Каша
план-конспект занятия (старшая группа)

Малахова Елена Владимировна

НОД о пользе каш

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_s_detmi_kasha.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД на тему: «Как растут каши и из чего они сделаны».

                                     Подготовила воспитатель МБДОУ «ДСКВ №26» Малахова Е.В.

Цель: формирование у детей представления о каше, как полезном продукте питания для развития здорового организма.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать представление о том, из каких растений и круп можно сварить кашу. формировать у детей представление о пользе каши в рационе детского питания, закрепить умение называть и различать названия круп и каш, знать технологию приготовления каши, закреплять умение выполнять творческие работы аккуратно,

Развивающие:

Развивать выразительность речи. Закрепить умение соотносить существительное с прилагательным, учить понимать смысл пословиц и умение объяснять другим.

Воспитательные:

Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Предварительная работа:

 Экскурсия на кухню детского сада, рассматривание разных круп через лупу,

знакомство с пословицами о каше, перемалывание пшеницы на кофемолке.

Словарная работа:

Рис, гречка, манка, пшеница, пшено, царские пиры, несговорчивый, гном, чаша, мясной холодец, бисквитное печенье.

Интеграция образовательной области:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование и материалы: образцы разных видов круп (рис, гречка, манка, рис , пшено), презентация «Где растет каша», готовая форма в виде тарелки с полями, клей, фломастеры.

Методы и приёмы:

Наглядный, словесный, игровой.

Ход организованно-образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Воспитатель: А для вас ребятки я приготовила загадку. Кто её отгадает, тот тему нашего занятия узнает. Слушайте внимательно. Кто отгадку знает, тот руку поднимает.

Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться?

Дети: Каша.

Воспитатель: Молодцы ребята – это каша. Сегодня мы с вами побеседуем о каше.

  1. Каша с древних времён занимала главное место на столе, как у богатых, так и бедных людей.
  2. Каша – означает кушанье из крупы, сваренная на воде или на молоке.
  3. Каша — это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными. Поэтому про неё говорили: Каша – матушка наша.
  4. Каша – любимое кушанье среди русских людей. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно застолье не обходилось без каши. Даже на царских пирах каша занимала почетное место.
  5.  В старину на Руси был даже праздник каши 26 июня. В этот день украшали дома букетами гречихи и просили святую Акулину, чтобы она дала богатый урожай.
  6.  У русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь».

Ребята, а как вы думаете, для того чтобы сварить кашу, что для этого надо? Дети: Сначала нужно вырастить зерно, переработать его в крупу, а потом уже варить кашу. Ребята, а сейчас давайте посмотрим как растет каша

Показ презентации

Гречневая каша

Это гречневая каша.
Эту кашу любит Саша.
Не бывает в поле тихо,
Если там растёт гречиха.

Пчёлки на неё летят,
Взять нектар они хотят

Кукурузная каша

Утром Катю кормят вкусной
Тёплой кашей кукурузной.
Росли в поле не на грядке
Кукурузные початки.

Кукуруза всякий раз
Вырастает выше нас!

Овсяная каша

Он не в дальних странах рос -
Замечательный овёс!
Рос овёс у нас в округе,
А не где — нибудь на юге!

Перловая каша

Познакомьтесь с кашей новой:
Все зовут её перловой.

Если спросят у меня:
«Каша есть из ячменя?»
У меня ответ готовый:
Да, зовут её перловой!

Манная каша

Наша каша хороша
Для любого малыша.
С маслицем, румяная,
Наша каша манная!

Пшенная каша

До чего вкусна она,
Эта каша из пшена!
Из чего взялось оно-
Желтоватое пшено?

Проще нет для нас вопроса.
Знай: пшено — крупа из проса!

Рисовая каша

 Во Вьетнаме он родился,             
Всему миру пригодился.             
Бел, длинно зернист.  
Всем известный рис 

Воспитатель: Все минуточку внимания,
Сейчас проверим ваши знания.
У меня вот здесь крупа,
Да не знаю — какова.

Я хочу у вас узнать.

Я покажу вам разные виды круп из коллекции, которую я составила, а вы попробуйте назвать крупу

Дидактическая игра «Узнай и назови крупу»

Воспитатель: Все крупы узнали и правильно назвали.

Вы и дальше не зевайте — теперь каши называйте.

Воспитатель: Дидактическая игра «Скажи правильно»

Я называю крупу, а вы говорите, как называется каша, приготовленная из этой крупы:

Каша из риса — рисовая каша;
Каша из гороха — гороховая каша;
Каша из кукурузы — кукурузная каша;
Каша из гречки — гречневая каша;

Каша из овса — овсяная каша;
Каша из пшена — пшенная каша;
Каша из манки — манная каша;
Каша из перловки — перловая каша;
Каша из ячменя — ячневая каша.

Воспитатель: А какая каша самая полезная? (Ответы детей) 

Японские учёные утверждают, что у школьников школьная успеваемость детей, которые в садике, в возрасте до трёх лет, регулярно ели на завтрак кашу, значительно улучшается по сравнению с их сверстниками, в чей утренний рацион входили другие продукты питания.

Для того, чтобы узнать, какая каша занимает первое место,  нужно отгадать загадку.    

Черна, мала крошка.            

Соберут, в воде поварят,            

Кто съест — похвалит.  (Гречневая)    

Гречневая каша  это настоящая мини-аптека! Она богата разными витаминами, необходимыми для здоровья. Она, помогает при болезнях крови, укрепляет сердце и даже лечит некоторые кожные болезни. Она помогает человеку окрепнуть после болезни, восстановить силы. В народе её ещё называют «Богатырской».

Воспитатель: Какое  место занимает гречневая каша?  (1  место). А теперь, отгадайте следующую загадку:

Как во поле на кургане.          

Стоит курица с серьгами.            

Сбросит серьги в котелок —            

кушай кашку, мой дружок.  (Овёс. Овсяная каша)                                                

Верно, это овсяная каша. Многие из вас знакомы с овсяной крупой с помощью овсяных хлопьев. Это расплющенные зёрна. Из хлопьев  варят каши, пекут любимое многими овсяное печенье. Овсяная каша — самая питательная из каш.  Она способствует хорошему пищеварению. Её в народе называют овсянкой. «Овсянка» получила название «каши красоты».  

Воспитатель: Какое место отдадим овсяной каше? (2 место). А теперь, отгадайте следующую загадку:

Во Вьетнаме родился,            

А всему миру сгодился.            

Бел, длинно зернист.  

Всемизвестный…(рис)    
Правильно, это рис. Рис — единственный из основных злаков, который растет в воде и не боится наводнения. Рис высаживается в специально приготовленные гнезда для семян.  Затем поля затопляются водой, которая проходит через специальные ворота в стенах, окружающих каждое поле (показ иллюстраций) Рис  содержит большое количество витамина РР. Этот витамин помогает в работе центральной нервной системы  и  пищеварения, благоприятно влияет на состояние кожи, в небольшом количестве так же содержатся витамины группы В.  Они участвуют в обменных процессах организма. Рис   применяется для профилактики малокровия.  

Воспитатель: Ребята, какое место занимает рисовая каша? (3 место).      

Воспитатель: Каждая каша по-своему полезна и вкусна. В каше много витаминов, полезных для здоровья и роста детей.

Физкультминутка «Маленький гном»

Жил-был маленький гном (приседают, встают)
У гнома был маленький дом 
(изображают руками «крышу» над головой)
Гномик кашу варил 
«помешивают» кашу)
И всем – всем — всем говорил 
(показывают друг на друга)

Все мы, и ты, и я хорошие друзья! (кладут руку на плечо соседа)
В гости ко мне прибегайте 
(бег на месте)
Ноги свои вытирайте! 
«вытирают» ноги)
В комнату проходите 
(идут)

За стол садитесь (приседают)
Кашей угощайтесь! 
(имитируют действия с ложкой)

И друг другу – улыбайтесь! (улыбаются)

Воспитатель: Видел ли кто-нибудь из вас, как мама или бабушка варят кашу? (Ответы детей)

Воспитатель: А какие продукты нам нужны, чтобы сварить кашу?

Дети: Молоко, соль, сахар, крупа.

Воспитатель: Сейчас мы с вами будем варить кашу.

Воспитатель: А есть такая пословица: «Кашу маслом не испортишь». Как вы ее понимаете?

Дети: С маслом вкуснее.

Воспитатель: А что ещё можно добавить в кашу, чтобы она стала ещё вкуснее?

Дети: Фрукты, орехи, ягоды.

А в народе говорят «Хороша каша да мала чаша» как вы понимаете? Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте с вами поиграем в игру на внимание. Я буду называть продукты, на нужные продукты для приготовления каши вы будете говорить «Да», а на те, которые не идут для приготовления каши — «Нет».

Сорока — белобока
Задумала кашу варить,
Чтобы деток накормить.
На рынок пошла

И вот что взяла:

Парное молоко... (Да)
Куриное яйцо... 
(Нет)
Крупа манная... 
(Да)

Капуста кочанная... (Нет)
Соленый огурец... 
(Нет)
Мясной холодец... 
(Нет)
Сахар да соль... 
(Да)

Белую фасоль... (Нет)
Масло топленное... 
(Да)
Рыбка соленая... 
(Нет)
Лавровый лист... 
(Нет)

Чернослив и изюм... (Да)
Перец болгарский... 
(Нет)
Клубничное варенье... 
(Да)
Бисквитное печенье... 
(Нет)

Изобразительная деятельность «Тарелка каши»

Детям предлагается готовая форма в виде тарелки с полями. На этих полях дети рисуют узоры (к примеру вертикальные линии, чередующиеся кругами). Затем всю тарелку, кроме раскрашенных полей, ребенок намазывает клеем и посыпает крупой. Крупу ребенок выбирает сам, а воспитатель просит объяснить выбор (к примеру, я взял гречневую крупу, потому что больше всего люблю гречневую кашу).-Какие вкусные каши получились. Какая каша получилась у тебя, а у тебя?

Итог занятия.

-Молодцы. Сегодня вы хорошо поработали. Надеюсь теперь вы не будете отказываться от каши, а будете есть ее с удовольствием, ведь каша – здоровье наше. 

Что на завтрак? Снова каша! 
Ох, не любит её Маша. 
Набивает полный рот, 
А в живот всё не идёт. 
Что же делать? Как же быть? 
Без неё ведь не прожить: 
Ловкость, силу придаёт. 
Так что, отправляйся в рот! 
Эта ложка мне для силы, 
Эта, чтобы быть красивой, 
Эта, чтобы умной быть... 
Что ещё мне не забыть? 
Ложку, чтобы не болела, 
Чтобы делать всё умела. 
Вроде я про всё сказала. 
Да и каши стало мало. 
Если ложечкой примять, 
Съела всё, можно сказать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект "Кашу маслом не испортишь"

разговор  о  правильном  питании...

конспект "Кашу маслом не испортишь"

разговор   о правильном  питании...

буклеты "Каша - сила наша" выпуск 1 "Каша - сила наша" выпуск 2

8 января - народный праздник "Праздник каш". В народе говорили: "Бабий праздник, праздник каш" В этот день готовят традиционные старинные блюда - каши...

Конкурс в рамках проведения Дня города 2017 "Каши глубокой старины" и "Каши XXI века"

Кашу кушай, а сказку слушай!В рамках проведения Дня города 2017 года в городе Темникове, наш детский сад принял участие в проведения конкурса  "Каши глубокой старины" и "Каша XXI века". Дивизом к...

Проект «Каша к завтраку нужна, каша каждому важна»

Проект «Каша к завтраку нужна,каша каждому важна»...

Проект "Каша к завтраку нужна, каша каждому важна"

С коллегой подготовили и реализовали проект "Каша к завтраку нужна, каша каждому важна". ...