Опыт работы "Формирования здорового образа жизни у старших дошкольников"
статья

Козлова Светлана Николаевна

Изменение отношения к собственному здоровью будущих граждан страны к лучшему является главной задачей взрослых. Тем более что уровень заболеваемости детей нашего государства все растет. Необходимо выработать сознательное отношение к жизни, осознание приоритета здоровья у подрастающего поколения, чтобы ребенок с детства мог заботиться о своем здоровье и здоровье других. У детей дошкольного возраста вырабатывается осознанное отношение к собственному здоровью тогда, когда они усваивают элементарные знания о своем организме, овладевают гигиеническими нормами поведения, психологией общения, гигиеной питания. Эти знания и навыки они будут пополнять, а так же совершенствовать на протяжении всей своей дальнейшей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx32.14 КБ

Предварительный просмотр:

Формирования здорового образа жизни у старших дошкольников

С целью формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста были реализованы следующие здоровьсберегающие условия:

1. Создание развивающей здоровьесберегающей среды по формированию ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста.

2. Формирование ценностей ЗОЖ в процессе НОД по всем пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

При проектировании здоровьесберегающей среды, способствующей формированию ценностей ЗОЖ воспитанников, учитывались следующие факторы:

  • индивидуальные социально-психологические особенности детей;
  • особенности их эмоционально-личностного развития;
  • индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • особенности физического развития и здоровья детей.

В группе были оформлены настенный (информационный) уголок здоровья, а также уголок здоровья для индивидуальных занятий.

Настенному (информационному) уголку здоровья отводилась большая роль в формировании ценностей ЗОЖ. В настенном уголке здоровья был размещен наглядный материал:

  • схемы, рисунки, плакаты, которые не только напрямую, но и
  • опосредованно влияют на формирование мировоззрения ребенка;
  • правила здорового образа жизни;
  • схемы ухода за зубами, кожей;
  • информация о карантинных мероприятиях и др.;
  • учимся оказывать первую медицинскую помощь;
  • экран заболеваний.

В этом же уголке были освещены следующие рубрики:

что такое здоровье?

  • как правильно закаляться?
  • что такое полезные привычки?
  • как правильно питаться?

В уголке здоровья для индивидуальных занятий на полках стеллажей был размещен различный материал, помогающий приобщить ребёнка к ценностям ЗОЖ:

  • грецкие орехи, кора, бусы, чётки, шарики, массажеры – для развития мелкой моторики;
  • разнообразные коллекции запахов – для ароматического воздействия на центральную нервную систему, на кровообращение и дыхательные органы;
  • схемы для точечного массажа – для профилактики простудных заболеваний;
  • губки, бумагу – для снятия напряжения, агрессии, стресса;
  • книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы – рассматривая их, дети начинают интересоваться своим здоровьем;
  •  дидактические игры: «Структура человеческого тела», «Спорт – это здоровье», «Чистим зубы правильно», «Бережём уши», «Здоровые продукты», «Будь здоров», «Спорт – это здоровье», «Чистим правильно зубы» и др.. Игры на развитие правильного дыхания. Все эти игры учат детей контролировать себя и свое поведение, настроение, закрепляют культурногигиенические навыки, заставляют задуматься о своем здоровье;
  • в уголке здоровья дети выполняют гимнастику для глаз, которая позволяет воспитанникам улучшить способность ясно видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от глаза (аккомодацию), укрепить мышцы глаз, улучшить циркуляции крови и внутриглазной жидкости.

В уголке здоровья всегда имеются в наличии листы цветной бумаги для проведения сеансов цветотерапии. Цветотерапия для детей – это особая методика, основанная на влиянии фотонов света различной длины волны на мозг дошкольника. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии.

Для улучшения воздушной среды закрытых помещений, было создано озеленение определёнными растениями. Известно, что некоторые растения выделяют фитонциды – летучие вещества, которые способны подавлять жизнедеятельность вредных организмов. Все эти растения можно объединить в 3 группы:

1 группа – фитонцидные растения, которые обладают антибактериальной, антивирусной активностью. Они подавляют жизнедеятельность стрептококков, стафилококков, сарцинов, плесневых грибов. Это герань, алоэ, толстянка, гибискус.

2 группа – растения, которые обладают лечебными действиями: повышают иммунитет, улучшают сердечную деятельность, успокаивают, обладают противовоспалительными действиями. Это монстера, лимон, герань, мирт.

3 группа – растения, фильтры которых поглощают из воздуха вредные газы: формальдегид, фенол, бензол, гексан. Это фикус, циссус, хлорофитум.

Так, хлорофитум очищает воздух гораздо лучше, чем специальные технические устройства. Для очистки квартиры средней величины от вредных газов потребуется примерно 10 хлорофитумов.

В игровой комнате, где дети проводят большую часть времени, содержится повышенное количество пыли, а значит, наблюдается высокая обсеменённость споровыми культурами: плесени и бацилл. Часто, именно насыщенный пылью воздух является причиной плохого самочувствия. Поэтому в игровых комнатах был размещен циперус, который повышает влажность воздуха, что способствует оседанию пыли. Циперус очень любит воду, с удовольствием испаряет её в воздух, поэтому горшок с этим растением постоянно держат в поддоне с водой. Так же хорошим увлажнителем воздуха является и гибискус (китайский розан).

В спальне были установлены растения, оказывающие успокаивающее, седативное действие: герань, розмарин, лавр.

В работе с детьми было использовано нестандартное оборудование, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к занятиям. Каждое нестандартное физкультурное пособие многофункционально, что дает возможность применять его в различных видах движений: тактильные дорожки, «комочки» из поролона, «льдинки» из пенопласта, мешочки, наполненные горохом и фасолью, коврики с нашитыми на них карандашами, пуговицами, разноцветные султанчики, массажёры «орешки», одноразовые тарелки, коврик со следочками, «Игровая дорожка», лента-гусеница и др.

Разработан перечень необходимого спортивного оборудования для «Центра здоровья».

Проведено анкетирование родителей «Здоровый образ жизни» с целью выяснить проблемы, возникающие у родителей в воспитании ЗОЖ ребенка, а также проанализировать знания родителей о здоровом образе жизни.

Результаты анкетирования показали, что родители заинтересованы проблемой здоровья семьи и готовы взаимодействовать с детским садом.

С родителями были проведены следующие консультации:

  • «Да здравствует мыло душистое»
  • «Как одевать ребенка на прогулку»
  • «Оздоравливаем ребенка дома»
  • «Лечебная гимнастика»
  • «Влияние природных факторов на закаливание»
  • «Здоровый образ жизни в семье»
  • «Летний отдых»

На деятельностном этапе была обновлена развивающая среда. Согласно ФГОС дошкольного образования при проектировании развивающей предметно-пространнственной среды учитывались следующие принципы построения:

  • насыщенность;
  • полифункциональность;
  • трансформируемость;
  • вариативность;
  • доступность и открытость;
  • безопасность.

Перечень спортивного инвентаря:

  • игра «Городки» (из пластмассы)
  • ракетки и мячи для пинг-понга (2 набора)
  • кегли (2 набора)
  • малое баскетбольное кольцо и матерчатые мячи
  • игра «Дартс» (с шариками на липучках)
  • кольцеброс
  • резиновых эспандера
  • 1 диск «Здоровье»
  • 5 скакалок и резинок
  • султанчики, ленточки, косички
  • бубен
  • обруча
  • настольные спортивные игры: «Хоккей» и «Футбол», «Баскетбол»
  • массажеры ручные
  • гантели по 0,5 г.(3 набора) и 1,0 кг. (3 набора)
  • боксерская груша и перчатки

Нетрадиционное спортивное оборудование:

  • «Массажеры для спины»
  • «Моталочки»
  • «Подбрось-поймай»
  • «Массажные дорожки»
  • «Лыжи-скороходы»
  • «Бильбоке»
  • «Ветерок в бутылке»

Демонстрационный материал:

  • иллюстрированный материал по зимним видам спорта
  • иллюстрированный материал по летним видам спорта
  • символика и материалы по истории Олимпийского движения
  • сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие группы).
  • «Олимпийские чемпионы России»

Созданы картотеки:

  • картотека подвижных игр
  • картотека малоподвижных игр
  • картотека физкультминуток
  • картотека утренней гимнастики
  • картотека считалок
  • картотека дыхательной гимнастики
  • картотека упражнений для глаз
  • картотека пальчиковой гимнастики
  • картотека артикуляционной гимнастики

Разработаны и подобраны сюжетно-ролевые игры:

  • Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель: создать условия для закрепления знаний о культурно-гигиенических навыках

  • Сюжетно-ролевая игра «Повар»

Цель: создать условия для закрепления знаний о полезных и вредных продуктах, познакомить детей с трудом повара.

  • Сюжетно-ролевая игра «Путешествуем по городу»

Цель: создать условия для закрепления знаний детей о правилах дорожного движения

  • Сюжетно-ролевая игра «Продуктовый магазин»

Цель: создать условия для знакомства детей с продуктами, в которых содержатся полезные элементы и продаются в магазине.

  • Сюжетно-ролевая игра «Олимпиада»

Цель: создать условия для применения полученных знаний о ЗОЖ в игровой деятельности, расширить представления детей о пользе для здоровья занятия спортом

  • Сюжетно-ролевая игра «Прогулка в лес»

Цель: дать детям знания о пользе пеших прогулок на природе для здоровья.

Разработаны и проведены занятия в игровой форме по здоровому образу жизни:

  • «Веселые витаминки»,
  • «Богатырское здоровье»,
  • «Полезные привычки»,
  • «Здоровье это здорово!»,
  • «Закаляться не боюсь»,
  • «Чтобы зубы не болели».

Разработан и реализован проект        «Основа процветания - здоровое питание».

Цель: расширение представлений детей о правильном питании, как основы здоровья.

При решении задач проекта использовались следующие дидактические и словесные игры: «Вредно и полезно», «Что, где растет?», «Лакомка», «Что лишнее?» и т.д. Родители приняли активное участие в работе над проектом. Провели конкурс витаминизированных напитков для детей с дегустацией на родительском собрании. Выпустили брошюры для родительской общественности «Витаминка», куда вошли все рецепты витаминизированных напитков. В группе провели выставку овощей и фруктов, выращенных на садовых участках «Витаминные чудеса». Среди детей прошел конкурс рассказов «Как меня лечили». Провели конкурс рисунков «Самый вкусный фрукт». Обследование детей, в конце проекта, показало, что у детей систематизировались знания по здоровому питанию, они овладели представлениями о витаминах, обогатили словарь путем введения новых слов.  

Разработан и реализован проект        «Здоровье это здорово».

Цель: Сформировать представления детей о здоровом образе жизни путем привлечения волонтеров медицинского колледжа

Силами волонтерской группы были разработаны презентации для родителей: «Здоровье ребенка в моих руках», «Здоровый образ жизни - что это значит», «Строение тела ребенка». Подготовили и провели консультацию о необходимости изготовления тренажеров по укреплению здоровья детей. В результате было получено огромное количество изделий: разнообразные массажные коврики (с шишками, карандашами, фломастерами, крышками) тренажеры для дыхания, тренажеры для массажа рук и ног, тренажеры для тренировки мышц рук, оборудование для метания и прыжков.

Волонтеры, совместно с воспитателями и детьми придумали сценарии спортивных праздников: «Веселые старты», «Папа, мама, я спортивная семья», «Олимпиада» и провели их на территории детского сада. С детьми провести конкурс рисунков: «Спорт в моей семье», «Как я делаю зарядку», «Самый красивый обруч», провести выставку поделок «Мой любимый тренажер».

Родители подготовили газеты: «Мы за спорт и за здоровье», в которых представили семейный опыт по ЗОЖ.

Группе волонтеров предложила сделать «Картотеку подвижных игр из своего детства» для повышения двигательной активности детей и поиграть с ними.

Обследование детей в конце проекта показало снижение уровня заболеваемости детей, дети имеют представления о здоровом образе жизни и применяют тренажеры для укрепления здоровья дома и в детском саду.

 У родителей сформированы представления о методах и средствах по укреплению здоровья детей.

Спортивные праздники и развлечения это всегда долгожданное событие для ребят, где можно показать свои спортивные достижения, порадоваться успеху друзей по команде. В увлекательной наглядно-практической форме они развивают интерес ребенка к спорту, физическим упражнениям, формируют мотивацию здорового образа жизни. Опыт работы показывает, что положительный результат бывает тогда, когда возникает взаимодействие и понимание между семьей и детским садом, когда все чувствуют атмосферу сердечности и доброжелательности взаимного уважения и понимания. Ни что так не сближает родителей и детей, как совместные праздники и развлечения.

Для более легкого пробуждения, детям была предложена «Гимнастика маленьких волшебников». Данная игра включает в себя элементы психогимнастики в сочетании с точечным массажем.

В целях укрепления здоровья дошкольников была продумана система закаливающих процедур в соответствии с СанПин

Система закаливающих процедур в соответствии с СанПин

Холодный период года (сентябрь-май).

1

Воздушные ванны во время переодевания, утренней гимнастики и физкультурных занятий.

2

Прогулка 2 раза в день (t от 20 С и силе ветра 7 м/с).

3

Физкультурные занятия (два в зале, одно на воздухе).

4

Ходьба босиком по полу и массажным дорожкам после сна.

5

Умывание водой комнатной температуры (t 20 - 22 С).

6

Полоскание рта после приема пищи (вода кипяченая комнатной температуры t 20 - 22 С).

Теплый период года (июнь-август).

1

Утренний прием на воздухе.

2

Утренняя гимнастика на воздухе.

3

Прогулка 2 раза в день.

4

Солнечные ванны (от 10 до 15 минут в облегченной одежде под прямыми солнечными лучами), чередовать с пребыванием в тени.

5

Сон с доступом свежего воздуха.

6

Физкультурные занятия на воздухе.

7

Ходьба босиком по массажным дорожкам после сна в группе, ходьба босиком на участке.

8

Умывание водой комнатной температуры t 20 - 22 С).

9

Полоскание рта после приема пищи (вода кипяченая комнатной температуры t 20 - 22 С).

10

Гигиеническое мытье ног.

11

Игры с водой.

При проведении закаливания обязательно соблюдаю принципы закаливания:

  • ребёнок здоров;
  • учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
  • интенсивность закаливающих процедур увеличиваю постепенно и последовательно;

систематичность и постоянство закаливания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание здорового образа жизни у старших дошкольников(из опыта работы)

Данный материал является опытом работы по воспитанию здорового образа жизни у старших дошкольников....

Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников

В дошкольном детстве, вовлекая ребёнка в образовательный процесс, следует воспитывать у него ценностные представления о здоровье, потребность в его укреплении и сохранен...

"Мой дом - мой друг" (проект по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников посредством валеологии).

Творческое отношение к жизни и своей личности лежит в основе самосозидания и создания вокруг себя экологически здоровой предметно-пространственной, природной, социальной и ментальной среды.Необходимо ...

Обобщенный педагогический опыт по теме "Формирование привычек здорового образа жизни у старших дошкольников"

"Я не боюсь еще и еще раз сказать:забота о здоровье - важнейшая работа             воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей...

Цикл занятий к программе по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"

Цикл занятий к программе  по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"...