Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Здоровей-ка»
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

     Данная программа направлена на укрепление физического и психического здоровья детей, развитие творческих способностей и физических качеств. Задача оздоровления ребёнка является в возрасте 5-7 лет одной из наиболее важной. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного

развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью.

        Важнейшим средством в достижении цели по воспитанию гармоничной личности с самого раннего возраста являются развитие физических качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости, прыгучести, гибкости.

         Развитие личности ребёнка предполагает максимальную реализацию его активности, самостоятельности, инициативности в процессе обучения любым видам деятельности. Одним из важнейших условий физической подготовленности детей к школе можно считать обеспечение достаточного уровня их двигательной активности.

В настоящее время принято рассматривать образовательный процесс параллельно с оздоровительным, поскольку гармоничное развитие подрастающего поколения подразумевает наряду с реализацией интеллектуального потенциала личности, формирования духовности, нравственности и здоровья индивида.  Снижение уровня показателей здоровья – актуальная проблема современного общества. Её решение включает в себя множество аспектов: социальный, экологический, экономический. Одно из важнейших мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к своему здоровью. Важную роль в реализации этой задачи играет программа «Здоровей-ка».

Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 10% детей, т.е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Более того до 25-35% детей, приходящих в 1 класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания.

Приведенные цифры заставляют задуматься о причинах этого. Одной из главных причин является культурный кризис общества, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом.

В связи с этим возникает уверенность, что воспитание валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте. Что же такое валеологическая культура? Под валеологической культурой ребенка мы понимаем совокупность нескольких компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а так же самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В связи с этим можно выдвинуть конкретные задачи воспитания валеологической культуры дошкольников:

- формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации и мотивации к здоровому образу жизни;

- накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;

- становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях;

- оказание элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи.

И.И.Мечников считал, что самое главное – научить человека

правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 8-10% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 50-60% от его образа жизни.

Так же очевидно, что становление валеологической культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим воздействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.

Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбивали бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболели бы воспалением мозга и воспалением легких – и уже сам не знаю, какими болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».

Одним из основных компонентов валеологического образования в ДОУ является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности, подготовка детей к верному самоопределению в любой жизненной ситуации, опирающемуся на опыт самопознания и культурно-исторический опыт.

Из этого всего можно вывести основной принцип валеологии и валеологического образования. Человек, познай и сотвори себя.

Валеология и педагогика в тесном сотрудничестве накопили некоторый опыт здравотворчества, формирование здорового образа жизни человека, представлений у дошкольников о себе как о представителях человеческого рода, основ безопасности детей дошкольного возраста, необходимых знаний, умений и навыков для организации здорового образа жизни. Этот опыт сотрудничества стал востребован в педагогическом процессе нашего дошкольного учреждения.

Для реализации валеологического воспитания стало необходимостью:

- определение оптимальных педагогических условий, которые позволяли бы эффективно воспитывать валеологически культурных дошкольников;

- создание валеологически развивающей среды ДОУ;

- формирование подходов к взаимодействию с семьей;

- целостный процесс воспитания валеологической культуры дошкольника;

- задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности;

- диагностика валеологической культуры дошкольника;

- повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах валеологического воспитания.

В связи с этим в подготовительной группе МБОУ СОШ №35   стали уделять большое внимание физкультурно-оздоровительной работе и валеологическому воспитанию в частности. Для решения этой проблемы  была разработана программа валеологичекого воспитания детей старшего дошкольного возраста, которая будет реализована через работу объединения «Здоровей-ка». Детям необходимо активно изучать свой организм, свои возможности и слабые места, знать принципы восстановления функций и систем организма.

Наиболее рационально формировать все эти навыки у детей в игровой форме, включая их в режимные моменты, в ход занятий, использовать в работе объединения.

Цель программы:

-  укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и развитие физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости, прыгучести, координации;

- формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, развитие важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации.

 В процессе достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

Обучающие:

-  формировать элементарные знания о строении человеческого тела, о значении организма;

-  обучать детей уходу за своим телом, навыками оказания первой элементарной помощи;

-  обучать детей способам коррекции осанки, развития физических качеств;

-  изучать причины возникновения экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности;

-  помочь детям овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.

Развивающие:

-  развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма;

-  развитие психофизических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость);

-  развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);

-  профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний;

-  формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;

-  развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.

Воспитательные:

-  формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных ценностей жизни;

-  формирование привычки  ежедневных физических упражнений;

-  просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.           

Приёмы и методы работы:

- наглядные (показ движений, слуховые и зрительные ориентиры, помощь педагога, наглядные пособия);
- словесные (объяснение, команды, рассказ, беседа, вопросы);
- практические (многократное самостоятельное выполнение движений, игровые упражнения, подвижные игры, игры-соревнования, эстафеты.

 

Для выполнения задач по формированию представления о здоровом образе жизни необходимо довести до сведения каждого ребенка важность бережного отношения к своему здоровью.

  Основными формами реализации программы является игровая деятельность, наблюдение, беседы, экспериментирование, развлечения, практическая деятельность, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей.

  Участники образовательной программы: дети дошкольного возраста, 5 -7 лет.

Сроки реализации программы: один учебный год.

Программа рассчитана на 72  часа.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью  30 минут (вторая половина дня).

Количество детей:  25 человек.

Для определения уровня усвоения материала в конце каждого месяца проходит итоговое контрольно-проверочное занятие, итоги которого заносятся в таблицы (см. приложение).

Диагностика валеологической культуры ребенка помогает выявить способы и образцы социального поведения, взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Выявляет осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека, решение задач, связанных с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья, оказанием элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи. В работе используются такие методы диагностики как наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктивной деятельности, вопросы к детям.

Показателями эффективности работы по валеологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста будет наличие у детей:

- знание правил гигиены и ухода за своим телом;

- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;

- знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Ожидаемые результаты:

должны знать:

·         что такое здоровье и болезнь;

·         органы человека, их расположение, функции и роль для здоровья человека;

·         основные профилактические меры для предупреждения заболеваний, несчастных случаев;

·         некоторые характеристики своей индивидуальности и основные принципы своего здорового образа жизни;

·         основные правила личной гигиены;

·         что такое осанка, как её сохранить;

·         знать опасности табака, алкоголя, наркотиков для детского организма;

·         принципы гигиены органов;

·         основные способы оказания доврачебной помощи;

·         простейшие способы закаливания;

должны уметь:

·         соблюдать правила личной гигиены, охраны осанки, зрения, слуха;

·         выполнять некоторые простейшие закаливающие процедуры, специальные упражнения коррекционно-оздоровительной направленности;

·         оказывать доврачебную помощь при несчастных случаях;

·         называть органы человека и показывать их.

·         вносить необходимые изменения в свой образ жизни на основе самоанализа.

Должны понимать:

·         существует связь здоровья и здорового образа жизни;

·         своим организмом можно управлять, развивать его, укреплять здоровье.

Критерии результативности усвоения программы:

 

Знания:

– составляющие здоровья;
– особенности развития своего организма;
– правила личной гигиены и здорового образа жизни;
– основные группы питания;
– защитные силы организма;
– о здоровьесберегающих технологиях;
– правила соблюдения режима дня;
– различные формы закаливания.

 

 

Умения:

– ответственно относиться к своему здоровью;
– управлять своим эмоциональным состоянием; 
– соблюдать правила личной гигиены; 
– ухаживать за кожей, глазами, зубами;
– правильно распределять свой рацион питания;
– преодолевать психологические установки, препятствующие развитию личности;
– совершать самостоятельный выбор в пользу ЗОЖ;
– ставить цель, достигать ее и оценивать результат.

Навыки:

– ценностное отношение к миру, окружающим людям, самому себе;
– достигая поставленной цели использовать личные знания, опыт;
– отрицательного отношения к наркотикам, алкоголю и курению;
– четкой жизненной позиции направленной на положительное формирование личности в социуме;
– информированность по вопросам репродуктивного здоровья.

Знания, умения и навыки будут отслеживаться на начало реализации программы в середине и в конце учебного года, с использованием диагностических методик, опросов, тестов, игровых форм работы и внешних показателей успешности воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план:

 

 

Содержание раздела

Кол-во

часов

 

I

 

 

«Человек – живое существо».

 

 

1

Вводная беседа 

1

 

2

Занятие «Красота тела и души» 

1

 

3

Игровое занятие «Мы весёлые ребята»

1

 

4

«Будем стройными и красивыми»

1

 

5

Игровое занятие «Играй, играй мяч не теряй!»

1

 

6

«Наши умные помощники  - органы чувств»

 

1

 

7

Что необходимо для роста и развития человека (пища, вода, воздух, тепло, одежда, жильё, режим, человеческое общение) ?

2

 

8

 

 

 

 

 

«В здоровом теле – здоровый дух!»

(формирование привычки к

ежедневным физическим

упражнениям, играм)

2

 

 

9

 

Откуда ты появился? Чтение сказки «Сказка о гусыне» Дать понятие о развитии человека.

 

1

 

10

Из чего я состою? Воспитывать интерес к познанию. Дать знания о том, что человек состоит из клеток.

1

 

11

Что необходимо для роста и развития человека? Показать огромную роль пищи, воздуха, тепла, жилья и т.д. привычки к ежедневным физическим упражнениям.

 

 

1

 

 

II

 

 

 

«В гостях у Мойдодыра »

 

 

1

Чтобы зубы были здоровыми

(правила ухода за зубами)

1

 

2

От простой воды и мыла у микробов тают силы (гигиена тела)

1

 

3

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (закаливание организма)

2

 

 

4

Занятие - игра «Спортивный интерес»

 

1

 

5

Чтобы кожа была здоровой (правила личной гигиены, бережное отношение к здоровью)

 

1

 

6

Как устроено ухо? (знания об ухе, бережное отношение к органам слуха)

1

 

7

 

Подружись с зубной щеткой (знакомство с правилами личной гигиены, методами ухода за зубами)

 

1

 

8

Кто с закалкой дружит, никогда не тужит (понять роль  закаливания в повышении устойчивости организма к неблагоприятным условиям)

1

 

III

«Помоги себе сам»

 

 

1

Если случится с кем-то беда,

помощь сумею я вызвать всегда

(службы 01, 02, 03)

1

 

2

Если трудно станет вдруг, мне поможет старший друг (учить избегать опасных ситуаций, обращаться за помощью к взрослым)

2

 

3

Оказание первой доврачебной помощи

 

1

 

4

На приеме у стоматолога. Воспитывать бережное отношение к зубам

 

1

 

5

«.Почему я вижу?» Расширять знания об органах зрения. Дать советы по уходу за глазами.

 

1

 

6

Зачем мы спим? Бережное отношение к своему здоровью.

 

1

 

7

 Открытие Гарвея. Формировать бережное отношение к своему сердцу

1

 

IV

«Золотые правила питания»

 

1

«Путешествие пирожка по пищеварительному тракту» Рассказать о функциях рта, пищевода, желудка, правилах жевания и глотания.

 

1

 

2

«Зачем человек ест?» Показать роль пищи в жизни человека. Развивать мыслительные операции.

 

1

 

3

 «Овощи, фрукты – полезные продукты» Помочь процессу самопознания. Показать разнообразие пищи.

 

1

 

4

Правила поведения за столом. Закрепить правила этикета во время еды  за столом

1

 

5

Еда Здоровячков и Хлюпиков (полезные и неполезные продукты)

1

 

6

Здоровая пища для всей семьи

1

 

7

Занятие - игра «Успей встать в пару»

1

 

V

 

 

1

Лекарственные и ядовитые растения - помощники и враги

1

 

2

Занятие - игра «Хитрая лиса»

1

 

3

Влияние загрязнения

окружающей среды на жизнь и здоровье людей (неблагоприятная экология)

1

 

4

Охрана окружающей среды (что влечет за собой нарушение взаимосвязей в природе)

1

 

5

Занятие - игра «Хищники»

 

1

 

6

 

 

 

 

 

 

«Безопасность на природе» Познакомить с правилами поведения на природе во время грозы, пожара, встрече с различными насекомыми.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 «Лекарственные растения». Познакомить со свойствами лекарственных растений .Воспитывать бережное отношение к ним.

 

 

1

 

8

 Влияние загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье. Помочь детям понять опасность загрязнения природы.

1

 

9

«Умеешь ли ты обращаться с животными?» (знания о правилах поведения при встрече с различными животными, учить понимать их состояния)

2

 

VI

«Откуда берутся болезни»

 

1

Болезни и здоровье. Признаки

Заболевания

1

 

2

Занятие - игра «Точный расчет»

1

 

3

Боль физическая и душевная

1

 

4

Занятие -игра «От линии к линии»

1

 

5

Как вести себя во время болезни

1

 

6

Профилактика заболеваний

1

 

7

Занятие «Какой бывает отдых?»

 

1

 

8

 «Откуда берутся болезни?» Воспитывать чувство сострадания к больным, уточнить причины заболевания.

 

1

 

9

 

 

 

«Как мы дышим, зачем?» (бережное отношение к органам дыхания)

1

 

 

 

 

 

 

10

 

 

«Осторожно – грипп!» Познакомить с различными  способами защиты от вирусов.

 

 

1

 

11

 

«Осанка – стройная спина» Показать роль красивой осанки, способами ее поддержания.

1

 

VII

«Овощи и фрукты - полезные продукты»

 

 

1

Ценность овощей и фруктов.

1

 

2

Занятие - игра «Очистить огород»

1

 

3

Зачем нужны соки и фрукты. Витамины – маленькое чудо

Природы

1

 

4

Игровое занятие «Ребята и витамины»

1

 

5

«Именины витаминов»

1

 

6

Спортивный праздник «Весёлые старты»

 

1

 

VIII

«Ребенок и дорога»

 

1.

 «Улицы города» (знакомство с правилами поведения на дороге).

1

 

2.

 

 «Культура пешехода» (знания о правилах дорожного движения)

 

1

 

3.

 

 

 

 «Если ты потерялся?» (усвоить знания безопасного поведения)

 

1

 

 

 

 

 

4.

«Игры во дворе» (предостеречь от неприятностей, связанных с контактами с незнакомыми людьми)

 

1

 

IX

Уроки безопасности

 

1.

 

 

 

 

 

 

 « Будь осторожен дома» Закрепить представления об опасных для жизни и здоровья предметах, правилах пользования ими.

1

 

 

 

 

2.

Службы «01», «02»,  «03» всегда на страже. Познакомить со службами спасения, вызывать желание помогать в беде.

1

 

 

 

 

3.

«Оказание первой помощи».

1

 

4.

«Будь осторожен с огнем» Расширять и уточнять знания о правилах пожарной безопасности ,способах действия во время пожара

 

1

 

 

Итого

72

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Данная программа направлена на укрепление физического и психического здоровья детей, развитие творческих способностей и физических качеств. Задача оздоровления ребёнка является в возрасте 5-7 лет одной из наиболее важной. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного

развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью.

        Важнейшим средством в достижении цели по воспитанию гармоничной личности с самого раннего возраста являются развитие физических качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости, прыгучести, гибкости.

         Развитие личности ребёнка предполагает максимальную реализацию его активности, самостоятельности, инициативности в процессе обучения любым видам деятельности. Одним из важнейших условий физической подготовленности детей к школе можно считать обеспечение достаточного уровня их двигательной активности.

В настоящее время принято рассматривать образовательный процесс параллельно с оздоровительным, поскольку гармоничное развитие подрастающего поколения подразумевает наряду с реализацией интеллектуального потенциала личности, формирования духовности, нравственности и здоровья индивида.  Снижение уровня показателей здоровья – актуальная проблема современного общества. Её решение включает в себя множество аспектов: социальный, экологический, экономический. Одно из важнейших мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к своему здоровью. Важную роль в реализации этой задачи играет программа «Здоровей-ка».

Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 10% детей, т.е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Более того до 25-35% детей, приходящих в 1 класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания.

Приведенные цифры заставляют задуматься о причинах этого. Одной из главных причин является культурный кризис общества, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом.

В связи с этим возникает уверенность, что воспитание валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте. Что же такое валеологическая культура? Под валеологической культурой ребенка мы понимаем совокупность нескольких компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а так же самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В связи с этим можно выдвинуть конкретные задачи воспитания валеологической культуры дошкольников:

- формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации и мотивации к здоровому образу жизни;

- накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;

- становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях;

- оказание элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи.

И.И.Мечников считал, что самое главное – научить человека

правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 8-10% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 50-60% от его образа жизни.

Так же очевидно, что становление валеологической культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим воздействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.

Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбивали бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболели бы воспалением мозга и воспалением легких – и уже сам не знаю, какими болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».

Одним из основных компонентов валеологического образования в ДОУ является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности, подготовка детей к верному самоопределению в любой жизненной ситуации, опирающемуся на опыт самопознания и культурно-исторический опыт.

Из этого всего можно вывести основной принцип валеологии и валеологического образования. Человек, познай и сотвори себя.

Валеология и педагогика в тесном сотрудничестве накопили некоторый опыт здравотворчества, формирование здорового образа жизни человека, представлений у дошкольников о себе как о представителях человеческого рода, основ безопасности детей дошкольного возраста, необходимых знаний, умений и навыков для организации здорового образа жизни. Этот опыт сотрудничества стал востребован в педагогическом процессе нашего дошкольного учреждения.

Для реализации валеологического воспитания стало необходимостью:

- определение оптимальных педагогических условий, которые позволяли бы эффективно воспитывать валеологически культурных дошкольников;

- создание валеологически развивающей среды ДОУ;

- формирование подходов к взаимодействию с семьей;

- целостный процесс воспитания валеологической культуры дошкольника;

- задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности;

- диагностика валеологической культуры дошкольника;

- повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах валеологического воспитания.

В связи с этим в подготовительной группе МБОУ СОШ №35   стали уделять большое внимание физкультурно-оздоровительной работе и валеологическому воспитанию в частности. Для решения этой проблемы  была разработана программа валеологичекого воспитания детей старшего дошкольного возраста, которая будет реализована через работу объединения «Здоровей-ка». Детям необходимо активно изучать свой организм, свои возможности и слабые места, знать принципы восстановления функций и систем организма.

Наиболее рационально формировать все эти навыки у детей в игровой форме, включая их в режимные моменты, в ход занятий, использовать в работе объединения.

Цель программы:

-  укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и развитие физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости, прыгучести, координации;

- формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, развитие важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации.

 В процессе достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

Обучающие:

-  формировать элементарные знания о строении человеческого тела, о значении организма;

-  обучать детей уходу за своим телом, навыками оказания первой элементарной помощи;

-  обучать детей способам коррекции осанки, развития физических качеств;

-  изучать причины возникновения экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности;

-  помочь детям овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.

Развивающие:

-  развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма;

-  развитие психофизических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость);

-  развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);

-  профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний;

-  формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;

-  развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.

Воспитательные:

-  формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных ценностей жизни;

-  формирование привычки  ежедневных физических упражнений;

-  просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.            

Приёмы и методы работы:

- наглядные (показ движений, слуховые и зрительные ориентиры, помощь педагога, наглядные пособия);
- словесные (объяснение, команды, рассказ, беседа, вопросы);
- практические (многократное самостоятельное выполнение движений, игровые упражнения, подвижные игры, игры-соревнования, эстафеты.

Для выполнения задач по формированию представления о здоровом образе жизни необходимо довести до сведения каждого ребенка важность бережного отношения к своему здоровью.

  Основными формами реализации программы является игровая деятельность, наблюдение, беседы, экспериментирование, развлечения, практическая деятельность, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей.

  Участники образовательной программы: дети дошкольного возраста, 5 -7 лет.

Сроки реализации программы: один учебный год.

Программа рассчитана на 72  часа.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью  30 минут (вторая половина дня).

Количество детей:  25 человек.

Для определения уровня усвоения материала в конце каждого месяца проходит итоговое контрольно-проверочное занятие, итоги которого заносятся в таблицы (см. приложение).

Диагностика валеологической культуры ребенка помогает выявить способы и образцы социального поведения, взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Выявляет осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека, решение задач, связанных с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья, оказанием элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи. В работе используются такие методы диагностики как наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктивной деятельности, вопросы к детям.

Показателями эффективности работы по валеологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста будет наличие у детей:

- знание правил гигиены и ухода за своим телом;

- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;

- знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Ожидаемые результаты:

должны знать:

  • что такое здоровье и болезнь;
  • органы человека, их расположение, функции и роль для здоровья человека;
  • основные профилактические меры для предупреждения заболеваний, несчастных случаев;
  • некоторые характеристики своей индивидуальности и основные принципы своего здорового образа жизни;
  • основные правила личной гигиены;
  • что такое осанка, как её сохранить;
  • знать опасности табака, алкоголя, наркотиков для детского организма;
  • принципы гигиены органов;
  • основные способы оказания доврачебной помощи;
  • простейшие способы закаливания;

должны уметь:

  • соблюдать правила личной гигиены, охраны осанки, зрения, слуха;
  • выполнять некоторые простейшие закаливающие процедуры, специальные упражнения коррекционно-оздоровительной направленности;
  • оказывать доврачебную помощь при несчастных случаях;
  • называть органы человека и показывать их.
  • вносить необходимые изменения в свой образ жизни на основе самоанализа.

Должны понимать:

  • существует связь здоровья и здорового образа жизни;
  • своим организмом можно управлять, развивать его, укреплять здоровье.

Критерии результативности усвоения программы:

Знания:

– составляющие здоровья;
– особенности развития своего организма;
– правила личной гигиены и здорового образа жизни;
– основные группы питания;
– защитные силы организма;
– о здоровьесберегающих технологиях;
– правила соблюдения режима дня;
– различные формы закаливания.

Умения:

– ответственно относиться к своему здоровью;
– управлять своим эмоциональным состоянием; 
– соблюдать правила личной гигиены; 
– ухаживать за кожей, глазами, зубами;
– правильно распределять свой рацион питания;
– преодолевать психологические установки, препятствующие развитию личности;
– совершать самостоятельный выбор в пользу ЗОЖ;
– ставить цель, достигать ее и оценивать результат.

Навыки:

– ценностное отношение к миру, окружающим людям, самому себе;
– достигая поставленной цели использовать личные знания, опыт;
– отрицательного отношения к наркотикам, алкоголю и курению;
– четкой жизненной позиции направленной на положительное формирование личности в социуме;
– информированность по вопросам репродуктивного здоровья.

Знания, умения и навыки будут отслеживаться на начало реализации программы в середине и в конце учебного года, с использованием диагностических методик, опросов, тестов, игровых форм работы и внешних показателей успешности воспитанников.

Учебно-тематический план:

Содержание раздела

Кол-во

часов

I

«Человек – живое существо».

1

Вводная беседа  

1

2

Занятие «Красота тела и души»  

1

3

Игровое занятие «Мы весёлые ребята»

1

4

«Будем стройными и красивыми»

1

5

Игровое занятие «Играй, играй мяч не теряй!»

1

6

«Наши умные помощники  - органы чувств»

1

7

Что необходимо для роста и развития человека (пища, вода, воздух, тепло, одежда, жильё, режим, человеческое общение) ?

2

8

«В здоровом теле – здоровый дух!»

(формирование привычки к

ежедневным физическим

упражнениям, играм)

2

9

Откуда ты появился? Чтение сказки «Сказка о гусыне» Дать понятие о развитии человека.

1

10

Из чего я состою? Воспитывать интерес к познанию. Дать знания о том, что человек состоит из клеток.

1

11

Что необходимо для роста и развития человека? Показать огромную роль пищи, воздуха, тепла, жилья и т.д. привычки к ежедневным физическим упражнениям.

1

II

«В гостях у Мойдодыра »

1

Чтобы зубы были здоровыми

(правила ухода за зубами)

1

2

От простой воды и мыла у микробов тают силы (гигиена тела)

1

3

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (закаливание организма)

2

4

Занятие - игра «Спортивный интерес»

1

5

Чтобы кожа была здоровой (правила личной гигиены, бережное отношение к здоровью)

1

6

Как устроено ухо? (знания об ухе, бережное отношение к органам слуха)

1

7

Подружись с зубной щеткой (знакомство с правилами личной гигиены, методами ухода за зубами)

1

8

Кто с закалкой дружит, никогда не тужит (понять роль  закаливания в повышении устойчивости организма к неблагоприятным условиям)

1

III

«Помоги себе сам»

1

Если случится с кем-то беда,

помощь сумею я вызвать всегда

(службы 01, 02, 03)

1

2

Если трудно станет вдруг, мне поможет старший друг (учить избегать опасных ситуаций, обращаться за помощью к взрослым)

2

3

Оказание первой доврачебной помощи

1

4

На приеме у стоматолога. Воспитывать бережное отношение к зубам

1

5

«.Почему я вижу?» Расширять знания об органах зрения. Дать советы по уходу за глазами.

1

6

Зачем мы спим? Бережное отношение к своему здоровью.

1

7

 Открытие Гарвея. Формировать бережное отношение к своему сердцу

1

IV

«Золотые правила питания»

1

«Путешествие пирожка по пищеварительному тракту» Рассказать о функциях рта, пищевода, желудка, правилах жевания и глотания.

1

2

«Зачем человек ест?» Показать роль пищи в жизни человека. Развивать мыслительные операции.

1

3

 «Овощи, фрукты – полезные продукты» Помочь процессу самопознания. Показать разнообразие пищи.

1

4

Правила поведения за столом. Закрепить правила этикета во время еды  за столом

1

5

Еда Здоровячков и Хлюпиков (полезные и неполезные продукты)

1

6

Здоровая пища для всей семьи

1

7

Занятие - игра «Успей встать в пару»

1

V

1

Лекарственные и ядовитые растения - помощники и враги

1

2

Занятие - игра «Хитрая лиса»

1

3

Влияние загрязнения

окружающей среды на жизнь и здоровье людей (неблагоприятная экология)

1

4

Охрана окружающей среды (что влечет за собой нарушение взаимосвязей в природе)

1

5

Занятие - игра «Хищники»

1

6

«Безопасность на природе» Познакомить с правилами поведения на природе во время грозы, пожара, встрече с различными насекомыми.

1

7

 «Лекарственные растения». Познакомить со свойствами лекарственных растений .Воспитывать бережное отношение к ним.

1

8

 Влияние загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье. Помочь детям понять опасность загрязнения природы.

1

9

«Умеешь ли ты обращаться с животными?» (знания о правилах поведения при встрече с различными животными, учить понимать их состояния)

2

VI

«Откуда берутся болезни»

1

Болезни и здоровье. Признаки

Заболевания

1

2

Занятие - игра «Точный расчет»

1

3

Боль физическая и душевная

1

4

Занятие -игра «От линии к линии»

1

5

Как вести себя во время болезни

1

6

Профилактика заболеваний

1

7

Занятие «Какой бывает отдых?»

1

8

 «Откуда берутся болезни?» Воспитывать чувство сострадания к больным, уточнить причины заболевания.

1

9

«Как мы дышим, зачем?» (бережное отношение к органам дыхания)

1

10

«Осторожно – грипп!» Познакомить с различными  способами защиты от вирусов.

1

11

«Осанка – стройная спина» Показать роль красивой осанки, способами ее поддержания.

1

VII

«Овощи и фрукты - полезные продукты»

1

Ценность овощей и фруктов.

1

2

Занятие - игра «Очистить огород»

1

3

Зачем нужны соки и фрукты. Витамины – маленькое чудо

Природы

1

4

Игровое занятие «Ребята и витамины»

1

5

«Именины витаминов»

1

6

Спортивный праздник «Весёлые старты»

1

VIII

«Ребенок и дорога»

1.

 «Улицы города» (знакомство с правилами поведения на дороге).

1

2.

 «Культура пешехода» (знания о правилах дорожного движения)

1

3.

 «Если ты потерялся?» (усвоить знания безопасного поведения)

1

4.

«Игры во дворе» (предостеречь от неприятностей, связанных с контактами с незнакомыми людьми)

1

IX

Уроки безопасности

1.

 « Будь осторожен дома» Закрепить представления об опасных для жизни и здоровья предметах, правилах пользования ими.

1

2.

Службы «01», «02»,  «03» всегда на страже. Познакомить со службами спасения, вызывать желание помогать в беде.

1

3.

«Оказание первой помощи».

1

4.

«Будь осторожен с огнем» Расширять и уточнять знания о правилах пожарной безопасности ,способах действия во время пожара

1

Итого

72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Степени здоровья"

         Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Дополнительное образование способствует с...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа по шахматам для детей 5-6 лет

Цель программы – привлечения к шахматной игре детей с раннего возраста, как средству интеллектуального  развития ребенка....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»  Пояснительная    запискаДошкольное детство – начальный этап формирования лично...

Достижения обучающимися положительных результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных программ по результатам аттестации (промежуточной/итоговой)

Достижения обучающимися положительных результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных программ по результатам аттестации (промежуточной/итоговой)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа кружка для воспитанников средней группы «Почемучка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа кружка для воспитанников средней группы «Почемучка»...