Игровая терапия в оздоровительной работе с детьми
проект
ПРОЕКТ
«ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»
«ПЕСОЧНАЯ СТРАНА – СТРАНА ЧУДЕС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_igrovaya_terapiya_v_ozdorovitelnoy_rabote_s_detmi.docx | 109.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ромодановский детский сад комбинированного вида»
ПРОЕКТ
«ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»
«ПЕСОЧНАЯ СТРАНА – СТРАНА ЧУДЕС»
Для детей младшего и среднего возраста.
Проект разработала воспитатель:
Мельникова Елена Петровна
Ромоданово 2017г.
Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла? Да, есть такая игра! Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра.
Тип проекта:
– информационно – практико - ориентированный;
– групповой, ориентированный на детей, родителей, педагогов;
– долгосрочный;
– осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьей.
Актуальность темы.
В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости детей; от состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо формировать у детей разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать физическое развитие; педагогам необходимо правильно организовать воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста. Надо учитывать возрастные, психологические особенности детей, создавать благоприятные гигиенические условия, оптимальное сочетание разнообразных видов деятельности. Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве; необходимо так же вести постоянный поиск новых форм взаимодействия с семьей воспитанников. Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя . Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Психологи утверждают, что такие игры с песком для любого ребенка очень полезны. Они улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений. Польза многократно возрастает, если у малыша нарушено моторное развитие, выявлены порезы или слабость мышечного тонуса. Гиперактивным детям такие игры с песком помогают безболезненно и безопасно «сбросить» избыточное психомоторное возбуждение. Основополагающая идея песочной терапии формулируется так: игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. . Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик от стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру...
Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.
1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Если мы будем заниматься с детьми в малой группе (3-4 человека), его размер - 5Ох7Ох8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Песочные терапевты “любовно” называют ящик с песком “подносом” - по бокам он может быть снабжен ручками для удобства транспортировки. Лучше, если поднос будет именно деревянным, это облегчит перенос песочного опыта в реальную деятельность. Однако, не беда, если Ваш ящик будет из другого материала. Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера, около 90см. Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвета. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта - небо.
2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Таким образом, песок задает символическую “линию горизонта”. Рядом – вода для смачивания песка.
3. “Коллекция” миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек могут войти:- человеческие персонажи
- здания: дома, школы, церкви, замки
- животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.
- машины: сухопутные, водные, космические, боевые
- растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.
- постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота
- естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.
- символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.
- сказочные герои: злые и добрые
- религиозные предметы и сувениры
- живая зелень и пр.
- домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.
- пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)
Цель: Создание благоприятных условий для обеспечения оптимального физического, психического развития детей, эмоционального благополучия, повышение их познавательной активности в процессе воспитания и оздоровления через внедрение элементов песочной терапии.
Задачи:
Формировать понимание необходимости заботиться о своём здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми.
Развивать тактильную «чувствительность» как основу развития «ручного» интеллекта ребенка.
Формировать познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).
Развивать мелкую моторику рук, а также и речь; обогащать и активизировать словарь детей.
Прививать самостоятельность и инициативу.
Воспитывать у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности.
Создавать необходимые условия для взаимодействия с семьями воспитанников.
Принципы реализации проекта:
- Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
- Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
- "Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
- сочетание научности и доступности материала;
- наглядность;
- характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- профессиональная компетентность педагога;
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Предполагаемый результат:
- Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
- Стабилизация эмоционального состояния детей и их физическое оздоровление;
- Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
- Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
- Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
- Формирование самосознания и адекватной самооценки;
- Совершенствование игровой деятельности( песочная терапия);
- Приобретение мною опыта самостоятельного выбора исследовательско - творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.
Условия реализации.
Условиями реализации педагогического проектирования по внедрению элементов песочной терапии в практику являются следующие:
- Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
- осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи;
- создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;
- включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.
Основные средства:
- Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
- Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
- Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
Содержание проекта.
1. Блок - поисково-теоретический (организационный) посвящен изучению литературы по исследуемой проблеме. Были определены методика исследования, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза, подобран необходимый диагностический инструментарий.
2. Блок - творческий ( практическая часть) беседы, наблюдения, занятия, игры, консультации, информационные бюллетени.
3. Блок - аналитический (обобщение результатов проекта) презентация.
Презентация проекта:
- Презентация проекта на родительском собрании (педагог-родители), педагогическом совете.
- Создание слайд – шоу.
Работа с детьми представлена следующими формами:
- Индивидуальная диагностика. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей и педагогов.
- Организованная образовательная деятельность с детьми;
- Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;
- Самостоятельная игровая деятельность детей;
- Система развивающих занятий;
Условия работы с детьми:
- Согласие и желание ребенка.
- Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
- У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Использую следующие виды работы в педагогической песочнице:
– конструирование из песка;
– рисование песком и на песке;
– экспериментирование;
– составление узоров на песке;
– диагностика;
– создание картин на песке и “песочного мира”;
– создание песочных композиций и “секретов”.
Взаимодействие с родителями представлено следующими формами:
- Анкетирование, тестирование родителей;
- Просветительская работа с родителями;
- Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком;
- Совместные конкурсы поделок из песка (“Песочный город”, “Песочное угощение”).
- Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”;
- Индивидуальная консультативная работа;
- Родительские собрания с показом практической работы с детьми.
Методическая работа педагога:
Цель: повышение профессиональной компетенции педагога, как организатора разнообразных видов детской деятельности.
Задачи:
– повышение уровня профессиональных знаний и навыков, создание условий их переноса в практическую деятельность
– развитие информационных, организаторских, коммуникативных и аналитических умений
– развитие творческого потенциала педагога, его самостоятельности и инициативы
– формирование у педагога потребности в профессиональном росте.
Особенности песочной терапии.
“Песочная терапия” – один из методов психиатрии, возникший в рамках аналитической психологии.
Это игровой способ рассказать о своих проблемах.
Возможности самовыражения не ограничены словами и действиями.
Создание песочных композиций не требует особых умений (позволяет делать исправления бесконечно).
Позволяет ребенку создавать картины мира в 3-х мерном пространстве.
Позволяет построить свой личный мир, ощущая себя творцом.
Применим в случаях отказа ребенка от классических форм обучения.
Принципы работы с детьми:
- системность подачи материала,
- наглядность обучения,
- цикличность построения работы,
- доступность,
- проблемность,
- развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Форма организации – групповая, подгрупповая; индивидуальная.
Форма проведения – игровая. Ведущей и наиболее привлекательной деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности ребенка в ДОУ.
Игра обеспечивает положительную мотивацию для участия в развивающей работе и создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической деятельности.
Подбирая материал, ориентировалась на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и развитию речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов, творческого мышления.
Форма проведения работы с песком разнообразна: использование развивающих игр и упражнений, творческих заданий, тестов, путешествий. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности дошкольников, развитию их познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности.
В заключении следует отметить, что в результате реализации данного проекта я как педагог приобрела опыт самостоятельного выбора исследовательско - творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателем и родителями воспитанников. Введение в практику работы элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.
Литература: Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Волгоград: Учитель, 2011г. Л.Н.Менщикова. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Волгоград: Учитель, 2009 г. Интернет ресурсы.
Приложение №1
Тематический план проекта
«Песочная терапия»
(2 младшая группа)
№ | Мероприятия | Дата проведения |
1. 2. 3. 4. | Беседа «Правила игры с песком в помещении». Рассматривание «коллекции» миниатюрных фигурок. Игра – пересыпание сухого песка через воронку. Игра «Солнышко» | Сентябрь |
1. 2. 3. 4. . | Игра«Флажок» Игра «Рыбка» Игра «Цыплята» Игра «Котик и козлик» | Октябрь |
1. 2. 3. 4. | Игра « Мышка» Игра «Тучка» Игра «Жук» Игра «Осьминожка» | Ноябрь |
1. 2. 3. 4. | Игра «Собери грибы» Игра «Песочная кулинария» Игра «Норки для мышки» Самостоятельные игры. | Декабрь |
1. 2. 3. 4. | Игра –«Чей след». Игра – «Учимся рисовать песком». Игра «Следы обитателей леса» Игра «Вкусные пирожки для мамы»
| Январь |
1. 2. 3. 4. | Игра – «Волшебные отпечатки на песке» Игра «Я пеку, пеку, пеку» Игра с «решетом». Самостоятельные игры. | Февраль |
1. 2. 3. 4. | Игра «Угадай, что спрятано в песке» Игра «Путешествие в сказочный город» Игра « Отпечатки наших рук» Игра «Новая квартира куклы Маши» | Март |
1. 2. 3. 4. | Игра «Цветные заборчики» Игра «Измерь и сосчитай» . Игра «Узоры на песке». Игра «Песочные прятки» | Апрель |
1. 2. 3. 4. | Игра – «Ковёр – самолёт для принцессы». Игра – эстафета «Передай другому». Игра – «Разноцветный песок». Самостоятельные игры. | Май |
1. 2. 3. 4.
| Игры на прогулке: Игра –« Следы на песке». Игра – «Кто – то спрятался!». Игра – «Лепим куличики». Самостоятельные игры. | Июнь |
1. 2. 3. 4. | Игра – «Весёлые змейки» (рисование палочкой). Игра – «Песочный мир». Игра – «Топчем дорожки». Самостоятельные игры. | Июль |
1. 2. 3. 4. | Игра – «Я пеку, пеку, пеку». Игра – « Угадай, что спрятано в песке». Игра – «Заборчики». Самостоятельные игры. | Август |
Приложение № 2
Содержание тематического плана – проекта «Песочная терапия»(2-ая мл.гр.)
№ | Мероприятия | Дата проведения | Интеграция областей |
1.2.3. | Беседа «Правила игры с песком в помещении», во время которой обсуждаем то, что можно делать с песком в группе и чего нельзя (рассыпать песок, кидать его, переносить в другие места и так далее). Цель: безопасность детей во время работы с песком. - здания: дома, школы, церкви, замки - животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр. - машины: сухопутные, водные, космические, боевые - растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр. - постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота - естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр. - символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др. - сказочные герои: злые и добрые - религиозные предметы и сувениры - живая зелень и пр. - домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др. - пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.) Игра-пересыпание сухого песка через воронку Цель: Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка. Содержание. Воспитатель подводит группу детей (не более 8 человек) к песочнице. Раздает детям бутылочки, ведерки, формочки. Показывает как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму. Воспитатель показывает детям как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог», «торт». | Сентябрь | Р.р.; с.-к.р.;ф.р.П.р.; р.р.; ф.р.П.р.; р.р.; ф.р. |
4. | Игра «Солнышко» Цель: Учить детей владеть своими руками, развивать мелкую моторику. | П.р., р.р.,Х.- э.р., ф.р. | |
1.2.3.4.1.2.3.4.1.2.34.1.2.3.4.1.2.3.4.1.2.3.4.1.2.3.4.1.2.3.4. | Игра«Флажок» Цель: развивать мелкую моторику рук, воображение. Игра «Рыбка» Цель: , воспитывать усидчивость и терпение. Побеседовать, названия рыб, которые живут в реке или в озере (пресной воде) и рыб которые живут в море или океане (в солёной воде) Игра«Мышка». Цель: развивать тактильную чувствительность, учить детей владеть своими руками, тренировать логику.
Игра «Собери грибы» Цель: развивать тактильную чувствительность, учить детей владеть своими руками, Игра «Песочная кулинария» Цель: Развитие воображения, творческого мышления. ◈ Предложите нарисовать на песке вкусное печенье. Украсьте его камешками, листьями, ягодами. Устройте конкурс юного кулинара — кто лучше всех украсит, тот и выиграл. Игра «Норки для мышки» Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений Содержание: Ребенок вместе с Воспитателем копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем воспитатель озвучивает игрушку, например, мышку-норушку, пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик, просовывая в него игрушку. Самостоятельные игры – Цель: Учить детей разыгрывать настоящие спектакли, что способствует развитию их речи, фантазии, коммуникативных способностей; воспитывать добрыми и терпимыми. Содержание : В свободное время дети играют самостоятельно в «минипесочницы». Где должна быть коллекция мелких игрушек. Дети создают разные панорамы для игр. Это и улицы с домами, деревьями, дорогами. Это зоопарк, военный пост, морское дно и многое другое. Игра «Чей след ?» Цель: Развитие мелкой моторике рук, зрительной памяти, наблюдательности. Содержание. На столе выставляется некоторое количество предметов. Песок в песочнице смачивается водой, чтобы видно было отпечатки. Один из детей отворачивается, а другой делает отпечаток на песке одним из предметов. Первый ребёнок, открыв глаза, должен отгадать предмет, которым был сделан отпечаток. Игра «Учимся рисовать кистью». Цель. Развитие мелкой моторике рук, воображения, фантазии. Воспитание аккуратности. Содержание. Для занятия используется песок разных природных оттенков, а также и песок, окрашенный гуашью в разные цвета и высушенный. Поверхность картинки постепенно покрывается клеем и засыпается одним цветом песка. Только после того, когда стряхивается лишний песок, работа может быть продолжена песком другого цвета. И так до тех пор, пока картинка не будет готова. Игра « Следы обитателей леса» Цель: Развитие тактильной чувствительности. Воображения.Вспомнить с детьми обитателей леса. Назвать птиц, животных. Предложить детям нарисовать следы от лап животных и птиц. Кто затрудняется можно показать картинки со следами.Игра «Вкусные пирожки для мамы» Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами мокрого песка. Учить лепить пирожные. Развитие речи. Создавать эмоциональный настрой.Предложить детям «испечь» пирожки. Спросить из какого песка мокрого или сухого будут печь пироги Почему?Игра – «Волшебные отпечатки на песке» Цель: закреплять свойства песка, развивать координации движений. Содержание: Воспитатель и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук и ног, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д. .Игра «Я пеку, пеку, пеку» Цель: развитие моторики рук, тактильной чувствительности. Содержание: Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол. Игра с решетом. Цель: Знакомство со свойствами песка, развитие тактильных ощущений и моторики рук. Содержание. Воспитатель показывает как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза») Самостоятельные игры – Цель: Учить детей разыгрывать настоящие спектакли, что способствует развитию их речи, фантазии, коммуникативных способностей; воспитывать добрыми и терпимыми. Развивать тактильные ощущения. Содержание : В свободное время дети играют самостоятельно в «минипесочницы». Где должна быть коллекция мелких игрушек. Дети создают разные панорамы для игр. Это и улицы с домами, деревьями, дорогами. Это зоопарк, военный пост, морское дно и многое другоеИгра «Угадай, что спрятано в песке» Цель: Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию, воображения. Содержание: Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку. Игра «Путешествие в сказочный город» Цель: Развитие образного мышления, воображения, речи. Содержание: Взрослый показывает ребенку вывеску, на которой изображен шкаф, и спрашивает, как может называться магазин, где продается этот предмет. После того как все вывески рассмотрены, взрослый рассказывает историю о сказочном городе. Дети произносят волшебные слова «Крибле-крабле-бумс» и начинают строить сказочный город. После завершения работы рассказывают о том, что получилось, делятся впечатлениями. Игра « Отпечатки наших рук» Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений. Содержание: Воспитатель и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д. Игра «Новая квартира куклы Маши» Цель: Развитие образного мышления, восприятия, Развивать тактильные ощущения. Содержание: Воспитатель. Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превращается в новую квартиру куклы Маши. Квартиру кукла Маша получила И мебель в магазине закупила: Кровать, шкаф, кресло, стульчик, стол Занес в квартиру грузчик и ушел. Куда же мебель расставлять? На помощь Мишку надо звать. Медведь откликнулся на зов, План начертил и был таков. Одна опять осталась Маша, И загрустила кукла наша. Поможем мебель ей расставить, По плану в комнату поставить. Воспитатель предлагает детям картину, на которой изображены: стол, стульчик, кресло, диван, кровать, шкаф. Дети по этой картине расставляют мебель в квартире. Игра «Цветные заборчики» Цель: Развитие мышления, моторики. Содержание: На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету. Игра «Измерь и сосчитай» . Цель: Развитие мелкой моторике рук, развитие речи детей. Содержание: Дети ложками пересыпают песок из одной ёмкости в другую и считают их количество. Игра «Узоры на песке».
Игра «Ковёр – самолёт для принцессы. Цель: Научить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (меньше — больше, выше — ниже, справа, слева, закрепить знания о геометрических формах. Развитие мелкой моторике рук, речи детей. Содержание. Взрослый рассказывает сказку: В сказочном царстве принцесса жила, Очень красива, добра и мила. Вдруг прилетел огнедышащий змей, Чтоб на принцессе жениться скорей И унести в мир страха и тьмы, Сделать царицей змеиной страны. Нам надо принцессу от змея спасти, В заморские страны ее увезти. Построим, ребята, ковер-самолет Нашу принцессу он точно спасет. Взрослый предлагает ребенку сделать для принцессы волшебный ковер-самолет, украшенный геометрическим орнаментом. После выполнения задания ребенку задаются следующие вопросы: 1. Найди и покажи самый маленький круг. 2. Найди и покажи самый большой квадрат. 3. Назови фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа. 4.Каких цветов фигуры на ковре – самолёте. 5. Назови, где находятся красные маленькие квадраты и т.д. Игра – эстафета «Передай другому». Цель: Развитие умения распознать, представлять, угадать предметы , мелкой моторике рук, развитие речи детей. Содержание: Дети становятся в колонну. Последнему из них педагог «рисует» на спине любую геометрическую фигуру или что-то другое. Ребёнок рисует это же изображение впереди стоящему. Это ребёнок следующему. Самый первый должен изобразить этот рисунок на песке. Затем сравнивается, который был задуман. Если дети встанут в две колонны и получат задание на скорость, то это будет уже эстафета. Игра «Измерь разными мерками». Цель: Развитие мелкой моторике рук, развитие речи детей. Содержание: Дети разными по объёму ложками пересыпают песок из одной ёмкости в другую и сравнивают их количество. Самостоятельные игры. Цель: Учить детей разыгрывать настоящие спектакли, что способствует развитию их речи, фантазии, коммуникативных способностей; воспитывать добрыми и терпимыми. Развитие мелкой моторике рук. Содержание : В свободное время дети играют самостоятельно в «минипесочницы». Где должна быть коллекция мелких игрушек. Дети создают разные панорамы для игр. Это и улицы с домами, деревьями, дорогами. Это зоопарк, военный пост, морское дно и многое другое. | ОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрельМай | Ф.р., п.р., х.- э.рП.р., ф.р., х.- э.р..П.р., р.р., ф.р., х-э.р.П.р., р.р., ф.р., х-э.р.П.р., р.р., х.- э.р., ф.р..П.р., ф.р., х.-э.р.Р.р., х.-э.р., п.р.Р.р., х.-э.р., п.р.П.р., х.-э.р., п.р.П.р., ф.р.П.р., ф.р., р.р., х.- э.рП.р., ф.р.,П.р., ф.р., р.р., х.- э.рП.р., ф.р.,П.р., ф.р., р.р., х.- э.рП.р., ф.р., х.- э.рП.р., ф.р., р.р., х.- э.рП.р., ф.р., х.- э.рП.р., ф.р., р.р., х.- э.рП.р., ф.р.,П.р., ф.р., р.р., х.- э.рП.р., ф.р.П.р., ф.р., р.р., х.- э.рП.р., ф.р., х.- э.рП.р., ф.р.П.р., ф.р.П.р., р.р.,П.р., ф.р., х.э.р.П.р., ф.р., р.р.П.р., ф.р., р.р.П.р., ф.р., р.р., х.э.р.П.р., ф.р., р.р.П.р., ф.р., р.р., х.э.р. |
Приложение № 3
Тематический план – проекта «Песочная терапия» (средняя группа)
№ | Мероприятия | Дата проведения |
1. 2. 3. 4. | Беседа «Правила игры с песком в помещении». Игра – «Угадайка». Игра – «Весёлые истории» . Занятие – «Чувствительные дорожки». | Сентябрь |
1. 2. 3. 4. . | Игра – «Волшебные отпечатки на песке». Наблюдение за сыплющимся песком. Игра – «Я пеку, пеку, пеку». Игра с решетом. | Октябрь |
1. 2. 3. 4. | Игра - «Угадай, что спрятано в песке». Игра – «Мой город». Игра«Весёлый художник». Игра«Путешествие в сказочный город». | Ноябрь |
1. 2. 3. 4. | Игра – «Норки для мышки». Занятие – «Знакомство с песочным человеком». Игра – «Строители на сказочном острове». Самостоятельные игры. | Декабрь |
1. 2. 3. 4. | Игра –«Чей след». Игра – «Учимся рисовать песком». Занятие – День рожденье Машеньки». Самостоятельные игры.
| Январь |
1. 2. 3. 4. | Игра – «Цветные заборчики» . Занятие – «В гостях у Песочной Феи». Игра – « Что же спрятано в песке». Самостоятельные игры. | Февраль |
1. 2. 3. 4. | Игра – «Угадай, что спрятано». Игра – «Измерь и сосчитай». Рисование песком «Зимний лес». Самостоятельные игры. | Март |
1. 2. 3. 4. | Игра –« Ковёр самолёт для принцессы». Игра – «Измерь разными мерками». Игра – эстафета «Передай другому». Самостоятельные игры. | Апрель |
1. 2. 3. 4. | Игра – «Сыпучий песок». Игра – «Общим словом назови и запомни». Игра – «Разноцветный песок». Самостоятельные игры. | Май |
1. 2. 3. 4.
| Игры на прогулке: Игра – «Кто – то спрятался!». Игра –« Следы на песке». Игра – «Лепим куличики». Игра – «Рисование палочкой»
| Июнь |
1. 2. 3. 4. | Игра – «Песочный мир». Игра – «Топчем дорожки». Игра – «Я пеку, пеку, пеку». Игра - «Постройка домика для куклы» | Июль |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Игра – «Заборчики». Игры – «Детские секретики»Самостоятельные игры. Игра – «Город, где мы живём». Игра – « Подготовка канавки, горки для прогулки куклы». Игра – « Что я закопал в песке». Самостоятельные игры. | Август |
Содержание тематического плана - проекта «Песочная терапия»
(средняя группа)
№ | Мероприятия | Дата проведения | Интеграция областей |
1.2.3.4. | Беседа «Правила игры с песком в помещении», во время которой обсуждаем то, что можно делать с песком в группе и чего нельзя (рассыпать песок, кидать его, переносить в другие места и так далее). Цель: формирование безопасности во время занятий и игр с песком. Игра "Угадайка". Воспитатель в песок зарывает несколько фигурок и предлагает детям опустить руки в песок и узнать их, не вынимая из песка. | Сентябрь | Р.р.; с.-к.р.;ф.р.П.р.; ф.р..П.р.; р.р.; ф.р.П.р., р.р.,Х.- э.р., ф.р. |
. | |||
1.2.3.4.1.2.3.4.123.4. | Игра – «Волшебные отпечатки на песке» Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, развитие моторики рук, тактильных ощущений. Формировать познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление). Содержание: Воспитатель и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук и ног, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д. Наблюдение за сыплющимся песком (песочные часы) Цель: Знакомство со свойствами песка, развитие зрительной памяти, моторики рук, наблюдательности, любознательности.Игра: «Я пеку, пеку, пеку» Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук. Формировать познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).Содержание: Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол. Игра с решетом. Цель: Развитие тактильных ощущений, наблюдательности, любознательности. Знакомство со свойствами песка. Воспитание аккуратности. Содержание. Воспитатель показывает как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза») Игра «Угадай, что спрятано в песке» Цель: Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию ,любознательности, мелкой моторики рук, тактильных ощущений. Содержание: Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку. Игра "Мой город". Цель: Развитие мелкой моторики рук; любознательности, воображения. Ребёнок должен отобразить на песке свой городок или даже волшебную страну. Необходимо придумать историю, которая отображает происходящее в песочнице. Всем персонажам-участникам можно дать имена. Групповые игры. Игра: «Веселый художник». Цель: Развитие образного мышления, воображения, речи, мелкой моторики рук. Для игры понадобится лист плотной бумаги, степлер и повязка на глаза. Участники игры устраиваются поудобнее и выбирают водящего. Педагог складывает бумагу в виде конуса с отверстием на вершине, закрепляет степлером. После этого педагог просит водящего наполнить получившийся кулечек песком, придерживая его снизу рукой для того, чтобы песок не высыпался. Педагог завязывает этому игроку глаза и на ухо, чтобы другие участники не слышали, называет ему какую-либо геометрическую фигуру или букву. Затем педагог подводит водящего к определенному заранее месту, которое служит в качестве «холста», и просит ребенка нарисовать названную фигуру песком. Водящий должен сделать это, перемещая в нужном направлении кулечек, из которого тонкой струйкой высыпается песок. В случае каких-либо затруднений педагог помогает ребенку. Если игра проводится в ветреную погоду, вместо кулечка используют деревянную палочку. Игрок, отгадавший изображенную фигуру или букву, становится водящим. В том случае, если игра проводится с одним участником, в роли водящего выступают взрослый и ребенок по очереди. Самостоятельные игры - Цель: Учить детей разыгрывать настоящие спектакли, что способствует развитию их речи, фантазии, коммуникативных способностей; воспитывать добрыми и терпимыми. Развитие мелкой моторике рук. Содержание : В свободное время дети играют самостоятельно в «минипесочницы». Где должна быть коллекция мелких игрушек. Дети создают разные панорамы для игр. Это и улицы с домами, деревьями, дорогами. Это зоопарк, военный пост, морское дно и многое другое. Игра «Норки для мышки» Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений Содержание: Ребенок вместе с Воспитателем копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем воспитатель озвучивает игрушку, например, мышку-норушку, пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик, просовывая в него игрушку. Занятие: «Знакомство с Песочным Человечком»
том, какие добрые дела совершил Рома, Рома расскажет о Сереже, Сережа — о Кате. Так мы докажем Песочному Человечку, что мы — настоящие волшебники. Ведь волшебники постоянно совершают добрые дела рассказали о добрых делах друг друга, то взрослый просит их разъединить руки, положить свои раскрытые ладошки в песочницу, закрыть глаза и произнести заклинание:Ты всем нам подрасти помог! Игра «Строители на сказочном острове» Цель: Развитие воображения, творческого мышления, сенсорного восприятия, художественно-конструкторских способностей, умения строить в соответствии с планом-схемой. Содержание: Взрослый рассказывает историю о бутылке, выброшенной на берег моря с письмом внутри. Ребенок берет бутылку и достает письмо следующего содержания. В океане остров был чудесный, Никому доселе не известный. Замки, башни и дворцы Возвели строители-творцы. Но черные тучи вдруг набежали, Солнце закрыли, ветер позвали. Жители спрятаться только успели, Огонь, ураган и дождь налетели. Разрушено все: только камни одни. Вот что осталось от этой страны. Теперь не существует дивной красоты. Остались лишь одни мечты. На этом письмо прерывается. Воспитатель задает детям следующие вопросы для обсуждения: 1. Как вы думаете, о чем мечтал человек, написавший эту записку? 2. Что это был за человек? Воспитатель. Ребята, посмотрите, на обороте записки нарисованы чертежи сооружений из блоков различной формы и цвета. Давайте возьмем волшебную палочку, произнесем «Крибле-крабле-бумс» и переместимся на остров Сказки, где попробуем построить чудесные сооружения по чертежам. Осуществим мечту человека. В путь!Самостоятельные игры – Цель: Учить детей разыгрывать настоящие спектакли, что способствует развитию их речи, фантазии, коммуникативных способностей; воспитывать добрыми и терпимыми. Содержание : В свободное время дети играют самостоятельно в «минипесочницы». Где должна быть коллекция мелких игрушек. Дети создают разные панорамы для игр. Это и улицы с домами, деревьями, дорогами. Это зоопарк, военный пост, морское дно и многое другое. | октябрьНоябрьдекабрь | Ф.р., п.р., х.- э.рП.р., ф.р..П.р., ф.р., х.- э.р..П.р., р.р., ф.р.П.р., р.р., ф.р.П.р., р.р., х.- э.р., ф.р..П.р., ф.р., х.-э.р.Р.р., х.-э.р., п.р., ф.р.Р.р., п.р., ф.р.Р.р., х.-э.р., п.р., ф.р. |
1.2.3. | Игра «Чей след ?» Цель: Развитие мелкой моторике рук, зрительной памяти, наблюдательности. Содержание. На столе выставляется некоторое количество предметов. Песок в песочнице смачивается водой, чтобы видно было отпечатки. Один из детей отворачивается, а другой делает отпечаток на песке одним из предметов. Первый ребёнок, открыв глаза, должен отгадать предмет, которым был сделан отпечаток. Игра «Учимся рисовать кистью». Цель. Развитие мелкой моторике рук, воображения, фантазии. Воспитание аккуратности. Содержание. Для занятия используется песок разных природных оттенков, а также и песок, окрашенный гуашью в разные цвета и высушенный. Поверхность картинки постепенно покрывается клеем и засыпается одним цветом песка. Только после того, когда стряхивается лишний песок, работа может быть продолжена песком другого цвета. И так до тех пор, пока картинка не будет готова. Занятие «День рожденье Машеньки» Цель: продолжать воспитывать у детей сочувствие к игровым персонажам и вызывать желание помочь им. Продолжать знакомить детей со свойствами мокрого песка. Учить лепить пирожные. Развитие речи. Создавать эмоциональный настрой. Материал: переносные песочницы, плоский настольный театр "Репка”, совочки, формочки по количеству детей, подносы, кукла, посуда, строительный материал, цветы. Ход занятия: Дети входят в группу (играет музыка, слышится песенка): Я колобок, колобок…
Дети подходят к колобку.
Воспитатель продолжает:
Воспитатель:
Воспитатель:
Дети договаривают текст сказки.
Воспитатель:
Обращаясь к детям:
Дети подходят к столу, берут формочки, совочки и начинают делать пирожные.
Дети строят печку вместе с воспитателем (закрепляют цвет и форму).
У нас сегодня праздник. Мы стряпаем печенье
Художественное слово: "Вот вам гости угощенье
Дети пляшут с цветами, дарят цветы Маше.
Дети уходят.
| Январь | Р.р., ф.р., р.р., х.- э.р.Р.р., ф.р., р.р., х.- э.рР.р., ф.р., р.р., х.- э.рР.р., ф.р., с.- к.р., п.р.П.р., ф.р.П.р., ф.р., х.-э.р.П.р., р.р., ф.р. |
4. | Самостоятельные игры - Цель: Учить детей разыгрывать настоящие спектакли, что способствует развитию их речи, фантазии, коммуникативных способностей; воспитывать добрыми и терпимыми. Развитие мелкой моторике рук. Содержание : В свободное время дети играют самостоятельно в «минипесочницы». Где должна быть коллекция мелких игрушек. Дети создают разные панорамы для игр. Это и улицы с домами, деревьями, дорогами. Это зоопарк, военный пост, морское дно и многое другое.
| П.р., ф.р.,Р.р. | |
1.2.4.1.2.3.4.1.2.3.4.1.2.3.4.1.2.3.4.5.6.7.8.9. | Игра «Цветные заборчики» Цель: Развитие мышления, моторики. Содержание: На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету. Занятие «В гостях у Песочной Феи»Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами мокрого песка. Развивать мелкую моторику рук, речь детей. Создавать эмоциональный настрой. Материал: Песочница, в ней песок (сухой и влажный), кукла – Песочная фея, кисточки, пульверизаторы, магнитофонСамостоятельные игры – Цель: Учить детей разыгрывать настоящие спектакли, что способствует развитию их речи, фантазии, коммуникативных способностей; воспитывать добрыми и терпимыми. Развитие мелкой моторике рук. Содержание : В свободное время дети играют самостоятельно в «минипесочницы». Где должна быть коллекция мелких игрушек. Дети создают разные панорамы для игр. Это и улицы с домами, деревьями, дорогами. Это зоопарк, военный пост, морское дно и многое другое. Игра «Что же спрятано в песке».Цель: Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию, мелкой моторике рук, развитие речи детей. Содержание: Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку. Игра «Измерь и сосчитай» . Цель: Развитие мелкой моторике рук, развитие речи детей. Содержание: Дети ложками пересыпают песок из одной ёмкости в другую и считают их количество. Занятие – рисование песком «Зимний лес». Цель: обучение особенностям техники рисования песком, развитие творческого интереса, развитие мелкой моторике рук, закрепить знания о времени года. Оборудование: песочный стол, песок , ламинированные картинки с изображением: снегиря, лисы, волка, медведя; цветные камушки, игольчатые резиновые мячи разных размеров и поверхностей . Ход занятия: Педагог : Ребята, поприветствуем друг друга глазками (дети смотрят друг другу в глаза и подмигивают). А теперь с большим стараньем мы займемся рисованьем! А что же нам нарисовать? Нужно нам загадку отгадать! А что бы быстро отгадать, нужно мячик взять и покатать! Дети, каждый раз при загадывании загадки , берут резиновые разноигольчатые мячи, шарики терапии, для раздражения поверхности ладони. П: Крыша в шапке меховой, белый дом над головой, Двор в снегу, белы дома, это к нам пришла. (зима) . П: Молодцы! Нарисуем детвора небо зимнее: солнце, тучки снеговые. С тучек падает снежок… Дети катают мячом (резиновый игольчатый мяч) по песку. П: Много снега нападало на землю и получились сугробы. Дети рисуют сугробы боковой поверхностью кисти. П: Ребята, сейчас мы нарисуем зимний лес. Какие бывают деревья зимой? (оголенные, без листьев, в снеговых шубах, белые) . Дети рисуют три дерева: оголенное, в зимней шубке, ель. Применяя технику рисования большим пальцем (ствол дерева) и двумя указательными одновременно (ветви деревьев) . П: Ребята, птичка в наш зимний лес летит! Кто такая? Нужно нам загадку отгадать! Зимой на ветках яблоки! Попробуй собери, И вдруг спорхнули яблоки, ведь это. (снегири) . Дети выбирают картинку с изображением снегиря и кладут в песочницу, где нарисовано дерево. П: Ребята, лес – это дом для животных. Какие животные в лесу живут? (дикие) . Давайте в наш зимний лесочек зверей поселим. А для этого нам нужно загадки разгадать, да следы нарисовать И так, Ходит ражая краса, очень хитрая. (лиса) . Дети рисует следы (вместе пальцы: большой, безымянный и мизинец, выбирают и кладут в песочницу картинку с изображением лесы. Он зубами щелк да щелк, рыщет в чаще серый. (волк) . Дети рисует следы (вместе пальцы: большой, указательный и средний, выбирают и кладут в песочницу картинку с изображением волка. Последнею загадку дети произносят вместе с педагогом: Летом бродит без дороги, между сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (медведь) . Дети рисуют под деревом в сугробе берлогу, кладут выбранную картинку медведя и посыпают ее песочком. П: Ребята, а какой праздник бывает зимой (Новый год) . Давайте, украсим нашу елочку для зверей. Дети украшают разноцветными камнями, бусами, любым предложенным цветным материалом. Педагог и дети: Игрушки разноцветные на елочку повесили Любуемся мы елочкой и всем нам очень весело! Ребята, посмотрите, какой у нас получился красивый зимний лес! Ребята, давайте возьмемся за руки и скажем вместе друг другу «Спасибо! ». Рефлексия. Самостоятельные игры. Цель: Учить детей разыгрывать настоящие спектакли, что способствует развитию их речи, фантазии, коммуникативных способностей; воспитывать добрыми и терпимыми. Развитие мелкой моторике рук. Содержание : В свободное время дети играют самостоятельно в «минипесочницы». Где должна быть коллекция мелких игрушек. Дети создают разные панорамы для игр. Это и улицы с домами, деревьями, дорогами. Это зоопарк, военный пост, морское дно и многое другое.
Игра «Ковёр – самолёт для принцессы. Цель: Научить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (меньше — больше, выше — ниже, справа, слева, закрепить знания о геометрических формах. Развитие мелкой моторике рук, речи детей. Содержание. Взрослый рассказывает сказку: В сказочном царстве принцесса жила, Очень красива, добра и мила. Вдруг прилетел огнедышащий змей, Чтоб на принцессе жениться скорей И унести в мир страха и тьмы, Сделать царицей змеиной страны. Нам надо принцессу от змея спасти, В заморские страны ее увезти. Построим, ребята, ковер-самолет Нашу принцессу он точно спасет. Взрослый предлагает ребенку сделать для принцессы волшебный ковер-самолет, украшенный геометрическим орнаментом. После выполнения задания ребенку задаются следующие вопросы: 1. Найди и покажи самый маленький круг. 2. Найди и покажи самый большой квадрат. 3. Назови фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа. 4.Каких цветов фигуры на ковре – самолёте. 5. Назови, где находятся красные маленькие квадраты и т.д. Игра – эстафета «Передай другому». Цель: Развитие умения распознать, представлять, угадать предметы , мелкой моторике рук, развитие речи детей. Содержание: Дети становятся в колонну. Последнему из них педагог «рисует» на спине любую геометрическую фигуру или что-то другое. Ребёнок рисует это же изображение впереди стоящему. Это ребёнок следующему. Самый первый должен изобразить этот рисунок на песке. Затем сравнивается, который был задуман. Если дети встанут в две колонны и получат задание на скорость, то это будет уже эстафета. Игра «Измерь разными мерками». Цель: Развитие мелкой моторике рук, развитие речи детей. Содержание: Дети разными по объёму ложками пересыпают песок из одной ёмкости в другую и сравнивают их количество. Самостоятельные игры. Цель: Учить детей разыгрывать настоящие спектакли, что способствует развитию их речи, фантазии, коммуникативных способностей; воспитывать добрыми и терпимыми. Развитие мелкой моторике рук. Содержание : В свободное время дети играют самостоятельно в «минипесочницы». Где должна быть коллекция мелких игрушек. Дети создают разные панорамы для игр. Это и улицы с домами, деревьями, дорогами. Это зоопарк, военный пост, морское дно и многое другое.
Игра «Сыпучий песок». Цель: : Продолжать знакомить детей со свойствами сухого песка. Развивать мелкую моторику рук, речь детей. Создавать эмоциональный настрой. Содержание: экспериментируем с сухим песком. Воспитатель предлагает испечь пирожки из сухого песка. Что происходит? Предлагает взять песок в руки и просыпать его струйкой. Потом раздает детям кулечки с дыркой и предлагает сыпать из них песок, можно порисовать струйкой песка. Игра « Разноцветный песок». Цель: Развивать мелкую моторику рук, речь детей. Создавать эмоциональный настрой. Содержание: Научить детей получать разноцветный песок. Приготовить гуашь, разведенную водой, и светлый песок. Показать детям, что можно красить не только бумагу, но и песок. Игра «Общим словом назови и запомни» Цель: Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам, мелкой моторике рук. Содержание: Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное. По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т. д. В конце игры дети сочиняют сказочную историю. Самостоятельные игры. Цель: Учить детей разыгрывать настоящие спектакли, что способствует развитию их речи, фантазии, коммуникативных способностей; воспитывать добрыми и терпимыми. Развитие мелкой моторике рук. Содержание : В свободное время дети играют самостоятельно в «минипесочницы». Где должна быть коллекция мелких игрушек. Дети создают разные панорамы для игр. Это и улицы с домами, деревьями, дорогами. Это зоопарк, военный пост, морское дно и многое другое.
Игра«Кто-то спрятался!». Цель: Развитие внимания, памяти, наблюдательности, мелкой моторике рук. Малыши просто обожают насыпать песок в ведерки или формочки, лить в него воду, втыкать веточки, камешки или палочки, рыть ямки. Поэтому их легко вовлечь в игру. Игра«Следы на песке» Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений. Ручку или ножку ребёнка «впечатывают» в песок, а потом сравнивают с большой ногой или формочкой. Игра «Куличи». Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук. Ребенку достаточно объяснить и продемонстрировать разницу между мокрым и сухим песком (первый формуется, а второй — рассыпается). Ребёнок быстро научится мочить песок и создавать из него разные домики, норки, башни. В качестве формочек подойдут не только готовые наборы из магазина, но и стаканчики из-под йогуртов, творожков, пластиковые бутылки с отрезанными донышками или воронкообразными горлышками. Игра – рисование палочкой. Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук. окажите ребенку, как рисовать на песке (пальчиком или палочкой), как выкладывать узоры, используя камешки, ракушки, листья, цветы и т.д. Ребёнок с завидным энтузиазмом примется мастерить несложные композиции: «Солнышко», «Садик», «Змейку». Игра «Песочный мир». З Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук. амок, окруженный стенами и башнями (для них подойдут обрезанные пластиковые бутылки). Рвы и откидные мосты, подземные ходы и сады вокруг — все это можно населить игрушечными человечками или просто шишками и желудями. Игра «Топчем дорожки» Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений Содержание: Воспитатель с малышом шагает по песку, оставляя следы, при этом можно приговаривать: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ! » Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка. Игра «Я пеку, пеку, пеку» Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук. Содержание: Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол. Игра: Постройка домика для куклы Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук. Содержание: Воспитатель подводит детей к песочнице. «Смотрите какой желтый песок. Набирает на совок и ссыпает несколько раз: Ой, песок, песок! Вот песок какой! Сыплю я песочек, Сыплю золотой! -сделаем из песка горку. Высокую горку. Помогайте мне. Давайте посадим вокруг горки цветы и кустики (веточки). Вместе с воспитателем дети втыкают их в песок. Вот какой красивый сад! А кто в нем будет гулять? Дети подсказывают, что кукла Нина. Давайте позовем ее. Появляется кукла. «Здравствуйте, дети! Какой красивый сад! Как красиво все кругом! Я хочу построить дом! » -Давайте построим дом для куклы. Строит. Появляется собачка. Для нее строят будку. Появляется козочка, ест траву, цветы, портит сад. Собака прогоняет козу – лает на нее. Кукла благодарит собаку за помощь. Такие постройки в игровой форме подводят детей к постройке огорода, озера. Можно использовать ветки, цветы, фанерные игрушки. Игра «Заборчики» Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений Содержание: Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Или катать вдоль него грузовик. Игра «Детские секретики» Цель: Научить детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение. Содержание: Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину. Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка. Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме. Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает. Игра «Город, где мы живем» Цель: Развитие воображения, творческого мышления, закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, какой ездит транспорт, какие работают заводы. Содержание: Две группы детей строят родной город, каждая — в своей песочнице. Затем участники по очереди рассказывают о том, что построили. Команды задают друг другу вопросы, обмениваются впечатлениями об услышанном. Игра «Подготовка канавки, горки для прогулки куклы» Цель: Подвести к тематическим постройкам. Закрепить свойства песка. Развитие мелкой моторике рук. Содержание: Воспитатель роет в песке ямку, делает канавку, горку. Затем «выходит на прогулку» кукла (собачка, во время прогулки она преодолевает все эти препятствия: падает в ямку, влезает на горку, перепрыгивает через канавку. По этому примеру дети тоже роют ямки, канавки, делают горки и кукла гуляет по всей площадке, могут быть включены в игру другие куклы или игрушки. Через канавки можно положить дощечки, мостик, на горку сделать ступеньки. Игра «Что я закопала в песок? » Цель: Развитие внимания, памяти, наблюдательности. Содержание: Воспитатель показывает 2-3 игрушки, спрашивает у детей по очереди, как называются эти игрушки. Затем предлагает всем повернуться спиной к песочнице и одну из них закапывает в песок. По сигналу: «Готово! », «Можно! », дети поворачиваются и отгадывают, какая зарыта в песок. Отвечает тот ребенок, которого назвал воспитатель. Игрушка выкапывается. Если ребенок правильно назвал, ему все хлопают в ладоши. Игра повторяется, постепенно увеличивается количество игрушек. Эту игру можно разнообразить: не все отворачиваются, а только отгадывающий. Все смотрят и слушают ответы. Если ребенок правильно отгадал, то выбирает другого, а сам закапывает игрушку Самостоятельные игры. Цель: Учить детей разыгрывать настоящие спектакли, что способствует развитию их речи, фантазии, коммуникативных способностей; воспитывать добрыми и терпимыми. Развитие мелкой моторике рук. Содержание : В свободное время дети играют самостоятельно в «минипесочницы». Где должна быть коллекция мелких игрушек. Дети создают разные панорамы для игр. Это и улицы с домами, деревьями, дорогами. Это зоопарк, военный пост, морское дно и многое другое.
| ФевральМартапрельМайИюнь, июль, август | П.р., ф.р.П.р., м.р., р.р., х.-э.р., ф.р.П.р., ф.р., р.р.П.р., р.р., ф.р.Ф.р., р.р., п.р.П.р., х.-э.р., ф.р.П.р., ф.р., р.р.П.р., р.р., ф.р.П.р., р.р., ф.р.П.р., р.р., ф.р.П.р., р.р., ф.р.П.р., р.р., ф.р.П.р., р.р., ф.р., х.э.р.П.р., р.р., ф.р., х.-э.р.П.р., р.р., ф.р., х.-э.р. |
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок Ты нам смелее стать помог!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игровая терапия в оздровительной работе с детьми дошкольного возраста"
Выступление на заседани городского методического центра "Игровая терпия в оздоровительной работе с детьми с детьми дошкольного возраста" (из опыта работ МАДОУ "Детский сад №41 присмотра и ...
"Игровая терапия в оздоровительной работе с детьми (Песочная терапия)"
Создание благоприятных условий для обеспечения оптимального физического,психического развития детей,эмоционального благополучия,повышение их познавательной активности в процессе воспитания и оздоровле...
Проект «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» с презентацией
Проект «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»...
Буклет "СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".
Здоровый организм и хорошо поставленная речь – важнейшие условия всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире...
Проект по использованию метода Су Джок терапии в оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста
Метод Су Джок терапии основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих боле...
Доклад на педчасе на тему: «СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В процессе реализации су-джок терапии в нашей группе мы:I. Использовали её элементы в работе с детьми:- при выполнении утренней гимнастики-в процессе коррегирующей гимнастики-в индивид. работе с гипер...
Применение игровой терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
В статье раскрыт опыт применения игровой терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра....