимо для роста и развития человека (пища, вода, воздух, тепло, одежда, жильё, режим, человеческое общение) ? | 2 | |
8
| «В здоровом теле – здоровый дух!» (формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям, играм) | 2 | |
9 |
Откуда ты появился? Чтение сказки «Сказка о гусыне» Дать понятие о развитии человека.
| 1 | |
10 | Из чего я состою? Воспитывать интерес к познанию. Дать знания о том, что человек состоит из клеток. | 1 | |
11 | Что необходимо для роста и развития человека? Показать огромную роль пищи, воздуха, тепла, жилья и т.д. привычки к ежедневным физическим упражнениям.
| 1 | |
II |
| ||
| «В гостях у Мойдодыра » |
| |
1 | Чтобы зубы были здоровыми (правила ухода за зубами) | 1 | |
2 | От простой воды и мыла у микробов тают силы (гигиена тела) | 1 | |
3 | «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (закаливание организма) | 2
| |
4 | Занятие - игра «Спортивный интерес»
| 1 | |
5 | Чтобы кожа была здоровой (правила личной гигиены, бережное отношение к здоровью)
| 1 | |
6 | Как устроено ухо? (знания об ухе, бережное отношение к органам слуха) | 1 | |
7 |
Подружись с зубной щеткой (знакомство с правилами личной гигиены, методами ухода за зубами)
| 1 | |
8 | Кто с закалкой дружит, никогда не тужит (понять роль закаливания в повышении устойчивости организма к неблагоприятным условиям) | 1 | |
III | «Помоги себе сам»
| ||
1 | Если случится с кем-то беда, помощь сумею я вызвать всегда (службы 01, 02, 03) | 1 | |
2 | Если трудно станет вдруг, мне поможет старший друг (учить избегать опасных ситуаций, обращаться за помощью к взрослым) | 2 | |
3 | Оказание первой доврачебной помощи
| 1 | |
4 | На приеме у стоматолога. Воспитывать бережное отношение к зубам
| 1 | |
5 | «.Почему я вижу?» Расширять знания об органах зрения. Дать советы по уходу за глазами.
| 1 | |
6 | Зачем мы спим? Бережное отношение к своему здоровью.
| 1 | |
7 | Открытие Гарвея. Формировать бережное отношение к своему сердцу | 1 | |
IV | «Золотые правила питания» | ||
1 | «Путешествие пирожка по пищеварительному тракту» Рассказать о функциях рта, пищевода, желудка, правилах жевания и глотания.
| 1 | |
2 | «Зачем человек ест?» Показать роль пищи в жизни человека. Развивать мыслительные операции.
| 1 | |
3 | «Овощи, фрукты – полезные продукты» Помочь процессу самопознания. Показать разнообразие пищи.
| 1 | |
4 | Правила поведения за столом. Закрепить правила этикета во время еды за столом | 1 | |
5 | Еда Здоровячков и Хлюпиков (полезные и неполезные продукты) | 1 | |
6 | Здоровая пища для всей семьи | 1 | |
7 | Занятие - игра «Успей встать в пару» | 1 | |
V |
| ||
1 | Лекарственные и ядовитые растения - помощники и враги | 1 | |
2 | Занятие - игра «Хитрая лиса» | 1 | |
3 | Влияние загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье людей (неблагоприятная экология) | 1 | |
4 | Охрана окружающей среды (что влечет за собой нарушение взаимосвязей в природе) | 1 | |
5 | Занятие - игра «Хищники»
| 1 | |
6
| «Безопасность на природе» Познакомить с правилами поведения на природе во время грозы, пожара, встрече с различными насекомыми. | 1
| |
7 |
«Лекарственные растения». Познакомить со свойствами лекарственных растений .Воспитывать бережное отношение к ним.
|
1 | |
8 | Влияние загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье. Помочь детям понять опасность загрязнения природы. | 1 | |
9 | «Умеешь ли ты обращаться с животными?» (знания о правилах поведения при встрече с различными животными, учить понимать их состояния) | 2 | |
VI | «Откуда берутся болезни» | ||
1 | Болезни и здоровье. Признаки Заболевания | 1 | |
2 | Занятие - игра «Точный расчет» | 1 | |
3 | Боль физическая и душевная | 1 | |
4 | Занятие -игра «От линии к линии» | 1 | |
5 | Как вести себя во время болезни | 1 | |
6 | Профилактика заболеваний | 1 | |
7 | Занятие «Какой бывает отдых?»
| 1 | |
8 | «Откуда берутся болезни?» Воспитывать чувство сострадания к больным, уточнить причины заболевания.
| 1 | |
9
| «Как мы дышим, зачем?» (бережное отношение к органам дыхания) | 1
| |
10 |
«Осторожно – грипп!» Познакомить с различными способами защиты от вирусов. |
1 | |
11 |
«Осанка – стройная спина» Показать роль красивой осанки, способами ее поддержания. | 1 | |
VII | «Овощи и фрукты - полезные продукты»
| ||
1 | Ценность овощей и фруктов. | 1 | |
2 | Занятие - игра «Очистить огород» | 1 | |
3 | Зачем нужны соки и фрукты. Витамины – маленькое чудо Природы | 1 | |
4 | Игровое занятие «Ребята и витамины» | 1 | |
5 | «Именины витаминов» | 1 | |
6 | Спортивный праздник «Весёлые старты»
| 1 | |
VIII | «Ребенок и дорога» | ||
1. | «Улицы города» (знакомство с правилами поведения на дороге). | 1 | |
2. |
«Культура пешехода» (знания о правилах дорожного движения)
| 1 | |
3.
| «Если ты потерялся?» (усвоить знания безопасного поведения)
| 1
| |
4. | «Игры во дворе» (предостеречь от неприятностей, связанных с контактами с незнакомыми людьми) |
1 | |
IX | Уроки безопасности | ||
1.
| « Будь осторожен дома» Закрепить представления об опасных для жизни и здоровья предметах, правилах пользования ими. | 1
| |
2. | Службы «01», «02», «03» всегда на страже. Познакомить со службами спасения, вызывать желание помогать в беде. | 1
| |
3. | «Оказание первой помощи». | 1 | |
4. | «Будь осторожен с огнем» Расширять и уточнять знания о правилах пожарной безопасности ,способах действия во время пожара
| 1 | |
| Итого | 72 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma_zdorovey-ka.docx | 36.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Данная программа направлена на укрепление физического и психического здоровья детей, развитие творческих способностей и физических качеств. Задача оздоровления ребёнка является в возрасте 5-7 лет одной из наиболее важной. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного
развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью.
Важнейшим средством в достижении цели по воспитанию гармоничной личности с самого раннего возраста являются развитие физических качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости, прыгучести, гибкости.
Развитие личности ребёнка предполагает максимальную реализацию его активности, самостоятельности, инициативности в процессе обучения любым видам деятельности. Одним из важнейших условий физической подготовленности детей к школе можно считать обеспечение достаточного уровня их двигательной активности.
В настоящее время принято рассматривать образовательный процесс параллельно с оздоровительным, поскольку гармоничное развитие подрастающего поколения подразумевает наряду с реализацией интеллектуального потенциала личности, формирования духовности, нравственности и здоровья индивида. Снижение уровня показателей здоровья – актуальная проблема современного общества. Её решение включает в себя множество аспектов: социальный, экологический, экономический. Одно из важнейших мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к своему здоровью. Важную роль в реализации этой задачи играет программа «Здоровей-ка».
Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 10% детей, т.е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Более того до 25-35% детей, приходящих в 1 класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания.
Приведенные цифры заставляют задуматься о причинах этого. Одной из главных причин является культурный кризис общества, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом.
В связи с этим возникает уверенность, что воспитание валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте. Что же такое валеологическая культура? Под валеологической культурой ребенка мы понимаем совокупность нескольких компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а так же самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В связи с этим можно выдвинуть конкретные задачи воспитания валеологической культуры дошкольников:
- формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации и мотивации к здоровому образу жизни;
- накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;
- становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях;
- оказание элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи.
И.И.Мечников считал, что самое главное – научить человека
правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.
Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 8-10% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 50-60% от его образа жизни.
Так же очевидно, что становление валеологической культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим воздействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.
Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбивали бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболели бы воспалением мозга и воспалением легких – и уже сам не знаю, какими болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».
Одним из основных компонентов валеологического образования в ДОУ является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности, подготовка детей к верному самоопределению в любой жизненной ситуации, опирающемуся на опыт самопознания и культурно-исторический опыт.
Из этого всего можно вывести основной принцип валеологии и валеологического образования. Человек, познай и сотвори себя.
Валеология и педагогика в тесном сотрудничестве накопили некоторый опыт здравотворчества, формирование здорового образа жизни человека, представлений у дошкольников о себе как о представителях человеческого рода, основ безопасности детей дошкольного возраста, необходимых знаний, умений и навыков для организации здорового образа жизни. Этот опыт сотрудничества стал востребован в педагогическом процессе нашего дошкольного учреждения.
Для реализации валеологического воспитания стало необходимостью:
- определение оптимальных педагогических условий, которые позволяли бы эффективно воспитывать валеологически культурных дошкольников;
- создание валеологически развивающей среды ДОУ;
- формирование подходов к взаимодействию с семьей;
- целостный процесс воспитания валеологической культуры дошкольника;
- задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности;
- диагностика валеологической культуры дошкольника;
- повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах валеологического воспитания.
В связи с этим в подготовительной группе МБОУ СОШ №35 стали уделять большое внимание физкультурно-оздоровительной работе и валеологическому воспитанию в частности. Для решения этой проблемы была разработана программа валеологичекого воспитания детей старшего дошкольного возраста, которая будет реализована через работу объединения «Здоровей-ка». Детям необходимо активно изучать свой организм, свои возможности и слабые места, знать принципы восстановления функций и систем организма.
Наиболее рационально формировать все эти навыки у детей в игровой форме, включая их в режимные моменты, в ход занятий, использовать в работе объединения.
Цель программы:
- укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и развитие физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости, прыгучести, координации;
- формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, развитие важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации.
В процессе достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Обучающие:
- формировать элементарные знания о строении человеческого тела, о значении организма;
- обучать детей уходу за своим телом, навыками оказания первой элементарной помощи;
- обучать детей способам коррекции осанки, развития физических качеств;
- изучать причины возникновения экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности;
- помочь детям овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.
Развивающие:
- развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма;
- развитие психофизических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость);
- развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);
- профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний;
- формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
- развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.
Воспитательные:
- формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных ценностей жизни;
- формирование привычки ежедневных физических упражнений;
- просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Приёмы и методы работы:
- наглядные (показ движений, слуховые и зрительные ориентиры, помощь педагога, наглядные пособия);
- словесные (объяснение, команды, рассказ, беседа, вопросы);
- практические (многократное самостоятельное выполнение движений, игровые упражнения, подвижные игры, игры-соревнования, эстафеты.
Для выполнения задач по формированию представления о здоровом образе жизни необходимо довести до сведения каждого ребенка важность бережного отношения к своему здоровью.
Основными формами реализации программы является игровая деятельность, наблюдение, беседы, экспериментирование, развлечения, практическая деятельность, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей.
Участники образовательной программы: дети дошкольного возраста, 5 -7 лет.
Сроки реализации программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 72 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут (вторая половина дня).
Количество детей: 25 человек.
Для определения уровня усвоения материала в конце каждого месяца проходит итоговое контрольно-проверочное занятие, итоги которого заносятся в таблицы (см. приложение).
Диагностика валеологической культуры ребенка помогает выявить способы и образцы социального поведения, взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Выявляет осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека, решение задач, связанных с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья, оказанием элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи. В работе используются такие методы диагностики как наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктивной деятельности, вопросы к детям.
Показателями эффективности работы по валеологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста будет наличие у детей:
- знание правил гигиены и ухода за своим телом;
- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
- знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Ожидаемые результаты:
должны знать:
- что такое здоровье и болезнь;
- органы человека, их расположение, функции и роль для здоровья человека;
- основные профилактические меры для предупреждения заболеваний, несчастных случаев;
- некоторые характеристики своей индивидуальности и основные принципы своего здорового образа жизни;
- основные правила личной гигиены;
- что такое осанка, как её сохранить;
- знать опасности табака, алкоголя, наркотиков для детского организма;
- принципы гигиены органов;
- основные способы оказания доврачебной помощи;
- простейшие способы закаливания;
должны уметь:
- соблюдать правила личной гигиены, охраны осанки, зрения, слуха;
- выполнять некоторые простейшие закаливающие процедуры, специальные упражнения коррекционно-оздоровительной направленности;
- оказывать доврачебную помощь при несчастных случаях;
- называть органы человека и показывать их.
- вносить необходимые изменения в свой образ жизни на основе самоанализа.
Должны понимать:
- существует связь здоровья и здорового образа жизни;
- своим организмом можно управлять, развивать его, укреплять здоровье.
Критерии результативности усвоения программы:
Знания:
– составляющие здоровья;
– особенности развития своего организма;
– правила личной гигиены и здорового образа жизни;
– основные группы питания;
– защитные силы организма;
– о здоровьесберегающих технологиях;
– правила соблюдения режима дня;
– различные формы закаливания.
Умения:
– ответственно относиться к своему здоровью;
– управлять своим эмоциональным состоянием;
– соблюдать правила личной гигиены;
– ухаживать за кожей, глазами, зубами;
– правильно распределять свой рацион питания;
– преодолевать психологические установки, препятствующие развитию личности;
– совершать самостоятельный выбор в пользу ЗОЖ;
– ставить цель, достигать ее и оценивать результат.
Навыки:
– ценностное отношение к миру, окружающим людям, самому себе;
– достигая поставленной цели использовать личные знания, опыт;
– отрицательного отношения к наркотикам, алкоголю и курению;
– четкой жизненной позиции направленной на положительное формирование личности в социуме;
– информированность по вопросам репродуктивного здоровья.
Знания, умения и навыки будут отслеживаться на начало реализации программы в середине и в конце учебного года, с использованием диагностических методик, опросов, тестов, игровых форм работы и внешних показателей успешности воспитанников.
Учебно-тематический план:
Содержание раздела | Кол-во часов | |
I | ||
«Человек – живое существо». | ||
1 | Вводная беседа | 1 |
2 | Занятие «Красота тела и души» | 1 |
3 | Игровое занятие «Мы весёлые ребята» | 1 |
4 | «Будем стройными и красивыми» | 1 |
5 | Игровое занятие «Играй, играй мяч не теряй!» | 1 |
6 | «Наши умные помощники - органы чувств» | 1 |
7 | Что необходимо для роста и развития человека (пища, вода, воздух, тепло, одежда, жильё, режим, человеческое общение) ? | 2 |
8 | «В здоровом теле – здоровый дух!» (формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям, играм) | 2 |
9 | Откуда ты появился? Чтение сказки «Сказка о гусыне» Дать понятие о развитии человека. | 1 |
10 | Из чего я состою? Воспитывать интерес к познанию. Дать знания о том, что человек состоит из клеток. | 1 |
11 | Что необходимо для роста и развития человека? Показать огромную роль пищи, воздуха, тепла, жилья и т.д. привычки к ежедневным физическим упражнениям. | 1 |
II | ||
«В гостях у Мойдодыра » | ||
1 | Чтобы зубы были здоровыми (правила ухода за зубами) | 1 |
2 | От простой воды и мыла у микробов тают силы (гигиена тела) | 1 |
3 | «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (закаливание организма) | 2 |
4 | Занятие - игра «Спортивный интерес» | 1 |
5 | Чтобы кожа была здоровой (правила личной гигиены, бережное отношение к здоровью) | 1 |
6 | Как устроено ухо? (знания об ухе, бережное отношение к органам слуха) | 1 |
7 | Подружись с зубной щеткой (знакомство с правилами личной гигиены, методами ухода за зубами) | 1 |
8 | Кто с закалкой дружит, никогда не тужит (понять роль закаливания в повышении устойчивости организма к неблагоприятным условиям) | 1 |
III | «Помоги себе сам» | |
1 | Если случится с кем-то беда, помощь сумею я вызвать всегда (службы 01, 02, 03) | 1 |
2 | Если трудно станет вдруг, мне поможет старший друг (учить избегать опасных ситуаций, обращаться за помощью к взрослым) | 2 |
3 | Оказание первой доврачебной помощи | 1 |
4 | На приеме у стоматолога. Воспитывать бережное отношение к зубам | 1 |
5 | «.Почему я вижу?» Расширять знания об органах зрения. Дать советы по уходу за глазами. | 1 |
6 | Зачем мы спим? Бережное отношение к своему здоровью. | 1 |
7 | Открытие Гарвея. Формировать бережное отношение к своему сердцу | 1 |
IV | «Золотые правила питания» | |
1 | «Путешествие пирожка по пищеварительному тракту» Рассказать о функциях рта, пищевода, желудка, правилах жевания и глотания. | 1 |
2 | «Зачем человек ест?» Показать роль пищи в жизни человека. Развивать мыслительные операции. | 1 |
3 | «Овощи, фрукты – полезные продукты» Помочь процессу самопознания. Показать разнообразие пищи. | 1 |
4 | Правила поведения за столом. Закрепить правила этикета во время еды за столом | 1 |
5 | Еда Здоровячков и Хлюпиков (полезные и неполезные продукты) | 1 |
6 | Здоровая пища для всей семьи | 1 |
7 | Занятие - игра «Успей встать в пару» | 1 |
V | ||
1 | Лекарственные и ядовитые растения - помощники и враги | 1 |
2 | Занятие - игра «Хитрая лиса» | 1 |
3 | Влияние загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье людей (неблагоприятная экология) | 1 |
4 | Охрана окружающей среды (что влечет за собой нарушение взаимосвязей в природе) | 1 |
5 | Занятие - игра «Хищники» | 1 |
6 | «Безопасность на природе» Познакомить с правилами поведения на природе во время грозы, пожара, встрече с различными насекомыми. | 1 |
7 | «Лекарственные растения». Познакомить со свойствами лекарственных растений .Воспитывать бережное отношение к ним. | 1 |
8 | Влияние загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье. Помочь детям понять опасность загрязнения природы. | 1 |
9 | «Умеешь ли ты обращаться с животными?» (знания о правилах поведения при встрече с различными животными, учить понимать их состояния) | 2 |
VI | «Откуда берутся болезни» | |
1 | Болезни и здоровье. Признаки Заболевания | 1 |
2 | Занятие - игра «Точный расчет» | 1 |
3 | Боль физическая и душевная | 1 |
4 | Занятие -игра «От линии к линии» | 1 |
5 | Как вести себя во время болезни | 1 |
6 | Профилактика заболеваний | 1 |
7 | Занятие «Какой бывает отдых?» | 1 |
8 | «Откуда берутся болезни?» Воспитывать чувство сострадания к больным, уточнить причины заболевания. | 1 |
9 | «Как мы дышим, зачем?» (бережное отношение к органам дыхания) | 1 |
10 | «Осторожно – грипп!» Познакомить с различными способами защиты от вирусов. | 1 |
11 | «Осанка – стройная спина» Показать роль красивой осанки, способами ее поддержания. | 1 |
VII | «Овощи и фрукты - полезные продукты» | |
1 | Ценность овощей и фруктов. | 1 |
2 | Занятие - игра «Очистить огород» | 1 |
3 | Зачем нужны соки и фрукты. Витамины – маленькое чудо Природы | 1 |
4 | Игровое занятие «Ребята и витамины» | 1 |
5 | «Именины витаминов» | 1 |
6 | Спортивный праздник «Весёлые старты» | 1 |
VIII | «Ребенок и дорога» | |
1. | «Улицы города» (знакомство с правилами поведения на дороге). | 1 |
2. | «Культура пешехода» (знания о правилах дорожного движения) | 1 |
3. | «Если ты потерялся?» (усвоить знания безопасного поведения) | 1 |
4. | «Игры во дворе» (предостеречь от неприятностей, связанных с контактами с незнакомыми людьми) | 1 |
IX | Уроки безопасности | |
1. | « Будь осторожен дома» Закрепить представления об опасных для жизни и здоровья предметах, правилах пользования ими. | 1 |
2. | Службы «01», «02», «03» всегда на страже. Познакомить со службами спасения, вызывать желание помогать в беде. | 1 |
3. | «Оказание первой помощи». | 1 |
4. | «Будь осторожен с огнем» Расширять и уточнять знания о правилах пожарной безопасности ,способах действия во время пожара | 1 |
Итого | 72 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Степени здоровья"
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Дополнительное образование способствует с...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа по шахматам для детей 5-6 лет
Цель программы – привлечения к шахматной игре детей с раннего возраста, как средству интеллектуального развития ребенка....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«РАДУГА ЗДОРОВЬЯ» Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап формирования лично...
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа для дошкольников«Здорово растём!»
laquo;Здорово растём!»...
Достижения обучающимися положительных результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных программ по результатам аттестации (промежуточной/итоговой)
Достижения обучающимися положительных результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных программ по результатам аттестации (промежуточной/итоговой)...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа кружка для воспитанников средней группы «Почемучка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа кружка для воспитанников средней группы «Почемучка»...