танцевально-оздоровительная методика работы с детьми старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (подготовительная группа)
танцевально-оздоровительная гимнастика, это здоровьесберегающая технология, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. это современное направление которое я применяю в своей работе. эта методика содействует физическому развитию дошкольников средствами музыки и ритмических движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
здоровьесберегающие технологии в воспитании дошкольников | 32.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОО Ельниковский детский сад «Теремок»
обособленное подразделение
"Ельниковский детский сад №1 комбинированного вида»
III районная конференция
«Инновации в образовании: опыт, качество, перспективы»
Номинация
"Здоровьесберегающие технологии в воспитании обучающихся как одно из приоритетных направлений инновационной деятельности образовательных организаций."
Тема выступления
«Танцевально – оздоровительная методика работы с детьми старшего дошкольного возраста. Танцетерапия.»
Варжина Надежда Васильевна
инструктор по физической культуре
Ельники – 2019
1слайд.Танцевально-оздоровительная методика работы с детьми старшего дошкольного возраста «Танцетерапия»
К здоровью через радость!
2слайд. «Самое действенное лекарство для физического здоровья есть бодрое, веселое настроение духа»
Шведский философ Кристофер Бострем.
3слайд. Здоровье - это состояние полного физического, психического
и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или
физических дефектов.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Здоровье – одно из основных условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребёнка. Проблема сохранения и укрепления здоровья ребёнка в современных условиях является приоритетной. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни?
Актуальность выбранной мной работы определена особой социально-экономической и социально-гигиенической ситуацией в стране. В последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Родители, медицинские и педагогические работники констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Это касается в первую очередь нервной системы и опорно-двигательного аппарата.
Единая основа проблем физического и нервно-психического развития детей обусловила создание двигательных программ развития ребенка. Поэтому внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий для меня стала первоочередной и своевременной задачей.
4слайд.“Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Одна из главных задач нашего дошкольного учреждения – это создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.
В последние годы дошкольные образовательные учреждения активно внедряют инновационные формы и методы оздоровления детей. Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.
Остановлюсь на одном из современных направлений в оздоровлении дошкольников, которое я применяю в своей работе, это метод танцевальной терапии. Танцевальная терапия – это оздоровление человека средствами танцевального искусства.
Танцы – приятный способ оздоровления. Для детей – это просто занимательные движения под музыку, веселая игра или просто повод попрыгать.
Целительное воздействие танцев замечено человеком в глубокой древности, и оно использовалось для решения как личностных, так и коллективных проблем. Сегодня повышенный интерес к танцевальной терапии медиков, хореографов, воспитателей, инструкторов по физической культуре основан на альтернативном движении немедикаментозной помощи ребёнку. Танцевальные упражнения развивают координацию движений и чувство ритма, снимают мышечную закрепощенность и способствуют улучшению мышечного тонуса, избавляют от нервных перегрузок, решают проблемы гиподинамии.
Танец является одним из самых древних способов, используемых людьми для выражения своих чувств и эмоций. Танец сочетает в себе физическую, психическую и эстетическую деятельность, способен выражать целую гамму человеческих эмоций. Он представляет собой живой язык, носителем которого является человек. Движения танца являются своеобразным средством коммуникации.
5 слайд. Цель танцевально-оздоровительной работы с детьми: содействовать физическому развитию дошкольника средствами музыки и ритмических движений, разнообразных умений и способностей; укреплению психического здоровья детей и развитию качеств личности.
Таким образом, танцевально-оздоровительная гимнастика помогает сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье! Но самое главное- это источник чистой радости и для детей и для взрослых!
6 слайд. Исходя из цели, выделяются основные задачи.
• Укрепление здоровья (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, совершенствование функций органов и систем организма);
• Совершенствование психомоторных способностей дошкольника (гибкости, выносливости, координационных способностей, чувства ритма, музыкального слуха, внимания, памяти) ;
• Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся (развитие воображение, находчивости, познавательной активности, формирование навыков самостоятельного выражения движений под музыку, воспитание умения эмоционального выражения, раскрепощения и творчества в движениях, формирование лидерских качеств, инициативности).
Добиться решения данных задач помогает сочетание средств физического, музыкального воспитания, элементов психологии и игрового метода проведения.
7 слайд. Танцевально-оздоровительная гимнастика как губка, впитала много здоровьесберегающих технологий: релаксацию, пластические этюды, психогимнастику, ритмическую гимнастику, танцевальные игры-превращения, упражнения на развитие гибкости (стретчинг), коммуникативный танец и др., эта гимнастика очень вариативна, в нее можно добавлять что-то по своему усмотрению.
Рассмотрим здоровьесберегающие технологии в отдельности.
8 слайд.1. Релаксация. Дошкольники, живущие в современном цивилизованном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки: постоянная спешка, беспокойство, поток негативной информации телеэкрана, частые простудные и инфекционные заболевания, усталость, приводящие в дальнейшем к перенапряжению. Нервная система детей ослаблена. Многие дети дошкольного возраста не могут уснуть во время тихого часа. Поэтому в свои физкультурные занятия, или интенсивные мероприятия я включаю несколько минут расслабления – релаксации. Наиболее эффективный способ – музыка (мелодичные классические произведения Бетховена, Шопена, Моцарта, Чайковского и др., звуки природы).
9 слайд.2. Пластические этюды. Все эмоции имеют физическое выражение. Во время проведения занятий дети открывают пути выражения эмоций вовне, а не затаивают их внутри себя. Лучше всего это достигается в процессе использования пластических этюдов. Например, с лентой (как с длинной, так и с короткой). Лента может применяться в самых различных целях: она ограничивает особое, безраздельно принадлежащее ребёнку пространство. С лентой можно фантазировать и танцевать, а затем передавать свои фантазии в рисунке («волны», «восьмёрка», «снежинки», «распускающийся цветок» и др).
10 слайд.3. Психогимнастика. Тревожность у детей дошкольного возраста проявляется в беспокойстве, напряженности, недоверчивости к окружающим, неуверенности в себе. Специальные игры, упражнения, этюды с элементами психогимнастики помогут детям преодолеть барьеры в общении, развить лучшее понимание себя и других, снять психическое напряжение, создать возможности самовыражения. Элементы психогимнастики я включаю как в проведении непосредственно образовательной деятельности, так и в любом другом виде детской деятельности. Например, «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты», «Зеркало», «Лев рычит», «Поезд колесами стучит» и др.
11 слайд.4. Танцевальные игры-превращения развивают у детей фантазию, воображение, творческие способности («Карнавал животных», «Прекрасные цветы», «Насекомые»).
12 слайд.5. Театрализация движений. Техника перевоплощения: придумать своё животное и изобразить его; передать характерные движения группы животных: повадки кошек, ползающие паучки, прыжки кенгуру, верблюд, берёзку, и др.
13 слайд.6. Саморегуляция. Попробуем рассмотреть танец как способ помочь ребенку выразить свои чувства. Очень часто дети, которых называют трудными в сфере движения «звездами», «превращаются» из застенчивых, тихих в более уверенных и открытых. В этом помогут упражнения, на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, выразить свое состояние, эмоции, чувства, ликование, грусть, страх, усталость, смущение, радость, лень, восторг и т. д.)
14 слайд. 7. Уникальность игрового стретчинга состоит в том, что именно через игру идет влияние на детский организм: активизируются его защитные силы, у детей вырабатывается способность управлять своим телом. В его основе лежит статическая растяжка мышц всего организма: позвоночных, мышц рук и ног. Игровой стретчинг оказывает серьезную поддержку всему организму в плане оздоровительного воздействия. Формируется правильная осанка, исправляются ее нарушения, происходит профилактика иных деформаций позвоночника. Помимо этого, развивается координация движений, эластичность мышц. Делаются эти упражнения без какого-либо вмешательства со стороны, а их медленный темп даёт возможность ребёнку почувствовать все своё тело, при этом сохраняется максимальная безопасность здоровья. («Добрая кошка», «Змея» и др.)
15 слайд.8. Дыхательная гимнастика. Среди методов физического воспитания, имеющих хорошее оздоровительное значение, в ДОУ в настоящее время все большее распространение получает дыхательная гимнастика. Патологические изменения, возникающие при простудных заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру, что ведет к ухудшению легочной вентиляции. Поэтому большое внимание уделяю использованию на занятиях элементов дыхательных гимнастик, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких. Кроме того, в упражнениях заложены дополнительные резервы тренировки дыхания и внимания.Например «Подуй на свечу, но не гаси…,шипящее дыхание»
16-17 слайд.9. Коммуникативный танец – это танец с простыми, лёгкими, игровыми компонентами. Он вызывает у детей массу положительных эмоций, что способствует развитию не только музыкально-ритмических способностей, но и коммуникативных навыков. Коммуникативный танец состоит из несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой. В процессе групповых занятий все дети включены в активное творческое и социальное взаимодействие, при этом каждый ребенок может побыть в центре внимания. Танцы, разученные на занятиях исполняются на праздниках, развлечениях, концертах для родителей.
18 слайд.10. Ритмические упражнения развивают у ребенка чувство ритма, воображение, умение двигаться под музыку, выразительность, пластичность, общую культуру движений. Они помогают ребёнку сочинить свой собственный танец, научат импровизировать под музыку.
Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.
19 слайд. Итак, метод танцевальной терапии помогает снять детям «зажимы», агрессию, развить воображение, фантазию, избавиться от страхов, преодолеть застенчивость, неуверенность в себе, научиться воспринимать звук, ритм, учит согласовывать движения собственного тела с музыкой. А самое главное, способствует укреплению здоровья подрастающего поколения.
20 слайд.Мы стремимся к полной реализации в жизни каждого ребёнка:
- достаточной индивидуальной умственной нагрузки,
- обеспечение условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений,
- полное удовлетворение потребности в движении
Моя работа строится по принципу: «уча других – учишься сам». На занятиях я выступаю в роли помощника, а не педагога, именно такой прием активизирует активность ребенка, способствует самостоятельности и самовыражению через движение. Во время занятий у детей улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. И еще каждый малыш должен знать, что он важен и нужен. "Мой успех – это успех моих воспитанников". Я не ставлю своей целью достижения высоких результатов путем форсированного формирования тех или иных навыков. Моя задача заключается в том, чтобы помочь детям проявить собственные потенциальные возможности данные ему от рождения, а они есть у каждого. Моя дружба и понимание детей помогает мне находиться в их удивительном мире детства. Я вижу, как расправляются их плечи, выпрямляются спинки, как свободно они общаются друг с другом на занятиях, они танцуют, превращаются в разных животных, шутят и смеются.
Результатом своей работы считаю то, что дети с радостью бегут на занятия по физкультуре, где получают эмоциональный подъём, выявляют у себя позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, а эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, которые возвращается ко мне по принципу бумеранга.
21 слайд."Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье!" - сказал когда-то философ Генрих Гейне
Я, и мои воспитанники с ним согласны”.
Спасибо за внимание!
Литература.
1. Ю. Андреева «Танцетерапия», М.: 2010 - 256 с., «ДИЛЯ».
2. Э. Грендлюнд, Н. Ю. Оганесян «Танцевальная терапия. Теория, методика, практика». – СПб.: Речь, 2004 г.
3. Г. А. Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» учебно-методическое пособие для педагогов. Москва, 2000 г.
4. С. В. Трифонова «Танцетерапия для детей как метод оздоровления». – М., 2007 г.
5. Е. Ю. Черемнова «Танцетерапия: танцевально-оздоровительные методики для детей».
Ростов-на-Дону, 2008 - 123 с., изд. ФЕНИКС, серия Мир вашего ребенка.
6. М. И. Чистякова, «Психогимнастика»/ под ред. М. И. Буянова – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 г. -160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
CТАТЬЯ: "Возможности фольги-методика работы с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет"
В представленном материале дается описание свойств и преимуществ фольги как доступного и нестандартного материала для детского творчества. Представлены приемы и этапы работы с данным материалом....
«Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитие речи в условиях логопедического пункта ДОУ»
Данная методическая работа раскрывает методику работы в условиях логопункта ДОУ по коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В работу включены:...
Актуальность применения методики "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
В настоящее время количество детей с общим нарушением речи значительно увеличилось. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию реб...
Проект«Применение методики "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)».
Технологическая карта проекта...
: «Методика использования дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой в работе с детьми старшего дошкольного возраста, одаренных певческими способностями».
Пояснительная записка. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – это методика, направленная на развитие и улучшение многих физиологических процессов человека. Она способствует развитию о...
Методика "Утреннего круга" в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Утренний круг или утренний сбор – это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию активно...