Опыт работы "Формирования здорового образа жизни у старших дошкольников"
статья
Изменение отношения к собственному здоровью будущих граждан страны к лучшему является главной задачей взрослых. Тем более что уровень заболеваемости детей нашего государства все растет. Необходимо выработать сознательное отношение к жизни, осознание приоритета здоровья у подрастающего поколения, чтобы ребенок с детства мог заботиться о своем здоровье и здоровье других. У детей дошкольного возраста вырабатывается осознанное отношение к собственному здоровью тогда, когда они усваивают элементарные знания о своем организме, овладевают гигиеническими нормами поведения, психологией общения, гигиеной питания. Эти знания и навыки они будут пополнять, а так же совершенствовать на протяжении всей своей дальнейшей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 32.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирования здорового образа жизни у старших дошкольников
С целью формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста были реализованы следующие здоровьсберегающие условия:
1. Создание развивающей здоровьесберегающей среды по формированию ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
2. Формирование ценностей ЗОЖ в процессе НОД по всем пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
При проектировании здоровьесберегающей среды, способствующей формированию ценностей ЗОЖ воспитанников, учитывались следующие факторы:
- индивидуальные социально-психологические особенности детей;
- особенности их эмоционально-личностного развития;
- индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- особенности физического развития и здоровья детей.
В группе были оформлены настенный (информационный) уголок здоровья, а также уголок здоровья для индивидуальных занятий.
Настенному (информационному) уголку здоровья отводилась большая роль в формировании ценностей ЗОЖ. В настенном уголке здоровья был размещен наглядный материал:
- схемы, рисунки, плакаты, которые не только напрямую, но и
- опосредованно влияют на формирование мировоззрения ребенка;
- правила здорового образа жизни;
- схемы ухода за зубами, кожей;
- информация о карантинных мероприятиях и др.;
- учимся оказывать первую медицинскую помощь;
- экран заболеваний.
В этом же уголке были освещены следующие рубрики:
что такое здоровье?
- как правильно закаляться?
- что такое полезные привычки?
- как правильно питаться?
В уголке здоровья для индивидуальных занятий на полках стеллажей был размещен различный материал, помогающий приобщить ребёнка к ценностям ЗОЖ:
- грецкие орехи, кора, бусы, чётки, шарики, массажеры – для развития мелкой моторики;
- разнообразные коллекции запахов – для ароматического воздействия на центральную нервную систему, на кровообращение и дыхательные органы;
- схемы для точечного массажа – для профилактики простудных заболеваний;
- губки, бумагу – для снятия напряжения, агрессии, стресса;
- книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы – рассматривая их, дети начинают интересоваться своим здоровьем;
- дидактические игры: «Структура человеческого тела», «Спорт – это здоровье», «Чистим зубы правильно», «Бережём уши», «Здоровые продукты», «Будь здоров», «Спорт – это здоровье», «Чистим правильно зубы» и др.. Игры на развитие правильного дыхания. Все эти игры учат детей контролировать себя и свое поведение, настроение, закрепляют культурногигиенические навыки, заставляют задуматься о своем здоровье;
- в уголке здоровья дети выполняют гимнастику для глаз, которая позволяет воспитанникам улучшить способность ясно видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от глаза (аккомодацию), укрепить мышцы глаз, улучшить циркуляции крови и внутриглазной жидкости.
В уголке здоровья всегда имеются в наличии листы цветной бумаги для проведения сеансов цветотерапии. Цветотерапия для детей – это особая методика, основанная на влиянии фотонов света различной длины волны на мозг дошкольника. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии.
Для улучшения воздушной среды закрытых помещений, было создано озеленение определёнными растениями. Известно, что некоторые растения выделяют фитонциды – летучие вещества, которые способны подавлять жизнедеятельность вредных организмов. Все эти растения можно объединить в 3 группы:
1 группа – фитонцидные растения, которые обладают антибактериальной, антивирусной активностью. Они подавляют жизнедеятельность стрептококков, стафилококков, сарцинов, плесневых грибов. Это герань, алоэ, толстянка, гибискус.
2 группа – растения, которые обладают лечебными действиями: повышают иммунитет, улучшают сердечную деятельность, успокаивают, обладают противовоспалительными действиями. Это монстера, лимон, герань, мирт.
3 группа – растения, фильтры которых поглощают из воздуха вредные газы: формальдегид, фенол, бензол, гексан. Это фикус, циссус, хлорофитум.
Так, хлорофитум очищает воздух гораздо лучше, чем специальные технические устройства. Для очистки квартиры средней величины от вредных газов потребуется примерно 10 хлорофитумов.
В игровой комнате, где дети проводят большую часть времени, содержится повышенное количество пыли, а значит, наблюдается высокая обсеменённость споровыми культурами: плесени и бацилл. Часто, именно насыщенный пылью воздух является причиной плохого самочувствия. Поэтому в игровых комнатах был размещен циперус, который повышает влажность воздуха, что способствует оседанию пыли. Циперус очень любит воду, с удовольствием испаряет её в воздух, поэтому горшок с этим растением постоянно держат в поддоне с водой. Так же хорошим увлажнителем воздуха является и гибискус (китайский розан).
В спальне были установлены растения, оказывающие успокаивающее, седативное действие: герань, розмарин, лавр.
В работе с детьми было использовано нестандартное оборудование, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к занятиям. Каждое нестандартное физкультурное пособие многофункционально, что дает возможность применять его в различных видах движений: тактильные дорожки, «комочки» из поролона, «льдинки» из пенопласта, мешочки, наполненные горохом и фасолью, коврики с нашитыми на них карандашами, пуговицами, разноцветные султанчики, массажёры «орешки», одноразовые тарелки, коврик со следочками, «Игровая дорожка», лента-гусеница и др.
Разработан перечень необходимого спортивного оборудования для «Центра здоровья».
Проведено анкетирование родителей «Здоровый образ жизни» с целью выяснить проблемы, возникающие у родителей в воспитании ЗОЖ ребенка, а также проанализировать знания родителей о здоровом образе жизни.
Результаты анкетирования показали, что родители заинтересованы проблемой здоровья семьи и готовы взаимодействовать с детским садом.
С родителями были проведены следующие консультации:
- «Да здравствует мыло душистое»
- «Как одевать ребенка на прогулку»
- «Оздоравливаем ребенка дома»
- «Лечебная гимнастика»
- «Влияние природных факторов на закаливание»
- «Здоровый образ жизни в семье»
- «Летний отдых»
На деятельностном этапе была обновлена развивающая среда. Согласно ФГОС дошкольного образования при проектировании развивающей предметно-пространнственной среды учитывались следующие принципы построения:
- насыщенность;
- полифункциональность;
- трансформируемость;
- вариативность;
- доступность и открытость;
- безопасность.
Перечень спортивного инвентаря:
- игра «Городки» (из пластмассы)
- ракетки и мячи для пинг-понга (2 набора)
- кегли (2 набора)
- малое баскетбольное кольцо и матерчатые мячи
- игра «Дартс» (с шариками на липучках)
- кольцеброс
- резиновых эспандера
- 1 диск «Здоровье»
- 5 скакалок и резинок
- султанчики, ленточки, косички
- бубен
- обруча
- настольные спортивные игры: «Хоккей» и «Футбол», «Баскетбол»
- массажеры ручные
- гантели по 0,5 г.(3 набора) и 1,0 кг. (3 набора)
- боксерская груша и перчатки
Нетрадиционное спортивное оборудование:
- «Массажеры для спины»
- «Моталочки»
- «Подбрось-поймай»
- «Массажные дорожки»
- «Лыжи-скороходы»
- «Бильбоке»
- «Ветерок в бутылке»
Демонстрационный материал:
- иллюстрированный материал по зимним видам спорта
- иллюстрированный материал по летним видам спорта
- символика и материалы по истории Олимпийского движения
- сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие группы).
- «Олимпийские чемпионы России»
Созданы картотеки:
- картотека подвижных игр
- картотека малоподвижных игр
- картотека физкультминуток
- картотека утренней гимнастики
- картотека считалок
- картотека дыхательной гимнастики
- картотека упражнений для глаз
- картотека пальчиковой гимнастики
- картотека артикуляционной гимнастики
Разработаны и подобраны сюжетно-ролевые игры:
- Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Цель: создать условия для закрепления знаний о культурно-гигиенических навыках
- Сюжетно-ролевая игра «Повар»
Цель: создать условия для закрепления знаний о полезных и вредных продуктах, познакомить детей с трудом повара.
- Сюжетно-ролевая игра «Путешествуем по городу»
Цель: создать условия для закрепления знаний детей о правилах дорожного движения
- Сюжетно-ролевая игра «Продуктовый магазин»
Цель: создать условия для знакомства детей с продуктами, в которых содержатся полезные элементы и продаются в магазине.
- Сюжетно-ролевая игра «Олимпиада»
Цель: создать условия для применения полученных знаний о ЗОЖ в игровой деятельности, расширить представления детей о пользе для здоровья занятия спортом
- Сюжетно-ролевая игра «Прогулка в лес»
Цель: дать детям знания о пользе пеших прогулок на природе для здоровья.
Разработаны и проведены занятия в игровой форме по здоровому образу жизни:
- «Веселые витаминки»,
- «Богатырское здоровье»,
- «Полезные привычки»,
- «Здоровье это здорово!»,
- «Закаляться не боюсь»,
- «Чтобы зубы не болели».
Разработан и реализован проект «Основа процветания - здоровое питание».
Цель: расширение представлений детей о правильном питании, как основы здоровья.
При решении задач проекта использовались следующие дидактические и словесные игры: «Вредно и полезно», «Что, где растет?», «Лакомка», «Что лишнее?» и т.д. Родители приняли активное участие в работе над проектом. Провели конкурс витаминизированных напитков для детей с дегустацией на родительском собрании. Выпустили брошюры для родительской общественности «Витаминка», куда вошли все рецепты витаминизированных напитков. В группе провели выставку овощей и фруктов, выращенных на садовых участках «Витаминные чудеса». Среди детей прошел конкурс рассказов «Как меня лечили». Провели конкурс рисунков «Самый вкусный фрукт». Обследование детей, в конце проекта, показало, что у детей систематизировались знания по здоровому питанию, они овладели представлениями о витаминах, обогатили словарь путем введения новых слов.
Разработан и реализован проект «Здоровье это здорово».
Цель: Сформировать представления детей о здоровом образе жизни путем привлечения волонтеров медицинского колледжа
Силами волонтерской группы были разработаны презентации для родителей: «Здоровье ребенка в моих руках», «Здоровый образ жизни - что это значит», «Строение тела ребенка». Подготовили и провели консультацию о необходимости изготовления тренажеров по укреплению здоровья детей. В результате было получено огромное количество изделий: разнообразные массажные коврики (с шишками, карандашами, фломастерами, крышками) тренажеры для дыхания, тренажеры для массажа рук и ног, тренажеры для тренировки мышц рук, оборудование для метания и прыжков.
Волонтеры, совместно с воспитателями и детьми придумали сценарии спортивных праздников: «Веселые старты», «Папа, мама, я спортивная семья», «Олимпиада» и провели их на территории детского сада. С детьми провести конкурс рисунков: «Спорт в моей семье», «Как я делаю зарядку», «Самый красивый обруч», провести выставку поделок «Мой любимый тренажер».
Родители подготовили газеты: «Мы за спорт и за здоровье», в которых представили семейный опыт по ЗОЖ.
Группе волонтеров предложила сделать «Картотеку подвижных игр из своего детства» для повышения двигательной активности детей и поиграть с ними.
Обследование детей в конце проекта показало снижение уровня заболеваемости детей, дети имеют представления о здоровом образе жизни и применяют тренажеры для укрепления здоровья дома и в детском саду.
У родителей сформированы представления о методах и средствах по укреплению здоровья детей.
Спортивные праздники и развлечения это всегда долгожданное событие для ребят, где можно показать свои спортивные достижения, порадоваться успеху друзей по команде. В увлекательной наглядно-практической форме они развивают интерес ребенка к спорту, физическим упражнениям, формируют мотивацию здорового образа жизни. Опыт работы показывает, что положительный результат бывает тогда, когда возникает взаимодействие и понимание между семьей и детским садом, когда все чувствуют атмосферу сердечности и доброжелательности взаимного уважения и понимания. Ни что так не сближает родителей и детей, как совместные праздники и развлечения.
Для более легкого пробуждения, детям была предложена «Гимнастика маленьких волшебников». Данная игра включает в себя элементы психогимнастики в сочетании с точечным массажем.
В целях укрепления здоровья дошкольников была продумана система закаливающих процедур в соответствии с СанПин
Система закаливающих процедур в соответствии с СанПин
Холодный период года (сентябрь-май). | |
1 | Воздушные ванны во время переодевания, утренней гимнастики и физкультурных занятий. |
2 | Прогулка 2 раза в день (t от 20 С и силе ветра 7 м/с). |
3 | Физкультурные занятия (два в зале, одно на воздухе). |
4 | Ходьба босиком по полу и массажным дорожкам после сна. |
5 | Умывание водой комнатной температуры (t 20 - 22 С). |
6 | Полоскание рта после приема пищи (вода кипяченая комнатной температуры t 20 - 22 С). |
Теплый период года (июнь-август). | |
1 | Утренний прием на воздухе. |
2 | Утренняя гимнастика на воздухе. |
3 | Прогулка 2 раза в день. |
4 | Солнечные ванны (от 10 до 15 минут в облегченной одежде под прямыми солнечными лучами), чередовать с пребыванием в тени. |
5 | Сон с доступом свежего воздуха. |
6 | Физкультурные занятия на воздухе. |
7 | Ходьба босиком по массажным дорожкам после сна в группе, ходьба босиком на участке. |
8 | Умывание водой комнатной температуры t 20 - 22 С). |
9 | Полоскание рта после приема пищи (вода кипяченая комнатной температуры t 20 - 22 С). |
10 | Гигиеническое мытье ног. |
11 | Игры с водой. |
При проведении закаливания обязательно соблюдаю принципы закаливания:
- ребёнок здоров;
- учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
- интенсивность закаливающих процедур увеличиваю постепенно и последовательно;
систематичность и постоянство закаливания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание здорового образа жизни у старших дошкольников(из опыта работы)
Данный материал является опытом работы по воспитанию здорового образа жизни у старших дошкольников....
Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников
В дошкольном детстве, вовлекая ребёнка в образовательный процесс, следует воспитывать у него ценностные представления о здоровье, потребность в его укреплении и сохранен...
«Формирование навыков здорового образа жизни у старших дошкольников».
Перспективное планирование...
Цикл занятий по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников
Занятия в старшей группе...
"Мой дом - мой друг" (проект по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников посредством валеологии).
Творческое отношение к жизни и своей личности лежит в основе самосозидания и создания вокруг себя экологически здоровой предметно-пространственной, природной, социальной и ментальной среды.Необходимо ...
Обобщенный педагогический опыт по теме "Формирование привычек здорового образа жизни у старших дошкольников"
"Я не боюсь еще и еще раз сказать:забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей...
Цикл занятий к программе по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"
Цикл занятий к программе по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"...